Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История России

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Гражданская война в России» в исторической науке и школьном курсе истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА КАК СОБЫТИЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.. 12

1.1.      Основные события гражданской войны
в советской и современной историографии. 12

1.2. Подходы к освещению Гражданской
войны в России. 24

ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ.. 32

2.1. Методические особенности
изучения истории гражданской войны.. 32

2.2. «Гражданская война» в
современном УМК по отечественной истории. 36

ГЛАВА 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В
РОССИИ». 43

3.1. Анализ приемов изучения темы
«Гражданская война в России» в практике учителей РФ.. 43

3.2. Конспект урока по теме
«Гражданская война в России». 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 61

  

Введение:

 

 

Актуальность.
В
настоящее время активно популяризируется в исторической науке тема исследования
событий гражданской войны в России, что связано с раскрытием новых фактов,
архивных исследований и сведений. Как казалось ранее, уже сложившееся понимание
гражданской войны не может пошатнуться, однако, современные тенденции и подходы
демонстрируют обратное: гражданская война – это военный процесс, который еще не
до конца изучен и не может трактоваться совершенно однозначно, в том числе еще
и по причине того, что гражданская война – это война братоубийственная, поэтому
однозначное отношение к какой-либо из сторон военных событий попросту невозможно.

Гражданская война – вооруженное
противостояние некоторых военно-политических структур, которые определялись
следующим образом: «белые» и «красные».

Гражданская война, в
сущности, являлась закономерным результатом очень существенных потрясений и
противоречий на всех уровнях, от политических до духовных. Недовольства
граждан, накопившиеся в годы первой мировой войны и введение продразверстки
обострили ситуацию.

С начала формирования
частей Белой и Красной армий был значительно расширен масштаб военных действий.
В частности, в 1918 г. они сводились к захвату крупных узловых станций и
городов. Это так называемая «эшелонная война».

В январе-феврале 1918 г. происходило
кровопролитное  наступление красногвардейцев
отряда В.А. Антонова-Овсеенко и Р.Ф. Сиверса на Ростов-на-Дону и Новочеркасск.

Весной 1918 г. было
произведено наступательное движение частей австро-венгерской армии
Чехословацкого корпуса во главе с Р. Гайдой, Я. Сыровым, С. Чечеком. Примечательно,
что подразделение было сформировано из военопленных.

Летом-осенью 1918 г. было
произведено взятие узловых станций Тихорецкой, Торговой, а также городов
Армавира и Ставрополя Добровольческой армией.

В самом начале
Гражданской войны активно продвигалась подпольная деятельность центров белогвардейцев.
В российских городах формировались группы, которые были непосредственно связаны
с бывшими структурами военных округов и воинских частей, с подпольными
организациями монархистов, кадетов и эсеров.

К началу 1919 г. следует
относить окончание формирования Белой и Красной армий.

В целом же необходимо
понимать, что Гражданская война имела разные формы, в том числе и формы
восстания, вооруженных столкновений, террора. Особенностью Гражданской войны являлся
ее кровопролитный и продолжительный характер.

Изучение истории
гражданской войны – вопрос достаточно актуальный в современном образовании. В
частности, данная проблема исследуется по ФГОС в 9-11 классах, по ИКС – в 10
классе.

В современных УМК не
дается полных и до конца объективных сведений, которые могли был формировать
хорошую фундаментальную мировоззренческую позицию. Материал преимущественно
краток и сжат, по этой причине учителя разрабатывают собственные конспекты
уроков, лишь опираясь на материал, представленный в учебнике, используя
дополнительную литературу и сведения. Соответственно, в объективности и полноте
исследования Гражданской войны в России с 9-11 классах играет колоссальную роль
учитель, который самостоятельно решает, какой подход и какие методы и приемы
использовать в процессе изучения истории гражданской войны.

Кроме того, актуален
вопрос использования регионально-национального компонента при изучении событий
гражданской войны, поскольку это приближает учащихся ко всем военным событиям
вообще.

В соответствии с
представленными сведениями необходимо обозначить проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы
определить константы изучения гражданской войны в современной исторической
науке и в современном образовании. В частности, необходимо определить,
различаются ли и в какой степени данные направления в освещении истории
гражданской войны.

Новизна
исследования
заключается в том, что проводятся
параллели изучения истории гражданской войны в современной исторической науке и
в сфере образования, и, вместе с тем, предлагаются методологические приемы
изучения темы гражданской войны в 10 классах по ИКС. Автором предложен анализ разделов
по истории гражданской войны в современных УМК.

Обзор
источников по теме ВКР и Степень научной разработанности проблемы исследования.
В
представленном исследовании очень обширно представлена историография
гражданской войны как в советский, так и в современный период, проанализированы
УМК по отечественной истории в школе, а также проанализирована методическая и
педагогическая литература.

Изучая историографию
актуальной проблемы, я опирался на труды:

— (1920-1940 г.) А.И.
Деникина,[1] который, будучи в
эмиграции, писал очерки по истории русской смуты. Данный период
характеризовался свежими воспоминаниями и трудами мигрантов;

— (1940-1990 гг.) В.П.
Наумова и С.Ф. Найды: авторы в своих исследованиях изучали еще в советский
период подходы к освещению событий гражданской войны;[2] группы авторов А.П.
Литвина, В.Д. Поликарпова, Л.М. Спирина, которые ломали стереотипные
представления советского союза о гражданской войне и других исследователей.[3] В данный период было мало
сведений, поскольку архивы были засекречены. Ориентация изучения являлась
большевистской – односторонней.

— (после 1990 г.)
современников, которые обращались к освещению гражданской войны в научном
сообществе, следует выделить С.М. Исхакова, который именно с научной точки
зрения изучал проблему интервенции и интерпретировал ход событий гражданской
войны;[4] Н.А. Почешхова, который
исследовал военные и экономические проблемы гражданской войны и других
исследователей.[5]
В.И. Голдина, который изучал современные подходы к интерпретации истории
гражданской войны.[6]
Особенно следует отметить труды В.И. Голдина, поскольку в соответствии с ними
была составлена классификация современных намечающихся подходов к изучению
истории гражданской войны. В данный период раскрываются новые сведения, война
рассматривается как братоубийственная; А.И. Ушакова, который рассматривал антибольшевистское
движение в годы Гражданской войны в России;[7] А.В. Ганина, который
отвечал на ключевые вопросы о Гражданской войне,[8] Г.М. Ипполитова,[9] который подробно исследовал
движение Белых и анализировал подходы к изучению Гражданской войны.

Произведен анализ
периодики и электронных изданий, в частности:

— Демоверсии ОГЭ 2019 по
истории;[10]

— Концепция нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории;[11]

— Пояснительная записка к
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования;[12]

        Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».[13]

Также были
проанализированы статьи А.П. Литвина, В.Д. Поликарпова, Л.М. Спирина,[14] В.В. Рынкова[15] и других исследователей.

Анализировались современные
УМК за 10 класс:

— О.В. Волобуев, С.П.
Карпачев, П.Н. Романов «История России. Начало XX — начало XXI века». 10 класс;[16]

  Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, М.С. Мейер «Всеобщая
история. Новейшее время (базовый уровень). 10 класс»;[17]

  М.М. Горинов, А.А.  Данилов, М.Ю. 
Моруков М.Ю. и др. «История России». 10 класс. В 3-х частях. Часть 1.[18]

Также произведен анализ
современных методических разработок педагогов:

— Н.Ю. Никулина «Методика
преподавания истории в средней школе»;[19]

  — Р.В. Пазин, И.В. Крутова «Системный подход
в формировании умений школьников на примере обучения истории»;[20]

— В.М. Кузнецов, М.С.
Салмина «Формы учебных занятий по истории Гражданской войны в России (из опыта
учителей Челябинской области). Преподавание истории в школе»;[21]

— В.К.  Романовский «Тема Гражданской войны в
региональном школьном курсе «История Нижегородского края». Преподавание истории
в школе»;[22]

— Э.Н. Бельский Э.Н. «Ход
Гражданской войны в России. Преподавание истории в школе»;[23]

— С.В.  Агафонов С.В. «Гражданская война как
пространство образования смыслов. Преподавание истории в школе».[24]

Также для данного
исследования интересны конспекты современных учителей истории и их методические
принципы обучения истории Гражданской войны.

Объект
исследования
: гражданская война в России.

Предмет
исследования
: тенденции освещения гражданской войны в исторический
науке и школьном образовании.

Цель
исследования
: сопоставить тенденции освещения
гражданской войны в исторический науке и современных школьных учебниках
отечественной истории.

Исходя из поставленной
цели были поставлены следующие исследовательские
задачи:

— рассмотреть основные
события гражданской войны в советской и современной историографии;

— проанализировать
подходы к освещению гражданской войны в России;

— изучить методические
особенности изучения истории гражданской войны;

— проанализировать
содержание темы «Гражданская война» в современном УМК по отечественной истории;

— проанализировать приемы
изучения темы «Гражданская война в России» в практике российских учителей;

— разработать конспект
урока по теме «Гражданская война в России».

Гипотеза
исследования
заключается в том, что освещение событий
и подходы к интерпретации истории гражданской войны в современной исторической
науке и образовании не являются однородными: существует перевес в сторону
сжатости изучения темы в школе.

Методы
исследования
. В данной работе использовались
теоретические методы: анализ, синтез, а также специально-исторические и
хронологические. Я опирался на формационный, цивилизационный, смешанный подходы,
а также рассматривал новейшие подходы в изучении истории гражданской войны.

Практическая
значимость исследования.
Намеченный в данном исследовании
национально-региональный компонент может быть использован в последующей работе
исследователя, а также в практике школьного учителя для более углубленного
представления материала по теме изучения истории гражданской войны в рамках
образовательного процесса.

Хронологические
рамки исследования
1.          
 Абдулаев
Э.Н. История России. Начало XX — начало XXI века. 10 кл.: методическое
пособие к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, В.А. Клокова. М.:
Дрофа, 2018. 326.

2.          
Агафонов С.В. Гражданская
война как пространство образования смыслов. Преподавание истории в школе. 2018.
№6. С. 8-9.

3.          
 Альманах Ассоциации исследователей Гражданской
войны в России. Вып.1–3. Архангельск, 2014–2017.

4.          
Бармин В.А. Гражданская война в Степном
крае и Туркестане (1918-1921 гг.) и отражение данных событий в исторической
памяти населения постсоветской Центральной Азии. Барнаул : Изд-во АлтГУ,
2018.  384 с.

5.          
Белоусов Л.С., Смирнов В.П., Мейер М.С.
Всеобщая история. Новейшее время (базовый уровень). 10 класс. М.: Просвещение,
2019. 160 с.

6.          
Бельский Э.Н. Ход Гражданской войны в
России. Преподавание истории в школе. 2017. №3. С. 73-75.

7.          
     Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь.  М., 2002.

8.          
Волобуев О.В.,
Карпачев С.П., Романов П.Н.: История России. Начало XX — начало XXI века. 10
класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. ИКС. М.: Дрофа, 2019. 368 с.

9.          
  Воронов В.Н. Вооруженные формирования на
территории Сибири в период Гражданской войны и военной интервенции:
историография и источниковедение проблемы. Монография. М., 2007.

10.     
Ганин А.В. Семь «почему» российской
Гражданской войны. М., 2018. 846 с.

11.     
  Голдин В.И. Гражданская война в истории
России: историография, современные подходы, подготовка нового академического
издания // Новейшая история России. 2019. Т.9. № 3. С. 758–774.

12.     
   Голдин В.И. Россия в Гражданской войне.
Очерки новейшей историографии (вторая половина 80-х — 90-е годы). Архангельск,
2000; Голдин В.И. Гражданская война в России в зеркале времени // Власть и
общество в России XIX-XX веков. М., 2002

13.     
Голдин В.И. Гражданская война в России
1917-1922 гг. Поиск адекватного понимания // Российская история XX века:
проблемы науки и образования. М., 2004.

14.     
Голдин В.И. Среди «замазанных фигур».
Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008.

15.     
Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и
др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 10 класс. В 3-х частях. Часть 3.
М.: Просвещение, 2019. 185 с.

16.     
  Гражданская война в России (1917-1922 гг.):
взгляд сквозь десятилетия. Сб. материалов науч. конф. / Состав. и ответств. ред.
Г.М. Ипполитов, О.А. Тарабрина. Самара, 2009.

17.     
  Гражданская война в России: взгляд через 100
лет. Проблемы истории и историографии. СПб., 2018. С.8–252.

18.     
  Гражданская война в СССР: в 2 т. / под общ.
ред. Н.Н.Азовцева. М., 1980, 1986.

19.     
  Гражданская война и военная интервенция в
СССР: энциклопедия / под ред. С.С. Хромова. М., 1983

20.     
  Гражданская война: материалы по истории Красной
армии: в 3 т. М., 1923–1924.

21.     
Какурин Н.Е. Как сражалась революция: в 2
т. М.; Л., 1925–1926.

22.     
Анишев А.Н. Очерки истории гражданской
войны. 1917–1920 гг. Л., 1925.

23.     
Гражданская война 1918–1921: в 3 т. М.,
1928–1930.

24.     
  Гуревич А. О. О кризисе современной
исторической науки // Вопросы истории. 1991. №2-3. С. 21-36.

25.     
  Данилов С.Ю. Гражданская война и
общенациональное примирение: США, Россия, Испания. М., 2004.

26.     
  Демоверсии ОГЭ 2019 по истории [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://4ege.ru/gia-po-istorii/56968-demoversii-oge-2019-po-istorii.html (дата
обращения 10.05.2020).

27.     
  Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т.
Париж; Берлин, 1921–1926; Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917–1918
гг.: в 12 кн. Париж, 1937; Милюков П.Н. Россия на переломе: в 2 т. Париж, 1929.

28.     
  Ерасов Б.С. Формационный и цивилизационный
анализ российского общества // Российская цивилизация: этнокультурные и
духовные аспекты: энцикл. слов. / Ред. кол. Мчедлов П.М. и др. М., 2001.
С.455-460.

29.     
  Золотарёв В.А. Героическое прошлое как
источник и основа национальной идеи: о роли воен.-ист. науки в возрождении
патриот. Самосознания россиян, обеспечении преемственности поколений защитников
родины, формировании системы обороны страны // Военно-исторический журнал.
2000. №3. С.3-11;

30.     
  Ипполитов Г.М. Белое движение в гражданской
войне: постсоветская историография проблемы (некоторые аспекты) // Актуальные
вопросы истории России на пороге XXI века: Материалы Двадцать первой Всерос.
заоч. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001.

31.     
  Ипполитов Г.М. О новых подходах к освещению
советского периода российской истории (на примере Гражданской войны в России)
// Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №3-1.  С. 222-228.

32.     
  Ипполитов Г.М. Формационный подход к познанию
истории: исчерпан ли его исследовательский потенциал? // Известия Самарского
научного центра РАН. 2009. Т.11. №6 (32) С.231-240.

33.     
  История Гражданской войны в СССР Т.1 / М.
Горький, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Киров, А. Жданов, А. Бубнов, И. Сталин. —
М.: Государственное издательство, 1935. 834 с.

34.     
  История Коммунистической партии Советского
Союза: в 6 т. Т.3: в 2 кн. М., 1967–1968.

35.     
  История СССР с древнейших времен до наших
дней: в 2 сер., в 12 т. Т.VII. М., 1967.

36.     
  Исхаков С.М. Проблемы изучения военной
интервенции и гражданской войны в России: дискуссии в Научном совете по истории
Великой Октябрьской социалистической революции в условиях перестройки //
Военная интервенция и гражданская война в России (1918–1920 годы). М., 2009.
С.146–159.

37.     
  Кара-Мурза С.Г. Гражданская война (1918-1921)
— уроки для XXI века. М., 2003. С.249.

38.     
  Классификация методов обучения (Лернер И.Я.,
Скаткин М.Н.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920-klassifikaciya-metodov-obucheniya-lerner-iya-skatkin-mn.html
(дата обращения 10.05.2020).

39.     
  Классификация методов обучения истории
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://students-library.com/library/read/55570-klassifikacia-metodov-obucenia-istorii
(дата обращения 12.05.2020).

40.     
Концепция нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения
21.05.2020).

41.     
  Краткий курс истории ВКП(б) (1938)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/DIALEKTIKA/kr_vkpb.txt
(дата обращения 13.05.2020).

42.     
  Крестьянское антикоммунистическое восстание в
1920-1921 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/tambovskaya-vandeya-krestyanskoe-antikommunisticheskoe-vosstanie-v-1920-1921-gg.html
(дата обращения 12.05.2020).

43.     
Кузнецов В.М., Салмина М.С. Формы учебных
занятий по истории Гражданской войны в России (из опыта учителей Челябинской
области). Преподавание истории в школе. 2018. №6. С. 3-7.

44.     
  Литвин А.П., Поликарпов В.Д., Спирин Л.М.
Гражданская война. Ломка старых догм и стереотипов // Историки спорят. 13
бесед. М., 1988. С.46

45.     
  Минц И.И.: 
История Великого Октября: в 3 т. М., 1967–1973.

46.     
Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ
ВОЙНА КАК СОБЫТИЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

 

Цель данной главы:
рассмотреть подходы к изучению событий гражданской войны в советской и
современной историографии, а также провести анализ изменения источниковой базы
исследовательских работ.

 

1.1.        
Основные события гражданской войны в советской и современной
историографии

 

Гражданская
война как явление всегда актуализирует особенную и сложную драматически
эпоху в истории стран, которые она затронула. В соответствии с достаточно
обширным мировым опытом, следует отметить высокий трагизм гражданских войн,
несмотря на то, что от их окончания прошло достаточно долгое время, до сих пор
демонстрируют высокий интерес, привлекают внимание в научной среде.

Это
обстоятельство характеризует российскую гражданскую войну, случившуюся в
прошлом веке. И вне зависимости от «срока давности» данного события интерес к
этой теме, действительно. Актуализируется все больше, что, вероятно, связано с
актуальными политическими процессами и их сопоставлением с событиями вековой
давности. Уже существует огромный пласт научных трудов на тему гражданской
войны, но ученые-историки находят новые обстоятельства, что, соответственно,
расширяет грани познания.

Первые
попытки, которые были предприняты для того, чтобы насколько это можно осмыслить
гражданскую войну, были произведены силами ее непосредственных участников и
свидетелей. Вместе с тем, именно обобщающие материалы, материалы
исследовательского плана, документальное производство начинало зарождаться.[1] Были созданы архивы, в
которых структурированно собирались все документы, касающиеся гражданской войн.
И самыми ценными материалами являются, безусловно, правдивые свидетельства
участников войны: это закономерно, поскольку они чувствовали на себе всю мощь и
ударную силу, имели представления об актуальных на тот момент процессах в
политической области, в военной, а также в вопросах интервенции и
социалистического направления развития общества.

При
этом характерным для изучения гражданской войны в обусловленный период следует
считать то, что война понималась как логичное обстоятельство революционного
процесса в мире.  Именно отсюда возникли
неоднозначные сведения о том, где началась гражданская война, когда она
началась и когда закончилась, что именно стало ее основным толчком и так далее.
Преобладающим являлся субъективный взгляд, и события, соответственно,
трактовались от местности, в которой жили исследователи, от их воззрений на
войну вообще. Но. В целом, каких-то разногласий не возникало.

Первые
разногласия стали появляться приблизительно в 1930-х годах. И труды, обобщающие
причины, цели и ход гражданской войны, стали писаться в том числе авторами,
находящимися в вынужденной эмиграции. В этот период были написаны многотомные
издания или даже книжные серии (такие издания писались, в частности, А.И.
Деникиным и Н.Н. Головиным в эмиграции, П.Н. Милюковым[2] и так далее), вызывающие
состояние дискуссии по отношению к гражданской войне.

Выпускались
в том числе и публикации изданий «Архива Русской гражданской войны, Революции»,
«Белого Дела». Зарубежные исследовали также стали обращаться к теме гражданской
войны. Западные политики, причастные к процессу интервенции, делали свой вклад
в составление историографического опыта. Так, все исследователи в эти годы
старались закрыть пробелы знаний и пониманий процесса ведения гражданской войны
в России.

В
1957 г. был сформирован Научный совет АН СССР, деятельность которого была
посвящена проблеме истории революции. Руководителем совета являлся академик
И.И. Минца, который непосредственно координировал все исследования, которые
касались обусловленной темы.

С
1960-х годов вплоть до первой половины 1980-х годов в СССР публиковались очень
масштабные многотомные научно-издательские проекты, которые были посвящены теме
КПСС и СССР. И именно в рамках этих тем публиковались отдельные тома,
описывающие гражданскую войну как часть становление коммунистического
мировоззрения.

В
частности, в этом направлении заметим, что в период 1917-1920 гг. выходил
сборник из шести томов по истории КПСС. События гражданской войны были описаны
во втором и третьем томах шеститомной «Истории КПСС».[3] Во второй книге данного
тома разрабатывались проблемы гражданской войны и проблемы оборонительной
политики. Кроме того, данный период раскрывался в седьмом томе двенадцатитомной
«Истории СССР».[4]

Вторая
часть седьмого тома была именована как «Советская страна в годы интервенции и Гражданской
войны». В данном томе в самом начале описывалось, что интервенция будет
рассматриваться в широком смысле, в соответствии со следующими историческими
этапами:

1)
май-ноябрь 1918 г.;

2)
ноябрь 1918 г. – весна 1920 г.;

3)
весна-ноябрь 1920 г.

Следовательно,
важно выделить, что в 1960-е гг. и в последующем стало осуществляться поэтапное
отстранение от историографических исследований сталинского периода. В седьмом
томе «Истории СССР» некоторые главы описывали систему национально-государственного
строительства, социально-экономического и культурного развития, что к этому
моменту уже являлось неоспоримым прогрессом в понимании гражданской войны как
явления исторического масштаба.

В
1960-1970-е гг. были опубликованы историографические источники,[5] которые закрывали
общественные и научные потребности в том, чтобы окончательно закрепить в
сознании образ гражданской войны. Соответственно, было необходимо сделать
итоговые обобщения в представленном направлении, а также выявить перспективные
исследования и их важность в исторической науке.

В.П.
Наумов являлся авторитетным исследователем исторических событий гражданской
войны в России, и его труды описывали непосредственно смысл и подходы к
изучению данной темы. По сути, автор старался интерпретировать сведения,
причем, с точки зрения более объективной, чем ранее. В.П. Наумов впервые стал
изучать проблемы и преимущества обоих сторон гражданской войны: защитников и
революционеров.[6]

Любопытно
отметить, что в историографии периода Советского Союза был сформулирован,
причем, достаточно устойчиво, миф о героизме гражданской войны.

В
частности, он упоминал то, что в развязывании гражданской войны были виновны
интервенты и соответствующие действия. При этом понятия «гражданская война» и
«интервенция» в основном имелись в названиях книг и статей и раскрывались в их
содержании.

После
публикации академиком И.И. Минцем в 1967-1973 гг. трехтомного издания «Истории
Великого Октября» в 1982 г. был опубликован монографический труд «Год 1918-й».[7] интересно, что монография
стала как бы завершением многотомного издания, его логическим окончанием. Однако,
исследование в данной области И.И. Минцем закончены в полной мере не были, что
можно связать с неудовлетворительным состоянием его здоровья.

Далее
одной из ключевых научных публикаций можно назвать публикацию, которая была
сделана в 1980-е гг. Ее подготовкой занимались специалисты Института военной
истории. Речь идет в издании из двух томов «Гражданская война в СССР».[8]

В
1983 г. в свет вышла энциклопедия «Гражданская война и интервенция в СССР», ее
авторы старались заключить гражданскую войну в мировоззрение системности.
Особенными и ключевыми направлениями исследования в ней являлись персоналии.
Именно вокруг них выстраивался процесс последующего развития военных действий.[9]

В
1988 г., по данным А.П. Литвина и его соавторов, в СССР уже было издано более
15 тыс. книг, которые непосредственно касались вопроса гражданской войны.
Несколько тысяч книг при этом имели иностранное издательство.[10]

Перестройка,
которая осуществлялась в период 1980-х гг., спроецировала колоссальную
ценностную переоценку исторических событий гражданской войны в том числе, как
совокупности общего переосмысления прошлого опыта.



[1] Гражданская
война: материалы по истории Красной армии: в 3 т. М., 1923–1924; Какурин Н.Е.
Как сражалась революция: в 2 т. М.; Л., 1925–1926; Анишев А.Н. Очерки истории
гражданской войны. 1917–1920 гг. Л., 1925; Гражданская война 1918–1921: в 3 т.
М., 1928–1930; и др.

[2] Деникин А.И.
Очерки русской смуты: в 5 т. Париж; Берлин, 1921–1926; Головин Н.Н. Российская
контрреволюция в 1917–1918 гг.: в 12 кн. Париж, 1937; Милюков П.Н. Россия на
переломе: в 2 т. Париж, 1929.

[3] История
Коммунистической партии Советского Союза: в 6 т. Т.3: в 2 кн. М., 1967–1968.

[4] История СССР с
древнейших времен до наших дней: в 2 сер., в 12 т. Т.VII. М., 1967.

[5] Найда С.Ф. О
некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. М., 1958; Найда С.Ф.,
Наумов В.П. Советская историография гражданской войны и иностранной военной
интервенции в СССР. М., 1966.

[6] Наумов В.П. Летопись героической
борьбы. советская историография гражданской войны и империалистической
интервенции в СССР. М.: Мысль. 1972,
472 с.

[7] Минц И.И.:  История Великого Октября: в 3 т. М.,
1967–1973.

[8] Гражданская война
в СССР: в 2 т. / под общ. ред. Н.Н. Азовцева. М., 1980, 1986.

[9] Гражданская война
и военная интервенция в СССР: энциклопедия / под ред. С.С. Хромова. М., 1983

[10] Литвин А.П.,
Поликарпов В.Д., Спирин Л.М. Гражданская война. Ломка старых догм и стереотипов
// Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. С.46

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы