Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Гражданское право

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Гарантии судебной защиты социальных прав граждан в российской федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Основы регулирования социальных прав
граждан в Российской Федерации  7

1.1. Сущность и классификация социальных прав
граждан в Российской Федерации  7

1.2. Источники правового регулирования социальных
прав граждан в Российской Федерации. 15

1.3. Международный уровень механизма защиты
социальных прав граждан  22

Глава 2. Особенности гарантии судебной защиты
социальных прав граждан в Российской Федерации. 31

2.1. Роль Конституционного Суда Российской
Федерации в механизме защиты социальных прав граждан. 31

2.2. Защита социальных прав граждан
конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. 37

Глава 3. Проблемы и перспективы судебной защиты
социальных прав граждан в Российской Федерации. 45

3.1. Проблемы реализации судебной защиты
социальных прав граждан в Российской Федерации. 45

3.2. Перспективы судебной защиты социальных прав
граждан в Российской Федерации. 54

Заключение. 59

Список использованной литературы.. 63

 

  

Введение:

 

 

Актуальность темы
выпускной квалификационной работы
обусловливается тем, что бесспорно, важнейшей функцией
социального государства является социальная защита граждан. Провозглашение прав
и свобод человека в качестве одной из высших ценностей невозможно без
обязанности государства не только воздерживаться от вмешательства в эту сферу,
а также признавать и неукоснительно соблюдать их, но и создавать необходимые
юридические и организационные условия для реализации прав и свобод. И это
предполагает как правовую регламентацию прав и свобод, так и создание
специальных государственных органов, осуществляющих правозащитную деятельность.
Особое место среди них занимают судебные органы, поскольку установление
приоритета судебной защиты прав и свобод — одна из обязательных составляющих
демократического правового государства.

Защита социальных прав граждан
в Российской Федерации – одна из самых значимых проблематик в российской правовой
системе. На современном этапе становления гражданских правовых институтов в
нашей стране следует констатировать, что социальные права граждан в Российской
Федерации не соблюдаются должным образом. Человек, оказавшийся в трудной
жизненной ситуации, когда его социальные права нарушаются, ищет защиты от
государства, которое гарантирует ему такую защиту и соблюдение его прав.
Поэтому следует констатировать, что осуществление права гражданина на защиту в
суде является важной составной частью комплекса социальных прав человека.

Объектом исследования
выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения,
возникающие в сфере гарантий судебной защиты социальных прав граждан в
Российской Федерации.

Предметом исследования выпускной квалификационной
работы является
правовые нормы, регулирующие гарантии судебной защиты социальных прав
граждан в Российской Федерации.

Целью выпускной
квалификационной работы является анализ особенностей, современных проблем и
перспектив гарантий судебной защиты социальных прав граждан в Российской
Федерации.

Задачи выпускной
квалификационной работы:

— раскрыть сущность и
классификацию социальных прав граждан в Российской Федерации;

— изучить источники
правового регулирования социальных прав граждан в Российской Федерации;

— рассмотреть
международный уровень механизма защиты социальных прав граждан;

— проанализировать роль
Конституционного Суда Российской Федерации в механизме защиты социальных прав
граждан;

— охарактеризовать защиту
социальных прав граждан конституционными (уставными) судами субъектов
Российской Федерации;

— выявить проблемы
реализации судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации;

— определить перспективы
судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации.

Методологическую
основу выпускной квалификационной работы
составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод
и ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу выпускной
квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации
[1], Гражданский кодекс Российской
Федерации
[2], Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации
[3], федеральные законы Российской
Федерации.

Эмпирической основой
выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики.

Достоверность материалов исследования
в
выпускной
квалификационной работе подтверждается списком использованных
источников и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части
выпускной
квалификационной работы.

Теоретическая и
практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том,
что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы: в
правотворчестве, в совершенствовании законодательства РФ; в
научно-исследовательских работе при дальнейшем изучении проблематики гарантий судебной защиты социальных прав
граждан в Российской Федерации
; в учебном процессе при подготовке
и чтении лекций по курсу гражданское право в средних и высших профессиональных
учебных заведениях юридического профиля; в практической деятельности органов
дознания и следствия, представителей адвокатского сообщества.



[1] Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)  // Собрание
законодательства РФ. – 2014. — N 31. — ст. 4398.

[2] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — Ст. 3301.

[3] Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от
02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — N 46. — ст. 4532.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

Место социальных прав в
законодательной системе страны очень важно, так как теория гуманизма является
фундаментом для постройки всей правовой базы страны. Не смотря на множество
гарантий социального обеспечения, которые в силу своей характеристики выступают
прослойками защиты индивидуальных прав граждан, государство еще не достигло
полного диссонанса в системе социального обеспечения, а, следовательно,
механизм требует доработки относительно реформ, возникающих на мировой арене,
по причине преодоления проблемы экологического кризиса с помощью формирования
путей борьбы. А социальная защищенность гражданина Российской Федерации
обеспечена на достаточно высоком уровне, что характеризует страну как
высокоразвитую и прогрессивную, определяя ее ведущее место в отношениях с
другими иностранными государствами.

Представляется
целесообразным и своевременным виды государственной социальной помощи,
закрепленные в ст. 12 Закона № 178-ФЗ, определить как ее формы, а социальные
пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно
необходимые товары, указанные в ст. 1 Закона № 178-ФЗ, определить как виды
государственной социальной помощи.

Правовая основа
реализации социальных прав граждан в российском государстве нуждается в
доработке. Безусловно, проблема кодификации в праве социального обеспечения —
это осознанная неизбежность, для ускорения ее решения требуется расширение
доказательной базы — теоретических, практических, экономических, социальных
аргументов в пользу создания прогрессивной системы законодательства во главе с
Кодексом социального обеспечения РФ с учетом положительного международного,
зарубежного опыта.

Также предлагается
систематизировать подзаконные акты и разработать единые стандарты в сфере
социального обеспечения.

В основе всех социальных
прав, составляющих основу социального государства, лежит право на достойное
человеческое существование. Именно государство, являясь субъектом
правоотношений с обществом, конкретным человеком, принимает на себя
определенные функции по обеспечению должного его уровня. Форма изложения
социальных прав предполагает возникновение определенных обязательств
государства по их реализации, что превращает эти права из простой декларации в
действенный механизм защиты. В основе социального государства лежит идея
государства правового, поскольку право наряду с другими функциями выполняет и
социальную.

Международно-правовые
нормы и принципы, выполняя роль определенного ориентира для национальной
правовой системы по соблюдения человеческих прав, реализуются через
национальное законодательство и способствуют усилению гарантий защищенности
всех категорий населения в социальной сфере.

Выбор надлежащего
средства правовой защиты социальных прав целиком зависит от самого заявителя и
должен основываться как на объективно существующих различиях между такими
средствами, так и на интуитивных ожиданиях, понимании психологии
судопроизводства.

Практика конституционного
правосудия с момента основания Конституционного Суда РФ (а в 2018 г. мы отметили его
25-летие), вынуждена все чаще и чаще давать ответ на один из ключевых вопросов
современной российской экономики — на вопрос о пределах терпения людей в период
реформ, связанных с ухудшением их материального положения. В рамках
конституционного правосудия при рассмотрении дел, связанных с
конституционно-правовым толкованием социальной сущности российского
государства, защитой социальных прав граждан, органу конституционного контроля
зачастую вынужденно приходится, исходя из принципов социальной справедливости,
юридического равенства и соразмерности, вопреки интересов властных институтов,
находить баланс между индивидуальными (социальными) и публичными ценностями и
тем самым фиксировать границы допустимого изменения бремени социальных
преобразований в РФ для сохранения социального характера государства,
закрепленного в основном законе страны.

Характеризуя деятельность
региональных конституционных (уставных) судов, Конституционный Суд РФ
справедливо отметил, что за непродолжительный период своего существования они
не раз доказывали, что способствуют укреплению конституционной законности,
защите прав и свобод человека, формированию единого правового пространства.
Представляется, что в современный период развития России конституционные
(уставные) суды зарекомендовали себя как органы, способные разрешать проблемы
реализации социальных прав. Поэтому было бы разумно не останавливаться на
достигнутых результатах, а напротив, двигаться вперед, на деле гарантируя
максимальную защиту прав личности, совершенствуя нормативную базу, а главное,
развивая собственные представления о возможностях регионального конституционного
судопроизводства.

Судебная защита социальных прав относится к числу
прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку
ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения
признаваемых Конституцией Российской Федерации целей (защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Право на
судебную защиту служит необходимой гарантией осуществления всех других прав и
свобод, которые, являясь непосредственно действующими, определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной власти и местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием, и признание, соблюдение, защита
которых — обязанность современного правового государства.

С учетом изложенного, необходимо совершенствовать
правовые и организационные основы реализации судебной защиты социальных прав,
уменьшать количество нарушений права на судебную защиту и повышать доступность
и качество реализации права на судебную защиту в современном государстве.

Для повышения эффективности сотрудничества между Европейским
судом по правам человека и Российской Федерации, а также для устранения проблем
и сглаживания конфликтов между сторонами, необходимо предпринять меры по
внедрению судебной практики Европейского суда в правовую систему России.

Подобной мерой, по нашему мнению, может служить принятие
специального закона, который смог бы урегулировать отношения России и
Страсбургского Суда.

В данном нормативном правовом акте необходимо предусмотреть
порядок официального опубликования переведенных на государственный язык
судебных актов Европейского суда, определить правовой статус постановлений
Суда, а также урегулировать порядок исполнения решений Европейского суда в
плане принятия, в том числе, общих мер, требующих внесения изменений в
законодательные акты Российской Федерации.

Таким образом, законодательством и сложившейся в процессе его
применения судебной практикой выработаны эффективные механизмы защиты социальных
права гражданина в судах.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основы регулирования социальных прав граждан в Российской
Федерации

1.1. Сущность и
классификация социальных прав граждан в Российской Федерации

 

Права человека —
универсальная категория, представляющая человеку возможность пользоваться
благами и условиями безопасного, свободного существования в обществе и
государстве. Права человека вытекают из самой природы человека. Они возникают и
развиваются с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества,
складываются объективно и не зависят от государственного признания, принадлежат
человеку от рождения, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются
естественными, непосредственно действующими. Признание прав человека, их соблюдение
и защита являются обязанностью каждого государства[1].

Права и свободы человека
и гражданина представляют собой центральный атрибут правовой системы каждого
государства, в котором гарантирована демократическая и правовая организация
публичной власти. В нашем государстве в настоящее время сложились определенные
условия для осуществления регулирования и защиты правового статуса личности.
Кроме того, сформировался и действует ряд значимых правозащитных институтов.
Данные факты, бесспорно, говорят о том, что наше государство устойчиво и
целенаправленно движется к созданию, развитию и поддержанию цивилизованных форм
взаимоотношений с гражданами. Однако само по себе провозглашение
конституционными нормами прав и свобод человека как высшей ценности, осуществление
их регулирования федеральным законодательством, а также их конкретизация в
законодательстве субъектов Федерации не формируют эффективных механизмов
реализации прав и свобод. Приходится констатировать тот факт, что в настоящее
время государство не справляется в полной мере с реализацией своей важнейшей
конституционной обязанности — охраной прав и свобод человека и гражданина.

Как на уровне
государства, так и в научных кругах, и в общественном мнении, признано, что в
сфере защиты государством отдельных прав и свобод человека и гражданина
сформировалась неудовлетворительная ситуация. При этом необходимо отметить, что
нарушение происходит самых разных конституционных прав и свобод, в том числе
личных, политических, культурных и других.

В настоящее время существует
различные точки зрения на проблему соотношения понятий: права и свободы.
Некоторые ученых считают, что понятия: права и свободы являются синонимами и
можно их объединить в одну категорию, другие авторы считают, что они имеют
разные значения и поэтому необходимо их отличать друг от друга.

Так Е.А. Лукашева,
считает, что термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности
индивидуального выбора, не определяя его конкретного результата: каждому
гарантируется свобода мысли, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ). А
термин «право» определяет конкретные совершаемые человеком действия: каждый
имеет право участвовать в управлении делами государства, избираться и быть
избранным (ст.32 Конституции). Такая же позиция у В.А. Карпова[2].

Позиция О.В. Захаровой
заключается в том, что свобода — это возможность, способность действовать в
соответствии со своими целями и интересами, а права свойства и возможности,
определяющие меру свободы, закрепленные в правовых нормах, возможности
использования человеком его благ, защиты его жизненных интересов.

Существование российского
государства невозможно представить без прав и свобод, гарантированных и
закрепленных в Конституции РФ. Они обладают рядом признаков, которые позволяют
отличить их от иных прав и свобод.

В вопросе о соотношении
понятий конституционных прав и свобод, мы придерживаемся точки зрения Т.В.
Кашаниной. Она проводит различие между Конституционными правами и свободами по
позиции государства в процессе их реализации. Конституционные свободы — это такие
возможности индивида, которые он может осуществить самостоятельно, то есть, не
вступая в какие-либо правоотношения с органами государства, должностями лицами
и другими субъектами права. Примерами могут выступать следующие права: право на
жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, свободу мысли, слова. Свобода
тут понимается, как отсутствие каких-либо ограничений по отношению к личности и
возможность самостоятельно индивидуумом выбирать вариант своего поведения.
Осуществление таких свобод не зависит от уровня социально-экономического
развития страны.

Конституционные права —
это такие юридические возможности, которые могут быть осуществлены только при
условии выполнения определенных действий, а также предоставление определенных
благ со стороны государственных органов и должностных лиц. Так, право на
образование субъект сможет реализовать только тогда, когда будет достаточное
наличие школ, где работают учителя, которые обладают соответствующими
профессиональными знаниями[3].



[1]
Валентов Д.В., Гусаренко Я.Р., Шумский А.А. Содержание и соотношение понятий
права и свободы, права человека и права гражданина // Modern Science. —
2020. — № 1-3. — С. 37-40.

[2] Карпов В.А. Конституционное
закрепление системы прав и свобод человека и гражданина в России // Евразийский
союз ученых. — 2015. — № 8. — С. 147-149.

[3]
Боровков В.А. Подходы к пониманию понятия "права человека" //
Крымский Академический вестник. — 2019. — № 12. — С. 40-44.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы