Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Государственная поддержка в системе социальной защиты на примере ЯНАО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Система социальной защиты населения: понятие, элементы и формы 6
1.2. Методы государственного управления социальной сферой 14
1.3. Нормативные правовые основы социальной защиты населения 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 33
2.1. Характеристика и организация действующей системы социальной защиты населения 33
2.2. Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа для различных категорий населения, нуждающегося в социальной защите 43
2.3.Основные направления совершенствования системы социальной защиты и организации обслуживания населения 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

  

Введение:

 

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что социальная защита населения отражает один из главнейших показателей уровня функционирования государства в современном мире.
Современное социально-экономическое, морально-психологическое и духовное положение в России весьма противоречиво и многовекторно. Присутствует нестабильность в экономике, крайне негативно ощущается дефицит бюджета Российской Федерации, фактически не снижается число людей с доходом ниже установленного прожиточного минимума (число россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросло до 19 млн) , усугубляется дифференсация населения по доходам (на долю бедных 50% приходится 17% национального дохода) , увеличивается напряженность на рынке трудовых ресурсов, задолженность по выплатам заработной платы, пенсионных пособий и социальных выплат, остро выступают тенденции неблагополучия, включая социальные девиации.
Просто необходима помощь социально незащищенному населению страны сегодня и сейчас, когда всем так трудно по многим причинам. Многие граждане в результате реформ стали за той социальной чертой, когда на первый план выступает вопрос о продуктах питания. Отнюдь не с меньшей актуальностью характризуются проблемы образования детей, лечения и отдыха. Велика вероятность потери работы, на сегодняшний день от безработицы никто не застрахован. Большую тревогу обуславливает активно растущая преступность, всеобщее падение нравов, необоснованная вседозволенность. Следует отметить, что не у каждого из нас есть силы бороться с таким злом. Многие утратили уверенность и надежду на лучшие изменения.
Социально-экономическое развитие в современной России обязывает наше правительство принимать адекватные меры по государственной поддержке в системе социальной защиты населения, так как по Конституции РФ Россия – это социальное государство.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемные аспекты социальной защиты населения находят свое отображение во многих работах отечественных (А.Н. Аверин, Д. Б. Гусаков, М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева, М.П. Сергеев, О.А. Игнатьева, Д.К. Шигапова, С.В.Якимчук) и зарубежных исследователей (Дж. Эспин-Андерсен, О́тто фон Би́смарк-Шёнхаузен, У. Беверидж). Все же, вместе с указанным, в существующих исследованиях еще недостаточно уделено внимание наиболее актуальным, даже приоритетным задачам социальной защиты населения и того механизма решения проблемных зон, который предлагают органы государства по управлению социальной защиты.
Не в полной мере отображено и те уникальные возможности в секторе социального регулирования, которые имеет группа максимально развитых регионов федерации; механизмы и инструменты, которые в перспективе выстроят координально новую модель размежевания полномочий в области общегосударственной политики социальной защиты малоимущих жителей. Таким образом, выступает на первый план практическая необходимость разработки программы социального развития.
Объектом исследования является система социальной защиты населения.
Предметом исследования выступает государственная поддержка в системе социальной защиты населения.
Цель исследования – проанализировать государственную поддержку в системе социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие, структурные элементы и формы систематизации защиты населения в социальной сфере;
2) изучить методы государственного управления социальной сферой;
3) представить характеристику нормативно-правовых основ социальной защиты населения;
4) рассмотреть организацию государственной поддержки населения в Ямало-Ненецком автономном округе;
5) разработать основные направления совершенствования системы социальной защиты и организации обслуживания населения.
Методология исследования. Исследование было построено на основе следующих методов: дедуктивный, аналитический, экспертных оценок и системно-логический. В работе также были использованы опытно-экспериментальный, статистический, прогнозный и иные методы исследования.
Теоретическая база исследования. Разработки по формам и методам социальной политики государства в секторе социальной защиты населения.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «социальная защита», а также в работе были проанализированы рекомендации по совершенствованию государственной поддержки в системе социальной защиты населения.
Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе данных федеральных и региональных социально — экономических статистических показателей, официальных данных Федеральной Службы государственной статистики, материалов монографических исследований российских учёных, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также Интернет-ресурсов и проведенных автором исследований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие социальной сферы закладывает платформу стабильности социума и создает основы его перехода на постиндустриальную стадию. Формирование научно обоснованной стратегии управления социальной сферой и социальными процессами поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
Для эффективного функционирующей социальной системы необходимо обеспечение социальной защиты и социальной поддержки населения. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
В настоящее время в стране еще не в полной мере завершились все процессы переходного периода. Переход к рынку затронул все сферы социально-экономической жизни страны, и обусловил появление большого количества социально-незащищенных слоев населения. В этих условиях социальная защита населения приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа является органом власти в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе актуальных проблем отрасли и принимающий решения, об учреждениях социальной защиты населения автономного округа.
Основные задачи деятельности органа:
1) Реализация государственной политики в сфере социальной защиты населения.
2) Обеспечение, в пределах своей компетенции, государственных гарантий гражданам Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
3) Осуществление межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения.
4) Информирование населения через средства массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции департамента.
Организационная структура департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой линейно-функциональный тип организационной структуры управления.
Численность работников департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 31.12.2018 года составляло 93 единицы. По факту численность работников организации в 2018 году сравнивая с плановым показателем отчетного года выросла на 2 человека, в связи с увеличением клиентского фонда организации.
Результаты исследования говорят о том, что население, при уменьшении финансирования и при одновременном повышении потребности в социальной защите, не получает в полной мере необходимых социальных гарантий. В таких условиях не достигается основная идея социальной защиты в целенаправленных действиях и средствах государства, которые призваны обеспечить наиболее уязвимые слои населения экономической самостоятельностью, социальным благополучием, т.е. комплексным решением различных проблем, которые обусловлены социальными рисками рыночной экономики.
Как показывает осуществленное нами исследование регионального законодательства, основной «центр тяжести» процесса организации социальной защиты по факту «перенесен» на субъекты Федерации. Наряду с позитивными моментами внедрения практики «федерализма социальной защиты», это провоцирует и определенные риски. Последние же, замечаются в том, что субъекты Федерации характеризуются разными экономическими, социокультурными возможностями и это не позволяет им обеспечивать равный доступ людей к реализации конституционного права на социальную защиту.
Практическое осуществление комплексных мер будет способствовать развитию важнейших отраслей социальной сферы и более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения.
Таким образом, систематизация методологических подходов, выработанных социологической наукой и теорией социального управления, позволяет выделить комплексный социолого-управленческий подход, в котором социальное обслуживание рассматривается не только в узком смысле (как совокупность социальных технологий, методов и форм оказания помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации), но и в широком смысле (как регулируемая при помощи социально-управленческих технологий система организованного социального взаимодействия между различными социальными институтами, включая государство и гражданское общество, социальными группами и индивидами, которые в процессе социального обслуживания решают жизненно важные проблемы как для граждан, что находятся в трудной жизненной ситуации, так и для тех, кто осуществляет социальное обслуживание).
Использование социолого-управленческого подхода в исследованиях организации социального обслуживания обеспечивает исследования закономерности регулирования системы социального обслуживания населения на основе трансформации всех ее компонентов и включает в учение отношений между группами людей, возникающие в процессе предоставления социальных услуг, их интересов и потребностей, оценку состояния и динамики уровня обслуживания различных групп населения, степени социальной защищенности населения как интегрального показателя уровня эффективности социальной политики на современном этапе социального развития общества.
Можно выделить основные направления повышения эффективности управления социальным обслуживанием в контексте социологического подхода: совершенствование нормативно-правовой базы системы социального обслуживания; уточнение социальных стандартов конкретной социальной услуги; внедрение механизма социального заказа как формы межсекторного социального партнерства для развития рынка социальных услуг; введение мониторинга и контроля качества и эффективности услуг для оценки степени соответствия услуг потребностям клиентов, уровня удовлетворения клиента, уровня предоставляемой услуги, ее своевременности и результативности; повышение статуса работников социальной сферы и внедрение механизмов их социальной защищенности; совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации труда работников социальной сферы.
Государственное регулирование социальной защиты населения может состоять из следующих мер:
— установление МРОТ не ниже величины прожиточного минимума в сочетании с мерами по обеспечению занятости населения;
— приближение минимального размера пенсий к величине прожиточного минимума;
— установление компенсационных выплат и пособий наименее защищенным слоям населения;
— совершенствование программ пособий по безработице/выходных пособий;
— предоставление льгот (пособий, компенсаций, дотаций), гарантированных государством;
— внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическое осуществление обозначенных мер будет способствовать развитию важнейших отраслей социальной сферы и более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения Российской Федерации. Как видно, социальная сфера затрагивает различные слои населения, социальные группы и категории, соответственно многообразие социальных потребностей создает многообразие отраслей социальной сферы. В этой связи, государство являясь основным участником, представляет собой основного координатора, регулятора социальной сферы, главная роль которого состоит в мобилизации части доходов для осуществления социальных мероприятий.
Таким образом, только комплексный подход к формированию и реализации стратегия управления социальной сферой и социальными процессами могут обеспечить решение социальных и экономических задач, стоящих перед современным обществом.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Система социальной защиты населения: понятие, элементы и формы

Одним из ведущих элементов в социальной политике выступает социальная защита. В качестве деятельности государства социальную защиту причисляют к одному из векторных направлений социальной политики вместе с такими сферами, как система здравоохранения, занятость населения, жилищная политика, образование и т.п.
Вспоминая исторические данные, когда более 2-х веков до того, как Адам Смит написал «Богатство наций», вся Западная Европа опиралась на верования и практику меркантилистов. Последний был учением про власть и управление. Военное положение страны было структурной составляющей меркантилистской системы, как и каждой системы, где власть — это итог борьбы, а экономика страны подчинена достижениям политических целей. Логика меркантилистов привела к длительным, почти непрерывным конфликтам в Европе, проявлением которых стали наполеоновские войны, первая и вторая мировые войны.
Адам Смит, который был одним из основателей либеральной ветки экономической теории, приобрел известность и благодаря проведенным исследованиям войны и мира. В 1776 году увидел свет «Богатство наций». Это время было максимально удобным для переосмысления теории и практики меркантилизма. Великобритания, выиграв войну (1756-1763 гг.), не имела больших конкурентов как в позиции экономической, так и в позиции военной силы. И именно безусловное лидерство Великобритании выступило причиной продвижения более либерального мышления.
В буквальном смысле слова термин «security» имеет несколько значений, основные из которых: охрана, безопасность, защита, обеспечение. В свою очередь «social» переводится с английского языка как «общественный», «социальный».
Понятие «социальная защита» в научной литературе трактуется по-разному.
Как сферу деятельности государственных органов власти и негосударственных структур видят социальную защиту одни из авторов. Их сфера деятельности направлена на недопущение или уменьшение негативных последствий в случае возникновения социально опасных обстоятельств для человека и его семьи .
Так, встречаем в работах других авторов пояснения по социальной защите населения в виде функционирования государства, в области продвижения перечня законодательно зафиксированных гарантий социального, экономического и правового характера, которые способны обеспечить уровень жизни каждому члену общества, приемлемый для нормального воспроизводства и развития личности .
«Социальная защита — это систематизация социальных взаимоотношений, мероприятий и правовых гарантий, которые призваны защищать общество от деградации на физическом, социальном и экономическом уровнях. Деградация может быть вызванной внезапным и стремительным ухудшением условий его благополучного пребывания, угрозы здоровью и жизни, возникновения невозможности реализовывать свой трудовой и гражданский потенциал» . На наш взгляд это наиболее вместительное обозначение социальной защиты.
Наиболее полно поясняют любое понятие те функции, которые им реализуются. На первый план выходит функция социальной защиты по оказанию помощи гражданину общества, который оказался в затруднительном финансовом положении . Можно найти в экономической литературе четыре ведущие функции социальной защиты.
1) Профилактическая функция – предотвращение угрозы и защита здоровья, профилактические меры для повышения трудоспособности граждан;
2) Экономическая функция – это оказание материальной помощи населению, которое оказалось в трудной жизненной ситуации;
3) Политическая функция призвана обеспечивать регламентированные Конституцией и законодательной базой социально-правовые нормы защиты и поддержку социальной стабильности в обществе;
4) Социально-реабилитационная функция – создание условий, которые благоприятствуют сохранению правового статуса и охране здоровья всего населения страны.
Исследователь С.В. Якимчук подчеркивает три главные функции социальной защиты населения: защитная, компенсирующая и стабилизирующая. Рассмотрим их детальнее:
1) защитная функция, которая реализует материальное обеспечение важное для покрытия главных нужд человека;
2) компенсирующая функция социальной защиты проявляется в предоставлении гражданам утраченного заработка, нивелировании ущерба здоровью, покрытии расходов на лечение;
3) стабилизирующая функция выражается через согласование сторон работников, работодателей и государства.
Системообразующим фактором реализации социальной защиты выступают социальные гарантии с уровнем допустимого риска для конкретных экономических условий развития общества. Личность как конечная цель и главный фактор, обеспечивающий общественное развитие, в большинстве стран мира определяется как объект проведения социально-экономической политики. Данному факту способствовали концепция «базовых потребностей» и возможностей развития человека как основного критерия благосостояния населения и эффективности социально-экономической политики.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы