Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Гражданская война в России» в исторической науке и школьном курсе истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА КАК СОБЫТИЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Основные события гражданской войны
в советской и современной историографии
1.2. Подходы к освещению Гражданской
войны в России
ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
2.1. Методические особенности
изучения истории гражданской войны
2.2. «Гражданская война» в
современном УМК по отечественной истории
ГЛАВА 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В
РОССИИ»
3.1. Анализ приемов изучения темы
«Гражданская война в России» в практике учителей РФ
3.2. Конспект урока по теме
«Гражданская война в России»
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
Введение:
Актуальность.
В
настоящее время активно популяризируется в исторической науке тема исследования
событий гражданской войны в России, что связано с раскрытием новых фактов,
архивных исследований и сведений. Как казалось ранее, уже сложившееся понимание
гражданской войны не может пошатнуться, однако, современные тенденции и подходы
демонстрируют обратное: гражданская война – это военный процесс, который еще не
до конца изучен и не может трактоваться совершенно однозначно, в том числе еще
и по причине того, что гражданская война – это война братоубийственная, поэтому
однозначное отношение к какой-либо из сторон военных событий попросту невозможно.
Гражданская война – вооруженное
противостояние некоторых военно-политических структур, которые определялись
следующим образом: «белые» и «красные».
Гражданская война, в
сущности, являлась закономерным результатом очень существенных потрясений и
противоречий на всех уровнях, от политических до духовных. Недовольства
граждан, накопившиеся в годы первой мировой войны и введение продразверстки
обострили ситуацию.
С начала формирования
частей Белой и Красной армий был значительно расширен масштаб военных действий.
В частности, в 1918 г. они сводились к захвату крупных узловых станций и
городов. Это так называемая «эшелонная война».
В январе-феврале 1918 г. происходило
кровопролитное наступление красногвардейцев
отряда В.А. Антонова-Овсеенко и Р.Ф. Сиверса на Ростов-на-Дону и Новочеркасск.
Весной 1918 г. было
произведено наступательное движение частей австро-венгерской армии
Чехословацкого корпуса во главе с Р. Гайдой, Я. Сыровым, С. Чечеком. Примечательно,
что подразделение было сформировано из военопленных.
Летом-осенью 1918 г. было
произведено взятие узловых станций Тихорецкой, Торговой, а также городов
Армавира и Ставрополя Добровольческой армией.
В самом начале
Гражданской войны активно продвигалась подпольная деятельность центров белогвардейцев.
В российских городах формировались группы, которые были непосредственно связаны
с бывшими структурами военных округов и воинских частей, с подпольными
организациями монархистов, кадетов и эсеров.
К началу 1919 г. следует
относить окончание формирования Белой и Красной армий.
В целом же необходимо
понимать, что Гражданская война имела разные формы, в том числе и формы
восстания, вооруженных столкновений, террора. Особенностью Гражданской войны являлся
ее кровопролитный и продолжительный характер.
Изучение истории
гражданской войны – вопрос достаточно актуальный в современном образовании. В
частности, данная проблема исследуется по ФГОС в 9-11 классах, по ИКС – в 10
классе.
В современных УМК не
дается полных и до конца объективных сведений, которые могли был формировать
хорошую фундаментальную мировоззренческую позицию. Материал преимущественно
краток и сжат, по этой причине учителя разрабатывают собственные конспекты
уроков, лишь опираясь на материал, представленный в учебнике, используя
дополнительную литературу и сведения. Соответственно, в объективности и полноте
исследования Гражданской войны в России с 9-11 классах играет колоссальную роль
учитель, который самостоятельно решает, какой подход и какие методы и приемы
использовать в процессе изучения истории гражданской войны.
Кроме того, актуален
вопрос использования регионально-национального компонента при изучении событий
гражданской войны, поскольку это приближает учащихся ко всем военным событиям
вообще.
В соответствии с
представленными сведениями необходимо обозначить проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы
определить константы изучения гражданской войны в современной исторической
науке и в современном образовании. В частности, необходимо определить,
различаются ли и в какой степени данные направления в освещении истории
гражданской войны.
Новизна
исследования заключается в том, что проводятся
параллели изучения истории гражданской войны в современной исторической науке и
в сфере образования, и, вместе с тем, предлагаются методологические приемы
изучения темы гражданской войны в 10 классах по ИКС. Автором предложен анализ разделов
по истории гражданской войны в современных УМК.
Обзор
источников по теме ВКР и Степень научной разработанности проблемы исследования.
В
представленном исследовании очень обширно представлена историография
гражданской войны как в советский, так и в современный период, проанализированы
УМК по отечественной истории в школе, а также проанализирована методическая и
педагогическая литература.
Изучая историографию
актуальной проблемы, я опирался на труды:
— (1920-1940 г.) А.И.
Деникина,[1] который, будучи в
эмиграции, писал очерки по истории русской смуты. Данный период
характеризовался свежими воспоминаниями и трудами мигрантов;
— (1940-1990 гг.) В.П.
Наумова и С.Ф. Найды: авторы в своих исследованиях изучали еще в советский
период подходы к освещению событий гражданской войны;[2] группы авторов А.П.
Литвина, В.Д. Поликарпова, Л.М. Спирина, которые ломали стереотипные
представления советского союза о гражданской войне и других исследователей.[3] В данный период было мало
сведений, поскольку архивы были засекречены. Ориентация изучения являлась
большевистской – односторонней.
— (после 1990 г.)
современников, которые обращались к освещению гражданской войны в научном
сообществе, следует выделить С.М. Исхакова, который именно с научной точки
зрения изучал проблему интервенции и интерпретировал ход событий гражданской
войны;[4] Н.А. Почешхова, который
исследовал военные и экономические проблемы гражданской войны и других
исследователей.[5]
В.И. Голдина, который изучал современные подходы к интерпретации истории
гражданской войны.[6]
Особенно следует отметить труды В.И. Голдина, поскольку в соответствии с ними
была составлена классификация современных намечающихся подходов к изучению
истории гражданской войны. В данный период раскрываются новые сведения, война
рассматривается как братоубийственная; А.И. Ушакова, который рассматривал антибольшевистское
движение в годы Гражданской войны в России;[7] А.В. Ганина, который
отвечал на ключевые вопросы о Гражданской войне,[8] Г.М. Ипполитова,[9] который подробно исследовал
движение Белых и анализировал подходы к изучению Гражданской войны.
Произведен анализ
периодики и электронных изданий, в частности:
— Демоверсии ОГЭ 2019 по
истории;[10]
— Концепция нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории;[11]
— Пояснительная записка к
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования;[12]
— Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».[13]
Также были
проанализированы статьи А.П. Литвина, В.Д. Поликарпова, Л.М. Спирина,[14] В.В. Рынкова[15] и других исследователей.
Анализировались современные
УМК за 10 класс:
— О.В. Волобуев, С.П.
Карпачев, П.Н. Романов «История России. Начало XX — начало XXI века». 10 класс;[16]
— Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, М.С. Мейер «Всеобщая
история. Новейшее время (базовый уровень). 10 класс»;[17]
— М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю.
Моруков М.Ю. и др. «История России». 10 класс. В 3-х частях. Часть 1.[18]
Также произведен анализ
современных методических разработок педагогов:
— Н.Ю. Никулина «Методика
преподавания истории в средней школе»;[19]
— Р.В. Пазин, И.В. Крутова «Системный подход
в формировании умений школьников на примере обучения истории»;[20]
— В.М. Кузнецов, М.С.
Салмина «Формы учебных занятий по истории Гражданской войны в России (из опыта
учителей Челябинской области). Преподавание истории в школе»;[21]
— В.К. Романовский «Тема Гражданской войны в
региональном школьном курсе «История Нижегородского края». Преподавание истории
в школе»;[22]
— Э.Н. Бельский Э.Н. «Ход
Гражданской войны в России. Преподавание истории в школе»;[23]
— С.В. Агафонов С.В. «Гражданская война как
пространство образования смыслов. Преподавание истории в школе».[24]
Также для данного
исследования интересны конспекты современных учителей истории и их методические
принципы обучения истории Гражданской войны.
Объект
исследования: гражданская война в России.
Предмет
исследования: тенденции освещения гражданской войны в исторический
науке и школьном образовании.
Цель
исследования: сопоставить тенденции освещения
гражданской войны в исторический науке и современных школьных учебниках
отечественной истории.
Исходя из поставленной
цели были поставлены следующие исследовательские
задачи:
— рассмотреть основные
события гражданской войны в советской и современной историографии;
— проанализировать
подходы к освещению гражданской войны в России;
— изучить методические
особенности изучения истории гражданской войны;
— проанализировать
содержание темы «Гражданская война» в современном УМК по отечественной истории;
— проанализировать приемы
изучения темы «Гражданская война в России» в практике российских учителей;
— разработать конспект
урока по теме «Гражданская война в России».
Гипотеза
исследования заключается в том, что освещение событий
и подходы к интерпретации истории гражданской войны в современной исторической
науке и образовании не являются однородными: существует перевес в сторону
сжатости изучения темы в школе.
Методы
исследования. В данной работе использовались
теоретические методы: анализ, синтез, а также специально-исторические и
хронологические. Я опирался на формационный, цивилизационный, смешанный подходы,
а также рассматривал новейшие подходы в изучении истории гражданской войны.
Практическая
значимость исследования. Намеченный в данном исследовании
национально-региональный компонент может быть использован в последующей работе
исследователя, а также в практике школьного учителя для более углубленного
представления материала по теме изучения истории гражданской войны в рамках
образовательного процесса.
Хронологические
рамки исследования1.
Абдулаев
Э.Н. История России. Начало XX — начало XXI века. 10 кл.: методическое
пособие к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, В.А. Клокова. М.:
Дрофа, 2018. 326.
2.
Агафонов С.В. Гражданская
война как пространство образования смыслов. Преподавание истории в школе. 2018.
№6. С. 8-9.
3.
Альманах Ассоциации исследователей Гражданской
войны в России. Вып.1–3. Архангельск, 2014–2017.
4.
Бармин В.А. Гражданская война в Степном
крае и Туркестане (1918-1921 гг.) и отражение данных событий в исторической
памяти населения постсоветской Центральной Азии. Барнаул : Изд-во АлтГУ,
2018. 384 с.
5.
Белоусов Л.С., Смирнов В.П., Мейер М.С.
Всеобщая история. Новейшее время (базовый уровень). 10 класс. М.: Просвещение,
2019. 160 с.
6.
Бельский Э.Н. Ход Гражданской войны в
России. Преподавание истории в школе. 2017. №3. С. 73-75.
7.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь. М., 2002.
8.
Волобуев О.В.,
Карпачев С.П., Романов П.Н.: История России. Начало XX — начало XXI века. 10
класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. ИКС. М.: Дрофа, 2019. 368 с.
9.
Воронов В.Н. Вооруженные формирования на
территории Сибири в период Гражданской войны и военной интервенции:
историография и источниковедение проблемы. Монография. М., 2007.
10.
Ганин А.В. Семь «почему» российской
Гражданской войны. М., 2018. 846 с.
11.
Голдин В.И. Гражданская война в истории
России: историография, современные подходы, подготовка нового академического
издания // Новейшая история России. 2019. Т.9. № 3. С. 758–774.
12.
Голдин В.И. Россия в Гражданской войне.
Очерки новейшей историографии (вторая половина 80-х — 90-е годы). Архангельск,
2000; Голдин В.И. Гражданская война в России в зеркале времени // Власть и
общество в России XIX-XX веков. М., 2002
13.
Голдин В.И. Гражданская война в России
1917-1922 гг. Поиск адекватного понимания // Российская история XX века:
проблемы науки и образования. М., 2004.
14.
Голдин В.И. Среди «замазанных фигур».
Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008.
15.
Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и
др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 10 класс. В 3-х частях. Часть 3.
М.: Просвещение, 2019. 185 с.
16.
Гражданская война в России (1917-1922 гг.):
взгляд сквозь десятилетия. Сб. материалов науч. конф. / Состав. и ответств. ред.
Г.М. Ипполитов, О.А. Тарабрина. Самара, 2009.
17.
Гражданская война в России: взгляд через 100
лет. Проблемы истории и историографии. СПб., 2018. С.8–252.
18.
Гражданская война в СССР: в 2 т. / под общ.
ред. Н.Н.Азовцева. М., 1980, 1986.
19.
Гражданская война и военная интервенция в
СССР: энциклопедия / под ред. С.С. Хромова. М., 1983
20.
Гражданская война: материалы по истории Красной
армии: в 3 т. М., 1923–1924.
21.
Какурин Н.Е. Как сражалась революция: в 2
т. М.; Л., 1925–1926.
22.
Анишев А.Н. Очерки истории гражданской
войны. 1917–1920 гг. Л., 1925.
23.
Гражданская война 1918–1921: в 3 т. М.,
1928–1930.
24.
Гуревич А. О. О кризисе современной
исторической науки // Вопросы истории. 1991. №2-3. С. 21-36.
25.
Данилов С.Ю. Гражданская война и
общенациональное примирение: США, Россия, Испания. М., 2004.
26.
Демоверсии ОГЭ 2019 по истории [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://4ege.ru/gia-po-istorii/56968-demoversii-oge-2019-po-istorii.html (дата
обращения 10.05.2020).
27.
Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т.
Париж; Берлин, 1921–1926; Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917–1918
гг.: в 12 кн. Париж, 1937; Милюков П.Н. Россия на переломе: в 2 т. Париж, 1929.
28.
Ерасов Б.С. Формационный и цивилизационный
анализ российского общества // Российская цивилизация: этнокультурные и
духовные аспекты: энцикл. слов. / Ред. кол. Мчедлов П.М. и др. М., 2001.
С.455-460.
29.
Золотарёв В.А. Героическое прошлое как
источник и основа национальной идеи: о роли воен.-ист. науки в возрождении
патриот. Самосознания россиян, обеспечении преемственности поколений защитников
родины, формировании системы обороны страны // Военно-исторический журнал.
2000. №3. С.3-11;
30.
Ипполитов Г.М. Белое движение в гражданской
войне: постсоветская историография проблемы (некоторые аспекты) // Актуальные
вопросы истории России на пороге XXI века: Материалы Двадцать первой Всерос.
заоч. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001.
31.
Ипполитов Г.М. О новых подходах к освещению
советского периода российской истории (на примере Гражданской войны в России)
// Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №3-1. С. 222-228.
32.
Ипполитов Г.М. Формационный подход к познанию
истории: исчерпан ли его исследовательский потенциал? // Известия Самарского
научного центра РАН. 2009. Т.11. №6 (32) С.231-240.
33.
История Гражданской войны в СССР Т.1 / М.
Горький, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Киров, А. Жданов, А. Бубнов, И. Сталин. —
М.: Государственное издательство, 1935. 834 с.
34.
История Коммунистической партии Советского
Союза: в 6 т. Т.3: в 2 кн. М., 1967–1968.
35.
История СССР с древнейших времен до наших
дней: в 2 сер., в 12 т. Т.VII. М., 1967.
36.
Исхаков С.М. Проблемы изучения военной
интервенции и гражданской войны в России: дискуссии в Научном совете по истории
Великой Октябрьской социалистической революции в условиях перестройки //
Военная интервенция и гражданская война в России (1918–1920 годы). М., 2009.
С.146–159.
37.
Кара-Мурза С.Г. Гражданская война (1918-1921)
— уроки для XXI века. М., 2003. С.249.
38.
Классификация методов обучения (Лернер И.Я.,
Скаткин М.Н.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920-klassifikaciya-metodov-obucheniya-lerner-iya-skatkin-mn.html
(дата обращения 10.05.2020).
39.
Классификация методов обучения истории
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://students-library.com/library/read/55570-klassifikacia-metodov-obucenia-istorii
(дата обращения 12.05.2020).
40.
Концепция нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения
21.05.2020).
41.
Краткий курс истории ВКП(б) (1938)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/DIALEKTIKA/kr_vkpb.txt
(дата обращения 13.05.2020).
42.
Крестьянское антикоммунистическое восстание в
1920-1921 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/tambovskaya-vandeya-krestyanskoe-antikommunisticheskoe-vosstanie-v-1920-1921-gg.html
(дата обращения 12.05.2020).
43.
Кузнецов В.М., Салмина М.С. Формы учебных
занятий по истории Гражданской войны в России (из опыта учителей Челябинской
области). Преподавание истории в школе. 2018. №6. С. 3-7.
44.
Литвин А.П., Поликарпов В.Д., Спирин Л.М.
Гражданская война. Ломка старых догм и стереотипов // Историки спорят. 13
бесед. М., 1988. С.46
45.
Минц И.И.:
История Великого Октября: в 3 т. М., 1967–1973.
46. Цель данной главы: Гражданская Это Первые При Первые Выпускались В С В Вторая 1) 2) 3) Следовательно, В В.П. Любопытно В После Далее В В Перестройка, [1] Гражданская [2] Деникин А.И. [3] История [4] История СССР с [5] Найда С.Ф. О [6] Наумов В.П. Летопись героической [7] Минц И.И.: История Великого Октября: в 3 т. М., [8] Гражданская война [9] Гражданская война [10] Литвин А.П.,
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ
ВОЙНА КАК СОБЫТИЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
рассмотреть подходы к изучению событий гражданской войны в советской и
современной историографии, а также провести анализ изменения источниковой базы
исследовательских работ.1.1.
Основные события гражданской войны в советской и современной
историографии
война как явление всегда актуализирует особенную и сложную драматически
эпоху в истории стран, которые она затронула. В соответствии с достаточно
обширным мировым опытом, следует отметить высокий трагизм гражданских войн,
несмотря на то, что от их окончания прошло достаточно долгое время, до сих пор
демонстрируют высокий интерес, привлекают внимание в научной среде.
обстоятельство характеризует российскую гражданскую войну, случившуюся в
прошлом веке. И вне зависимости от «срока давности» данного события интерес к
этой теме, действительно. Актуализируется все больше, что, вероятно, связано с
актуальными политическими процессами и их сопоставлением с событиями вековой
давности. Уже существует огромный пласт научных трудов на тему гражданской
войны, но ученые-историки находят новые обстоятельства, что, соответственно,
расширяет грани познания.
попытки, которые были предприняты для того, чтобы насколько это можно осмыслить
гражданскую войну, были произведены силами ее непосредственных участников и
свидетелей. Вместе с тем, именно обобщающие материалы, материалы
исследовательского плана, документальное производство начинало зарождаться.[1] Были созданы архивы, в
которых структурированно собирались все документы, касающиеся гражданской войн.
И самыми ценными материалами являются, безусловно, правдивые свидетельства
участников войны: это закономерно, поскольку они чувствовали на себе всю мощь и
ударную силу, имели представления об актуальных на тот момент процессах в
политической области, в военной, а также в вопросах интервенции и
социалистического направления развития общества.
этом характерным для изучения гражданской войны в обусловленный период следует
считать то, что война понималась как логичное обстоятельство революционного
процесса в мире. Именно отсюда возникли
неоднозначные сведения о том, где началась гражданская война, когда она
началась и когда закончилась, что именно стало ее основным толчком и так далее.
Преобладающим являлся субъективный взгляд, и события, соответственно,
трактовались от местности, в которой жили исследователи, от их воззрений на
войну вообще. Но. В целом, каких-то разногласий не возникало.
разногласия стали появляться приблизительно в 1930-х годах. И труды, обобщающие
причины, цели и ход гражданской войны, стали писаться в том числе авторами,
находящимися в вынужденной эмиграции. В этот период были написаны многотомные
издания или даже книжные серии (такие издания писались, в частности, А.И.
Деникиным и Н.Н. Головиным в эмиграции, П.Н. Милюковым[2] и так далее), вызывающие
состояние дискуссии по отношению к гражданской войне.
в том числе и публикации изданий «Архива Русской гражданской войны, Революции»,
«Белого Дела». Зарубежные исследовали также стали обращаться к теме гражданской
войны. Западные политики, причастные к процессу интервенции, делали свой вклад
в составление историографического опыта. Так, все исследователи в эти годы
старались закрыть пробелы знаний и пониманий процесса ведения гражданской войны
в России.
1957 г. был сформирован Научный совет АН СССР, деятельность которого была
посвящена проблеме истории революции. Руководителем совета являлся академик
И.И. Минца, который непосредственно координировал все исследования, которые
касались обусловленной темы.
1960-х годов вплоть до первой половины 1980-х годов в СССР публиковались очень
масштабные многотомные научно-издательские проекты, которые были посвящены теме
КПСС и СССР. И именно в рамках этих тем публиковались отдельные тома,
описывающие гражданскую войну как часть становление коммунистического
мировоззрения.
частности, в этом направлении заметим, что в период 1917-1920 гг. выходил
сборник из шести томов по истории КПСС. События гражданской войны были описаны
во втором и третьем томах шеститомной «Истории КПСС».[3] Во второй книге данного
тома разрабатывались проблемы гражданской войны и проблемы оборонительной
политики. Кроме того, данный период раскрывался в седьмом томе двенадцатитомной
«Истории СССР».[4]
часть седьмого тома была именована как «Советская страна в годы интервенции и Гражданской
войны». В данном томе в самом начале описывалось, что интервенция будет
рассматриваться в широком смысле, в соответствии со следующими историческими
этапами:
май-ноябрь 1918 г.;
ноябрь 1918 г. – весна 1920 г.;
весна-ноябрь 1920 г.
важно выделить, что в 1960-е гг. и в последующем стало осуществляться поэтапное
отстранение от историографических исследований сталинского периода. В седьмом
томе «Истории СССР» некоторые главы описывали систему национально-государственного
строительства, социально-экономического и культурного развития, что к этому
моменту уже являлось неоспоримым прогрессом в понимании гражданской войны как
явления исторического масштаба.
1960-1970-е гг. были опубликованы историографические источники,[5] которые закрывали
общественные и научные потребности в том, чтобы окончательно закрепить в
сознании образ гражданской войны. Соответственно, было необходимо сделать
итоговые обобщения в представленном направлении, а также выявить перспективные
исследования и их важность в исторической науке.
Наумов являлся авторитетным исследователем исторических событий гражданской
войны в России, и его труды описывали непосредственно смысл и подходы к
изучению данной темы. По сути, автор старался интерпретировать сведения,
причем, с точки зрения более объективной, чем ранее. В.П. Наумов впервые стал
изучать проблемы и преимущества обоих сторон гражданской войны: защитников и
революционеров.[6]
отметить, что в историографии периода Советского Союза был сформулирован,
причем, достаточно устойчиво, миф о героизме гражданской войны.
частности, он упоминал то, что в развязывании гражданской войны были виновны
интервенты и соответствующие действия. При этом понятия «гражданская война» и
«интервенция» в основном имелись в названиях книг и статей и раскрывались в их
содержании.
публикации академиком И.И. Минцем в 1967-1973 гг. трехтомного издания «Истории
Великого Октября» в 1982 г. был опубликован монографический труд «Год 1918-й».[7] интересно, что монография
стала как бы завершением многотомного издания, его логическим окончанием. Однако,
исследование в данной области И.И. Минцем закончены в полной мере не были, что
можно связать с неудовлетворительным состоянием его здоровья.
одной из ключевых научных публикаций можно назвать публикацию, которая была
сделана в 1980-е гг. Ее подготовкой занимались специалисты Института военной
истории. Речь идет в издании из двух томов «Гражданская война в СССР».[8]
1983 г. в свет вышла энциклопедия «Гражданская война и интервенция в СССР», ее
авторы старались заключить гражданскую войну в мировоззрение системности.
Особенными и ключевыми направлениями исследования в ней являлись персоналии.
Именно вокруг них выстраивался процесс последующего развития военных действий.[9]
1988 г., по данным А.П. Литвина и его соавторов, в СССР уже было издано более
15 тыс. книг, которые непосредственно касались вопроса гражданской войны.
Несколько тысяч книг при этом имели иностранное издательство.[10]
которая осуществлялась в период 1980-х гг., спроецировала колоссальную
ценностную переоценку исторических событий гражданской войны в том числе, как
совокупности общего переосмысления прошлого опыта.
война: материалы по истории Красной армии: в 3 т. М., 1923–1924; Какурин Н.Е.
Как сражалась революция: в 2 т. М.; Л., 1925–1926; Анишев А.Н. Очерки истории
гражданской войны. 1917–1920 гг. Л., 1925; Гражданская война 1918–1921: в 3 т.
М., 1928–1930; и др.
Очерки русской смуты: в 5 т. Париж; Берлин, 1921–1926; Головин Н.Н. Российская
контрреволюция в 1917–1918 гг.: в 12 кн. Париж, 1937; Милюков П.Н. Россия на
переломе: в 2 т. Париж, 1929.
Коммунистической партии Советского Союза: в 6 т. Т.3: в 2 кн. М., 1967–1968.
древнейших времен до наших дней: в 2 сер., в 12 т. Т.VII. М., 1967.
некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. М., 1958; Найда С.Ф.,
Наумов В.П. Советская историография гражданской войны и иностранной военной
интервенции в СССР. М., 1966.
борьбы. советская историография гражданской войны и империалистической
интервенции в СССР. М.: Мысль. 1972,
472 с.
1967–1973.
в СССР: в 2 т. / под общ. ред. Н.Н. Азовцева. М., 1980, 1986.
и военная интервенция в СССР: энциклопедия / под ред. С.С. Хромова. М., 1983
Поликарпов В.Д., Спирин Л.М. Гражданская война. Ломка старых догм и стереотипов
// Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. С.46