Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственные программы как инструменты государственной политики на региональном уровне: механизмы разработки и реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 7
1.1. Понятие государственных программ 7
1.2. Порядок формирования, реализации и контроля выполнения государственных программ 15
1.3.Государственная политика и инструменты ее реализации на региональном уровне 24
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 30
2.1. Механизмы разработки государственной политики в Республике Дагестан 30
2.2. Анализ государственных программ Республики Дагестан 33
2.3. Мировой опыт реализации государственных программ на региональном уровне 44
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 49
3.1. Эффективность реализации государственных программ Республики Дагестан 49
3.2. Мероприятия по повышению эффективности реализации государственных программ Республики Дагестан 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

 

  

Введение:

 

Планирование в общем смысле можно определить, как один из методов экономического управления, который состоит в прогнозировании определенных событий и последствий, которые могут определить последующие события.
Эффективное государственное планирование подразумевает наличие развитой системы органов, специализирующихся на составлении планов и прогнозов и наличии системы методик и критериев составления планов, которые способствовали бы их состоятельности и объективности.
Сложившаяся в России система прогнозирования и планирования требует изменения, реформирования в связи с частыми отказами системы, невыполнением планов, отставанием в развитии страны и регионов. Зачастую государственные прогнозы развития содержат информацию, не выдерживающую жесткой критики.
Социально-экономические изменения определяют актуальность исследования проблем планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона.
Во-первых, в современном режиме антироссийских санкций и экономического кризиса планы государства и регионов должны наиболее полно учитывать действующую ситуацию и быть объективно выполнимыми, но и не сниженными.
Во-вторых, для России характерно составление планов без научного обоснования, их невыполнение и отсутствие меры ответственности за такую деятельность государственных органов. Это ведет к невозможности обеспечения экономического и социального роста и способствует усугублению ситуации.
В-третьих, планирование и прогнозирование на уровне региона не может быть основано на закономерностях развития страны, оно должно учитывать характерные особенности самого региона, его географическое положение, уровень развития инфраструктуры, промышленности, бизнеса, социальный уровень.
На сегодня существует дефицит в исследовании планирования регионов, организации эффективного прогнозирования и выполнения планов, стоит острая необходимость научного обоснования планирования и прогнозирования на уровне региона с целью повышения уровня социально-экономического развития. А особенно остро стоит проблема финансирования выполнения стратегических планов, поскольку регионы имеют разный экономический потенциал.
Тема выпускной квалификационной работы, «Государственные программы как инструменты государственной политики на региональном уровне: механизмы разработки и реализации (на примере Дагестана)» является актуальной, так как в каждый регион вносит свой вклад в благосостояние страны. Дагестан является дотационным регионом с небольшим бюджетом, преимущественно пополняющимся налогами предприятий промышленности. Планирование в Дагестане находится на довольно низком уровне, планы зачастую не выполняются полностью, что снижает бюджетную эффективность. При невыполнении планов и программ стратегического развития снижается финансирование в части преференций из федерального бюджета, что отрицательно сказывается на развитии региона.
Постановка проблемы. В Дагестане ежегодно наблюдается неэффективное выполнение программ социально-экономического развития, невыполнение планов в должном размере, невыполнение всей программы мероприятий на год, неосвоенные бюджеты программ. При этом наблюдается неспособность администраторов программы грамотно ее оценить и полностью освоить бюджет программы.
В исследовании автором разработана методика предварительной и текущей оценки каждой программы социально-экономического развития с учетом анализа риск-факторов и назначения ответственных исполнителей по каждому выявленному высокому фактору риска. Автор считает разработанную методику эффективным инструментом повышения результативности программ социально-экономического развития и повышении эффективности финансирования стратегического развития.
Цель работы – исследовать государственные программы как инструменты государственной политики на региональном уровне в республике Дагестан.
Задачи работы:
— изучить понятие государственных программ;
— исследовать порядок формирования, реализации и контроля выполнения государственных программ;
— охарактеризовать государственную политику и инструменты ее реализации на региональном уровне;
— описать механизмы разработки государственной политики в Республике Дагестан;
— провести анализ государственных программ Республики Дагестан;
— исследовать мировой опыт реализации государственных программ на региональном уровне;
— определить эффективность реализации государственных программ Республики Дагестан;
-разработать мероприятия по повышению эффективности реализации государственных программ Республики Дагестан.
Объектом исследования являются государственные программы. Предмет исследования – эффективность реализации государственных программ в республике Дагестан.
Практическая значимость исследования, проведённого в данной выпускной квалификационной работе заключается в освещении основных проблемных вопросов развития Дагестана и возможности внести конкретные предложения по улучшению процесса принятия и оценки, а также выполнения программ стратегического развития республики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрываются теоретические основы планирования и прогнозирования социально – экономического развития в регионе, во второй главе представлены стратегические прогнозы социально – экономического развития Дагестана и дана оценка проблем планирования и финансирования, в третьей главе предложена методика совершенствования оценки программ социально-экономического развития.
Методологическую основу исследования составили методы системного, структурно-функционального, сравнительного анализа, деятельностного подхода.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам исследования автором сделаны следующие выводы. Планирование программ развития на государственном уровне в общем смысле можно определить, как один из методов экономического управления, который состоит в прогнозировании определенных событий и последствий, которые могут определить последующие события.
История развития системы планирования и прогнозирования на уровне стран насчитывает многие десятилетия. На современном этапе развития государств с системой качества планирования и прогнозов напрямую связана эффективность государственного управления. Прогноз социально-экономического развития страны служит цели уменьшения неопределённости и снижения наступления рисков для развития страны. История развития планирования и прогнозирования во многих странах разнится, начиная от государственного регулирования процесса планирования, заканчивая институтами, на которые возложена обязанность составления планов. Для России целесообразно перенять положительный опыт бизнес-планирования для учреждений и министерств в Канаде, расширенный спектр услуг консультантов при планировании в США.
Эффективное государственное управление подразумевает подбор ряда оптимальных решений для развития государства и его регионов, которое невозможно без проработанной стратегии развития, с обоснованными расчетами и оценками внешних и внутренних условий хозяйствования.
Эффективное государственное планирование подразумевает наличие развитой системы органов, специализирующихся на составлении планов и прогнозов и наличии системы методик и критериев составления планов, которые способствовали бы их состоятельности и объективности. Сложившаяся в России система прогнозирования и планирования требует изменения, реформирования в связи с частыми отказами системы, невыполнением планов, отставанием в развитии страны и регионов. Зачастую государственные прогнозы развития содержат информацию, не выдерживающую жесткой критики.
Социально-экономические изменения определяют актуальность исследования проблем планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона. Во-первых, в современном режиме антироссийских санкций и экономического кризиса планы государства и регионов должны наиболее полно учитывать действующую ситуацию и быть объективно выполнимыми, но и не сниженными. Во-вторых, для России характерно составление планов без научного обоснования, их невыполнение и отсутствие меры ответственности за такую деятельность государственных органов. Это ведет к невозможности обеспечения экономического и социального роста и способствует усугублению ситуации. В-третьих, планирование и прогнозирование на уровне региона не может быть основано на закономерностях развития страны, оно должно учитывать характерные особенности самого региона, его географическое положение, уровень развития инфраструктуры, промышленности, бизнеса, социальный уровень.
Планирование на современном этапе имеет ряд недостатков, которые снижают его эффективность. Так, анализ нормативной базы, регулирующий вопросы прогнозирования социально- экономического развития, обозначил ряд проблем, снижающих эффективность прогнозирования, к которым можно отнести отличия логики построения нормативных актов в сфере планирования, отличия нормативных актов субъектов от нормативных актов Федерации.
В работе исследовано планирование социально-экономического развития региона Дагестан. Основным источником пополнения бюджета Дагестана является промышленность. Традиционно высокий показатель в оптовой и розничной торговле, обеспеченность каждого жителя нормативом торговой площади превышена в несколько раз.
В Дагестане планирование и прогнозирование социально-экономического развития производят посредством программ развития, среди которых программы развития здравоохранения, строительства жилья, развития образования и другие.
Стратегическое планирование основных направлений развития в Дагестане осуществляется на основе приказа Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации». Согласно данного приказа при планировании в Дагестане анализируют такие показатели как целевой сценарий, риски проекта, приоритеты развития области, проводят SWOT-анализ и PEST-анализ для выявления факторов, которые могут положительно и отрицательно повлиять на проект развития. Оцениваются также внешние и внутренние факторы развития Дагестана, прогнозируемый результат.
Все приоритетные направления развития Дагестана обозначены в «Стратегии социально-экономического развития Дагестана на период до 2020 года». Согласно проведенного исследования в Дагестане по многим программам социально-экономического развития не достигают уровня стопроцентного выполнения, не осваивают бюджеты программ, часты срывы сроков программы из-за местных поставщиков и компаний-застройщиков, которым не под силу осваивать огромные объемы строительства доступного жилья. При этом необходимо отметить, что бюджет Дагестана является одним из самых сбалансированных в стране, показатель среднедушевых доходов крайне высок. Неисполнение при таких параметрах бюджета программ развития является следствием упущений работников аппарата государственного управления, недостаточного контроля, несогласования сроков, нежелания работать с фирмами поставщиками и компаниями-застройщиками из других регионов. При анализе выполнения программ выяснили, что наиболее отстающей в выполнении программой является программа строительства доступного жилья, с которым на острове проблемы.
Автором разработана методика оценки и согласования программы стратегического развития, которая предполагает не только ее детальный анализ, но и построение объективной модели управления рисками с оценкой их вероятности. Рассмотрен детальный анализ программы стратегического развития по предложенной методике на примере программы обеспечения качественным жильем. Предполагается при выявлении в периоде прогнозирования высокого риска негативного влияния на программу стратегического развития назначать управляющего данным риском из числа сотрудников либо министерства экономического развития и инвестиций, либо проектного отдела. Это позволит нивелировать риск, отслеживать его в постоянном режиме и намного повысить выполняемость программы. Выполнение программ стратегического развития в Дагестане в срок и в рамках запланированного бюджета позволит повысить качество и уровень жизни, сгладить оторванность местного населения от материка, повысить качество социального обслуживания, жилья, здравоохранения, создать заинтересованность местных жителей в развитии на территории области, сократить поток миграции населения.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1. Понятие государственных программ

