Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Футбол как средство оздоровления, повышение умственной и физической работоспособности школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Состояние здоровья школьников в современных социально-экономических условиях и пути его улучшения 6
1.2. Общая характеристика оздоровительных программ с использованием различных видов физических упражнений 9
1.3. Возможности использования футбола для улучшения здоровья и физической подготовленности школьников 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФУТБОЛА У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ 29
3.1. Оценка исходных показателей психосоматического здоровья, физической подготовленности и работоспособности у школьников 11-12 лет 29
3.2. Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной методики с использованием средств футбола у школьников 11-12 лет 33
3.3. Оценка эффективности влияния физкультурно-оздоровительной методики на уровень психосоматического здоровья, физической подготовленности и работоспособности у школьников 11-12 лет 44
Выводы по главе 3 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Введение:
Актуальность темы. Проблему здоровьесбережения современных школьников невозможно рассматривать вне контекста физического воспитания, которое занимает должное место в педагогической теории и практике и, выполняя функцию общей педагогики, является, по сути, технологией обеспечения здоровья.
Интенсификация учебного процесса в современных школах требует мобилизации духовных и физических сил школьников, следствием чего может стать нервно-эмоциональное перенапряжение и умственная перегрузка. При этом реальный объем их двигательной активности не обеспечивает полноценного функционирования организма и совершенствования его психофизиологического состояния и физической подготовленности [2, 3, 4].
Поэтому, при растущих учебных нагрузках снижается физическая и умственная работоспособность, что сказывается на физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья. Причем, усилению таких негативных изменений способствуют несоблюдение режима дня и условий обучения, а также низкий уровень физической активности [5, 6].
Степень разработанности проблемы. В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с поддержанием здоровья учащихся среднего школьного возраста с помощью систематических занятий футболом на внеурочных занятиях по физическому воспитанию.
Теоретический анализ и обобщение данных научной литературы, характеризующих динамику развития физической подготовленности и соматического здоровья современных школьников, а также прогрессивные тенденции к их ухудшению указывают на наличие проблемной ситуации [7, 8, 16]. Острая необходимость ее решения свидетельствует об актуальности проблемы улучшения психофизического состояния, физической подготовленности и работоспособности учащихся среднего школьного возраста средствами футбола, что обусловило выбор темы дипломного исследования.
Требует дополнительного изучения вопрос методических особенностей построения занятий по футболу в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста с целью повышения компонентов физического состояния контингента с учетом индивидуальных особенностей роста и развития организма школьника.
Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Объект исследования – физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы футбола в улучшении психосоматического состояния, физической работоспособности и подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация методики занятий футболом для улучшения психосоматического состояния, физической работоспособности и подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Гипотеза. Предполагается, что разработанная методика занятий футболом с использованием кругового метода будет способствовать улучшению физической подготовленности, работоспособности и здоровья учащихся среднего школьного возраста, если:
проведен теоретический анализ и определены теоретические положения, отражающие специфику физической подготовленности и работоспособности учащихся среднего школьного возраста;
определена направленность средств футбола и учтены индивидуальные особенности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме физического воспитания и укрепления здоровья у школьников.
2. Оценить исходный уровень психосоматического здоровья, физической подготовленности и работоспособности учащихся среднего школьного возраста.
3. Разработать методику занятий футболом у учащихся среднего школьного возраста с использованием кругового метода для улучшения показателей их психосоматического здоровья, физической подготовленности и работоспособности.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно использовать в методической и практической подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Основные результаты исследования можно применить в различных формах методической работы, системе работы общеобразовательных учреждений.
Заключение:
1. Анализ и обобщение литературных источников по теме дипломного исследования свидетельствует о недостаточной физической и функциональной подготовленности учащихся среднего школьного возраста. Причиной такого состояния является недостаточная эффективность занятий физической культурой по программе для средних классов. В связи с этим возникает проблема поиска и разработки новых эффективных технологий физического воспитания школьников для улучшения их физической подготовленности. Ученые предлагают расширить арсенал средств физического воспитания путем использования футбола на внеурочных занятиях. Поэтому формирование физической подготовленности школьников средствами футбола в процессе физического воспитания является актуальным и требует детального изучения.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у футболистов среднего школьного возраста наблюдались низкие уровни физической подготовленности. В начале педагогического эксперимента средние результаты бега на дистанции 60 м у футболистов экспериментальной группы составили 11,01±0,08 с, в контрольной – 11,01±0,22 с; прыжка в длину с места — 170,301,20 м и 170,301,96 м, броска набивного мяча — 6,41±0,30 и 6,30±0,43 м, сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу — 11,600,65 и 11,500,91 раза, поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин — 34,20±2,17 раза и 34,0±2,21 раза, челночного бега — 9,89±0,02 и 9,90±0,03 с соответственно.
3. Анализ методов круговой тренировки позволил выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для учащихся данного возраста. В методику организации занятий по футболу были включены 4 комплекса круговой тренировки, способствующие повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, улучшению физической работоспособности и подготовленности.
В разработанной методике с применением кругового метода все упражнения выполнялись в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планировалось одинаковое время – по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивала дисциплину, позволяла следить за точностью выполнения заданий. В комплекс включено 10-15 упражнений (станций), на каждую планировалось одна минута (30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых).
Результаты формирующего эксперимента показали преимущество занятий футболом круговым методом. По результатам итогового обследования установлено, что повторные показатели бега 60 м были достоверно лучше у футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,80 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 9,72 см (р<0,05), броска набивного мяча из положения сидя – на 1,5 м (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 4,9 раз (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 7,4 раза (р<0,05), челночного бега – на 0,64 с (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов футбола в физическом воспитании школьников среднего школьного возраста на развитие физической подготовленности.
Индекс Гарвардского степ-теста был достоверно лучше у футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 10,14 баллов, что еще раз убедительно подчеркивает и доказывает эффективность разработанной методики занятий футболом у учащихся среднего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Состояние здоровья школьников в современных социально-экономических условиях и пути его улучшения
Проблема улучшения физического состояния школьников в современных неблагоприятных условиях жизни и сегодня остается одной из наиболее актуальных в области физического воспитания в связи с неудовлетворительным состоянием физического и психического здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности и функционального состояния ведущих физиологических систем организма [19, 22].
По мнению большинства специалистов [21, 23, 25, 27], это связано не только с постоянным осложнением экологической и социально-экономической ситуации современного общества, но и глобальной гиподинамией современных учащихся общеобразовательных школ.
Низкий уровень здоровья школьников различного возраста затрудняет их адаптацию к учебным нагрузкам, что, в свою очередь, становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успешности [43, 44].
По мнению отдельных исследователей одной из причин, способствующих ухудшению состояния здоровья и общего физического состояния школьников в процессе их обучения в общеобразовательном учреждении есть недостатки самой системы организации учебного процесса с акцентом на значительный объем теоретической подготовки по различным дисциплинам, снижением интереса к занятиям физической культурой и спортом, двигательной активности в целом [29, 32, 34, 41].
Кроме неудовлетворительного состояния физического здоровья практически все специалисты, занимающиеся проблемой физического воспитания школьников, отмечают неудовлетворительный уровень общей физической подготовленности учащихся всех возрастов и пола [31].
Показано, что на сегодняшний день практически 50% школьников имеют уровень физической подготовленности низкий или ниже среднего, а уровень развития основных физических качеств в большинстве случаев рассматривается как низкий.
В большинстве исследований, проведенных учеными в России в последнее десятилетия, подчеркивается необходимость коренной перестройки всей системы физического воспитания, ведь существующие методы, формы и средства работы оказываются неэффективными и устаревшими в современных условиях [17, 18, 39].
Согласно научным данным существуют учредительные требования по физическому воспитанию, направленных на развитие двигательных качеств и обеспечение физической подготовки школьников. Систематические занятия физической культурой вызывают адаптацию организма к физическим нагрузкам.
В основе такой адаптации лежат возникающие в результате тренировки морфологические, обменные и функциональные изменения в различных системах, органах и тканях, улучшение нервной, гормональной и клеточной регуляции.
Это проявляется в улучшении состояния организма, что выражается в осуществлении мышечной деятельности, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности [22, 24]. Регулярное выполнение определенных видов физических упражнений вызывает многочисленные полезные эффекты в состоянии организма, которые можно систематизировать в двух основных проявлениях.
1. Происходит все большая экономизация функций, которая проявляется в том, что на единицу внешней работы организм тратит все меньше объем энергии. В основе экономизации лежит совершенствование двигательного динамического стереотипа, когда усиливаются процессы внутреннего торможения, способствующие локализации возбуждения только в зоне работы.
2. Усиливаются максимальные функциональные возможности организма. Основными механизмами этого феномена являются следующие: интенсифицируются процессы белкового синтеза в работающих мышцах, и в них появляется или более мышечных элементов, или более активных ферментов, участвующих в обеспечении процессов сокращения, или имеют место оба явления вместе; в работающих тканях накапливается больше энергетических субстратов, которые в зависимости от вида выполняемой тренировочной работы используются преимущественно в аэробных (работа на выносливость), или в анаэробных (на силу, скорость) условиях; совершенствуются процессы кислородного обеспечения мышечной деятельности за счет повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, кислородной емкости крови, улучшаются процессы нервной регуляции мышечной деятельности, проявляется в улучшении процессов возбуждения и торможения, их подвижности и уравновешенности [9, 47].
К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов [11, 39, 45].
Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, рекомендуют бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности уменьшают нервно-психологическое напряжение, а систематическая мышечная деятельность повышает психологическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе [13, 14, 16].