Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Городецкая роспись и ее роль в формировании навыков кистевой росписи на внеклассных занятиях в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Городецкая роспись и её значение для развития навыков кистевой росписи школьников 6
1.1. Кистевая роспись как средство развития художественно творческих способностей школьников 6
1.2. Роль развития композиционных навыков на занятиях по городецкой росписи в школе 13
2. Технологические особенности и приемы выполнения городецкой росписи 22
2.1. Этапы выполнения творческой работы «Роспись деревянного сундука в стиле Городец» 22
3. Организация внеклассных занятий по городецкой росписи 33
3.1. Программа по обучению городецкой росписи «Городецкие узоры» в системе дополнительного образования детей 33
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложение 68

 

  

Введение:

 

В современных условиях в нашей стране большое внимание уделяется преобразованию системы эстетического воспитания и художественного образования. Особое значение в этом процессе приобретают аспекты ознакомления с историческими и культурными традициями своего народа. Сложившаяся практика обучения мастерству конкретного вида декоративно-прикладного искусства показала широкие возможности для развития творческих способностей личности, ее общечеловеческих и нравственных качеств, поскольку она опирается на многовековой опыт и знания предшествующих поколений.
Эстетическое воспитание требует сегодня повышения качественного уровня и должно быть направлено на приобретение учащимися конкретных умений, знаний, и навыков, без которых невозможно художественно творческое развитие и самосовершенствование личности. Это связано с тем, что уровень образования и степень компетентности школьника должны будут обеспечить ему возможность достичь успеха в любой сфере жизнедеятельности, помогут сформировать различные навыки и самореализоваться в разных видах творческой деятельности. Изучение специфики и сущности педагогической технологии формирования навыков самореализации учащихся привело к поискам таких педагогических условий, которые обеспечивают восприимчивость к новым идеям, развитие интереса детей к занятиям искусством. Огромный потенциал, заложенный в народном декоративно — прикладном искусстве, обеспечил его широкое использование, в общем и дополнительном образовании в целях творческого развития подрастающего поколения.
Поэтому обучение методике, технологии, техническим приемам, специальным ремесленным навыкам в конкретном виде декоративно — прикладного искусства находится в тесной взаимосвязи с формированием образного, ассоциативного мышления, творческой фантазии, воображения.

Почти каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные направления художественной росписи по дереву. Среди них — известные разновидности народных промыслов: Городецкая роспись, Гжель, Жостово, Хохломская, Мезенская, Волховская, Урало-сибирская, Полхов-Майданская, Тагильская роспись и др. Каждая из этих разновидностей характеризуется конкретными формообразующими элементами, стилевыми особенностями, материалом и его технологией, приемами работы. Данные виды художественной росписи по дереву представляют собой благодатный материал для обучения школьников декоративно-прикладному искусству и связанных с этим процессом освоением основных стилевых приемов и технических навыков.
Актуальность исследования заключается в том, что изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса школьников к творческой деятельности, к изучению народных росписей. Для успешного освоения учебной деятельности необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, чему способствуют занятия кистевая роспись. Однако проблема заключается в том, что у многих школьников навык такой росписи развит не достаточно хорошо. Чтобы кистевая роспись стала действительно свободной необходимо использовать различные методы обучения. В том числе развитию этого навыка может способствовать введение в школе кружка по Городецкой росписи.
Степень изученности темы. Городецкую роспись как вид декоративно-прикладного искусства изучали А.Е. Коновалов, Ю.В. Максимов, Т. Маврина, Д.В. Прокопьев, Н.Ф. Ермачкова. Проблему декоративного искусства изучали Т.М. Разина, М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская. Проблемой декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста занимались Н.А. Ветлугина, Т. С. Комарова.
Объектом исследования является процесс внеклассной работы в общеобразовательной школе.
Предмет – формирование навыков кистевой росписи обучающихся на занятиях кружка «Городецкие узоры».
Цель исследования – выявить и апробировать эффективные методы и приемы, способствующие формированию навыков кистевой росписи.
Гипотеза: процесс формирования навыков кистевой росписи будет более эффективным при наличии кружка «Городецкие узоры».
Задачи:
1.определить роль городецкой росписи в развитии кистевой росписи;
2. изучить технологию городецкой росписи
2. разработать программу кружка «Городецкие узоры».
Методами исследования послужили анализ теоретических источников, синтез, сравнение, описание, художественное проектирование.
Структура работы. Работа включает в себя следующие части: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
В первой главе раскрывается сущность кистевой росписи. Также здесь поясняется почему именно городецкая роспись может качественно повысить навыка кистевой росписи школьника.
Во второй главе подробно изучена технология городецкой росписи на примере росписи деревянного сундучка.
В третьей главе представлена программ дополнительного образования детей по городецкой росписи. В результате освоения этой программы дети не только овладеют кистевой росписью, но и приобщатся к традиционному русско-народному искусству.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе был рассмотрен процесс создания деревянного сундука на основе традиций Городецкой росписи по дереву, а также разработана программа дополнительного образования «Городецкие узоры».
Русская художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства. Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека – делать жизнь вокруг себя краше.
С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В числе распространенных приемов художественной обработки дерева: резьбы, мозаики, росписи, инкрустации, насечки и других – применялось и выжигание по дереву. Это сравнительно молодой вид декоративно-прикладного искусства, появившийся в конце XIX века, популярен он и сейчас.
Для грамотного выполнения любого изображения необходимо знать законы композиции. Композиционная целостность зависит от взаимоотношения главного фрагмента с второстепенными элементами единого произведения.
При выборе цветовой гаммы контрастный цвет будет восприниматься более темным, если находится в окружении светлых тонов, и наоборот. Поэтому, чем насыщенней цвет фона, тем большее влияние этот фон оказывает на расположенные на нем элементы других цветов.
Определяя тематику или сюжет произведения, нужно условно делить изображения по категориям сложности. Так, используя при выполнении орнамента изображения фигуры человека или животного, должно придать образам более простые формы, сохраняя характерные признаки, например, движение, одежду, обстановку. Изображение в орнаменте декоративно обобщается, отбрасываются мелкие детали с сохранением формы и пропорций частей изображения.
Разработанная программа по предмету «Городецкие узоры» является художественно-эстетической, рассчитана на 2 года, характер обучения индивидуальный и групповой. Программа рассчитана на неподготовленных детей возраста 8-12 лет. Объём программы 288 часов.
В программе изучается 12 видов художественной росписи по дереву: мезенская, пермогорская, хохломская, городецкая, загорская, полхов-майданская, семёновская, жостовская, урало-сибирская, гжель, башкирская, северо-двинская. Также в данной образовательной программе предусмотрено изучение выжигания по дереву. После каждого раздела дети выполняют самостоятельную творческую работу с использованием изученной техники. По окончанию обучения ребята проводят выставку из своих индивидуальных и коллективных работ. Городецкой росписи в программе уделяется особое внимание. Этот вид росписи рассматривается наиболее подробно.
Таким образом, в данной работе была достигнута цель и решены необходимые для этого задачи. На основе изучения истории, традиций художественных особенностей и приемов выполнения художественной Городецкой росписи по дереву был создан декоративный сундучок. На основе изучения литературы и программ дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству была разработана программа «Городецкие узоры» по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Городецкая роспись и её значение для развития навыков кистевой росписи школьников
1.1. Кистевая роспись как средство развития художественно творческих способностей школьников

Художественную роспись принято подразделять на две основные группы. В группу кистевой росписи входят хохломская, городецкая, гжельская, жостовская и другие ее виды. В данной группе кисть является главным компонентом творческого воплощения замысла мастера в изображении, от ее возможностей зависит правильное написание элементов и образно-графический строй композиции в целом. Волокна кисти, ее форма, размер и даже сама ее постановка создают структуру орнамента.
Кистевая роспись способствует развитию мелкой моторики учащихся, ловкости, мышления. Заниматься кистевой росписью полезно в любом возрасте, так как это не просто общеобразовательный предмет в школе, а вид искусства. Как и любое другое искусство, кистевая роспись способствует формирования высоких чувств, помогает раскрываться творческому потенциалу учащегося.
Вторую группу составляет лаковая миниатюра, ведущие ее центры – Палех, Федоскино, Мстера, Холуй. Здесь кисть является лишь вспомогательным инструментом для переноса краски с палитры в композицию, отдельные мазки на поверхности изделия не столь заметны и не являются главным условием росписи [2, с. 256].
Кистевая роспись за свою основу берёт образы природы. При этом эти образы преобразуются и стилизуются в виде некого орнамента.
Все основные приемы и способы владения кистью наиболее ярко и полно собраны в городецкой росписи. Написание основных ее составляющих напрямую зависит от возможностей и качества остроконечной кисти.
Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской выделяют три этапа постижения особенностей той или иной школы росписи: повтор, вариации и импровизация:
1. Повтор. Изучение образцов орнаментов, тщательное изучение работ, написанных в этом стиле, выделение ключевых элементов росписи, цветовой гаммы, композиции. Далее на этой стадии необходимо скопировать представленные образцы. Причём чем больше будет повторов, тем лучше сформируется навык изображения того или иного элемента. При этом любая копия имеет какие-либо оригинальные характеристики автора. Так как городецкая роспись – народное искусство, то в нём допускаются некоторые отклонения.
2. Вариации. На втором этапе постижения городецкой росписи учащийся может уже по памяти изображать те или иные элементы городецкой росписи, внося при этом в них свои изменения. Учащийся учится комбинировать элементы, играть с цветами, формами. Этот этап позволяет закрепить навык изображения традиционных, свойственных только городецкой росписи, элементов.
3. Импровизация. Учащийся может создавать собственные работы на основе городецкой росписи. При этом возможны любые комбинации, цвета, узоры. Этот этап связан с творчеством и изобретательностью учащегося. Однако несмотря на достаточно большую свободу этого этапа – основные элементы и ключевые характеристики городецкой росписи должны быть соблюдены [9, с. 165].
Дополнительное школьное образование, в рамках которого чаще всего и изучают декоративную роспись (в общеобразовательной программе такому виду росписи уделено совсем мало времени) позволяет развивать творческие способности учащегося, формирует у него эстетическое видение окружающего мира, побуждает школьника к активной созидательной деятельности. При этом занятия по кистевой росписи должны обязательно быть основанными на соблюдении традиций. Для этого педагог должен владеть обширными знаниями в области истории искусства, народном творчестве. Кроме того занятие декоративной росписью предполагает совмещение навыков живописи, обработки дерева, трудовой активности [14, с. 818].
Образовательное пространство в школе должно быть художественно оформлено, что усиливает у учащихся интерес к обучению, организует влияние на подачу визуальной информации.
Экспозиция компьютерных презентаций способствует активизации зрительного восприятия учащихся, они с интересом учатся, стремятся постигать сложные виды работ, создавать различные по задачам росписи изделия. С помощью компьютерных презентаций возможно создать систематизированный зрительный ряд, в который могут войти следующие разработки: образцы кистевой росписи, типичные декоративные композиции, подборки с наглядными изображениями, а также этапы выполнения элементов росписи. Подборки детских выставочных работ, презентации материалов выставок детского декоративно-прикладного творчества, а также творческие работы педагога дополнительного образования и другое [4, с. 154].
Развитие познавательных процессов при подготовке школьников к изучению основ кистевой росписи активизируется, если учащимся предоставляются условия кратковременного и продолжительного восприятия учебного материала.
По мере развития способностей у школьников к декоративно-прикладной деятельности постепенно совершенствуются и способности к запоминанию, зрительному анализу, творческому восприятию зрительной информации. Именно практическое выполнение кистевой росписи помогает учащимся глубже воспринять содержание компьютерной презентации, увидеть ее смысл и условность.
Для успешного развития познавательных процессов в дополнительном образовании, необходимо, чтобы обучение школьников кистевой росписи было достаточно продолжительным по времени и разнообразным по содержанию. Разработка зрительного ряда, подборка образцов изделий, подготовка школьников к выполнению творческих композиций должны быть учителем творчески соединены во имя создания единства образовательно-развивающего пространства на занятиях кистевой росписью. Сохранение регионального компонента в дополнительном образовании является сложной задачей, в которой совмещены вместе ряд педагогических условий:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы