Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственное регулирование уровня жизни незащищенных групп населения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Повышение уровня жизни
населения региона как ключевая задача экономического развития. 6

1.1 Понятие уровня жизни. 6

1.2 Анализ системы оценивания
уровня жизни населения Российской Федерации  9

1.3 Понятие и классификация
незащищенных групп населения. 12

Выводы по 1 главе. 19

2. Анализ уровня жизни
незащищенных групп населения Ивановской области. 21

2.1 Методика проведения анализа. 21

2.2 Оценка уровня жизни
незащищенных групп населения в Ивановской области в 2015-2019 гг. 23

3 Разработка комплекса мер по
повышению уровня жизни незащищенных групп населения Ивановской области. 46

3.1 Обоснование состава комплекса
мер. 46

3.2 Рекомендации для оптимизации
уровня жизни незащищенных групп населения  52

3.3 Развитие полезных навыков для
повышения уровня жизни незащищенных групп населения. 60

3.4 Меры материальной поддержки
по повышению уровня жизни незащищенных групп населения. 61

Выводы по 3 главе. 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК
использованной ЛИТЕРАТУРЫ
.. 70

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в связи
с динамичным развитием общества требуются новые подходы к управлению его
развитием, которые в первую очередь связаны с самим человеком и его
удовлетворенностью своей жизнью.

Сегодня уровень жизни населения является не только
показателем социально-экономического развития страны, но и представляет собой
одну из стратегических целей управления. Качество здоровья будущего поколения,
качество окружающей среды, качество образования и, следовательно, развитие
интеллектуального потенциала человека и его способность создавать новые знания
и новые технологии, зависят от того, насколько уровень жизни населения
улучшается.  

Необходимость анализа проблем жизненного уровня населения
также продиктована тем фактом, что социальное развитие сильно зависит от
системы ценностей, которая лежит в основе не только всего государства, но и в повседневной
жизни каждого отдельного человека.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория
описывается в работах таких отечественных ученых и специалистов, как А. Г. Вишневский,
Т. И. Заславская и Н. М. Римашевская. В их работах проводилось выявление
социальных механизмов, характеризующих различные аспекты общественной жизни, а
также анализ политических, экономических, социальных и других условий жизни
человека [34].

Следует отметить работу таких ученых, как В.М. Жеребин [34] и
В. К. Левашов [17]. Они внесли непосредственный вклад в разработку методов
оценки уровня жизни населения и его моделей. 

Механизм участия государства и региональных органов власти в
регулировании уровня жизни населения описан в работах В. Н. Бобковой [3] и В.
Лексина [18]. Авторы утверждают, что на уровень жизни населения влияют, прежде
всего, территориальные условия, а также социальная политика государства в
целом.

Однако в научной литературе особенности государственного
регулирования уровня жизни уязвимых групп населения на региональном уровне еще
недостаточно изучены.

Благодаря существующим и полностью функционирующим механизмам
государственной поддержки для членов общества создаются условия для обеспечения
достойного качества жизни, а также сохраняется социальная стабильность в
стране. Поэтому решение проблемы государственной поддержки и социальной защиты
отдельных категорий граждан является одним из приоритетных направлений
государственной социальной политики в Российской Федерации на современном этапе
и во многом определяет уровень социального благосостояния населения России, так
и ее незащищенных слоев. В то же время стоит отметить, что актуальность
проблемы государственной поддержки уязвимых категорий населения в современной
России требует более детального и всестороннего изучения этого процесса,
выявления его социально-экономической природы и особенностей содержания социально
уязвимых граждан в различных социальных и исторических этапах развития, в
практике государственного управления Российской Федерации, обращая особое
внимание на такое это дореволюционный, постреволюционный и постсоветский, так
как эти исторические этапы отмечены важными реформами в области социальной
защиты.

Объектом исследования
в процессе выполнения ВКР является Ивановская область.

Предметом
работы является процесс регулирование уровня жизни незащищенных групп населения
Ивановской области.

Целью работы
является анализ системы государственного регулирования уровня жизни незащищенных
групп населения на территории Ивановской области.

Для
достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Провести
анализ факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения;

2.Рассмотреть
современную систему государственного регулирования уровня жизни населения в
Российской Федерации;

3. Изучить
основные направления в сфере улучшения качества жизни незащищенных групп
населения в Ивановской области.

4. Предложить
практические меры, направленные на повышение уровня жизни незащищенных групп
населения.

Теоретической
базой являются фундаментальные и прикладные исследования отечественных и
зарубежных авторов, которые освещают проблемы государственного регулирования
уровня и качества жизни населения. Нормативно-правовой базой представленной
работы являются Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента,
Постановления Правительства РФ и регионов в области социального и
экономического развития.

Основными методами
стали: анализ научной литературы по теме исследования, анализ
нормативно-правовой базы, описательный и аналитический методы.

Практическая
значимость данной работы заключается в том, что рекомендации по основным мерам
государственного регулирования уровня жизни незащищенных групп населения могут
быть учтены при разработке мер государственной поддержки на региональном
уровне.

Настоящая
выпускная квалификационная
работа состоит из
введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Уровень
жизни определяется в основном соотношением доходов и стоимости жизни и
реализуется через потребление. По нашему мнению, все остальные рассмотренные
определения пересекаются с понятиями качества, условий и образа жизни. Но мы
рассматриваем уровень жизни в его экономическом смысле, то есть в сочетании
подходов «прожиточный минимум», «из дохода» и «из потребления».

Под
социально уязвимыми категориями населения мы подразумеваем группы населения,
которые в настоящее время ограничены в доступе к материальным и нематериальным
ресурсам или для которых существует риск социальной изоляции в ближайшем
будущем в отсутствие социальной поддержки. Исходя из вышеизложенного, для нас
ясно, что экономико-правовой подход (монетарный подход) к понятию «социально
уязвимый гражданин» закреплен в российском законодательстве благодаря четкости
критериев и доступности статистической информации, поэтому мы Изучим
особенности содержания категории социально уязвимых граждан Российской
Федерации с этой точки зрения. Но для того, чтобы изучить особенности
экономико-правового подхода через призму нормативно-правовой базы, методов и
механизмов государственной поддержки, необходимо изучить признаки и
характеристики социальной уязвимости как социального статуса гражданина в
Российской Федерации

Из
анализа существующих правовых норм в области жилья, трудового законодательства,
в области обеспечения прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров,
несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
можно сделать вывод, что незащищенные группы населения являются гражданами,
нуждающимися в особой социальной защите, которые не в состоянии обеспечить себя
(свои семьи) достойным уровнем материального благосостояния. Кроме того, исходя
из того факта, что в условиях экономической и политической нестабильности
государства благосостояние большинства граждан становится легко уязвимым, а это
предполагает возникновение социального риска среди граждан Российской
Федерации, следовательно, многие категории. К этой группе можно отнести население:
слабо защищенное, социально опасное, малообеспеченное, виктимологически
привлекательное.

В нашей работе мы выделяем четыре уровня
жизни населения:

1) богатство (потребление товаров,
обеспечивающих полное формирование человека);

2) нормальный уровень (соответствующее
потребление в соответствии с научно обоснованными стандартами, позволяющее
человеку восстановить свои физические и интеллектуальные силы);

3) бедность (крайне неадекватное
потребление товаров для нормальной жизни);

4) бедность (минимальное потребление
товаров, которое не позволяет удовлетворить самые основные физиологические и
социальные потребности и позволяет только поддерживать
жизнеспособность
человека).

Было выявлено, что уровень жизни населения Ивановской
области по сравнению с Россией и соседним регионом (Ярославская область) по
основным показателям (средняя заработная плата, средняя цена потребительской
корзины, потребительские расходы на услуги, бедность и безработица, образование)
находится в пределах нормы.

Были
предложены рекомендации профилактики социально-уязвимых малоимущих должна
обеспечиваться следующими мерами.

 Повышение эффективности социальной защиты и
усиление адресности социальной помощи.

 Выравнивание уровня
социального обеспечения и обеспечение равного доступа населения к социальным
услугам

.
Стимулирование частного сектора для решения проблемы бедности социально
уязвимых слоев общества

Стимулирование
трудовой активности социально уязвимых слоев населения с целью увеличения их
доходов

 Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

Трансформация отечественной пенсионной
системы и стабилизация уровня пенсионного обеспечения

Подводя итог, следует отметить, что от
такой реформы системы социальных пособий и компенсаций социальное обеспечение
выиграют прежде всего те, чьи доходы ниже прожиточного минимума —
малообеспеченные семьи. Однако реальное положительное влияние реформ на эти
группы населения возможно только в том случае, если реформы будут целостными,
полными, то есть будут отменены неэффективные социальные пособия и скрытые
субсидии, а полученные средства будут фактически использованы для оплаты
адресной помощи населению.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Повышение уровня жизни населения региона как ключевая задача экономического
развития

 

1.1 Понятие уровня жизни

 

Важнейшим критерием оценки эффективности
государственной и региональной социально-экономической политики является
уровень жизни населения.

Понятие «уровень жизни» используется
вместе со всей семьей синонимичных и связанных с ними терминов: «качество
жизни», «условия жизни», «образ жизни».

Для характеристики благосостояния нации
(населения) также используются следующие понятия: «национальное благосостояние»,
«безопасность жизни», «качество трудовой жизни». Иногда разные термины означают
одно и то же содержание, иногда различие является фундаментальным, и содержание
существенно различается (вплоть до включения компонентов национальной
безопасности и идеологии). В то же время следует отметить тесную взаимосвязь
этих понятий. Часто они связаны с целями в обществе или с задачами отдельных
исследований.    

На наш взгляд, необходимо раскрыть
содержание наиболее распространенных из этих терминов и выяснить их отличия от
понятия «уровень жизни населения».

Доступные в научной литературе определения
уровня жизни основаны на различных исходных понятиях: от производства,
потребления, дохода, стоимости жизни, потребительских норм и стандартов или
имеют сложный многоаспектный характер.

В подходе «на производстве» исходят из
зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и
эффективности общественного производства. Однако нельзя отрицать, что
существует обратная связь между уровнем жизни и общественным производством.
Это, прежде всего, зависимость от уровня жизни качественных характеристик
рабочей силы (что особенно подчеркивалось в советский период),
производительность труда занятых и рост материальной заинтересованности
работника в высокой степени. Определение уровня жизни как совокупности
характеристик потребления широко используется как в отечественных исследованиях
и разработках, так и в работе международных организаций и международной
статистической информации.

Н.М. Римашевская рассматривая понятия
«национальное благосостояние» и «уровень жизни» как синонимы, использует именно
этот подход [34].

Очень распространенным подходом к
интерпретации концепции уровня жизни является подход «доход от населения» [19].

В официальных статистических материалах, в
частности в коллекциях Росстата, уровень жизни включает все рубрики, в которых
указаны доход, заработная плата, пенсии, социальные пособия и трансферты.

Г.Гутман пишет: «Одним из важнейших
показателей, характеризующих уровень национального благосостояния, является
реальный доход населения» [7].

М. Гасанов пишет: «Уровень жизни — это
сложная интегрированная социально-экономическая категория, выражающая степень
удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он состоит из многих
компонентов. Это включает в себя размер реальных доходов работников, уровень
потребления населением материальных благ и услуг, обеспечение населения
комфортным жильем и, наконец, рост образования, степень развития медицинской и
медицинской помощи. культурные услуги для граждан и состояние окружающей среды»
[5].

Некоторые авторы определяют уровень жизни
как комбинацию нескольких из вышеуказанных подходов. Это относится, например, к
определению данного термина в учебнике под редакцией Н.А. Волгина: «Уровень жизни
— одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается
обеспечение населения необходимыми материальными товарами и услугами,
достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных
(рациональных) потребностей. Как и благополучие. Денежная оценка товаров и
услуг, фактически потребленных в среднем домохозяйстве в течение определенного
периода времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения
потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие
«уровень жизни населения» также включает условия жизни, работы и занятости,
жизни и отдыха, его здоровье, образование, природную среду и т.д.» [36].

В.М. Жеребин и А.Н. Романов дают следующую
формулировку: 

1. Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и
духовных потребностей людей, достигаемая за счет созданных экономических и
материальных условий и возможностей, реализуемых за счет потребления и
определяемая прежде всего соотношением доходов и стоимости жизни.

2. Уровень жизни — это отношение уровня дохода к стоимости
жизни вместе с характеристиками потребления и безопасности жизненных выгод,
определяемыми этим соотношением [10].

С нашей точки зрения, уровень жизни — это
социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения
материальных и духовных потребностей людей. Другими словами, это
интегрированная, значимая параметрическая величина, отражающая в течение
определенного периода степень удовлетворения материальных и духовных
потребностей людей. Уровень жизни выражается в количестве и качестве товаров и
услуг, потребляемых человеком, оцениваемых по системе показателей.  

Уровень жизни определяется в основном
соотношением доходов и стоимости жизни и реализуется через потребление. По
нашему мнению, все остальные рассмотренные определения пересекаются с понятиями
качества, условий и образа жизни. Но мы рассматриваем уровень жизни в его
экономическом смысле, то есть в сочетании подходов «прожиточный минимум», «из
дохода» и «из потребления».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы