Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственный и ведомственный контроль за оперативно розыскной деятельностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения о контроле за оперативно-розыскной деятельностью 6
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2. Правовые основы государственного и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью 11
Глава 2. Государственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью 22
2.1. Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 22
2.2. Судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 39
Глава 3. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 45
3.1. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 45
3.2. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью 51
Заключение 55
Библиографический список 60
Введение:
Актуальность темы. Поддержание законности и дисциплины в деятельности органов государственной власти в современных условиях наполняется новым содержанием, все больше приобретая императивный характер.
Законность в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов проистекает из принципов функционирования правового государства, формируя условия деятельности всех его звеньев.
Фундаментальная основа законности в деятельности правоохранительных органов состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Контроль является весьма важной составляющей в любой сфере деятельности. Его осуществление, с одной стороны, являет собой гарантию соблюдения установленных правил. С другой стороны, наличие контроля позволяет субъекту понять все недостатки и скорректировать свое поведение. Нетрудно также и предположить, что бесконтрольность деятельности не может дать желаемого результата, а в некоторых сферах деятельности, в том числе и в оперативно-розыскной, вообще привести к злоупотреблениям.
Законы распространяются на сферы общественной жизни. Прежде всего, требованиям законности должны отвечать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, что обусловлено обязательным характером законов для самого государства, и развитие правоохранительной деятельности должно соответствовать, таким образом, установлению максимально возможной справедливости, основанной на соблюдении законов государства.
Правовые нормы действующего законодательства должны соответствовать и согласовываться с морально-этическими нормами социально-общественной нравственности, сообразно уровню организационного, культурного и экономического развития. Законность в деятельности правоохранительных органов составляет правовую основу деятельности органов власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в рамках сферы своих компетенций.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие вопросы государственного и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования государственного и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие оперативно-розыскной деятельности.
2. Рассмотреть правовые основы государственного и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
3. Изучить контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности.
4. Проанализировать судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
5. Охарактеризовать прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
6. Выявить особенности ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно (с согласия участников) и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение за дач оперативно-розыскной деятельности, в целях противодействия противоправным посягательствам.
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью представляет собой особую деятельность специально уполномоченных органов государственной власти в отношении подчиненных им государственных органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, целью которой (деятельности по контролю) является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечение законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов осуществляется согласно целям правового регулирования и сообразно интересам личности, народа и государства. В результате реализации законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов возникает перманентное состояние соответствия социальных отношений нормам права.
При обеспечении законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов важное значение имеет уровень эффективности в осуществлении властных полномочий в рамках осуществления правоохранительной деятельности, что влияет на слаженность выполнения государственных функций и решения общегосударственных задач, в том числе в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Следует отметить, что взаимосвязь дисциплины и законности в государственном управлении проявляется также в том, что использование средств укрепления законности одновременно служит и соблюдению дисциплины. В современных условиях объективизация поддержания законности, аспектов дисциплины, требует и формализации их точного и полного соблюдения, при этом законность и дисциплина не могут поддерживаться сами собой. В целом укрепление дисциплины ведет к росту эффективности государственного управления за счет повышения уровня его законности, что в целом напрямую влияет на характер осуществления государственного управленческого воздействия в целом.
Подводя итог рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением судебного контроля над ОРД, важно отметить, что развитие его правового регулирования должно являться одним из приоритетных направлений совершенствования оперативно-разыскного законодательства в целом. Объясняется это, прежде всего, тем, что без понятной и действенной процедуры обжалования каких-либо действий и решений государственных органов невозможно представить современное правовое государство, гарантирующее признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина. Соглашаясь с тем, что в силу особенностей ОРД, не все вопросы, возникающие в ходе ее осуществления, могут быть детализированы в открытых источниках, а многие немало важные моменты регулируются ведомственными нормативными правовыми актами, следует обратить внимание, что вопросы, касающиеся охраны конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу ОРД, должны решаться с помощью федеральных законов.
Приходим к выводу о том, что эффективность и системность прокурорского надзора и различных видов контроля за оперативно-розыскной деятельностью в настоящее время объективно низка, в тоже время причины и условия для массовых нарушений закона в данной сфере при существующем законодательстве практически неустранимы. Для обеспечения реальной системы защиты прав и свобод граждан, законности, а также для повышения качества результатов оперативно-розыскной деятельности до уровня требований, предъявляемых уголовно-процессуальным законом (ст.89 УПК РФ) при их использовании в доказывании по уголовным делам, необходимы указанные в работе законодательные изменения.
С целью совершенствования правовых основ обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов предлагаются следующие меры:
А. Ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо изложить в следующей редакции: оперативно-розыскная деятельность основывается на принципе законности, то есть соблюдения требований нормативных правовых актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, включая уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий, и соблюдение требований конспирации, предусмотренных настоящим Федеральным законом и изданными на его основе иными нормативными правовыми актами.
Б. Необходимо введение в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» новой статьи 21.1, которая бы регламентировала полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью:
1. Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность вправе:
— при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения оперативно-розыскных органов, кроме тех, которые принадлежат частным лицам и используются оперативно-розыскными органонами по соглашению или устному договору с этими частными лицами, если только на их территории и в их помещениях не совершено противоправное деяние;
— требовать право доступа у руководителей оперативно-розыскных органов и их должностных лиц к делам оперативного учета, материалам о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документации и ведомственным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме сведений о штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных органов, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, которые предоставляются по письменному разрешению этих лиц; рассматривать жалобы на действия и решения оперативно-розыскных органов;
— требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов при использовании оперативно-технических средств.
Фрагмент текста работы:
Понятие оперативно-розыскной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научному анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей теории и практики ОРД. Необходимо отметить, что в дореволюционный период использовался термин «сыскная работа», в 20–40-е гг. ХХ в. – «оперативно-чекистская работа» и «агентурно-оперативная работа».
Впервые термин «оперативно-розыскная деятельность» в 1966 г. ввел в научный оборот профессор А.Г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на законодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников .
В 1976 г. профессор В. А. Лукашов предложил следующую дефиницию понятия ОРД: это система регламентируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно-розыскных и организационно-управленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевременное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших .
В последующие годы к вопросу определения ОРД обращались многие известные отечественные ученые, такие как: В. М. Атмажитов, И. И. Басецкий, Д. В. Гребельский, И. А. Климов, г. К. Синилов, А. Ю. Шумилов, и др. Вместе с тем качественное изменение в определении рассматриваемого понятия произошло в 1993 г., когда оно получило свое закрепление в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то настоящим законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее: ФЗ об ОРД) сохранил указанное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
При анализе вышеприведенного законодательного определения, возникают вопросы, которые, по нашему мнению, в настоящий момент являются весьма актуальными. Так, в первую очередь следует отметить, что ФЗ об ОРД предоставляет право осуществлять ОРД гласно и негласно. Полностью поддерживая указанную возможность, а также закрепленный в ст. 3 ФЗ об ОРД принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, тем не менее приходится констатировать, что правоприменительная практика толкует возможность проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий (далее: ОРМ) весьма расширительно, подменяя ими следственные действия .