Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Гражданское право

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Гражданско-правовой статус наследственного фонда в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Фонд как субъект гражданского права 6
1.1. Понятие фонда в Российской Федерации и его виды 6
1.2. Наследственный фонд как новый вид юридического лица в российском праве 11
Глава 2. Общая характеристика наследственного фонда 23
2.1. Создание наследственного фонда 23
2.2. Управление наследственным фондом 33
2.3. Ликвидация наследственного фонда 43
Глава 3. Наследственный фонд в странах континентального и англосаксонского права 46
3.1. Регулирование отношений, связанных с наследственным фондом в странах континентального права 46
3.2. Статус наследственного фонда в странах англосаксонского права 48
Заключение 51
Библиографический список 55

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Развитие рыночной экономики требует постоянных изменений и доработок в законодательстве. Внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) норм о наследственном фонде должно урегулировать множество проблем, возникающих при принятии наследства.
2018 год был богат на изменения, касающиеся сферы гражданского права.
Так, с 1-го сентября 2018 г. в России появился новый правовой институт – наследственный фонд. В понимании отечественного законодателя, это – новый способ передачи имущества. Как выразился П. В. Крашенинников, Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, а по совместительству – один из авторов нового закона, наследственный фонд представляет собой нетипичную для российского права форму управления наследством, в которую могут включаться не только денежные средства, но и активы, акции, даже целый бизнес . С помощью наследственных фондов граждане смогут сохранить свой капитал и определить, кто впоследствии будет управлять их активами.
В то же время, как показывает практика, нововведения и заимствования активно приживаются в гражданском праве. Идею создания наследственных фондов восприняли весьма положительно, приводя в качестве главного аргумента факт успешного функционирования подобных институтов в зарубежных странах. В то же время, инициаторы законопроекта отмечают, что, в связи с невозможностью учреждения наследственных фондов в России до нынешнего момента, нередки были случаи, когда бизнесмены выводили свои активы из страны и создавали фонды в других странах, что неблагоприятно сказывалось на экономике страны .
Объектами представленной работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и управлением наследственным фондом.
Предмет работы – нормы гражданского права, определяющие правовой статус, порядок создания и управления наследственным фондом, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы заключается в исследовании особенностей гражданско-правового статуса наследственного фонда в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды фондов в Российской Федерации.
2. Рассмотреть особенности наследственного фонда как нового вида юридического лица в российском праве.
3. Изучить порядок создания наследственного фонда.
4. Охарактеризовать систему управления наследственным фондом.
5. Выявить особенности ликвидации наследственного фонда.
6. Исследовать вопросы регулирования отношений, связанных с наследственным фондом в странах континентального права.
7. Проанализировать статус наследственного фонда в странах англосаксонского права.
Теоретическую основу работы составили труды и научные публикации таких ученых, как: Антонова А.А., Аюшеева И.З., Гришаев С.П., Калашникова В.С., Карташов М.А., Крашенинников П.В., Куликов В.Ю., Лебец Е.В., Медведева Е.В., Поваров С.Ю., Пономарева Е.В., Серова О.А., Харитонова Ю.С., Щенникова Л.В. и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативно-правовая основа работы — Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иные нормативные правовые акты.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение можно сделать вывод, что в соответствии с законодательными нормами распоряжение наследодателя о создании наследственного фонда для управления принадлежащим ему предприятием как объектом гражданских прав рассматривается как составляющая завещания, при этом такое распоряжение на случай смерти является самостоятельным способом распоряжения предприятием без образования юридического лица, так как, принимая решение о создании наследственного фонда, наследодатель предопределяет особый порядок распоряжения и управления предприятием, также своим решением наследодатель может ограничить реализацию своих прав наследниками по закону, включая право на обязательную долю.
Наследственный фонд:
1) это юридическое лицо — унитарная некоммерческая организация, (разновидность фондов);
2) это наследник по завещанию, призываемый к наследованию после его создания. То есть наследодатель составляет завещание, в котором предусматривает создание наследственного фонда после своей смерти и передает в него определенное в завещании имущество;
3) это способ управления наследственным имуществом и способ сохранения бизнеса. Предполагается, что наследственный фонд предназначен для того, чтобы имуществом наследодателя управляли профессионалы, выбранные самим наследодателем. Они нужны на тот случай, если наследники в силу возраста или иных причин не способны управлять имуществом и вести бизнес. Фонд начинает управлять имуществом сразу после его создания. Бизнес не остается подвешенным в воздухе на время срока вступления в наследство (полгода) и споров в судах (могут длиться годами);
4) это способ обеспечить жизнь наследникам как за счет управления бизнесом, имуществом лицами, специально назначенными для этого, так и за счет того, что в уставе фонда будет прописано, сколько, в каком порядке и кому выплачивать на содержание.
Другими словами, наследственный фонд — это такое юридическое лицо, которое может быть создано по желанию гражданина после его смерти для того, чтобы распоряжаться имуществом, переданным гражданином в этот фонд, а доходы, полученные от распоряжения имуществом, распределять среди выгодоприобретателей.
Идея создания наследственных фондов также не нова. В мировых правопорядках существуют как посмертные, так и прижизненные фонды, т.е. юридические лица, созданные специально, чтобы распоряжаться имуществом лица, их создавшего.
Учредителем наследственного фонда является гражданин. Он составляет завещание, предусматривающее создание наследственного фонда после своей смерти и имущество, которое передается в этот фонд. Именно поэтому юридически наследственный фонд считается наследником по завещанию, а лица, которые будут получать имущество от фонда, называются не наследниками, а выгодоприобретателями.
Можно выделить проблемные аспекты функционирования наследственного фонда в Российской Федерации:
1) Исходя из того, что создание такого фонда происходит только после смерти наследодателя, возникает вопрос, как быть при обнаружении неверно указанных данных или при невозможности формирования органов фонда при создании наследственного фонда. Так, может возникнуть ситуация, исключающая возможность регистрации наследственного фонда, ведь учредитель фонда будет уже мертв и не сможет внести необходимые коррективы в устав фонда. Получается пробел в регулировании отношений последующей судьбы наследственного имущества.
2) Завещателю необходимо будет осуществить поиск лиц, способных управлять таким фондом. Учитывая российский менталитет, рассчитывать на добросовестность управляющих фондом не представляется возможным. Наследодателю придется искать лиц, которым он более всего доверяет и в чьих управленческих способностях не сомневается. Исходя из этого, для наследственного фонда в России лучшим органом управления наследственным фондом будет коллегиальный орган. Еще одним интересным моментом при определении управляющих фондом является отсутствие единых стандартов к образованию, гражданству и стажу предполагаемого управляющего.
Можно сказать о том, что работоспособность таких фондов будет зависеть от наличия в данной юрисдикции достаточно высокой культуры управления активами.
3) Судя по действующему законодательству России, режим налогообложения наследственного фонда такой же, как и для других некоммерческих организаций. Но неясно, будут ли облагаться налогом выплаты выгодоприобретателю.
4) Невозможность взыскать кредиторам с выгодоприобретателей долг, возникший и числящийся за наследственным фондом. И наоборот, фонд не будет отвечать по долгам выгодоприобретателя.
5) Помимо прочего, возможность создания наследственного фонда только после смерти гражданина и новизна данного института, скорее всего, приведут к небольшому количеству желающих «ставить эксперименты» на своем имуществе. Бизнесмены в России не склонны доверять отечественным юридическим инструментам, и важно, чтобы владелец состояния своими глазами увидел, как будет работать фонд после его смерти.
6) Законодатель не определяет размер уставного капитала для создания наследственного фонда в России, в отличие от европейских фондов (например, в Германии уставный капитал фонда составляет от 50 тыс. евро, в Швейцарии — от 44 тыс. евро). Ведь представляется вполне логичным формирование начального капитала наследственного фонда РФ.
7) С 1 июня 2019 г. вступают в силу поправки к законодательству, вносимые Федеральным законом от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», вводящие совместное завещание. Может возникнуть ситуация, при которой супруг(а) составил новое завещание, а совместное завещание, составленное до этого, в котором прописывалось создание наследственного фонда, стало недействительным, и другой супруг(а), который являлся учредителем такого фонда, умирает, не будучи надлежаще извещенным нотариусом, или не успев составить новое завещания. Следовательно, наследственный фонд не будет создан ввиду отсутствия действующего завещания на момент смерти наследодателя-учредителя фонда.
Таким образом, создание наследственного фонда в России может не иметь широкого распространения, так как это будет интересно прежде всего для предпринимателей, владеющих крупным капиталом, а они обращаются к привычным иностранным фондам. Однако при постоянно расширяющихся санкциях, применяемых к российским бизнесменам, наследственный фонд в Российской Федерации может стать востребованным ими. Но для совершенствования этого нового института для российского законодательства требуется целый ряд доработок и изменений текущего гражданского и налогового законодательства.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Фонд как субъект гражданского права
1.1. Понятие фонда в Российской Федерации и его виды

Анализ норм Гражданского кодекса Российской Федерации по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц показывает, что законодатель не решал многие частные проблемы, которые регулярно порождают спорные вопросы. В некоторых случаях причиной является лаконичность положений, включенных в ГК РФ, в других, наоборот, чрезмерное регулирование с использованием преимущественно императивных норм, которые не допускают никаких исключений. Существующие реалии, свидетельствующие о фактическом наличии таких исключений и высокой вероятности их сохранения в будущем, не были приняты во внимание. Соответственно, первоначально провозглашенная цель реформирования гражданского законодательства о некоммерческих организациях — повысить роль Гражданского кодекса в их правовом регулировании — не будет достигнута.
Обоснованность таких суждений подтверждается анализом правил, регулирующих состояние фондов, в частности, предусматривающих запрет на реорганизацию фондов (единственное исключение составляют негосударственные пенсионные фонды), невозможностью привлечения фонда и его учредителей, которые несут ответственность по обязательствам друг друга; установление того, что наряду с руководящими органами в фонде создается наблюдательный орган — попечительский совет; разрешение на ликвидацию фонда только на основании решения суда при определенных условиях и т.д. (ст. 123.17 — 123.20 ГК РФ).
Хотя ГК РФ предусматривает возможность создания фондов гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, фактически эта форма широко используется субъектами публичного права. Кроме того, каждый из фондов, созданных, в частности, Российской Федерацией, имеет особый статус, и поэтому к ним больше применяются специальные правила. В то же время, исходя из целей создания этих фондов и выполняемых ими функций с учетом того факта, что их материальная база формируется в основном за счет имущества, получаемого от государства, можно предположить, что эти специальные нормы вряд ли могут быть изменены и приведены в соответствие с Гражданским кодексом. В частности, допускается возможность принятия ответственности этими фондами и их учредителями по обязательствам друг друга; у них особая структура руководящих органов, а их высшим органом является попечительский совет, члены которого назначаются Президентом Российской Федерации; предусматривается возможность их реорганизации и ликвидации на основании специально принятого закона.
Фондом по Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 123.17) является унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные и иные полезные цели.
Главной особенностью фонда является то, что его учредители юридически не имеют права ни на имущество, ни на управление этим юридическим лицом. Предполагается, что после его создания учредители фонда «исключаются» из организации, а имущество, внесенное в фонд, самостоятельно функционирует в общественно-полезных целях под контролем учредительных органов, созданных в соответствии с уставом. Однако на самом деле учредители фонда продолжают управлять и контролировать деятельность фонда, входя в его органы управления и контроля. Фонд не может быть реорганизован, за исключением случаев реорганизации негосударственных пенсионных фондов, определенных законом. На средства предусмотрена публичная отчетность об использовании имущества.
Порядок управления и порядок формирования его органов управления определяются уставом, утверждаемым учредителями. Гражданский кодекс содержит основные положения о структуре и компетенции органов управления фонда. В частности, он должен создать высший коллегиальный орган, единоличный исполнительный орган и попечительский совет для контроля за деятельностью фонда. Фонд может учредить совет в качестве коллегиального исполнительного органа, а также могут быть другие коллегиальные органы и должностные лица фонда .
Новизна современного российского гражданского права — возможность создания наследственных фондов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы