Лингвистика и стилистика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Функциональный стилистический анализ англоязычных текстов новостных интернет сообщений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление 3
Введение 4
ГЛАВА 1. Основные понятия функциональной стилистики 11
1.1 Публицистический текст как объект лингвистического изучения 11
1.2 Публицистический текст в интернет-коммуникации 18
1.3 Лингвистические особенности новостных сообщений, размещенных в интернете 29
Выводы по главе 1. 32
ГЛАВА 2. Функциональный стилистический анализ новостных сообщений из интернета 35
2.1 Лексико-семантическая специфика новостных интернет-сообщений 35
2.2 Стилистические средства текстов интернет-новостей 53
Выводы по главе 2. 59
Заключение 60
Список использованной литературы 66

 

  

Введение:

 

Тексты массовой информации, или медиатексты, являются на современном этапе развития общества одной из самых распространенных форм бытования языка. Формирование образа события у посетителя любого интернет-сайта происходит под воздействием тех языковых средств, которые использует автор новостного текста. Это во многом определяет поведение и отношение читателя к определенному фрагменту действительности.
Обращение к исследованию новостных интернет-сообщений обусловлено тем, что именно новости являются одним из основных источников информации о событиях, происходящих в мире. Появляются новые термины, функционирование языка в новом пространстве требует новых исследовательских подходов, новой методологии.
Исследованием текстов, размещенных в интернете, в последнее время стало уделяться очень большое внимание. Добросклонская Т.Г. считает медиатекста многомерным и нелинейным динамическим многоуровневым образованием, которое существует в вербальном, мультимедиальном и гипертекстуальном формате (включая интернет-пространство). Медиатекст рассматривается Добросклонской Т.Г. как дискретная единица медиадискурса, который представляет собой процесс и результат реализации речевой деятельности, коммуникативно-семантические практики создания медиасообщения, потенциального получателя (адресата), а также социального и идеологического контекста [15, с.181].
Новостные тексты — краткие информационные сообщения, связанные с функциональным потенциалом убеждения читателя в достоверности предоставляемой информации. В отличие от аналитических статей они представляются наиболее кратко и наименее подвержены оценочным субъективным фактором. Именно новостные тексты наиболее полно реализуют одну из главных функций массовой коммуникации — информативную, а также функцию убеждения через осведомление. Для новостных текстов характерны чрезвычайная устойчивость микро- и макроструктуры, высокая степень повторяемости и многократной воспроизводимости, а также глобальная клишированность.
Несмотря на то, что установкой каждого отдельного новостного текста является, казалось бы, только информирование, а выражение оценки и точки зрения исключается, однако появление искаженных, так называемых «фейковых» новостей, связано с навязыванием эмоционального восприятия, выгодного той стороне, которая представляет новости.
Новостные тексты отражают категории речевой деятельности, отмечает Демьянков В.З., и при основной функции информирования обладают культурно-специфическими свойствами организации информационного пространства в соответствии с устойчивыми концептуальными моделями и стереотипами, существующими в том или ином обществе [14, с.35].
В этом отношении преподнесение событий и их истолкование опирается на культурные традиции, а также читателей и авторов. Интерпретация события в новостном дискурсе определяется его неоднозначным пониманием.
Тогда целесообразно говорить о том, что восприятие события происходит исключительно через интерпретацию, у которой есть потенциальная востребованность со стороны адресата. Таким образом, трактовка события оказывается включенной в модель коммуникативного процесса. На основе семиотического рассмотрения понятия «событие» выделяются события как идеи, референциальные события как прообразы «событий-идей» и текстовые события, т. е. изложение событии в тексте. Само событие при этом может трактоваться как денотат, референт или, как называет их Демьянков В.З., «текст, говорящий о предмете» [там же, с.37].
Важным понятием в связи с этим становится понятие информационной цепочки, посвященной интерпретации одного события или нескольких событий, объединенных одной темой. Информационный новостной дискурс актуализирует событийную ситуацию в ином кодовом пространстве и становится предметом формирования знания. Фиксация события в новостном дискурсе осуществляется мультимедиальными системами — вербальными и невербальными, и все они направлены на убеждение (аргументацию), и воздействие. Каждый из компонентов влияет на формирование эмоционально-аффективной стороны психики человека.
В работах Т. ван Дейка стали подниматься проблемы воздействия. Специфическими чертами манипуляции, которые отличают её от убеждения, являются власть и доминирование. Ван Дейк оперирует таким понятием как манипулятивный дискурс, предполагающих па различных уровнях разные приёмы, включая общие стратегии интеракции, связанные е положительной саморепрезентацией и отрицательной презентацией оппонентов [13, с.152].
Экспрессивность медиатекста может рассматриваться на двух функциональных уровнях. К.Бюлер рассматривает экспрессивность как одну из функций языка, выражающую «изъявление говорящего», наряду с апеллятивной и репрезентативной функциями [5, с.314].
Ш.Балли анализирует экспрессивность любого текста как функционально-стилистическую категорию, отражающую эмоционально экспрессивные средства выражения [4, с.83]. Он считал экспрессивным любой факт речи или языка, так или иначе связанный с эмоциями. Ш. Балли отмечал, что «приемы или механизмы функционирования языка подчиняются определенным правилам и в силу этих правил могут быть следствием определенных эмоциональных мотивов или вести к некоторым непосредственно связанным с экспрессией последствиям».
Александрова О.В. рассматривает тексты средств массовой информации как именно дискурс, отмечая их постоянную динамичность и современность. Она считает, что новости воспринимаются участниками коммуникации в контексте происходящих событий. Как известно, материалы, относящиеся к этому регистру речи, представляют собой «сплав» всего спектра функциональных стилей языка, в них функция сообщения реализуется в той же мере, что и функция воздействия, для чего используется весь набор имеющихся в распоряжении языка средств. Именно поэтому материалы средств массовой информации особенно интересны с точки зрения как общих способов их организации, так и более частных особенностей, характерных для определенных изданий. Важно также понять своеобразие текстов СМИ, их соотношение с текстами других стилей, ведь еще недавно ученые отказывались придать этому регистру особый статус, выделить его особые характерные черты [1]. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наиболее распространенным жанром в интернете считается новостное сообщение, которое должно незамедлительно, вкратце и четко проинформировать об актуальной новости. Новостное сообщение относится к публицистическому функциональному стилю, к подстилю газетно-информационному.
В ходе работы была проанализирована имеющаяся литература по функциональным стилям, и по газетно-информационному подстилю. Был сделан вывод о том, что отобранный материал, то есть тексты информационных сообщений, представляет собой текст, по функционально-стилистическим признакам относящийся к газетно-информационному подстилю, основной функцией которого является функция информационная. Эта основная функция новостных интернет-СМИ проявляется наиболее ярко в текстах интернет-новостей за счет большей степени оперативности предоставления информации, интерактивности веб-изданий и мультимедийного и гипертекстуального способа представления информации.
Гипертекстуальность интернет-новостей оказывает значительное влияние на их структурно-композиционные особенности. Заголовки и вводки в большей степени нацелены на достижение прагматического эффекта — привлечение внимания пользователей — вследствие их обособленного расположения от основного текста и большого количества заголовков-гиперссылок на одной странице. Лексика этих структурных частей новостного сообщения также направлена на достижение цели информирования, а именно отвечает требованиям четкости, однозначности, объективности излагаемого текста.
Оценочность является одним из характерных свойств сетевого информационного текста, которая способствует реализации прагматической установки сетевого информационного сообщения, заключающейся не только в информировании адресата о событиях окружающей действительности, но и в воздействии на его эмоции.
Воздействующая функция СМИ ярко проявляется не только в самих текстах интернет-новостей, но также в невербальных выражениях оценки, фото-, аудио- и видеоматериалы и др., представляющие собой не менее интересный и перспективный объект для дальнейшего исследования с точки зрения манипуляции массовым сознанием.
Была отмечена ведущая роль заголовков, которые в новостных сообщениях выделяются как лексически (клише, краткость, информационность), так и графически (как правило, они выделяются жирным шрифтом). В ходе работы были проанализированы заголовки новостных интернет-сообщений, и сделан вывод об их главной роли в новостном сообщении. Заголовки, так же как и текст основной части, отличались использованием клише и штампов, стереотипов, лексики с эмоциональными и экспрессивными коннотациями, использованием эвфемизмов и перифраз и манипулированием фактической информацией.
Также было отмечено большое количество прямой речи, цитат из выступлений политиков, представителей власти, других официальных источников. Прямая речь использовалась также для создания эффекта присутствия, например, в сообщениях про катастрофические природные явления рассказы очевидцев даются в виде прямой речи, достигая при этом эффекта прямого репортажа с места событий.
Синтаксические выразительные средства не часто используются в тексте интернет-новостей, но, тем не менее, представляют собой эффективные способы воздействия на адресата [39, c.15]. В рассматриваемых текстах были обнаружены случаи употребления лексического повтора и изменения порядка слов.
К числу средств усиления воздействия можно отнести и выразительную, эмоциональную лексику, которая чаще всего присутствует в сообщениях, например, о природных катастрофах. Среди исследуемого материала к таким сообщениям можно отнести сообщения о природных катаклизмах, в тексте которых было обнаружено много эмоциональных лексических единиц.
Также в текстах исследуемого материала были отмечены такие стилистические средства, как метафоры. Их роль в новостных текстах еще мало исследована, однако автор данной работы пришел к выводу, что воздействующая роль метафоры в новостном тексте заслуживает дополнительного исследования, поскольку именно это стилистическое средство может оказать двойное воздействие на читателя – одновременно и информировать, и воздействовать своим скрытым двойным смыслом.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что новостные сообщения, размещенные в интернете, обладают всеми отличительными чертами информационного жанра новостей. Анализ примеров позволил сделать вывод о том, что этот жанр характеризуется лексическими, стилистическими и грамматическими особенностями, жанровым разнообразием, употреблением жаргонизмов и неологизмов. Кроме того, широкое использование клише, стилистических средств, приемов, разговорно-фамильярный характер, изобилие цитат, прямой речи и развитая система различных способов передачи чужой речи отличает его от других стилей. При этом исследуемый материал позволил сделать вывод о том, что тематика клише и штампов напрямую зависит от специфики освещаемого события – политические штампы сильно отличаются от культурных, например.
Очевидно, что все вышеперечисленные признаки обусловлены важнейшей функциональной особенностью новостного текста – его направленностью на реализацию функции сообщения. Действительно, новостной текст в высшей степени динамичен, т.к. его задача состоит в том, чтобы нести информацию, сообщать о событиях, происходящих в стране и в мире. Динамика новостного текста усиливает роль глагольной синтагматики, что выражается в большем, по сравнению с другими типами медиатекстов, количестве глагольных словосочетаний. Далее: каждый конкретный новостной текст ограничен во времени и пространстве. Происходит своего рода сжатие, концентрация информации, которая выражается в увеличении общего числа лексических соединений, в том числе и соединений многоэлементных, на единицу текста одинаковой протяженности. И, наконец, качественный новостной текст нейтрален и деперсонифицирован. Это объясняется стремлением к возможно более объективной подаче информации. Для этого осуществляется намеренное дистанцирование новостного текста от личности ведущего (news anchor); в тексте используется большое количество цитат и ссылок на различные источники информации, например: officials said, oil analysts said, market watchers said и т.д.; новостной текст насыщается различными видами пассивных форм и безличных конструкций.
Рассмотрев теоретические основы, касающиеся функционально-стилистических особенностей текстов новостных сообщений, размещенных в интернете, мы постарались проанализировать такого рода тексты и применить полученные знания и отмеченные особенности на практике.
Ввиду того, что все исследованные новостные сообщения имеют разную жанровую направленность, поскольку новости могут относиться к сфере политики, культуры, бизнеса, спорта, науки, можно отметить разнообразие как лексики, так и стилистических приемов в публикуемых материалах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Основные понятия функциональной стилистики
1.1 Публицистический текст как объект лингвистического изучения

Язык неразрывно связан с определением стиля. Стиль, по общепринятому определению, это способ словесного выражения мыслей, слог. Согласно толковому словарю Ожегова, это «совокупность приемов использования языковых приемов для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог» [29, с. 533].
В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой дается следующее определение стиля: «Одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи» [3, с. 310].
Из этих высказываний можно сделать вывод, что определение стиля четко связано с частотностью употребления экспрессивно-окрашенных слов.
Академик В.В. Виноградов дал наиболее известное определение стиля: «Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой практике данного народа» [6, с. 73].
Определение, предложенное В.В. Виноградовым, представляется наиболее полным. Итак, в рамках данной работы определим, что стиль – это совокупность языковых средств и их специфическая организация, формирующая тот особенный характер речи, который относится к определенной сфере деятельности.
В основу классификации функциональных стилей были положены основные функции языка: функция общения, функция сообщения, функция воздействия. Общепринятой считается следующая классическая классификация функциональных стилей, которая уже вошла практически во все учебники по стилистике языка. Выделяют пять основных функциональных стилей: разговорный; деловой; научный; художественный; публицистический. Некоторые лингвисты к этим основным добавляют еще стиль религиозный.
Публицистический стиль исторически сложился как функциональный стиль литературного языка, обслуживающий широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных. Возникновение публицистического стиля корнями уходит практически к началу письменности, и связано с тем, что человеческая деятельность, стремительно развивающаяся во многих направлениях, требовала развития той области, которую сейчас называют масс-медиа.
Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка. Первая (информативная) функция – донести логическую информацию до читателя, доказать ее истинность, значимость и новизну; вторая — функция воздействия, когда передаваемая информация порождает у реципиента ожидаемые реакции [32, c.94]. Эти две функции неразрывно связаны, и преследуют одну цель – информированность конечного адресата. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию «экспрессии и стандартов» [24, c.165]. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. В жанре новостных сообщений, являющихся материалом для данного исследования, и стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты. Однако экспрессия тоже играет определенную роль, поэтому экспрессивным средствам, которые встречаются в новостных сообщениях в интернете, мы тоже уделим внимание в рамках данной работы.
В рамках публицистического стиля М.Н.Кожина, например, предлагает различать следующие стили и подстили:
— собственно публицистический в узком смысле слова (памфлеты, очерки и т.д.),
— газетный;
— политико-агитационный (воззвания, призывы, прокламации, выступления на митингах). Во второй половине прошлого века формируются подстили электронных СМИ [22, c.129].
Однако, И.Р. Гальперин, рассматривая речевые стили английского языка, считал, что в английской газете представлены два стиля:
— стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют существо газетного стиля;
— стиль газетных статей, который этот автор относит к разновидности публицистического стиля [9, с. 394].
И.В.Арнольд пишет о том, что некоторые авторы предпочитают называть его не газетным, а информационным стилем. Поскольку он может использоваться в газете, на радио и телевидении, то есть в средствах массовой информации, его еще называют стилем массовой коммуникации [2, с. 265]. Рассмотрению его основных черт и особенностям его функционирования в интернет-пространстве будет посвящен второй параграф данной работы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы