Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Учитель начальных классов

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирования познавательной и творческой активности учащихся начальной школы, средствами ИКТ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 10

1.1. Возможности использования
информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе. 10

1.2. Информационные
компьютерные технологии как средство формирования познавательной и творческой
активности учащихся начальной школы
.. 13

1.3. Основные направления развития
информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. 21

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СРЕДСТВАМИ ИКТ. 26

2.1. Критерии и уровни сформированности
познавательной активности у первоклассников. 26

2.2. Педагогические условия формирования
познавательной и творческой активности первоклассников в процессе использования
ИКТ. 34

2.3. Динамика результатов сформированности
познавательной активности младших школьников в процессе использования ИКТ в
обучении. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 70

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 76

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Формирование познавательной
активности первоклассников является одной из насущных проблем на текущем этапе
развития педагогики, поскольку основные цели школы решаются в процессе
обучения. Одной из таких задач является подготовка подрастающих поколений к
жизни, развитие базовых, общих и прикладных умений, социальных навыков, УУД.

Согласно Федеральному
стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), предполагается, что
активные и интерактивные методы будут использоваться наиболее эффективно и
эффективно. Это связано с тем, что формирование познавательной деятельности
связано со значительными прогрессирующими изменениями психики ребенка и прежде
всего в интеллектуальной сфере, которая является основой развития всех других
аспектов личности ребенка. Особое место в формировании познавательной
активности первоклассников занимают информационные технологии, которые делают
обучение увлекательным с игровыми элементами и способствуют развитию
исследовательских навыков учащихся.

Использование ИКТ в
рамках образовательного процесса облегчает подготовку учителей к урокам,
позволяет организовать индивидуальное обучение для каждого ученика,
разнообразить учебный процесс, повышая качество обучения, дает доступ к
различным электронным справочным системам, библиотекам и другим источникам
информации. Проведение уроков с использованием современных технических средств
и новых информационных технологий тренирует и активизирует память детей, их
наблюдательность, интеллект, фокусирует внимание учеников, позволяет им
по-разному оценивать предлагаемую информацию. Компьютер в классе значительно
расширяет возможности представления образовательной информации. Это повышает
мотивацию школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретические
исследования показали, что познавательную активность можно рассматривать с двух
сторон. Первая – это деятельность, направленная на достижение результата.
Вторая – это интегративное качество учащегося, вовлеченного в сознательный
поиск и усвоение новых знаний, навыков, моделей действий и склонности к
изменению и созиданию как себя, так и окружающего мира.

В нашем исследовании под
познавательной активностью понимается качество деятельности ученика,
выражающееся в эффективном приобретении знаний и методов работы в оптимальные
сроки и мобилизации моральных и волевых усилий для достижения
учебно-познавательных целей. По результатам анализа психолого-педагогической
литературы были выявлены наиболее активные компоненты структуры познавательной
деятельности человека, состоящие из ряда четырех компонентов: мотивационного,
эмоционального, волевого и содержательно-операционального.

1.          
Мотивационный компонент, который является инструментальной основой
познавательной активности, включает в себя познавательные потребности, мотивы и
цели познавательной деятельности.

2.     
Эмоциональный компонент отражает отношение ребенка к познанию, что может
вызвать активность. Эмоции и чувства способствуют лучшему усвоению и
переработке информации, развитию навыков и форм действий, которые составляют
основу развития познавательной деятельности.

3.               
Волевой
компонент
характеризуется сознательным желанием
решать познавательные задачи, преодолевая трудности, которые неизбежно
возникают при получении новых знаний, навыков, освоения форм деятельности.

4.               
Содержательно-операциональный
компонент
включает базовые знания и навыки,
навыков, инструментов и методов действий, которые приводят к освоению новых
знаний.

Формирование
познавательной активности первоклассников имеет свои особенности, которые
связаны с познавательными универсальными учебными действиями и особенностями
младшего школьного возраста, в частности первоклассника.

В начальной школе активно
продолжается физическое и психическое развитие ребенка. Во-первых, идет
активное развитие мозга и нервной системы. Начало школы почти совпадает со
временем второго физиологического кризиса, возникающего в возрасте 7 лет. Это
означает, что радикальное изменение системы социальных отношений и активности
ребенка совпадает с фазой перестройки всех систем и функций организма,
требующей большого напряжения.

Познавательный интерес
играет важную роль в формировании познавательной активности детей первого
класса. Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте наиболее полно
раскрывает потенциальные возможности, природные задатки учащихся. Поэтому
педагог должен создать для учащихся полностью развитую познавательную
деятельность, чтобы потенциал не остался незамеченным.

Развитие
познавательной активности детей младшего школьного представляет собой направленный
процесс, в ходе которого решается ряд отдельных педагогических задач,
сосредоточенных на достижение поставленной, конечной цели.

ИКТ –
это значимая и нужная часть современного общества и образования. По сравнению с
традиционными методами обучения средства ИКТ имеют ряд преимуществ, к примеру,
роль помощника преподавателя во время образовательного процесса. Кроме того, не
стоит забывать о том, что средства ИКТ требуют наличия современного
оборудования в классах, а также хорошей материально-технической базы. В
зависимости от наличия или отсутствия оборудования на рабочем месте, желанием
идти в ногу со временем, степенью владения ИКТ технологиями для некоторых
педагогов все эти требования – сегодняшняя реальность, для кого-то – цель, к
которой надо стремиться.

Следует отметить, что ИКТ
должны служить вспомогательным элементом в организации учебного процесса, а не
главным. Они выполняют определенную обучающую функцию, которая помогает ребенку
понять, обработать, понять и запомнить большой поток информации, при этом важно
поддерживать здоровье ребенка, так как младший дошкольник обладает своими
психологическими качествами. Использование ИКТ должно быть тщательно
спланировано.

Анализ результатов,
полученных нами в процессе проведения констатирующего этапа эксперимента, позволил
определить следующие критерии сформированности познавательной активности у
первоклассников: активность, самостоятельность, отвлекаемость, на основании
которых были определены три уровня:

1 уровень – высокий. Уровень характеризуется тем, что учащийся задает много
вопросов, касающихся не только объема реального, но и теоретического материала;
все его действия можно охарактеризовать как целенаправленные, так как они носят
познавательный характер. Ученик не нуждается в поддержке учителя, чтобы
закончить свою деятельность; он хочет выполнять более сложные задачи и не
ограничивать себя программой. Он интересуется учебными предметами, редко
отвлекается.

2 уровень – средний. Учащийся задает вопросы, целью которых является ознакомление
только с фактическим материалом; его деятельность на уроке примерно
эквивалентна отвлечению внимания; при выполнении заданий, требующих
самостоятельного выполнения, ученику требуется помощь, интерес к предмету
представлен фрагментарно.

3 уровень – низкий. Учащийся более половины урока отвлекается на посторонние
действия; активность минимальна или вообще отсутствует; вопросы учащегося не
направлены на получение новой информации по предмету или вообще не относятся к
теме; ученик не может самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Любознательности на уроках не показывает.

На основании анализа
результатов диагностики можно сделать вывод о том, что высокую познавательную
активность в экспериментальной группе школьников имеют 20% учащихся, средний
уровень развития наблюдается у 42,2% детей, остальные 37,8% имеют низкий
уровень развития познавательной активности. Данная группа является в целом
благополучной. Тем не менее, данные констатирующего эксперимента говорят о
необходимости проведения целенаправленной работы по корректировке и развитию
познавательной активности.

Эффективность
формирования познавательной активности обеспечили следующие педагогические
условия:

— использование ИКТ на
различных этапах урока в соответствии с поставленными задачами;

— подбор заданий с использованием
ИКТ, активизирующих восприятие и понимание учебного материала первоклассников;


организация работы по использованию ИКТ в соответствии с психологическими
особенностями первоклассников.

Реализация первого
педагогического условия – использование ИКТ на различных этапах урока в
соответствие с поставленными задачами предусматривала подбор определённых интерактивных технологий: электронные приложения к учебникам,
использование интерактивной доски и разработка учебных материалов и
презентаций, интерактивные игры и задания.

Реализация второго
педагогического условия – подбор заданий с использованием ИКТ, активизирующих
восприятие и понимание учебного материала первоклассников, предусматривала
разработку заданий для уроков, которые были использованы на формирующем этапе
экспериментальной работы.

Реализация
третьего педагогического условия –
организация
работы по использованию ИКТ в соответствии с психологическими особенностями
первоклассников.
Программный
материал был построен в соответствии с возрастными особенностями детей. Помимо
использования электронных приложений к учебникам по предметам, нами были самостоятельно
разработаны и апробированы некоторые виды заданий по русскому языку и
математике, которые могут быть использованы не только в первом классе, но и на
всем протяжении начальной школы.

Таким
образом, использование мультимедийного оборудования на уроках позволяет сделать
работу на уроке более интересной, насыщенной, эстетически оформленной.

Результаты повторной
диагностики показали, что количество детей с высоким и средним уровнем
познавательной активности составил 91,1% по сравнению с констатирующим этапом –
62,2%.

Высокий уровень вырос с
20% до 51,1%. Низкий уровень изменился с 37,8% на констатирующем этапе до 8,9%
на контрольном этапе.

Таким образом, мы можем
констатировать, что уроки с применением интерактивных средств в обучении, а
именно ИКТ-технологий, повысили познавательную активность детей и
способствовали лучшему усвоению знаний.

Следовательно, гипотеза
доказана, поставленные задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. Возможности использования информационно-коммуникационных
технологий в процессе обучения в начальной школе

 

В век высоких
технологий реальную жизнь ученика сложно представить без компьютеров, разных
гаджетов и интернета. Владение этими технологиями равносильно с умением читать
и писать. Современную школу сейчас невозможно представить без новых
информационных технологий. Поэтому важную роль играют сейчас грамотность
учащихся и учителей в модернизации системы образования с использованием
современных технических средств обучения
[1]. Конечно, компьютер не может
полностью заменить преподавателя, но существенно может улучшить восприятие
ученика по усвоению нового материала.

Выделяясь
интерактивностью, ИКТ позволяет создавать высоко технологичные и креативные
учебные платформы для решения дидактических задач. Основной характерной чертой
такой платформы является то, что платформа подходит и для
коллективно-общественной конфигурации преподавания, и для обучения
самостоятельно. Такая сфера сочетает в себе применение инновационных технологий
со следующими преимуществами:

                    
позволяет
учить ребёнка умениям правильного правописания и разговора, а также, публикации
результатов с оформлением;

                    
повышает
творческое мышление ребёнка;

                    
позволяет
развитие коллективного мышления;

                    
концентрирует
внимание учащихся с помощью компьютерной сети на определённую тему;

                    
позволяет
создать «виртуальный» класс с возможностями проектного и группового обучения.

Формирование
возможностей учащегося в школе находится в зависимости от большого количества
условий. В этом случае нужно учитывать наглядность и удобство восприятия
учебного материала учеником. Наиболее часто используемые такие элементы
информационных технологий в учебной практике:

                    
робототехника

                    
онлайн
и офлайн образовательные ресурсы

                    
интерактивная
доска

                    
презентации
и демонстрации

                    
съёмные
диски с иллюстрациями и графическими объектами

                    
видео
и аудио уроки

                    
мультимедийные
проекты и электронные учебники, проектируемые с помощью компьютеров и проектора

                    
виртуальные
лаборатории

Одни из
известнейших элементов технологий для создания креативного и творческого
материала в начальной школе являются программы
Power Point, pencil 2D, Camtasia studio и т.д.

Power Point позволяет иллюстрацию рассказов, например, по внеклассному чтению,
позволяя улучшить зрительное восприятие и концентрируя внимание учеников.

Pencil 2D позволяет
создавать мультфильмы, используя фантазию восприятия реального мира каждого
ребёнка самостоятельно, учитывая что работа в этой программе по силам даже для
самых маленьких детей.

Camtasia studio помогает при создании видео-урока, учителям, записывая весь процесс
работы на экране с добавлением видео с веб камеры, для лучшего восприятия
информационного материала по темам. Кроме этого, в
Camtasia studio можно создавать видео ролики с
использованием разных изображений, с совмещением множества видео файлов в одном
ролике, заменяя при этом аудио на свой лад.

Ещё один
элемент – использование интерактивной доски, которые устанавливаются в
комплекте с компьютером и проектором. С её помощью демонстрация презентаций,
вовлекающих учеников в сам процесс усвоения учебного материала получается в
виде активной игры, при этом темп и время освоения занятий существенно
сокращается. Так как на этой доске учащиеся могут изменять местонахождения
объектов и надписей, писать комментарии к изображениям, тексту, выделять
важнейшие области, менять цвета, подбирать соотношения надписей к картинкам,
добавлять пропущенные буквы и многое другое.

Для решения
проблемы, связанной обучением детей начальной школы, важно использовать новые
коммуникационные технологии и мультимедийные системы, и педагог должен
тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ
[2]. Так как, ученик, занимаясь по
определённой учебной программе, созданной на основе мультимедийных систем,
будет изучать материал в виде обычной игры, или размышляя над сложившейся
проблемой решения задач их уровня. При этом используя текстовые редакторы, у
ученика исчезнут проблемы с орфографией или грамматикой, а используя
графические программы уровень размышления и фантазии позволит ученику изменить
своё мировоззрение к существующим реальным объектам реальной жизни. Слушая
аудио книги, или смотря видео ролики по темам, у ученика существенно разовьётся
речь и мышление.

В заключении
можно сказать, что информационные технологии в образовательном процессе
позволяют экономить время, влияет на формы и методы представления учебного
материала
[3], использовать большое количество
заданий, концентрировать внимание ребёнка на выполнении определённых заданий,
осуществить частую смену деятельности.



[1] Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова
М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. – Академия АЙТИ, 2010. – 160 с.

[2] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров
А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – Москва. Издательский центр «
Academia», 2015. – 270 с.

[3] Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова
М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. – Академия АЙТИ, 2010. – 160 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы