Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственная политика развития АПК и особенности ее реализации в регионе.(на примере Самарской области)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ АПК 5
1.1. Содержание, формы и методы реализации государственной политики развития АПК 5
1.2. Нормативно — правовые основы государственной политики развития АПК 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ АПК В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1. Характеристика и анализ уровня развития АПК Самарской области 17
2.2. Направления и условия реализации государственной политики в сфере АПК в регионе 23
2.3. Оценка эффективности государственной политики развития АПК в регионе 29
Глава 3. Направления совершенствования государственной политики развития АПК в Самарской области 33
3.1. Перспективы развития сферы АПК Самарской области 33
3.2. Совершенствование направлений, форм и методов реализации государственной политики в сфере АПК региона 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 63

 

  

Введение:

 

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя.
Цель работы состоит в обосновании направлений совершенствования государственной политики развития АПК с учетом особенностей ее реализации в регионе.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические и нормативно-правовые основы формирования государственной политики развития АПК.
2. Оценить уровень развития и особенности реализации государственной политики развития АПК в Самарской области.
3. Обосновать направления совершенствования государственной политики развития АПК в Самарской области.
Объектом исследования является государственная политика развития АПК в регионе.
Предмет исследования – направления и условия реализации государственной политики развития АПК в регионе.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность, определены цели и задачи, объект, предмет исследования, сгруппированы методы.
В первой главе определена роль АПК в экономике региона и государства, а также цели, направления и механизмы государственной политике развития АПК.
Во второй главе проведен анализ состояния проблем и перспективы развития АПК Самарской области. Рассмотрены основные направления аграрной политики Самарской области.
В третьей главе рассматривается совершенствование аграрной политики Самарской области, конкретно целевые программы развития АПК, открытие электронных торговых площадок, развитие сельского туризма и государственная поддержка производителей сельскохозяйственной техники.
Теоретической основой написания работы послужили труды ученых и практиков в области изучения вопросов реализации государственной политики в сфере АПК РФ и Самарской области, ряд нормативно- правовых актов, публикации в экспертно-аналитических изданиях, статистические данные.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эффективная экономика — одно из условий успешного выступления страны на мировой арене. Под экономикой страны понимаются все совокупные процессы, происходящие в разных сферах и направленные на способствование росту уровня благосостояние как всего государства, так и каждого гражданина. В системе экономики страны объединяется организационная, технологическая, научно-техническая, социальная и хозяйственная деятельности. В каждой из них кроется определенный потенциал, который имеет способность накапливаться и позже используется при осуществлении оперативных функций. Государство может использовать экономические ресурсы, а также денежные средства и факторы производства для роста ключевых показателей, которые характеризуют стабильность и уровень свободы финансовой системы и перспективность направления развития. Экономику страны создают несколько комплексов, мы же остановимся на рассмотрении АПК, он же агропромышленный комплекс.
АПК, он же агропромышленный комплекс, — это один из самых крупных межотраслевых комплексов, который объединяет сразу несколько экономических отраслей, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья, а также получение сельскохозяйственной продукции для конечного потребления. В состав АПК входит сельское хозяйство и те промышленные отрасли, которые самым тесным образом связаны с ним — перевозка, хранение, переработка сельскохозяйственных сырья и продукции и доведение до розничных и оптовых покупателей. Химическая, машиностроительная промышленности тесно связаны с аграрной сферой.
Агропромышленный комплекс во многом является одним из самых сложных и трудно управляемых. В состав АПК входят 4 большие отдельные сферы деятельности, без совместной работы которых эффективное существование этого комплекса просто не могло бы быть. Остановимся на каждой из них.
Собственно сельское хозяйство Оно является ядром по своему составу и значению. АПК в основе своей строится именно на этой сфере:
— Растениеводство — это такая отрасль в сельском хозяйстве, основным занятием которой является возделывание культурных растений. Получаемая продукция служит источником продуктов питания не только для простого населения, но и в качестве корма в животноводстве, а так в виде сырья уходит в большое количество промышленных отраслей (пищевая, текстильная, фармацевтическая, парфюмерная). Кроме того результаты растениеводства используются в цветоводстве в декоративных целях. Научная часть растениеводства занимается изучением многообразия сортов, гибридов и форм растений, осуществляется поиск новых и более совершенных приемов выращивания для обеспечения высокой урожайности при снижении трудовых и материальных затрат.
— Животноводство является одним из самых древних человеческих промыслов наряду с охотой, собирательством и рыболовством. Развитию животноводства способствовал процесс одомашнивания некоторых видов диких зверей, которые могли бы жить с человеком, давая ему конкретную выгоду — например, быть источником пищи (мяса, молока, яиц), материалом для изготовления предметов одежды или строительства укрытий. Кроме того, некоторые звери становились рабочими в качестве тянущих или ездовых. В животноводстве к самым популярным видам для разведения в России относят коров, коз, овец, свиней, оленей и др. Приоритет разведения определенного вида животного определяется многими факторами, но одним из главных является климат и природные условия.
Обеспечивающая деятельность Эта группа характеризуется отнесением к ней отраслей и служб, которые обеспечивают сельское хозяйство всеми необходимыми производственными средствами, а также поставляют материальные ресурсы. В обеспечивающей деятельности мы говорим о тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, производстве различных минеральных удобрений и химикатов и др. — именно они входят в состав, и их значение АПК не может не признавать.
Перерабатывающие сельскохозяйственное сырье отрасли Здесь происходит большой вклад пищевой промышленности, а также отраслей, основное предназначение которых — это первичная переработка сырья, затем транспортируемое предприятиям легкой промышленности. В состав АПК они входят неслучайно. Без них мы бы не получали 80% продукции легкой промышленности. И снова видно, что значение АПК межотраслевое и значительное.
Инфраструктурное обеспечение Мы относим эту сферу деятельности в состав АПК, так как ее производства выполняют такие задачи, как заготовка сельскохозяйственного сырья, транспортировка, хранение изготовленных товаров. Кроме того, именно инфраструктура отвечает за подготовку сельскохозяйственных кадров и строительство в АПК. Без эффективного управления в силу широты и сложности возникающих в АПК связей мы будем сталкиваться с большим количеством проблем. Поэтому управленческому аспекту также необходимо уделять значительное внимание.
Перечисленные сферы деятельности являются типичными для состава АПК России. При этом для нашей страны характерно несовершенство этой сферы. Анализируя ситуацию современных рыночных условий, можно утверждать, что единая целая экономика предприятий, входящих в состав АПК, отсутствует. Ученые в аграрной области регулярно проводят научно-исследовательскую работу. Существуют несколько научных работ о необходимых составе и структуре АПК для успешного развития экономики. Сложность функционирования АПК во многом является причиной возникающих проблем, а также влияет на межотраслевые связи. Незавершенность земельного кадастра во многом снижает потенциал комплекса в разрезе структуры экономики страны. Эту проблему необходимо устранять, так как АПК является одним из главнейших потребителей продукции других сфер, создает большое количество рабочих мест для граждан.
Границы агропромышленного комплекса трактуются достаточно широко и максимально отражают все существующие связи, которые функционально возникают между самыми разными отраслями человеческой деятельности. Такой подход имеет свое заслуженное и подтвержденное практикой значение. Он помогает эффективнее прогнозировать и планировать передвижение материально-вещественных потоков, регулировать отношения между участвующими отраслями. Кроме того при подходе «широких границ» проводить структурную политику становится проще, а также исследовательские и другие цели также быстрее достигаются.
В 2018 году на финансирование сельского хозяйства региона были предусмотрены расходы в объёме 4,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета ‒ 3,1 млрд. рублей, за счет федерального бюджета ‒ 1,3 млрд. рублей. По итогам года средства областного бюджета освоены в размере 3,09 млрд. рублей (98,5%), средства федерального бюджета освоены в полном объеме.
Объём валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году составил 85,4 млрд. рублей.
Доля продукции сельского хозяйства Самарской области в общероссийском производстве составляет 1,7%, по Приволжскому федеральному округу – 7,5%. В структуре валовой продукции сельского хозяйства в 2017 году продукция растениеводства составила 64,5%, продукция животноводства – 35,5%.
По итогам валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 1,8 млн. тонн зерна при средней урожайности 17,4 ц/га.
Регион полностью обеспечил внутренние потребности в зерне.
Валовой сбор подсолнечника составил 965,7 тыс. тонн маслосемян (в 1,4 раза выше уровня 2017 года) при средней урожайности 15,2 ц/га.
Самарская область по сбору зерновых культур в хозяйствах всех категорий в 2018 году занимает 5 место среди регионов ПФО, по сбору маслосемян подсолнечника – 3 место.
Во всех категориях хозяйств области картофеля собрано 274,4 тыс. тонн (90,6% к уровню 2017 года), овощных культур – 330,3 тыс. тонн (110,7% к уровню 2017 года).
В 2018 году приобретен 391 трактор, 181 зерноуборочный комбайн, 8 кормоуборочных комбайнов и другая техника на сумму 3,7 млрд. рублей.
В 2018 году сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области введено в эксплуатацию 2343 гектара орошаемых земель.
Объём производства (реализации) мяса в 2018 году во всех категориях хозяйств сохранился на уровне прошлого года и составил 152,0 тыс. тонны (100,0% к уровню 2017 года).
Валовой надой молока в хозяйствах всех категорий снизился на 15,6 тыс. тонн, или на 3,0% и составил 438,6 тыс. тонн.
Повышается эффективность отрасли животноводства. Средняя продуктивность дойного стада в 2018 году составила 5567 килограмм молока, что на 5,6% выше показателя 2017 года.
По состоянию на 1 января 2019 года в Самарской области зарегистрировано 30 племенных организаций: 2 завода, 21 репродуктор, 7 сервисных организаций.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств сохранилось на уровне прошлого года и составило 228,5 тыс. голов. Поголовье коров снизилось по сравнению с предшествующим годом на 5,5 тыс. голов, поголовье свиней увеличилось на 13,0 тыс. голов и составило 180,6 тыс. голов, поголовье овец и коз увеличилось на 1,3 тыс. голов и составило 148,6 тыс. голов.
За 2018 года выручка от реализации продукции составила 37,4 млрд. рублей, что выше уровня соответствующего периода 2017 года на 8,2 млрд. рублей (28,1%).
По отрасли сельского хозяйства в 2018 году получено 6,6 млрд. рублей прибыли до налогообложения при уровне рентабельности 22,2%. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составляет 94,9% от их общего числа.
Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве за 2018 год увеличилась на 19,1% к уровню прошлого года и составила 24108 рублей (71,7% к среднеобластному уровню).
В 2018 году предельные объемы финансирования в рамках расходных обязательств областного Минсельхоза составляют 2 млрд 697 млн рублей или 98,6% от уровня текущего года.
При этом расходы на оказание мер господдержки предусмотрены в размере порядка 1,6 млрд рублей, что на 11% выше уровня 2017 года, а расходы на содержание самого министерства, напротив, сокращены (177 млн рублей).
Основная инновация, учитывающаяся при распределении бюджетных корректировок, — требование федерального законодательства об увеличении субъектовой доли софинансирования до 35%. Так, на эти цели в проекте бюджета будущего года заложено около 797 млн рублей, что в последствии позволит привлечь из федерального бюджета 1,2 млрд рублей. Уже в августе 2017 года отраслевое министерство заключило предварительное соглашение с федеральным Минсельхозом, гарантирующее получение данных средств.
В бюджете 2019 года запланированы:
• 690 млн рублей на поддержку отрасли животноводства, в том числе 385 млн рублей на предоставление субвенций на развитие молочного скотоводства;
• 286 млн рублей на развитие растениеводства;
• 179 млн рублей на модернизацию и техническое оснащение АПК;
• 44 млн рублей на гранты семейным животноводческим фермам и начинающим фермерам;
• 86,9 млн рублей на реализацию мероприятий госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы» и на период до 2020 года».
Бюджетные расходы на возмещение процентной ставки по долгосрочным кредитам и инвестиционным кредитам планируется увеличить по сравнению с 2017 годом, а субсидии местным бюджетам, напротив, снизить.
Департамент охоты и рыболовства Самарской области представил информацию по направлениям своих расходов в 2018 году общим объемом 130,1 млн рублей.
Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в следующем году предусмотрены расходы в сумме 525,6 млн рублей, что составляет 108% к объему бюджетных ассигнований 2017 году.
В главном финансовом документе региона на 2018 год предусмотрено 238,4 млн рублей, которые будут направлены на содержание департамента (19,8 млн рублей); противоэпизоотические мероприятия (3,06 млн рублей) и субсидии подведомственным учреждениям на выполнение государственного задания (215,4 млн рублей).
В целях обеспечения права граждан на землю, исключения споров в связи с неопределенностью правовых норм законопроектом предлагается в части 81 статьи 9 Закона № 94-ГД указать, что ее положения касаются гаражей и сараев, являющихся объектами недвижимости.
Расходы на осуществление соответствующих мероприятий будут производиться за счет средств владельца указанных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Расходы на господдержку сельского хозяйства Самарской области на 2019 год предусмотрены в объеме 4,2 млрд рублей, в том числе около 3 млрд рублей – за счет областного бюджета, говорится в письме областного минсельхоза председателю профильного комитета Самарской губернской думы

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ АПК
1.1. Содержание, формы и методы реализации государственной политики развития АПК

Содержание и формы государственной политики развития АПК, а также методы ее реализации обусловлены ролью указанного комплекса в экономике страны, особенностями состояния аграрных и промышленных отраслей в субъектах РФ.
Государственная политика развития АПК представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [6, с. 185].
Основными целями государственной политики развития АПК являются, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р, Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 172, Постановление Правительства РФ от 28.09.2018 N 1151) [8, с. 185-186]
1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Основные направления государственной политики развития АПК согласно указу Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [10, с. 114-115] .
1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции;
4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
6) устойчивое развитие сельских территорий;
7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства, представленных в таблице 1. [11, с. 121-122].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы