Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Художественно-дидактические игры как средство формирования изобразительных умений и навыков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………..……..………3
Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста ……………………………..7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.2. Особенности обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию……………………………………………………………………..…11
1.3. Педагогические условия формирования изобразительных умений и навыков дошкольников средствами художественно-дидактических игр…………………………………………………………………………………16
Выводы по главе 1…………………………………………….…………..19
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами художественно-дидактических игр…………………………….…20
2.1. Диагностика сформированости изобразительных умений и навыков у дошкольников………………………………………………………..20
2.2. Содержание работы по формированию изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе использования художественно-дидактических игр…………………………………………..…25
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………30
Выводы по главе 2…………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….38
Введение:
Актуальность исследования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. В процессе изобразительной деятельности, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности.
Изобразительная деятельность — это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Через рисунок ребенок может отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
В настоящее время обучение дошкольников с использованием художественно-дидактических игр на занятиях изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием изобразительных умений и навыков дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование художественно–дидактических игр как средства формирования изобразительных умений и навыков у детей.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы условия формирования изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно – дидактических игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность использования художественно – дидактических игр в формировании изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях применения художественно-дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие изобразительных навыков и умений детей будет более успешным при условии, если:
1. Повышение компетентности педагога в вопросах формирования изобразительных навыков и умений дошкольников;
2 Единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах формирования изобразительных навыков и умений;
3 Организации предметно-развивающей среды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни сформированности изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести исследование формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников старшего возраста средствами художественно-дидактических игр.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ теоретических источников, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились: положение Л.С. Выготского о всестороннем развитии детей; труды исследователей, посвященные изучению развития моторики детей-дошкольников: В.М. Бехтерев, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; положение об особенностях развития творчества в продуктивных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №17» г. Жуковский. В исследовании принимали участие дети старшей группы, в которой воспитываются 20 детей, возрастом от 5 до 6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста художественно-дидактическими играми.
Текст работы:
Формирование предпосылок к изобразительной деятельность начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учиться точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине. Важное условие развития детского изобразительного творчества – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых во время изобразительной деятельности, способов работы с ними.
Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.
Очень важен уголок для художественно — творческой деятельности детей, включать туда разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т. д .; все то, что необходимо для творческой активности детей. Материалы в уголке для творчества должны быть расположены в наглядном, оптимальном, удобном, доступном месте, что бы это способствовало всестороннему развитию детей.
Большое значение следует придавать подготовке к образовательной деятельности, продумывать и подбирать материалы, наглядные пособия, картины, игрушки, предметы позволяющие детям проявить творчество, которые дают возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами, увидеть определенный предмет с разных точек зрения.
Также развивая изобразительные умения и навыки в процессе изобразительной деятельности рекомендуется применять нетрадиционные техники изображения: рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатками из пробки или ластика, восковые мелки или свеча с акварелью, печать по трафарету, кляксография и т.д. В процессе изображения у детей проявлялась фантазия, воображение, дети старались, изобрести что-то свое, необычное, рисунки получаются у всех разные.
Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображенным предметам; мотивировать, оправдывать задачу, заинтересовать предстоящей работой; объяснить методы изображения; рассмотреть, обследовать изображенный объект. Замечательная идея о необходимости рационального сочетания задач обучения и развития творчества в любой профессии была выдвинута и сформулирована талантливым ученым, педагогом Е.А. Флерина, которая отметила, что каждая образовательная деятельность обучающего характера должен иметь «выход» для творчества, и в каждой творческой образовательной деятельности должны быть элементы обучения.
Одной из задач педагога во время занятия с дошкольниками изобразительной деятельностью является умение вызвать познавательный интерес к выполняемому виду деятельности, развивать творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Во время изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста происходит развитие творчества, воображения, внимания, наблюдательности, настойчивости, воли, художественных способностей, для педагога представляются широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Характерная черта изобразительного творчества заключается в том, что выразить какое – либо явление можно, только создав изображение. Ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Умение изображать нельзя, отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения.
Заключение:
Актуальность исследования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. В процессе изобразительной деятельности, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности.
Изобразительная деятельность — это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Через рисунок ребенок может отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
В настоящее время обучение дошкольников с использованием художественно-дидактических игр на занятиях изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием изобразительных умений и навыков дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование художественно–дидактических игр как средства формирования изобразительных умений и навыков у детей.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы условия формирования изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно – дидактических игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность использования художественно – дидактических игр в формировании изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях применения художественно-дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие изобразительных навыков и умений детей будет более успешным при условии, если:
1. Повышение компетентности педагога в вопросах формирования изобразительных навыков и умений дошкольников;
2 Единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах формирования изобразительных навыков и умений;
3 Организации предметно-развивающей среды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни сформированности изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести исследование формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников старшего возраста средствами художественно-дидактических игр.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ теоретических источников, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились: положение Л.С. Выготского о всестороннем развитии детей; труды исследователей, посвященные изучению развития моторики детей-дошкольников: В.М. Бехтерев, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; положение об особенностях развития творчества в продуктивных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №17» г. Жуковский. В исследовании принимали участие дети старшей группы, в которой воспитываются 20 детей, возрастом от 5 до 6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста художественно-дидактическими играми.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. M.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в этот период, под влиянием воспитания, психика ребенка развивается активно.
В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок может приобрести определенную произвольность действий в общении, которая, как правило, возникает под влиянием активного педагогического влияния [9].
Исходя из ранее приобретенных знаний социального характера, дошкольник способен выполнять более значимые действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Основная специфика старшего дошкольного возраста состоит в том, что ведущей деятельностью является именно ролевая игра. Таким образом, в раннем дошкольном возрасте ребенок воссоздает социальные отношения между людьми в обществе, создает профессиональные действия, воспроизводит сказочные истории и т. д. Созданные модели отражают отношения, идентифицированные ребенком между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача и т. д.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего дошкольного возраста, у ребенка появляется предварительное планирование сюжета будущей игры, состав ее участников, необходимые атрибуты. Планирование игры ребенка в старшем дошкольном возрасте становится более плановым.
Главная потребность дошкольника — адаптироваться во взрослом мире, поэтому он испытывает постоянное желание приспособиться к функциям взрослого человека. Поскольку фактическое выполнение «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, дети-дошкольники формируют противоречие между желанием взрослого человека и отсутствием реальных возможностей. Это противоречие заставляет ребенка дошкольного возраста осваивать для него новые области деятельности.
Мышление — еще одна важная познавательная функция. Развитие мышления дошкольников очень интенсивно. Таким образом, наряду с получением новых знаний о мире вокруг, ребенок учится синтезировать, сравнивать, обобщать, анализировать, т.е. производит простейшие умственные операции. Успех развития мышления ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится [5, c. 68].
Воображение дошкольника очень хорошо развито. Этот возраст полезен для развития воображения, свободного фантазирования развития творческих способностей.
Детство — это удивительно непрекращающиеся творческие попытки, которые являются непроизвольными и жизненно необходимыми. Дошкольный период — это период, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего устойчивым хобби детей, вовлекая ребенка в сказочный мир искусства.
Ребенок привязан к искусству с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, являются результатом творческой активности людей. И степень, в которой человеческое общество будет развиваться в будущем, будет определяться творческим потенциалом молодого поколения [18].
Речь ребенка быстро развивается в период дошкольного детства. Происходит увеличение словарного запаса, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение структуры речи в пользу более сложных форм [7, c.56].
Специфика речевого развития детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что речь ребенка начинает предшествовать осуществлению практических действий, помогает их планировать.
В дошкольном детстве у детей впервые появляются этические инстанции, происходит подчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личное сознание.
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до 7 лет. [2] Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки [9].
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведении. Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших