Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формы, методы, средства современной профессиональной деятельности социального педагога на примере взаимодействия с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности современной профессиональной деятельности социального педагога 6
1.1. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности социального педагога 6
1.2. Формы и методы профессиональной деятельности социального педагога при взаимодействии с учителями и родителями (лицами, их замещающими) 10
1.3. Направления деятельности социального педагога в школе 14
Глава 2. Анализ опыта работы социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям 19
2.1. Анализ деятельности социального педагога в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 19
2.2. Анализ плана работы социального педагога в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 28
2.3. Разработка рекомендаций по организации совместной деятельности социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 39
Глава 3. Эмпирическое исследование организации профессиональной деятельности социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 45
3.1. Организация и методы исследования выявления проблем детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 45
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 47
3.3. Социально-педагогическая технология преодоления девиантного поведения среди подростков в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 52
Выводы 58
Заключение 60
Список литературы 63
Введение:
Актуальность исследования. Сфера профессиональной деятельности социального педагога достаточно многообразна. В ней включено множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, которая зависит от объекта направления. Значение такой деятельности выросло в современном обществе, поскольку сейчас наблюдается кризис доверия подрастающего поколения к государственным институтам, проявления нарушений механизмов социализации, рост тенденции к девиантному поведению и негативным явлениями среди населения. Наряду с этим снижается воспитательный потенциал семьи и образовательных учреждений как основных источников социализации личности. В связи с этим круг вопросов, которые решает социальный педагог достаточно широк.
Квалификационная характеристика социального педагога, а также особенности организации взаимодействия с семьей обучающихся, с педагогами и различными службами обуславливаются необходимостью обеспечения эффективного развития личности детей. В связи с этим актуальность изучения данной темы не оставляет сомнений.
Тем самым цель работы заключается в изучении форм, методов и средств современной профессиональной деятельности социального педагога во взаимодействии с учителями, родителями (лицами, их замещающими), специалистами социальных служб и ведомств при оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Поставленная цель будет решаться с помощью следующих задач исследования:
1. Изучить особенности, сущность и методы организации профессиональной деятельности социального педагога.
2. Проанализировать опыт работы социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
3. Организовать и провести эмпирическое исследование организации профессиональной деятельности социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» по преодолению девиантного поведения.
Гипотеза исследования: предполагается, что оказание помощи детям в преодолении существующих социальных проблем, будет более эффективным, если социальный педагог будет проводить совместную работу с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), а также специалистами социальных служб и ведомств.
Объектом исследования выступает процесс организации профессиональной деятельности социального педагога по оказанию помощи детям.
Предметом исследования является совместная деятельность социального педагога с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» по преодолению девиантного поведения.
Теоретическую основу исследования составили труды таких исследователей как В.С. Афанасьева, Б.М. Левина, В.Н. Кудрявцева, А.С. Харцева. Определению особенностей современного характера социально-педагогической деятельности посвящено исследование многих ученых, среди которых М.А. Галагузова, И.Д. Зверева, А.И. Капская, Л. Коваль, Г.П. Медведева, Л.И. Мищик и др.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:
• теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала;
• эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для определения и описания отклоняющегося поведения подростков,
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении основных форм и методов деятельности социального педагога, определении современных направлений работы социального педагога с детьми и анализе работы с детьми в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Практическая значимость работы представлена полученными результатами и рекомендации по осуществлению совместной деятельности социального педагога с учителями, семьей и другими социальными службами и ведомствами, по преодолению существующих проблем у детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Структура работы представлена введением, тремя главами (теоретическая и практическая), заключением, списком литературы и приложениями.
Заключение:
Социальный педагог определяется как своего рода агент социальных изменений, который координирует социальные группы с помощью образовательных стратегий, которые помогают маргинальным людям понимать и участвовать в их социальной, политической, экономической и культурной среде и максимально интегрироваться в общество. Социальные педагоги работают в самых разных условиях, стремясь удовлетворить потребность всех групп населения в получении доступа к культуре, благосостоянию и участию в жизни общества. Их работа имеет два очень заметных аспекта: обучение и социальное обеспечение и забота о людях. Социальные педагоги несут ответственность за те области образования, которые не имеют специальных правил, в которых они предпринимают действия по обучению с маргинальными людьми, людьми, у которых есть социальные проблемы или трудности в адаптации к своему окружению.
Социальный педагог находится на границе между педагогикой — образовательными учреждениями и социальной работой. Основное различие между этими двумя профессиями должно заключаться в компетентности и основанных на них инструментах, которые используются для достижения цели. Другое отличие заключается в положении, в котором он стоит в организации. И позиция основана на концепции социального педагога. Что касается положения учреждения, в котором встречаются две профессии, социальный работник предназначен для непосредственной работы с обучающимися, чтобы оценить ситуацию и определить терапию, спланировать, что будет дальше с обучающимся. Социальный педагог, как учитель специального образования или школьный психолог, непосредственно работающий с семьей или учеником, проводит специфическую терапию.
Социальный педагог воспринимается в первую очередь как консультант, который будет осуществлять образовательное консультирование, предотвращение антисоциального поведения и профориентацию на одной должности в школах и школьных учреждениях.
Социальный педагог использует методы социально-образовательных действий для исправления, устранения, восстановления социальной проблемы при активном участии с семьей или учителями. Он может делать это сам в рамках своей работы при различных формах деятельности или в качестве члена команды. Эта концепция также направлена на это исследование. Тем самым, социальный педагог должен быть членом междисциплинарной команды, которая привержена делу улучшения положения детей в социально изолированных районах, то есть коррекционной терапии. Профессиональная работа и помощь в этих областях эффективна только тогда, когда команда работает в слаженности. Команда в основном состоит из общественного работника, который управляет командой, социальных работников, сотрудников Социальной и правовой защиты детей, работников бюро труда, кураторов, возможно, психологов и юристов в сотрудничестве со школами, правительствами и конечно же семьей. В этой команде есть незаменимая должность для социального педагога, который должен быть в первую очередь медиатором среди школы, семьи и персонала социальной и правовой защиты детей. Следовательно, такой работник должен быть — социальным педагогом — иметь соответствующие методологические подходы для выбора подходящей формы вмешательства.
Эмпирическое исследование было организовано с подростками старшего возраста (15-16 лет) в количестве 30 человек, разделенных на группу девочек-подростков и парней-подростков. В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки характеризуются средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем девочки, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики. По методике А. Басса и А. Дарки индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки: высокий — 0%; средний — 88,3%; низкий -11,7%; мальчики: 15,4%; средний — 46,1%; низкий — 38,5%.). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (высокий — 38,5%; средний — 61,5%; низкий — 0%), чем у девочек (высокий — 23,5%; средний — 76,5%; низкий — 0%). Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и другое.
В связи с этим предлагаемые формы и методы работы социального педагога должны быть использованы в рамках учебно-воспитательной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности современной профессиональной деятельности социального педагога
1.1. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности социального педагога
Первоначальным замыслом деятельности социального педагога было умение обеспечивать социально-психологическую поддержку в процессе социализации детей и подростков, оказывая помощь семье или другим воспитательным институтам. Тем самым предполагалось, что социальный педагог будет становится посредником, который связывает детей и взрослых, личность и коллектив [11].
Следует отметить, что в России процесс формирования и развития социальной сферы характеризуется своими особенностями. Однако она также, как и в других странах, имеет общие закономерности, среди которых следующие:
1. Выделение особых социальных профессии происходит из благотворительной деятельности, которая направляется на оказания различного рода помощи нуждающимся и социально уязвленных членов общества. Тем самым появляются люди, которые занимаются этим профессионально.
2. В процессе развития профессиональной социальной сферы появляется особая ветвь профессионального образования, развивающаяся в непосредственной связи с профессиональной сферой и стоящими перед ней социальными задачами.
3. Реализация потребности в научном осмыслении накопленного опыта профессиональной социальной деятельности, а также подготовка специалистов данного профиля, происходит в создании научной базы и выделении соответствующей научной отрасли [38].
Важным моментом является то, что нормативные документы, которые касаются профессиональной деятельности социального педагога, содержат описание только общих черты, среди которых выделяются задачи и функции деятельности, общие требования к наличию необходимых знаний и умений специалистов. Однако не берется в расчет конкретная разновидность деятельности, которую выполняет социальный педагог в том или ином учреждении, имеющем свою специфику, а также не учитываются особенности социума, в котором проживает ребенок.
Это приводит к необходимости раскрытия особенностей профессиональной деятельности, определении социальной структуры, задач и функций работы социального педагога [25].
Так, структура деятельности социального педагога включается в себя субъект (тот, кто осуществляет деятельность), объект (тот, для кого организована такая деятельность), цель (к чему стремится) и функции, а также средства, методы и технологии достижения поставленной цели.
Осуществление любой деятельности проходит от субъекта к объекту, притом, что объект выступает определяющим при выборе содержания такой деятельности. Что касается работы социального педагога, то объектом его деятельности являются дети и молодежь, которые требуют помощи в процессе социализации. Среди таких детей в первую очередь выделяются дети с интеллектуальными, педагогическими, социальными или психологическими отклонениями от нормы, которые появляются по причине неполноценного социального воспитания. Такие дети вызывают необходимость особой заботы со стороны общества [14].
Задачей деятельности социального педагога является помощь и интеграция ребенка в обществе, помощь в его развитии и воспитании, профессиональном становлении и образовании. Другими словами, основная задача заключается в социализации ребенка. Такая деятельность направляется на изменение тех обстоятельств, которые в жизни ребенка вызваны отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или наличием потребности.