Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формы совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Основные походы к определению понятия социально-коммуникативного развития в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Содержание педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Возможности совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СЕМЬИ И ДОО 31
2.1. Исследование уровней социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогического проекта совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной работы семьи и ДОО 59
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

 

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе общественного развития одной из актуальных проблем является проблема приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, формирование у детей умений к адекватной ориентации в доступном социальном окружении, осознание самоценности собственной личности и окружающих. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах.
Актуальность проблематики социально-коммуникативного развития обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка, а также правовыми и нормативными документами, среди которых особое место занимает ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО в образовательный стандарт включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения.
В качестве целевых ориентиров рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; и т.д. Социально-коммуникативное развитие предполагает становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Старший дошкольный возраст является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка. Влияние детского сообщества на развитие личности ребенка заключается в том, что в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласованных действий, проявления доброжелательного отношения, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Лишь посредством участия в совместной деятельности в коллективе сверстников дети способны объединяться и вступать между собой во взаимоотношения.
Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализируют внимание специалистов к сотрудничеству между дошкольной организацией и родителями воспитанников как потребителями образовательных услуг. Согласно ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество.
В этом контексте возрастает роль родителей в образовательном пространстве, а сотрудничество и взаимодействие с семьей ребенка необходимы для полноценного развития и образования ребенка.
Современные комплексные программы («Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др., «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и др., «Из детства — в отрочество» Т.Н. Дороновой и др., «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и Т.С. Комаровой и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Однако в перечисленных программах отсутствует четкая конкретизация задач, форм и методов сотрудничества с родителями дошкольников.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между практической необходимостью социально-коммуникативного развития дошкольников и недостаточным использованием потенциала семьи как участника образовательного процесса. Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет сформулировать тему исследования: «Формы совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить возможности совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования: формы совместной работы семьи и детского сада.
Гипотеза исследования: процесс социально-коммуникативного развития дошкольников будет эффективным, если будет организовано взаимодействие и сотрудничество воспитателей и семьи посредством использования современных форм работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные походы к определению понятия социально-коммуникативного развития в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть содержание педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возможности совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование эффективности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной работы семьи и ДОО и дать анализ полученным результатам.
Методологической основой исследования являются:
— компетентностный подход при организации работы дошкольного учреждения с родителями (О.И. Давыдова, А.А. Майер) [13];
— исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.) [2, 24];
– положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, ВД.Б. Эльконин и др.) [4, 7, 10, 21, 33, 35, 68];
– концепция коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, А.Г.Рузская, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Д.Б. Эльконин и др.) [35, 51, 54, 55, 56, 65, 68];
– исследования проблемы совместной деятельности детей со сверстниками (Е.О. Смирновой, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, и др.) [31, 48, 55].
Методы исследования: теоретические — анализ; анализ; синтез; обобщение; классификация; эмпирические — наблюдение; социометрия, анкетирование; методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
Структура исследования. ВКР содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основы сотрудничества семьи и общественности были заложены еще в трудах представителей отечественной педагогики. В настоящее время в практике современных дошкольных организаций используется большое количество программ, обеспечивающих различные подходы к организации педагогического процесса и взаимодействию с родителями воспитанников. В контексте рассмотрения взаимодействия семьи и ДОО компетентность означает уровень образованности педагогов в работе с родителями. В настоящее время отношения между педагогами и родителями регламентируются взаимодействием, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Социально-коммуникативное развитие определяется учеными как процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе (С.А. Козлова); как ориентацию ребенка на сознательно принятые нормы и правила поведения (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова); как социальная активность (А.В. Сластенин); во взаимосвязи с морально-нравственным развитием (С.Г. Якобсон); как интегративное новообразование ребенка, способствующее налаживанию общения и игры (А.А. Бодалев); в рамках формирования ценностей, ценностных отношений, ценностных ориентаций (Л.В. Пименова); как социализация и общение (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Р.К. Терещук и др.).
Специфичные по содержанию возрастные потребности ребенка последовательно реализуются посредством следующих форм общения: ситуативно-личностной (непосредственно эмоциональной); ситуативно-деловой (предметно-действенной); внеситуативно-познавательной; внеситуативно-личностной.
На констатирующем этапе были определены критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и показатели социально-коммуникативного развития дошкольников — отношение к лидерству, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения; наличие эмоциональной отзывчивости; социометрический статус в группе; инициативность в общении, чувствительность к воздействиям сверстника; субъективное ощущение включенности в группу сверстников.
Для изучения социально-коммуникативного развития детей был разработан проект. Исследование проводилось с детьми 5-6 лет общим количественным составом 15 человек. Структура проекта представлена серией групповых занятий (21), представленных следующими блоками: дружба, сплоченность, коммуникация. Каждое занятие включало приветствие, разминку, основную часть и заключительную (рефлексию).
По результатам контрольной диагностики дети практически поровну распределились между высоким и средним уровнем сформированности межличностных отношений. Проведенные мероприятия способствовали изменению социометрических позиций детей в группе на более благоприятные. Дети стали проявлять большую активность и инициативность в общении, большую эмоциональную отзывчивость к сверстникам.
В совместных играх и групповых ситуациях создавались условия для развития детских взаимоотношений, развития взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий. Коллективный характер содействовал развитию навыков позитивного взаимодействия и развитию чувства партнерства между дошкольниками. Дети учились согласовывать свои действия со сверстниками, учились эмоциональной отзывчивости, эмпатии, доброжелательности, учились конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций. Дети приобретали позитивный опыт сотрудничества пи совместном принятии решений, оказании взаимопомощи и поддержки партнерам по игре.
В качестве предполагаемых результатов в ходе приобретения дошкольниками опыта социальных коммуникаций со сверстниками посредством игровой деятельности рассматривались такие целевые ориентиры, как инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; способность ребенка конструктивно взаимодействовать с окружающими, без конфликтов; способность ребенка к эмоционально-волевой регуляции; приобретение дошкольниками опыта во взаимодействии со сверстниками, а также усиление роли семьи в воспитании детей.
Со сверстниками почти все дети стали проявлять активность и автономию, практически исчезли пассивные позиции, увеличилось количество продуктивных стратегий в случае отвержения сверстниками. Все дети стали проявлять интерес к действиям сверстника, дети стали оказывать безусловную помощь товарищам. Выявилась инициативность в общении и выборе партнеров для игры, улучшились взаимоотношения со сверстниками.
Педагогическими условиями выбора эффективных методов и приемов работы педагогов ДОО с родителями являются следующие: формирование у родителей установки на сотрудничество; согласование представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОО и семье; организация индивидуальных и подгрупповых консультаций; обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения; развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых.
Анкетирование выявило заинтересованность родителей в социально-коммуникативном развитии детей, после совместно организованных мероприятий родители стали осознавать свою роль в процессе приобретения ребенком социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, необходимых для социально-коммуникативного развития.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее. В рамках дошкольных образовательных учреждений остро возникает необходимость внедрения психолого-педагогических условий, механизмов и средств, которые будут содействовать планомерному социально-коммуникативному развитию дошкольников в условиях дошкольной организации и семьи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основные походы к определению понятия социально-коммуникативного развития в психолого-педагогических исследованиях

Социально-коммуникативное развитие служит в качестве одного из приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста, и представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, который требуется для вхождения в систему общественных отношений.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в условиях современного общества в связи с тем, что особенности социального окружения ребенка зачастую представлены дефицитом воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношениях с окружающими. В рамках ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие ориентировано на решение следующих задач:
— формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей  семье;
— формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;
— овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений [63].
Проблемам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.И. Божович [4], Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой [31], М.И. Лисиной [35], О.А. Репиной [48], А.Г. Рузской [51]; Е.О. Смирновой [54], и др., в их работах рассматриваются проблемы коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения. Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н. Леонтьева [33], C.Л. Рубинштейна [50], Д.Б. Эльконина [68], и др.
Социально-коммуникативное развитие личности ребенка и становление его в окружающем мире опосредованы эффективностью взаимодействия с окружающими, благодаря чему осуществляется одна из ведущих потребностей ребенка — в общении, которая, в соответствии с утверждением Л.И. Божович [4], служит основой для развития остальных потребностей. Специфичные по содержанию возрастные потребности ребенка последовательно реализуются посредством следующих форм общения: ситуативно-личностной — непосредственно эмоциональной; ситуативно-деловой — предметно-действенной; внеситуативно — познавательной; внеситуативно -личностной [49, с. 26].
М.И. Лисиной определены параметры социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
— степень усвоения общественно принятых норм и ценностей;
— степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— развитие самостоятельности и саморегуляции поведения;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы