Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Характеристика структурно-семантических особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение структурно-семантических особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи 5
1.1. Характеристика речевого развития младших школьников с нарушением речи 5
1.2. Особенности связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи 12
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное исследование развития структурно-семантических особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи 20
2.1. Организация и методики исследования связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи 20
2.2. Формирование связной монологической речи у детей младшего школьного возраста 39
2.3. Анализ проведенной работы по развитию связного рассказывания младших школьников 44
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список литературы 54

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития детей с нарушениями речи занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого развития младших школьников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие младших школьников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому.
Степень изученности темы. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Вопросы формирования связного рассказывания изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др.
Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым связную речь, однако детям с нарушениями речи свойственно наличие особенностей в формировании речевых связных высказываний.
В процессе проведения экспериментальной работы были выявлены некоторое противоречие: независимо от того, что в теории существует множество исследований по проблеме развития связного рассказывания, на практике в начальной школе они не используются в полной мере.
Объектом исследования является процесс связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи.
Предметом исследования выступает коррекционно-педагогическая работа по формированию связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методические рекомендации, направленные на развитие связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности речевого развития младших школьников с нарушением речи.
2. Изучение особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи.
3. Организовать исследование по выявлению особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи.
4. Организовать работу по формированию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста.
5. Проанализировать результаты проведенной работы по развитию связного рассказывания младших школьников.
Методы исследования:
 теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
 эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности уровень сформированности связной речи младших школьников;
 количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость представляется в том, что в ходе исследования были проанализированы и обобщены имеющиеся материалы и публикации по теме развития монологической речи, которые могут использоваться в процессе подготовки занятий по развитию речи педагогами начальной школы и студентами педагогических специальностей при изучении данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в развитии связной монологической речи детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, в учебно-воспитательном процессе.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с младшими школьникам и необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на уроках и во внеурочной деятельности
Основная задача любого педагога – речевое развитие обучающихся. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие обучающихся, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Проведенное исследование с младшими школьниками с нарушением речи позволило выявить ряд недостатков в развитии связного рассказывания, в связи с чем была разработана коррекционная работа в ходе внеурочных занятий в начальной школе. После проведения такой работы дети с нарушением речи более точно и полно отражают изображаемый сюжет, соблюдают его основной смысл; несколько повысился уровень сформированности умений последовательно, соответственно логике событий составлять рассказ, не нарушая его основной идеи; умения детей включать в рассказ все основные фрагменты и лаконично их завершать стали проявляться значительно ярче. Речь большинства младших школьников с нарушением речи стала более яркой, выразительной, эмоциональной, образной. В большинстве случаев самостоятельно или с незначительной помощью взрослого обучающиеся могут лаконично, эмоционально, без длительных пауз составить рассказ по картинке.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная логопедическая работа с младших школьников с нарушением речи эффективна и влияют на уровень развития связного рассказывания обучающихся

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение структурно-семантических особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушением речи
1.1. Характеристика речевого развития младших школьников с нарушением речи
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития, среди которых особенно выделяется общее недоразвитие речи, которое подразумевает недоразвитие или нарушение всех компонентов языковой деятельности: лексического строя, грамматической компетенции, фонетико-фонологической компетенции и связной речи [13].
У детей с общим недоразвитием речи оказывается несформированной система речи на практическом уровне, что ограничивает возможности их перехода к развитию речи на более высоком уровне, к усвоению сложных языковых закономерностей и, в конечном счете, к коммуникативному взаимодействию. На это указывают такие исследователи как Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко, В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева и др.
Психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. В первую очередь может отмечаться замедленный темп развития, когда все психические процессы формируются очень медленно и в более поздний срок по сравнению с детьми, имеющими нормальное развитие.
Теория и практика логопедии понимает под общим недоразвитием речи форму речевой патологии, когда происходит нарушение формирования каждого из компонентов речевой системы, а именно – словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, в случаях нормального слуха и относительно сохраненного интеллекта [10].
Следует заметить, что проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Таким образом, основываясь на определения разных исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи [20].
Детям с общим недоразвитием речи присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [6].
Следует отметить, что для появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год жизни детей. Среди исследователей по данной проблемы предлагается выделить следующие причины речевой патологии:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы