Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Гражданское общество и правовое государство: перспективы формирования в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовое государство: общая характеристика 5
1.1. История и понятие правового государства 5
1.2. Современное правовое государство 10
Глава 2. Гражданское общество 24
2.1. Теоретические аспекты гражданского общества 24
2.2. Современное гражданское общество 31
Глава 3. Правовое государство и гражданское общество в РФ 42
3.1. Правовое государство в РФ 42
3.2. Гражданское общество в РФ 50
3.3. Основные проблемы, пути их решения и перспективы развития в РФ 57
Заключение 61
Библиографический список 66
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития общества и государства, развития общественно-политической и правовой мысли многие политические деятели, а также ученые правоведы зачастую обращаются к проблеме создания «правового государства с развитым гражданским обществом».
Оперируя, этими понятиями многие из них имеют в виду определенное идеальное состояние общества и государства, к которому в итоге должно привести современное демократическое развитие. Сказанное вовсе не означает, что обозначенная проблема – явление сегодняшних дней. Идея правового государства и гражданского общества существует с древних времен.
На фоне событий, имеющих место в современном мире сложно говорить о скором достижении такого состояния, это в равной степени относится к нашей стране. Однако это ни сколько не умаляет актуальности выбранной темы, поскольку к этому вопросу нужно возвращаться вновь и вновь в целях развития теории, а также формирования в целом правовой культуры и правосознания населения.
Установление баланса между интересами различных групп граждан и государственных институтов, на протяжении всего исторического процесса в России, представляет большой научный интерес. Различные аспекты формирования гражданского общества и его основных институтов в России, подробно рассматриваются в трудах ученых различных отраслей знаний, включая юриспруденцию, политологию, социологию.
Сегодня гражданское общество и правовое государство – продукты естественного развития человечества, выражающиеся в особом характере экономических, духовных, нравственных условий жизни и способствующий свободной реализации не только частных, но и публичных интересов индивидов. Но достижение этих интересов возможно только в процессе поддержания отношений индивидов с другими людьми, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся с связи с развитием гражданского общества и правового государства.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать теоретические особенности, проблемы и перспективы формирования в РФ гражданского общества и правового государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития теории правового государства.
2. Определить состояние современных представлений о правовом государстве.
3. Охарактеризовать теоретические аспекты гражданского общества.
4. Выявить особенности современного состояния теории гражданского общества.
5. Изучить особенности формирования правового государства в РФ.
6. Проанализировать особенности развития гражданского общества в РФ.
7. Выявить основные проблемы и перспективы развития правового государства и гражданского общества в РФ.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним. Лозунг правового государства возник еще в борьбе против произвола абсолютных монархов. Однако в большинстве европейских стран на уровень конституционного принципа он был возведен в XX в., приобретя особенно важное звучание в его второй половине как реакция на горький опыт тоталитарных режимов. Требования правовой государственности таковы: гарантированность в стране прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство конституции и принципа законности; демократическая форма правления; разделение властей и, в частности, независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Поскольку понятие правовое государство исходит из идеи подчинения государства праву, а подавляющее большинство его норм создается или санкционируется государством, то принципиальное значение имеет вопрос о характере самого права: соответствует ли оно принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма и другим общечеловеческим ценностям.
Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых:
— суды отделены от других ветвей власти (исполнительной и законодательной) и изолированы от внешнего давления;
— судебные решения основаны на разумном толковании существующих законов;
— существуют гарантии справедливого судебного разбирательства.
Преодоление отрицательных тенденций в развитии правого государства современной России, которые достались ее в наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей ее реформирования и деформации в сторону полной зависимости правовой системы от государства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России.
Также на первый план выходит проблема повышения правовой культуры российского общества, так как реформирование, повышение эффективности правовой системы России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся правовой системы.
Необходимо создание условий для того, чтобы из некоторого числа развивающихся тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно отвечает объективным потребностям российского гражданского общества и правого государства.
Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных тенденций в формировании отечественного правого государства не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть правовая наука.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Необходимость гражданского общества государству объясняется рядом причин:
— гражданское общество есть источник легитимности политической власти;
— в ходе взаимодействия государства с организациями гражданского общества, государство получает информацию о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти;
— среди составляющих элементов гражданского общества немало таких, которые нуждаются в материальной поддержке со стороны государства, но есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы);
— в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т. д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой поддерживающей государство и т.д.
Конечно же, для становления гражданского общества в государстве необходимы соответствующие предпосылки: экономические, социальные, политико-правовые и культурные. Данные предпосылки и будут являться основой гражданского общества.
Феномен гражданского общества раскрывается в следующих его принципах: во-первых, экономическую свободу, многообразие форм собственности и рыночные отношения; во-вторых, безусловное признание и защиту естественных прав человека и гражданина, предполагающее равенство всех перед законом; в-третьих, наличие правового государства, основанного на принципе разделения и взаимодействия властей и невмешательства государства в частную жизнь.
Гражданское общество немыслимо и без экономической свободы. Базой для реализации этой свободы личностью для воплощения в жизнь права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности выступает право частной собственности. Экономическая свобода личности в гражданском обществе — это такой уровень свободы индивида, который позволяет последнему быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений.
Процесс становления гражданского общества необходимо рассматривать в неразрывном единстве с совершенствованием федеративного устройства, являющегося фундаментом единства и целостности Российского государства.
Целесообразно в концепции государственной национальной политики четко обозначить, что конечная цель — это построение такого федерати
Фрагмент текста работы:
На современном историческом этапе в юридической литературе нет недостатка в исследованиях, посвященных правовому государству. Вместе с тем полагаем целесообразным на основе анализа наиболее распространенных подходов к данному феномену осуществить попытку его «детализации», выявить его сущность и специфику применительно к конкретным сферам общественных отношений.
Среди соответствующих научных исследований доминирует понимание правового государства как государства, обеспечивающего примат права. В условиях демократического гражданского общества и правового государства право, по мнению ученых, разделяющих эту позицию, не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Это право является продуктом общества, но при том, что и правовое государство образуется, управляется, контролируется обществом, представляет собой необходимый политический институт общества, а формирование и реализация права в обществе требуют непременного и конституционно установленного участия государства, что, безусловно, не означает его «огосударствления» .
Идея правового государства зародилась давно и прошла долгий путь своего развития. Впервые о ней заговорили древнегреческие мыслители, такие, как Сократ , Платон и Аристотель . В частности, они сделали первые шаги в данном направлении, высказывая идею о том, что закон должен занимать высшее положение в государстве.
Данную идею рассматривал Аристотель, который считал, что если нет власти закона, то нет и правового государства, так как закон должен иметь верховную власть. Без закона не может быть и соответствующего государственного строя. Данные идеи поддерживались Кантон, Монтескье, Гуго Гроцием, Спинозой, Дж. Локком и др.
В дальнейшем данное учение нашло свое развитие в работах мыслителей и ученых Нового времени. В частности, Д.Локк упоминал о роли закона в государстве, говоря, что они учреждают отношения собственности и определяют государственное устройство.
Ш. Монтескье также развил данную теорию. Он положил начало теории разделения властей, согласно которой предполагается разделение властей на несколько ветвей властей, в частности на законодательную, исполнительную и судебную. При этом он обозначил систему сдержек и противовесов, согласно которой ветви власти сдерживают и дополняют друг другом.
Значительный вклад в данную теорию внесли Кант и Гегель . В частности, первый рассматривал государство в качестве объединения множества людей, при этом люди должны подчиняться законам. Он разработал новую теорию в философии – теорию правового государства, центральное место здесь занимает личность, его права и свободы. Предполагается, что источником развития государства является наличие социального антагонизма с необходимостью людей жить совместно, в том числе с присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Требуется разрешение противоречий в обществе, устранение социальной неравности, что говорит о необходимости установления равноправия всех членов общества. Такая модель возможна в гражданском обществе под управлением правового государства. Государство формирует различные ветви власти, в том числе и законодательную, которая обнародует законы по различным сферам. Наблюдается подчинение исполнительной власти законодательной, однако также должно действовать их равновесие .
Гегель рассматривал такие понятия, как государство и право в качестве однозначных понятий. Он полагает, что государство выступает в качестве инструмента общественной жизни, который строит жизнь общества на правовой основе, которое реализует права и свободы .