Государственные программы являются частью планирования государства.
Экономическая наука во многих аспектах рассматривает планирование на уровне государства и регионов, его значение и методы. В советский период планированию было посвящено большое количество работ учетных, научно-технической литературы. На данный момент применить предыдущие разработки советского планирования к планированию России полностью не представляется возможным в связи со сменой экономической системы, отменой директивного планирования, движением к коллегиальным, обсуждаемым планам развития, где каждый может внести свой вклад.
Планирование экономического и социального развития страны можно отнести к одним из самых актуальных государственных вопросов, определяющих направления развития и уровень жизни населения в конечном итоге.
Из практики советского планирования в России используют [11. с.69]:
— систему плановых и отчетных показателей, их сравнение в динамике;
— механизмы корректировки планов по ходу реализации программы;
— методику обеспечения плановой сбалансированности;
— механизмы, позволяющие стимулировать как субъектов, так и объекты планирования и много другое.
При переходе к рынку в Российской Федерации было прекращено планирование производственно — хозяйственной деятельности субъектов рынка, а без этого рыночная экономика не работает. Бизнес планы объектов рынка без макроэкономики были лишены ориентиров. В связи с этим внимание властей всех уровней возрастает к проблеме планирования на всех уровнях.
В современном мире наблюдается растущая потребность в прогнозировании. Прогнозирование соотносится с понятием предвидение. Предвидение основано на познании законов природы, общества, мышления и является отражением действительности. Поэтому ценность прогнозирования заключается в том, что оно позволяет принять обоснованное решение, так как сформировано на основе научных теорий. [18. с.115]
На первом Заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2017 года утвержден Перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г. для формирования «пилотного» портфеля приоритетных проектов и программ, состоящий из 11 стратегических направлений.
На Заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 года, Президент Российской Федерации включил в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года, еще одно направление: — Цифровая экономика

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы