Образование и педагогические науки (профиль: история и право) Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Хрущевская оттепель. Методическая разработка открытого занятия. «Оттепель Н. С. Хрущева. Оппозиция и диссиденты».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Исторические особенности феномена «хрущевской
оттепели. 7

1.1. Опыт
осмысления историографией периода
«оттепели»
. 7

1.2. Хрущевская «оттепель» и
общественные настроения в СССР
. 13

2. Методические аспект изучения периода хрущевской
оттепели в курсе истории России 11 класса. 18

2.1. Методика ознакомления старшеклассников с
историей периода хрущевской оттепели. 18

2.2. Методическая разработка открытого занятия.
«Оттепель Н. С. Хрущева. Оппозиция и диссиденты». 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

 

 

  

Введение:

 

 

Оттепель в СССР начинается с рубежа 1950-1960-х годов,
когда Никита Сергеевич Хрущев был главой государства. Он был первым секретарем
КПСС с 1953 по 1964 год. Хрущевская эпоха в истории СССР была отмечена серией
реформ, которые были весьма спорными по своим результатам.

В последние десять лет, когда в России начался процесс
формирования гражданского общества, наука вновь проявляла интерес к эпохе «оттепели»
(1956–1964 гг.) Как к периоду, когда впервые за долгое время контроль партийной
цензуры на культуру была ослаблена (хотя и частично). , Во многом этот интерес
был обусловлен наличием ранее закрытых архивных материалов, что позволило
переосмыслить уже известные факты, прийти к новым выводам и дать новую оценку
событиям того времени.

В начале XXI в. была вновь обрисована научная
деятельность по осмыслению этой темы. Стабилизация демократической системы в
стране побудила исследователей вновь обратиться к темам о дестабилизации
режима, связях с общественностью и формировании диссидентского движения. В то
же время вектор исследований смещается от общеполитических событий к
повседневной жизни 50–60-х годов, приобретая культурную направленность. Особую
актуальность сегодня имеют проблемы, которые считают хрущевскую «оттепель» с
культурной точки зрения. Все работы на эту тему, опубликованные за последние
десять лет, можно разделить на две большие группы. Первая группа включает
исследования, которые продолжают рассматривать оттепель как
социально-историческое явление (с привлечением новых документов). Вторая группа
включает исследования оттепели как культурного феномена.

С исторической и политической точки зрения большинство
аспектов, связанных с эпохой «оттепели», которая развивалась в СССР в период с
1953 по 1964 год, были изучены достаточно подробно. Существует большой пласт
исследований, посвященных борьбе за власть после смерти Сталина, реформам
Хрущева, международной политике этого периода и т. Д. В этом типе исследований
обязательно анализируются аспекты культурного развития этого периода. Например,
А. Пыжиков в работе «Хрущевская оттепель» рассматривает развитие культуры
совместно с социальным развитием, анализируя влияние советской идеологии на
культурные процессы этого периода. Автор уделяет особое внимание феномену
самиздата, поэтическим молодежным митингам на площади Маяковского в Москве,
любительским выступлениям учеников и молодежи, из которых впоследствии будет
сформировано диссидентское движение.

Одним из наиболее подробных исследований на эту тему
является работа Д. А. Ванюкова «Оттепель Хрущева», в которой рассматривается
политическая, социальная, экономическая, культурная жизнь страны в этот период.
Однако автор не дает ничего нового в оценке развития культуры в период «оттепели»,
уделяя основное внимание перечислению отдельных фактов культурной жизни.

Ю. В. Аксютин в своей работе «Оттепель Хрущева и
общественные настроения в СССР» фокусируется на процессе противостояния внутри
самой творческой интеллигенции. Центральными вехами этого противостояния
являются споры вокруг творчества Б. Пастернака, В. Гроссмана, А. Твардовского,
А. Солженицына, молодых поэтов — Е. Евтушенко, А. Вознесенского и других. Кроме
того, автор подробно анализирует проблему на основе опросов и личных данных
противоречивого восприятия такого противостояния в массах, а также роли
партийной пропаганды в этом восприятии.

Интересную концепцию «оттепели» как социокультурного
феномена представляет А. И. Липкин.

Однако,
в методике преподавания по-прежнему остаются разногласия, относительно методов
и приемов формирования знаний учеников о периоде хрущевской оттепели в курсе
истории России 11 класса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, анализ отечественной историографии показал, что в отечественной
исторической науке до начала периода перестройки царствовал Н.С. Хрущев
рассматривается в общих трудах, таких как учебники по истории СССР, труды,
посвященные исторической науке и историографии в СССР и т. Д. Однако личность
Н.С. Хрущев упоминается только в связи с его вступлением в должность
председателя Совета Министров на сессии Верховного Совета СССР в 1958 году.

В
учебниках не показаны события июньского пленума ЦК КПСС 1957 г., на котором такие
политические деятели, как В.М. Молотов, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков
попытался отстранить Н. С. Хрущева от должности. Смена Н.С. Хрущев в октябре
1964 года от всех занимаемых постов вообще не упоминается.

Внутренняя
политика и изменения, произошедшие в период правления Н.С. Хрущев в учебниках
не связан с его именем, а его личность практически не упоминается.

Если
в учебниках по истории СССР личность Н.С. Хрущева иногда упоминали, потом в творчестве
Б.И. Марушкина, царствование Н.С. Хрущев не указан. Проблемы Второй мировой
войны, участие

СССР
в войне с Японией и после этого начинается новый абзац со времен правления Л.И.
Брежнев.

Таким
образом, внутренняя политика Н.С. Хрущев в советской историографии 1964-1985
гг. не связано с его именем. Все реформы, которые имели место во времена
правления Н.С. Хрущев, показанный как преобразование КПСС или государственных
органов. В работах рассматривается царствование И.В. Сталин и Л.И. Брежнев и
Н.С. Хрущев упоминается только как председатель Совета министров, или его
деятельность замалчивается.

«Изучение
деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории в школе» в представленных учебниках
истории для 11 класса представлено довольно слабо и нуждается в дополнении
следующими темами:

1)
Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущев;

2)
Внешняя политика СССР в период правления Н.С. Хрущев.

Чтобы
учащиеся могли более эффективно изучать материал, мы решили использовать на
уроках исторические документы, поскольку работа с документом приближает
учащихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это
позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме,
а учебный процесс приобретает исследовательский характер.

Благодаря
использованию фрагментов их исторических документов, относящихся к эпохе Н.С.
Хрущев, ученикы:

а)
определены основные тенденции развития СССР в 1953-1964 гг.

б)
раскрыта целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проведенных по
инициативе Н.С. Хрущев;

в)
проведен анализ социально-экономической деятельности Н.С. Хрущев как глава
государства пришел к выводу, что это противоречиво, и дал ей оценку;

г)
получил знания о противоречивой внешней политике, проводимой Н.С. Хрущев;

д)
дал характеристику исторического портрета Н. С. Хрущева;

е)
проанализированы причины изменения внешней политики в личных качествах
советского лидера.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторические особенности феномена «хрущевской
оттепели

 

1.1. Опыт
осмысления историографией периода
«оттепели»

 

Актуальной конкретной исторической проблемой, вокруг
которой ведутся дискуссии, остается вопрос о том, как долго можно говорить о «деятельности
и политике Хрущева». На наш взгляд, конструктивное решение этой проблемы было
предложено Е.Ю. Зубкова: Во-первых, вопрос Н.С. Личный вклад Хрущева в развитие
курса реформ может быть поставлен и решен только на основе сравнительного
анализа позиций других политиков и на основе определения степени влияния
каждого из них на выбор политических путей.

Во-вторых, следует иметь в виду, что наиболее
конструктивные решения — от развенчания Сталина до разработки новых подходов в
аграрной политике — приходятся на то время, когда Н.С. Хрущев еще не
сформировался как единоличный лидер. Поэтому о политике Н.С. Хрущев в «чистом»
виде, его личный потенциал как реформатора и границы возможного в его
деятельности можно сказать только со второй половины 1957 года, когда он начал
действовать как единоличный лидер. Учитывая вышеперечисленные аспекты, законно
поставить вопрос о его верхней границе. Учитывая реальную динамику общественно-политических
процессов в СССР в 1953-1964 гг. и опуская дань историографической традиции,
прочно связавшей имя Н.С. Хрущева с постсталинскими переменами 1957–1958 гг.
Можно рассматривать как предел «оттепели»
[43].

НА. Барсуков считал, что уже в 1957 году что «оттепели»
можно положить конец, потому что в августе 1957 года арест так называемой
группы Краснопевцева в Московском университете, затем погром «кузнецов»,
преследование Пастернака, поход на Манеж. «Оттепель уходит в самиздат и
диссидентство. Фактически, борьба с «культом личности» также заканчивается …
Удаление тела Сталина из Мавзолея не прекращает «культа личности», но критикует
«культ личности», историк написал. По его мнению, ХХ съезд КПСС не стал
прологом общественного обновления, а пост-конгрессная «оттепель» оказалась
гораздо короче по времени съезда.

Некоторые историки, например, О.Л. Лейбович, считают,
что еще раньше события в Венгрии стали поворотным моментом в развитии
внутриполитических реформ, продемонстрировав всему миру пределы возможного
либерального курса Хрущева. Таким образом, свидетельства современников и выводы
историков приводят к выводу, что как только потенциал «оттепели» как
инструмента внутрипартийной борьбы исчерпан, как только с Хрущевым не с кем
было бороться, он отказался продолжить политику в духе 1953-1956 гг. Однако
многие действия Н.С. Хрущев, ХХ съезд КПСС, десталинизация, пусть и
непоследовательная и противоречивая, имела решающее значение для дальнейшей
эволюции советской системы [12].

Современные историки видят наиболее важный результат
деятельности Хрущева в изменении общественного сознания, разрушении однозначных
оценок роли партии в истории страны, появлении разнообразия в политических
настроениях и фактическом появлении политической оппозиции, а также потере
значительной части Советское общество полного доверия к власти. Критика
Сталина, стремление использовать борьбу против культа личности в интересах
части партийного аппарата, отмечает Р.Г. Пихоя привела к вовлечению огромной
массы членов партии в политическую жизнь, и никакие трансляции с иностранных
радиостанций не смогли донести до многомиллионной аудитории коммунистов столько
информации о конкретных примерах недовольства, критики фундаментальных
принципов советско-коммунистической системы, как это сделал ЦК КПСС[22].

Изучение атмосферы общественной жизни в СССР в 1953
году является одной из актуальных задач современной российской историографии.
Е.Ю. Зубков был одним из первых, кто решил эту проблему. В монографии «Общество
и реформы 1945-1964 гг.» Важность изучения общественных настроений определяется
их функцией «механизма давления», который подталкивает «верх» к принятию
определенных решений. Автор рассматривал объект своего исследования как
конструкцию, каждая часть которой может быть изучена только в зависимости от
другой. Поэтому на первый план выходит Е.Ю. Зубкова представляла не события как
таковые, а рефлексивную серию, реакцию на события среди современников,
отражение их общественного сознания и трансформацию последних. Особая роль в
формировании социального портрета оттепели, по мнению Е.Ю. Зубкова,
принадлежавшая «шестидесятникам»

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы