Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственная политика в социальной сфере на региональном уровне: проблемы, приоритеты,практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Общая характеристика государственной политики в
социальной сфере
1.1. Понятие и структура социальной сферы как как объекта
государственного управления
1.2. Формы и методы государственного управления социальной
сферой
2.1. Анализ социально-экономического развития Республики
Дагестан
2.2. Анализ эффективности государственной политики в
социальной сфере в Республике Дагестан.
Список использованных источников и литературы
Введение:
Актуальность
исследования. Российская Федерация в настоящее время стоит перед
необходимостью решения комплекса серьезных проблем, вызванных необходимостью
перехода к новой общественной формации и полноценной интеграции в мировое
сообщество. Одним из актуальнейших вопросов для страны с огромной территорией и
чрезвычайно разнообразными экономическими, социальными природно-климатическими,
географическими и культурными условиями становится устойчивое
социально-экономическое развитие регионов[1].
Актуальность данной темы весьма
очевидна, поскольку социальная политика – одно из основных направлений
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по
регулированию социально-экономических условий жизни общества. Современная
трансформация социальной действительности проявляется в форсировании социальных
изменений во всех сферах общественного развития.
Вопросы стратегического управления
социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований в
современных условиях носят разрозненный и дискуссионный характер. Публикации по
данной проблеме имеют порой взаимоисключающие точки зрения. Это касается,
прежде всего, проблем эффективного механизма формирования стратегий развития
муниципальных образований, как сложных социальных систем[2].
Значимость социальной
сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой
области. Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими
действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального
неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Социальная сфера
воспроизводит и развивает главное богатство региона и страны в целом –
человеческий потенциал.
Целью настоящей работы
является исследование проблем и практики государственной политики в социальной
сфере на региональном уровне.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и
структуру социальной сферы как как объекта государственного управления;
— рассмотреть формы и
методы государственного управления социальной сферой;
— осуществить анализ
социально-экономического развития Республики Дагестан;
— осуществить анализ
эффективности государственной политики в социальной сфере в Республике
Дагестан;
— выявить проблемные
аспекты реализации государственной политики в социальной сфере на региональном
уровне;
— определить направления
совершенствования государственной политики в социальной сфере на региональном
уровне.
Объектом исследования
является социальная сфере Республики Дагестан.
Предмет исследования –
система управления социальной сферой в Республике Дагестан.
В работе нашли отражение общенаучные и специальные
методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, системный
подход, логический метод, метод статистической обработки информации.
Заключение:
Таким образом, преодоление
отставания всей социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения
для Дагестана являются острейшей экономической, социальной и
общественно-политической задачей. Выше приводились данные по отставанию
республики по некоторым показателям: по средней заработной плате, бюджетным
расходам на душу населения, количеству собственных автомобилей. Отставание
республики от среднероссийских показателей имеет место по всей инфраструктуре
социальной сферы, от состояния и уровня развития которой зависят формирование и
эффективность использования человеческого капитала.
Так, 28,4% общеобразовательных
учреждений Дагестана функционирует в 2-3 смены (в РФ – 12,8%, в СКФО в среднем
– 24,3%), на 1000 учащихся общеобразовательных организаций в республике
приходится 104 персональных компьютера, а в стране – 135 (в 1,3 раза больше).
Охват детей дошкольным образованием в республике составляет 30,7% (в России –
66,5%, СКФО – 45,1%). По этому показателю Дагестан среди регионов России
занимает предпоследнее 84-е место. При острой потребности в специалистах с
высшим и средним специальным образованием число студентов средних специальных
учебных заведений на 10000 человек населения в республике меньше в 1,3 раза,
чем в среднем в России, а студентов высших учебных заведений – в 1,4 раза
меньше.
Существенное отставание наблюдается
в здравоохранении, играющем ключевую роль в повышении уровня и качества жизни
населения, в формировании и поддержании дееспособности человеческого капитала
республики. На 10000 человек у нас приходится меньше, чем в России в целом,
больничных коек – на 22,6%, врачей – на 23,4%, средних медицинских работников –
на 21,7%. Соответственно в расчете на 10000 человек Дагестан среди регионов
России занимает по числу больничных коек 79-е место, по численности врачей –
73-е, средних медицинских работников – 80-е.
Заболеваемость на 1000 человек больше среднероссийского показателя на 2,3%, а
коэффициент младенческой смертности в 1,7 раза выше.
В повышении уровня и качества жизни
населения, формировании и развитии человеческого капитала существенную роль
должна играть целенаправленная и активная работа в идейно-воспитательной и
культурной сферах. Сейчас деятельность этих сфер не соответствует современным
требованиям. Например, Дагестан среди регионов России на 1000 человек населения
по численности зрителей театров занимает 74-е место, числу посещений музеев –
81-е, по библиотечному фонду – 82-е и, как ни парадоксально, по выпуску газет –
81-е.
Особого внимания и неотложных мер
требует проблема подготовки современных конкурентоспособных кадров для отраслей
и сфер экономики Дагестана. Без этого не только сложно повысить инвестиционную
привлекательность республики, создавать новые высокотехнологичные производства,
но и невозможно развивать действующие предприятия.
Для формирования современного
человеческого капитала представляется необходимым прежде всего осуществить
модернизацию всей системы общего и профессионального образования. Майский указ
Президента 2018 г. предусматривает внедрение на уровнях основного общего и
среднего общего образования новых методов обучения и воспитания,
образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых
навыков и умений, профессиональную ориентацию всех обучающихся. Это означает,
что доминантой в системе общего и среднего образования должно быть воспитание у
молодого поколения трудолюбия, профессиональной ориентации и навыков
использования знаний в общественно полезной деятельности.
Сложившаяся традиционная система
безадресной подготовки кадров в средних и высших учебных заведениях нуждается в
модернизации с учетом современных требований и потребностей хозяйственного
комплекса республики. Для кадрового обеспечения решения стратегических задач
социально-экономического развития следует определить потребность в кадрах
(рабочих и инженерно-технических специалистов) по основным профессиям и
квалификационным характеристикам для всех отраслей экономики и социальной сферы
на настоящий момент и на прогнозируемую стратегическую перспективу.
Соответственно, исходя из этих потребностей, на контрактной (договорной) основе
организовать подготовку кадров для народного хозяйства республики в высших и
средних специальных учебных заведениях, институтах и курсах повышения
квалификации и т.д.
Из вышесказанного однозначно
вытекает, что модернизация и развитие всей инфраструктуры социальной сферы,
преодоление отставания в уровне и качестве жизни населения, формирование
современного конкурентоспособного человеческого капитала являются абсолютным
приоритетом долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики
Дагестан.
Фундаментальной задачей новой
стратегии является прогнозирование структурных преобразований, определение
оптимальной отраслевой и территориальной структуры экономики республики. Все
структурные изменения в экономике прежде всего должны быть ориентированы на
обеспечение достижения главной стратегической цели. Центральным и сложным при
определении долгосрочной отраслевой структуры является вопрос выбора между
индустриально-аграрной и аграрно-индустриальной моделью специализации экономики
Дагестана. От этого зависят методологические подходы к обоснованию и выбору
стратегических приоритетов долгосрочного социально-экономического развития.
Необходимо отметить, что одна из
ключевых проблем системы социального обеспечения – неэффективность системы
социальных выплат, и, как следствие, нерациональное использование бюджетных
ресурсов. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ
за 2015 г. численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в целом по стране составила 20,2 млн. человек или 14 % от
общей численности населения. Учитывая тот факт, что за аналогичный период 2014
г. этот показатель оценивался в 17,3 млн. человек, можно говорить о
значительном ухудшении материального положения граждан.
Для устранения этой проблемы следует
повысить обратиться к принципам социальной защиты. Современная российская
система социальной защиты базируется на принципах гуманизма, социальной
справедливости, системности, комплексности, превентивности социального
неблагополучия и адресности. Не умаляя важности первых, особое внимание стоит
уделить относительно новому принципу – адресности. То есть, чтобы повысить
эффективность системы социальных выплат необходимо повысить адресность их
предоставления. Таким образом, адресная социальная помощь должна акцентировать
внимание на помощи наиболее нуждающимся в ней категориям граждан – многодетным
и неполным семьям, одиноким пенсионерам и инвалидам. С одной стороны,
предоставление социальной поддержки гражданам с доходами ниже прожиточного
минимума приведет к росту иждивенческих настроений, так как помимо
нетрудоспособных, ее будут получать вполне трудоспособные граждане, с другой
стороны – несущественные размеры выплат не смогут оказать эффективную помощь
нуждающимся категориям населения.
Для воплощения принципа адресности на
практике требуется введение существенных ограничений, как на размеры выплат,
так и на состав получателей социальной помощи. В качестве объективного критерия
нуждаемости граждан следует использовать не только среднедушевой доход семьи в
денежном выражении, а также социальный состав и имущественный статус
домохозяйства, включая его материальные и денежные активы, а также их реальную
либо потенциальную доходность. Это исключит широко распространенную практику
социальных выплат владельцам крупных личных подсобных хозяйств и позволит
направить эти средства на помощь действительно малоимущим гражданам.
Таким образом, в каждом обществе есть
определенная часть населения, неспособная трудиться в силу различных причин:
врожденные или приобретенные болезни, как физиологического, так и психического
свойства, временная нетрудоспособность, старческий возраст, или, наоборот,
слишком юный возраст, не позволяющий гражданину вступить в сферу
производственных отношений. Именно эти категории населения отчаянно нуждаются в
социальной защите государства, которая, в свою очередь, должна быть достаточно
гибкой и хорошо организованной, чтобы быть эффективной.
Думается, что реализация тенденций
развития социальной защиты в определенной степени позволит сгладить негативное
воздействие на материальное положение населения последствий системного кризиса
в экономике, а сами направления социальной защиты станут конкретными этапами
перехода Российской Федерации к социально ориентированной рыночной экономике.
Развитие системы социальной защиты в перспективе должно выйти на новый уровень,
который обеспечит максимальную степень благосостояния людей и условия,
достаточные для социальной самореализации и адаптации человека.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика государственной политики в социальной
сфере
1.1. Понятие и структура социальной сферы как как объекта
государственного управления
государственного управления
Социальная сфера представляет собой
комплексную деятельность учреждений, деятельность которых направлена на решение
социальных вопросов населения. Основная сфера деятельности государственных и
муниципальных учреждений сконцентрирована на основных направлениях:
·
повышение уровня и качества жизни населения;
·
поддержание образования;
·
предоставление услуг здравоохранения;
·
контроль за жилищно-коммунальным хозяйством;
·
развитие культурной политики.
Экономическую базу
социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных
доходов населения через государственный бюджет, а также страховые взносы.
Выделение приоритетов социальной
политики происходит в ответ на наиболее актуальные социальные проблемы.
Целями российской
социальной политики на современном этапе (социальными приоритетами) являются:
—
поддержка семьи, обеспечение прав и
социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
—
нормализация и улучшение демографической
ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан
трудоспособного возраста;
—
предоставление гарантии соблюдения
конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты;
—
повышение качества и доступности услуг в
сферах образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
—
развитие миграционной политики.
Общие принципы развития и
реформирования этих объектов социальной политики заложены в ряде нормативных
документов, в частности:
—
в Федеральном законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1];
—
Федеральном законе от 8 июня 2013 г. «О
внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей»[2];
—
Федеральном законе от 3 июля 2013 г. «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[3];
—
и др.
Для реализации социальной
политики на международном уровне важнейшее значение имеют такие международные
акты, как:
—
Всеобщая декларация прав человека (принята
ООН 10 декабря 1948 г.)[4];
—
Европейская социальная хартия[5];
—
и др.
Законодательство
Российской Федерации в области социальной политики выделяет главные направления
обеспечения прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. В
связи с этим действующее российское законодательство в сфере социальной
политики, можно условно классифицировать, взяв права граждан, признанные
статьей 3 Конституции Российской Федерации, в сфере:
—
трудовых
отношений и прав граждан на отдых (Трудовой кодекс Российской Федерации[6],
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[7],
Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[8],
Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации»[9]
и др.);
—
социального
обеспечения (Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации»[10],
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»[11],
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[12]
и др.);
—
жилищной
политики (Жилищный кодекс Российской Федерации[13]
и др.);
—
здравоохранения
(Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации»[14],
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» [15]
и др.);
—
образования
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»[16] и др.);
—
культуры
(Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре»[17],
Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации»[18]
и др.).
Механизм управления социальной сферой реализуется на
всех трёх уровнях власти от федеральной до муниципальной. В тоже время каждый
уровень власти имеет свои функции в области управления социальной сферой.
На
муниципальном уровне социальная сфера управляется органами местного
самоуправления и специализированными отделами. Управляющая система в структуре
управления социальной сферой в муниципальном образовании возглавляется органом
исполнительной власти, как правило городской администрацией, в составе которой
часто выделяются такие структурные подразделения, как управления образования и
социальной помощи, отделы по делам
несовершеннолетних, комитет по культуре, спорту и делам молодежи.
Учитывая
тот факт, что муниципальная социальная сфера представляет собой специфическую
область отношений и связей, которые складываются между всеми субъектами
жизнедеятельности общества, управление этой сферой должно осуществляться с
учетом факторов и условий, обеспечивающих воспроизводство, развитие,
совершенствование взаимодействующих всех организационных структур, общественных
групп и индивидов, находящихся на муниципальной территории.
Социальный комплекс
характеризуется как третичный сектор экономики, как сфера услуг, являющаяся
составной частью хозяйственного комплекса, входящего в общую систему
экономических отношений.
Понятие социальная
инфраструктура определяется как непроизводственная сфера, как комплекс
мероприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории
необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т. е.
сюда входит жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и
профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения,
предприятия торговли и коммунального обслуживания, сооружения
спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт.
Субъектами социальной
политики являются органы государственной власти, в том числе — Президент и
федеральные органы государственной власти, к которым относятся: Государственная
Дума, Совет Федерации и их комитеты, советы; Правительство (министерства,
службы и агентства, консультативные и