Дошкольное образование Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения наблюдений.» В проекте обязательно должны быть методические рекомендации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Пояснительная записка 9
1.1 Теоретико-методологическое обоснование дипломного проекта 9
1.2 Обоснование структуры и содержания педагогической разработки серии занятий для формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста 19
1.3 Описание особенностей проведения серии занятий для формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста 21
1.4 Основные этапы реализации проекта, описание приемов, средств и инструментария для проведения серии занятий для формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста 28
1.5 Оценка результативности проекта 30
Проектная часть 40
2.1 Серия занятий для формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста 40
2.2 Методические рекомендации по организации наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей младшего дошкольного возраста (средняя группа) 49
2.3 Планирование работы по организации и проведению наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей младшего дошкольного возраста (средняя группа) 52
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Приложения……………………………………………………………….69

  

Введение:

 

Актуальность избранной темы обосновывается тем, что в последние годы возрос интерес к экологическому воспитанию и экологии. Человек – часть природы: он не может жить вне нее и нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Отношение человека к природе во многом определяется его экологической культурой и зависит от уровня развития понимания личностью ценности самой природы. Понимание общепланетарных, экологических, глобальных проблем России и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают неравнодушие и обеспокоенность, дают воспитателю стимул и кругозор к проведению разнообразной педагогической работы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к живой и неживой природе должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, сберечь природу и стремление защитить ее и т.д.
Дошкольный возраст является оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.
Проблемы содержания экологического образования многоаспектно исследовались в работах Р.Г Жуковской, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Г.А. Ягодина и др. О необходимости и возможности формирования представлений об объектах живой и неживой природы у дошкольников в своих работах говорили такие исследователи как И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др.
К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – справедливости, доброты, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
М. Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Освоение детьми представлений о живой природе родного края осуществляется легче, если в процесс познания природы включаются различные формы и методы. Одним из подходов в развитии детей является наблюдение. В то же время дошкольникам доступны и начальные формы других видов деятельности – учебной, трудовой, изобразительной.
Проблема исследования: какой должна быть серия наблюдений по развитию представлений о живой природе о живой природе родного края у детей среднего дошкольного возраста.
Тема проекта: «Формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения наблюдений».
Объект исследования: процесс развития представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: наблюдение как метод развития представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать серию занятий для формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью дипломной работы было разработка проекта, позволяющего сформировать представления об объектах живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения наблюдений. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Анализ полученных данных, позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру.
2. Значительно возрос и уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы (особенно это касается детей, показавших на этапе констатирующего эксперимента низкие результаты).
3. Изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой у детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод об эффективности разработанной системы занятий, ориентированных на повышение уровня представлений детей младшего дошкольного возраста об объектах живой и неживой природы посредством формирования у них представлений об окружающей среде с помощью проведения серии наблюдений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Период дошкольного возраста является важным в развитии физических и психологических возможностей детей. В это время протекает закладывание основ взаимодействия с окружающим миром, а также с помощью взрослых у ребенка начинает формироваться осознанное отношение к природе.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей среднего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаний что-то новое.
Дети с большим интересом смотрят на окружающий мир, однако не осознают многих природных явлений. При этом для ребенка среднего дошкольного возраста характерно наличие высокого уровня любознательности и проявление активности при познании окружающей действительности, в частности – мира природы. Помимо этого, им свойственно наличие стремления проникать в суть познаваемых явлений и их взаимосвязи. Все это способствует появлению педагогической задачи в удовлетворении детской любознательности, формированию интереса к познанию природы и формированию необходимых для разностороннего развития детей представлений о ней [11, с. 8].
Такие исследователи как Каменева Н.Г., Кондратьева Н.Н., Каменева Л.А. указывают, что способность детей к проявлению сочувствия и сопереживания дает возможность формировать нравственно-положительный опыт общения ребенка с природным миром, а также стимулировать гуманное проявление в его поведении и деятельности. Помимо этого, дошкольникам свойственно наличие поискового характера в познании мира, что позволяет развивать у них способность к установлению простых связей и зависимостей, которые имеются в природе, поддерживая и направляя активность ребенка на познание окружающей действительности [16, с. 62].
Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что формирование первичных представлений о природе, ее особенностях, свойствах и отношения между природными объектами, входит в состав образовательной сферы «познавательное развитие».
Среди задач по развитию представлений о природе в среднем дошкольном возрасте выделяются следующие:
1. Расширение представлений дошкольников о признаках и свойствах объектов неживой природы (ветер, дождь, снег, радуга и т.п.).
2. Развитие умений замечать различные изменения в природе.
3. Ознакомление с названиями и особенностями внешнего вида растений из ближайшего природного окружения, особенностями их изменений, связанных со сменами сезонов.
4. Знакомство с отличительными особенностями животного мира, диких и домашних животных, их потребностями, в природе родного края.
5. Обучение обобщениям, установлениям простейших причинно-следственных связей и зависимостей, которые имеются в природе родного края.
6. Развитие умения свободного выражения разных эмоциональных состояний в процессе общения с природой.
7. Стимулирование и поощрение гуманного проявления дошкольников к природе [20, с. 16-17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы