Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственное регулирование промышленности региона.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1. Понятие и система государственного регулирования промышленности 6
1.2. Инструменты государственного регулирования промышленности 15
1.3. Зарубежный опыт государственного регулирования промышленности 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 27
2.1. Анализ методов регулирования промышленности в Российской Федерации 27
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования промышленности в Республике Дагестан 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43
3.1. Проблемные аспекты государственного регулирования промышленности региона 43
3.2. Направления совершенствования системы государственного регулирования промышленности региона 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

 

  

Введение:

 

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими факторами. Промышленная политика, являясь одной из главных функций государства, в самом общем виде представляет собой стратегию, которая ориентирована на определение и реализацию целей по развитию промышленности через различные экономические инструменты.
Понятие «промышленная политика» пришло в Россию в начале 90-х годов XX века. Указанным термином стала обозначаться регулирующая роль государства в промышленно-технологическом развитии страны.
В годы административно-плановой экономики в СССР потребность в подобном термине отсутствовала, поскольку вся система хозяйствования по своей сути и означала промышленную политику. Вся стратегия хозяйственного развития отраслей и межотраслевых комплексов определялась централизованно из единого экономического центра.
Потребность в определении роли государства в сфере выработки и осуществления стратегии долгосрочного развития наиболее важных отраслей в условиях господства рыночных отношений появилась благодаря очевидным «провалам рынка» в области проектов, рассчитанных не на краткосрочную прибыль.
В первые годы трансформационного периода в России в сфере экономического реформирования приоритеты отдавались финансовой стабилизации, которая, как предполагалось, должна была способствовать массированному привлечению иностранного и российского капитала в отечественную экономику, что, в свою очередь, должно было подтолкнуть экономическое развитие. Реформаторы были во власти идей эффективного свободного рынка и либерализации экономики.
Следовательно, вопрос о необходимости изначального проведения обоснованной и просчитанной промышленной политики не ставился, в то время как именно подобная стратегия в состоянии была предотвратить глубокий кризис, охвативший российскую промышленность и экономику в целом.
Переходный период оказался достаточно болезненным, и со временем стало понятно, что финансовый сектор не может являться единственной опорой развития. Отсутствие надежного, конкурентоспособного реального сектора экономика перспектив не добавляет. Задачу же формирования последнего можно решить в рамках промышленной политики, что, в свою очередь, объясняет пристальное внимание к проблемам выработки эффективной, научно обоснованной государственной стратегии экономического развития.
Развитие рыночной экономики на территории России и в ее регионах обозначило проблемы разработки и осуществления обоснованной и достаточно продуманной промышленной политики. В сегодняшних условиях промышленная политика требует наличия двухуровневого структурирования.
Прежде всего, эта политика должна реализовываться региональными властями, и ее базой должна стать деятельность, которая будет направлена на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия определенных факторов, а именно, ресурсов в области промышленности в границах каждого конкретного субъекта РФ, а также и на институциональное обеспечение его преимуществ в сфере развития наиболее приоритетных отраслей промышленности.
Быстрая и эффективная организация подобной деятельности способна в краткие сроки стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.
Помимо этого, необходимо активизировать политику федерального центра, роль которого заключается в создании таких общероссийских макроэкономических институциональных условий, которые бы смогли способствовать развитию региональных инициатив по наращиванию промышленного потенциала. Другой задачей федерального центра в указанном плане выступает стимулирование развития самых приоритетных для экономики государства сфер промышленности.
Целью данной работы является совершенствование промышленной политики и механизмов ее реализации в современных условиях на территории Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
— раскрыть понятие и систему государственного регулирования промышленности;
— рассмотреть инструменты государственного регулирования промышленности;
— проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования промышленности;
— осуществить анализ методов регулирования промышленности в Российской Федерации;
— произвести оценку эффективности государственного регулирования промышленности в Республике Дагестан;
— выявить проблемные аспекты государственного регулирования промышленности региона;
— определить направления совершенствования системы государственного регулирования промышленности региона.
Объектом исследования является промышленная политика в России.
Предметом исследования выступают перспективные направления и модели промышленной политики на территории Республики Дагестан.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования и реализации промышленной политики, таких как Е.М. Примаков, А. Гранберг, С. Глазьев В.И. Артемьев, С.Н. Шукшин, И.В. Липсиц, А.С. Башкирцев, Е.В. Щеглов, Л. Якокка и др.
Информационной базой работы служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, данные органов статистики, федеральных и региональных органов власти, публикации результатов научных исследований. В целях получения обоснованных научных результатов в исследовании применялись общенаучные методы управления и организации, методы экспертных оценок, методы организационно-структурного моделирования и сравнительного анализа.
В работе применялись следующие методы исследования: общенаучные методы диалектической логики, анализа и синтеза, системного подхода, единства исторического и логического, статистических группировок и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, которые последовательно раскрывают сформулированные выше задачи, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в настоящее время во всех странах мира под влиянием экономических и политических факторов произошли существенные изменения, касающиеся роли государства в реализации промышленной поли-тики, ориентиров самой промышленной политики и инструментов ее реализации. В качестве ключевых изменений выделяют: инновационный характер, тесное сближение с конкурентной политикой, и активные меры со стороны государства. Отмечено, что новая научно-техническая или технологическая политика России, являясь по своему содержанию горизонтальной, сохраняет некоторые черты вертикальной промышленной политики.
Отсутствие внятной и содержательной промышленной политики в прежние годы привели к тому, что национальная экономика Рос-сии имеет ряд внутренних ограничений, которые затрудняют и меша-ют ей раскрыть свой внутренний потенциал: зависимость от экспорта углеводородов, зависимость от импорта технологий и продукции, недостаточная техническая и технологическая развитость промышленности, низкий уровень НИОКР и пр.
Российское общество и бизнес ожидают от современной промышленной политики обеспечения экономического роста на долгосрочную перспективу, роста благосостояния, повышения конкурентоспособности национальной экономики в глобальном масштабе. Промышленная политика должна стать важным инструментом модернизации российской экономики, структура которой, по-прежнему характеризуется неоптимальностью, с преобладанием сырьевого сектора, стимулировать инвестиционно-инновационную деятельность с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста ее экспортного потенциала и обеспечения экономической и национальной безопасности.
Исследование теоретических аспектов методик оценки эффективности промышленной политики показало, что для оценки такого сложного и многопланового явления применяются, как правило, многокритериальные подходы. В зависимости от того, подлежит оцениваю успешность государственной политики в масштабах страны, отдельного региона, отрасли или кластера предприятий, перечень критериев оценки разнится. Мы в своей работе поддерживаем и разделяем точку зрения, что выбор той или иной системы индикаторов для оценки эффективности промышленной политики должен определяться ее целью.
В целях эффективного использования множества государственных программ как инструмента осуществления политики импортозамещения видится целесообразным, кроме ликвидации системных недостатков, снижающих значительно общую эффективность государственных программ, предпринять следующие действия.
Во-первых, необходимо сделать упор и начать перераспределение ресурсов в пользу тех программ, которые непосредственно решают задачу импортозамещения.
Во-вторых, требуется скорректировать программы, направленные на развитие реального сектора экономики. В таких программах следует осуществить перераспределение ресурсов в пользу проектов, которые предусматривают освоение производства и изготовление продукции с высоким уровнем локализации или разработку и освоение новейших технологий.
В-третьих, необходимо внести поправки в те программы, которые обеспечивают развитие социальной инфраструктуры. Данная рекомендация объясняется необходимостью развития социальной сферы в целях обеспечения формирования и расширения рынка для продукции российской высокотехнологичной промышленности.
Осуществление программы импортозамещения подразумевает создание принципиально новых производств, а также расширение или перепрофилирование уже существующих.
Как правило, предприниматели сталкиваются с острой необходимостью привлечения внешних источников финансирования и, прежде всего, кредитов банков и средств институтов развития. Другими, словами, успешная и эффективная работа банковского сектора экономики выступает как одна из главных предпосылок реализации политики импортозамещения.
Вместе с тем, в целях реализации программы импортозамещения необходимо не только создавать условия, которые позволят банкам и другим финансовым институтам кредитовать хозяйствующих субъектов, но также определенным образом скорректировать осуществляемую банками политику выделения кредитов. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин, «нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса».
В качестве одного из вариантов решения проблемы увеличения доступности кредитных ресурсов для бизнеса видится определенное регулирование ставок по кредитам, предоставляемых хозяйствующим субъектам банками, имеющих государственное участие в капитале или банками, в обороте которых значимая доля приходится на средства региональных или местных бюджетов. Названная мера способна дать хороший эффект и сама по себе. Кроме того, за счет этого возможно существенное улучшение условий работы предприятий, которые реализуют приоритетные для экономического развития проекты.
В кратчайшие сроки решение задач импортозамещения, и в первую очередь в части повышения объема производства товаров пищевой промышленности и продуктов народного потребления, способно обеспечить развитие малых и средних предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять комплекс мероприятий в сфере создания благоприятных условий для функционирования малого и среднего бизнеса.
Одним из современных методов структурной модернизации экономики региона является создание технопарков, которые позволят Дагестану, наряду с другими мерами, преодолеть отставание социально-экономического развития.
Экономика только тогда начнет развиваться, когда будет организовано конструктивное взаимодействие между чиновничеством и производственниками в режиме реального времени, когда управленцы в министерствах и ведомствах республики научатся оценивать инвестиционные проекты и предложения и грамотно решать, какие стоит поддержать, какие нет.
Необходима институционализация структурной политики в целях повышения эффективности ее модернизации. Для этого нужны определенные шаги: разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование структурной политики региона и вносящей прозрачность в приоритеты модернизации региональной экономики; совершенствование форм и методов государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в приоритетных видах и формах деятельности; совершенствование информационного обеспечения по продвижению делового имиджа Дагестана.
К сожалению, слабо осуществляется взаимодействие и координация между органами государственной власти Республики Дагестан, различными органами разных уровней, между субъектами предпринимательства в стратегии модернизации региона; усложнена доступность предприятий к финансовым ресурсам даже по приоритетным проектам; отсутствуют общественные опросы и оценки социальной значимости актуальных проблем происходящей структурной модернизации.
Самое главное: проблемы структурной модернизации являются производными общеэкономических проблем, и их решение возможно при условии комплексного социально-экономического развития республики.
Необходимо организовать системную планомерную работ в этих направлениях с ориентацией на долгосрочные стратегические цели развития промышленности и кардинальное изменение ее отраслевой структуры.
Обзор современного состояния управления промышленностью будет неполным без констатации факта межведомственного характера управления отраслью. Так, общие вопросы – контрольно-надзорная нагрузка, лицензирование, территориальное развитие, моногорода — координируются Минэкономразвития России, а профильное ведомство – Минпромторг России работает в сфере управления реальным сектором производства. Минфин со своей стороны решает вопросы налоговой нагрузки и таможенно-тарифного регулирования. Минтруд России в рамках своих полномочий рассматривает вопросы труда и занятости в промышленном секторе.
Такая многоаспектность непреодолима, но в то же время недавние решения о внедрении проектного подхода в социально-экономическое управление позволяют сформировать ряд ключевых проектных направлений по развитию промышленности в 2018-2024 гг.
Кроме этого, надо принимать в расчет положительный опыт управления через специальные указы Президента РФ – майские указы 2012 г., где были напрямую установлены показатели социально-экономического развития, достижение которых запланировано на протяжении всего президентского периода и даже дольше. Результаты достижения данных показателей публикуются в открытых источниках, доступны экспертному сообществу и становятся предметом общественного обсуждения и контроля.
С учетом вышесказанного, наиболее эффективной формой введения темы промышленного развития в повестку президентского периода 2018-2024 гг. будет являться принятие специального указа о мерах по долгосрочному развитию промышленности. В таком указе целесообразно наметить ориентиры по росту индекса промышленного производства, переоборудованию промышленных предприятий, росту расходов на внедрение современных технологий, установление показателей территориального развития промышленности, а также роста заработной платы в промышленности, как в целом, так и по отраслям. Важным направлением для такого планирования будет являться введение механизмов комплексной поддержки промышленных предприятий несколькими институтами развития в рамках одного проекта, а также введение особой экспертизы принимаемых управленческих решений – экспертизы на предмет эффективности решений для промышленной сферы.
Вполне возможным будет установление единой системы проектного управления в промышленности с высоким, но многообразным представительством в проектных командах.
Не менее важно разграничить формы поддержки и взаимодействия промышленных предприятий с государством, в первую очередь, в части малых и средних промышленных предприятий, выступающих кооператорами второго и третьего уровня. Для них могут быть созданы особые службы «одного окна» и каналы поддержки, не ориентированные на доказывание своей экономической дееспособности, как сегодня, а направленные на предоставление помощи по заявительному принципу с малой ответственностью.
Нельзя оставлять в стороне и контрольно-надзорную нагрузку в отношении промышленных (производственных) предприятий. Целесообразно отграничить их от общей массы проверяемых и распространить на них сокращенные и щадящие меры контроля и ответственности.
Анализ политической повестки текущего президентского срока показывает, что происходит ориентация на реальный сектор экономики, импортозамещение и поддержку профессионалов в отрасли. Это позволяет прогнозировать также и создание ежегодного федерального промышленного форума, возможно, завершающего серию аналогичных региональных мероприятий.
Подытоживая, можно сказать, что с какими бы вызовами в 2018-2024 годах ни столкнулись руководители государства и профильных ведомств, промышленная повестка подошла к своей систематизации и включении в первоочередной план социально-экономического развития, что позволит увеличить как вклад промышленности в ВВП, так и обеспечить интересы более трети населения, работающего в промышленном секторе.
В последние годы, ввиду обострения международной обстановки, введения целым рядом государств санкций в отношении России, в нашей стране активизируется процесс импортозамещения, в том числе на уровне государственной политики.
С позиции обеспечения национальной безопасности и развития экономики к наиболее значимым направлениями импортозамещения в гражданских отраслях экономики можно отнести:
а) производство программного обеспечения, которое необходимо для функционирования главных областей экономики;
б) создание производства электронно-элементной базы;
в) производство продукции двойного назначения;
г) производство оборудования для нефтегазового комплекса;
д) развитие аграрно-промышленного комплекса.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. Понятие и система государственного регулирования промышленности

В экономической литературе существует две противоположные точки зрения на целесообразность проведения промышленной политики (ПП). Ряд исследователей подчеркивает, что активная роль государства как носителя общенациональных интересов должна быть главным фактором формирования и осуществления ПП, ориентированной на решение как тактических, так и стратегических задач на 10-15 лет вперед . Такой подход к реализации ПП является прогосударственным и ориентирован на установление желательных пропорций экономического развития с помощью тех или иных инструментов макроэкономической и структурной политики. Вместе с тем согласно другой точке зрения государственная промышленная политика может вызвать ряд негативных последствий: снижение конкурентоспособности «защищенных» отраслей промышленности в силу отсутствия стимулов к инновациям, снижение уровня жизни населения, риск торговых войн, повышение уровня коррупции и др. Данный подход является либеральным и ориентирован на невмешательство государства в складывающиеся в рамках национальной экономики структурные пропорции.
Применительно к нашей стране наибольшую обоснованность имеет первая точка зрения, поскольку нерегулируемое развитие, базирующееся на естественных законах, приводит к закреплению за государством в системе международного разделения труда места поставщика энергосырьевых ресурсов и возникновению комплекса структурных проблем .
Важность государственного регулирования и стимулирования развития российской промышленности также подтверждается принятием 31 декабря 2014 г. Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ после его многолетнего обсуждения и лоббирования как со стороны органов публичной власти, так и бизнес-сообщества. Поскольку в соответствии с данным законом под ПП понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер по развитию промышленного потенциала РФ, закрепленных в нормативно-правовых актах, проанализируем действующую федеральную законодательную базу в области промышленности, науки и инноваций. О необходимости исследования правового обеспечения инноваций свидетельствуют государственные программы, стратегии развития и другие документы, в которых инновационной составляющей отводится ключевая роль в рамках развития конкурентоспособной промышленности.
В условиях импортозамещения в особой государственной поддержке нуждаются малые и средние промышленные предприятия, поскольку крупные предприятия, как правило, имеют возможность внедрять инновации за счет собственных средств, находящихся в фонде развития производства и фонде амортизационных отчислений, которые направляются на выполнение НИОКР и технологических проектов, а также освоение новых видов продукции. Данному вопросу в отношении малых и средних промышленных предприятий уделяется недостаточно внимания.
Необходимо отметить, что поскольку целью исследования является оценка эффективности непосредственно промышленной политики РФ, а недостатки государственных программ, концепций, стратегий и прогнозов, в которых прослеживается ведущая роль инновационной составляющей и инновационного пути развития отечественной экономики, были выявлены выше, считаем возможным и целесообразным выделить лишь основные пробелы и недостатки систематизированных правовых актов в части развития инновационной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы