Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «формирование здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста на уроке физической культуры»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни
и 
здоровьесберегающих технологиях. 6

1.2. Возрастные
особенности детей среднего школьного возраста. 13

1.3.
Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни  15

ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 19

2.1. Методы
исследования. 19

2.2.
Организация исследования. 21

ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 24

3.1. Оценка
исходных показателей здоровья и физической подготовленности у детей среднего
школьного возраста. 24

3.2. Разработка
и апробация физкультурно-оздоровительной методики на уроках физического
воспитания у средних школьников. 34

3.3. Оценка
эффективности влияния физкультурно-оздоровительной методики на уровень здоровья
и физической подготовленности детей среднего школьного возраста. 39

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 53

  

Введение:

 

 

Актуальность темы.
Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне  актуальной на современном этапе развития общества.
На
сегодня постоянно увеличивается число школьников различных возрастных групп
с нарушениями
в состоянии здоровья,
что диктует
актуальность исследований, направленных на поиск и
обоснование новых методик
физкультурно-оздоровительных занятий у
детей
среднего школьного возраста для
обеспечения формирования у них здорового образа жизни
[4, 5, 7]. Как
считают многие исследователи
[9, 19, 22], для того, чтобы улучшить физическое состояние подрастающего поколения
необходимо искать и подбирать новые средства, подходы и методы работы
, чтобы
они полностью соответствовали
индивидуальным особенностям школьника, а
также его личным интересам
[1, 4].

Анализ
научной литературы [
7, 16] свидетельствует о согласованном мнении ученых о важной роли периода
обучения в школе для формирования и укрепления здоровья школьников,
формирования всесторонне развитой личности, создания базовых предпосылок  для дальнейшего гармоничного развития школьника,
создания ценностного отношения к собственному здоровью, стимулирование
двигательной активности.

Вместе
с этим, проблеме повышения качества жизни, уровня здоровья и
теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни у подростков
посвятили свои исследования многие ученые [11, 12]. В своих исследованиях
ученые рассматривают общетеоретические вопросы формирования здорового образа
жизни у разных групп населения, социальную ценность здорового образа жизни,
воспитание культуры здоровья. Вопросы формирования ценностных ориентаций
учащейся молодежи на здоровый образ жизни исследовались во многих работах [
26, 30, 31].

В то
же время, ограниченное использование инновационных средств физического
воспитания, неэффективное планирование, формальное отношение к проведению
физкультурно-оздоровительных мероприятий в средней школе являются преградами
для формирования гармонично развитой, нравственно и физически здоровой личности
и требует введения комплексных подходов, реализацию которых мы видим во
внедрении физкультурно-оздоровительных методик на уроках физической культуры  у детей среднего школьного возраста.

Таким
образом, учитывая насущную проблему и научно-практические потребности в ее
решении, а также учет состояния обоснованности этой социально-воспитательной
проблемы, представляется довольно аргументированной потребность в ее дальнейшей
разработке. Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением
исследования, которое состоит в оценке осведомленности детей среднего школьного
возраста о факторах здорового образа жизни, а также влиянии
физкультурно-оздоровительных методик на уроках физической культуры на
показатели соматического здоровья школьников.   

Цель исследования
экспериментальная апробация физкультурно-оздоровительной методики на основе
включения средств йоги в уроке физической культуры у детей среднего школьного
возраста на фромирование здорового образа жизни.

 Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей среднего
школьного возраста.

Предмет исследования – физкультурно-оздоровительные методики на основе включения средств йоги на
уроках физической культуры у детей среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Предполагается, что современные подростки обладают низкой
осведомленностью о здоровом образе жизни, а также низкой физической
подготовленностью и уровнем здоровья.

Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.
Проанализировать современное состояние проблемы формирования здорового образа
жизни у средних школьников.  

2.
Оценить уровень соматического здоровья, физической подготовленности и осведомленности
средних школьников о здоровом образе жизни.

3.
Разработать и экспериментально оценить влияние физкультурно-оздоровительной
методики на уровень здоровья и физической подготовленности у средних школьников.

Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.
Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2.
Социологический (анкетирование).

3.
Педагогический эксперимент.

4.
Педагогическое тестирование: оценка уровня здоровья и физической
подготовленности подростков.

5.
Методы математической статистики.

Практическая
значимость. Практическая значимость
заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть
использованы учителями физической культуры в системе физического воспитания
детей среднего школьного возраста.

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Подводя
итоги проведенных исследований с позиции теоретического анализа и эмпирического
опыта, следует подчеркнуть, что полученные данные нашли отражение в решении
актуальной проблемы формирования здорового образа жизни у детей 12-13 лет. Анализ
научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что здоровье
детей школьного возраста и его приумножение является важным вопросом научной
мысли исследователей многих отраслей знаний, не теряет актуальности длительное
время. Критическое состояние здоровья детей в России является отражением
сложной социально-экономической и политической ситуации на фоне высокого уровня
заболеваемости школьников, низкого уровня их двигательной активности и
мотивации к систематическим физкультурно-оздоровительных занятий. Исследователи
подчеркивают, что нарушения резистентности организма неблагоприятными факторами
влияния наблюдается во время учебы в средней школе и со временем только
ухудшается.

Проблема
формирования ориентации на здоровый образ жизни является очень актуальным
вопросом, что обусловлено тенденцией снижения уровня здоровья молодежи, а также
гиподинамией в условиях современного образовательного процесса. Основой решения
проблемы формирования и сохранение здоровья школьника есть такая организация
учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого
школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях.

2. Результаты
проведенного опроса школьников вызывают обеспокоенность о том, что лишь
немногая часть из них отдает предпочтение активному образу жизни и занятиям
физическими упражнениями, что крайне необходимо для укрепления здоровья.

Настораживает тот факт, что
большая часть школьников не проводят никаких мероприятий по профилактике
инфекционных заболеваний, не придерживаются правил здорового образа жизни, не
занимаются спортом и не следуют принципам рационального питания, что негативно
влияет на состояние здоровья современной молодежи и повышает их восприимчивость
к различным заболеваниям. Во время детального анализа ответов респондентов было
выявлено, что они очень часто болеют инфекционными заболеваниями, однако не
отдают предпочтение соблюдению здорового образа жизни и не считают его важным
фактором профилактики инфекционных заболеваний.

Это
требует повышенного внимания со стороны педагогов современных образовательных
учреждений, так как лишь небольшая часть школьников получают информацию о
здоровом образе жизни на учебных занятиях, однако больше половины опрошенных
респондентов  хотели бы получать
информацию о профилактике инфекционных заболеваний. На основе предложенных
методов обследования был определен исходный уровень соматического здоровья
школьников, их физической подготовленности. У обследованных школьников 12-13
лет обеих групп отмечались сниженные показатели силовых качеств,
скоростно-силовых, гибкости, ловкости. 

3. Разработанная
физкультурно-оздоровительная методика в экспериментальной группе подтвердила
свою эффективность и значимость. Конечный показатель прыжка в длину с места был
достоверно выше у школьниц экспериментальной группы по сравнению с контрольной
на 6,29 см (p<0,05), поднимания туловища из положения лежа за 1 минуту – на
3,96 раз (р<0,05),  наклона туловища
из положения сидя
– на 3,83 см (р<0,05).  

У 
школьников экспериментальной группы показатель прыжка в длину с места
был достоверно выше у по сравнению с контрольной на 8,29 см (p<0,05),
поднимания туловища из положения лежа за 1 минуту – на
5,46 раз (р<0,05),  наклона туловища
из положения сидя
– на 1,83 см (р<0,05).  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни и  здоровьесберегающих технологиях

 

Здоровье человека образуется при успешном
взаимодействи
и
определенных внутренних и внешних факторов
[5, 6].

Считается, что проблема сохранения здоровья детей и молодежи сегодня стоит довольно остро, поскольку
сложные социально-экономические условия, экологические, духовно-культурные
проблемы вызвали значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения
[38, 39, 40, 54].

В конце XX
столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему
необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел термин «валеология»
(как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»).

Одновременно с их негативным влиянием на молодое поколение негативное
влияние имеют еще много факторов риска, получившие название «школьные» факторы
риска – то есть локализированные в учебных заведениях
[20].

Указанное выше обусловливает важную проблему в сфере образования,
конкретнее — необходимость обеспечение здоровьесберегающего характера
педагогического процесса. Необходимо выработать у каждого ученика программу
жизнедеятельности, включающую: способность быть ответственным за свое здоровье,
мотивацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ), владение методами самодиагностики,
самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического состояния.

Отметим, что педагогика здоровья – это область науки, изучающая
состояние и развитие теории и практики учение о здоровье и воспитание в духе
ЗОЖ на разных этапах человеческой жизни. Целью педагогики здоровья является
обучение личности необходимого поведения, действий, техник, способствующих
сохранению и укреплению здоровья, а также выявление мотивационных установок для
формирования и развития здоровьесберегающего поведения человека [
5, 29. 31, 33].

Здоровый образ жизни
представляет собой определенную д
еятельность личности или
группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление
здоровья.

На сегодняшний день единого толкования
понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном —
сохранении здоровья человека.

Здоровый образ жизни это:

1) рациональный индивидуальный
режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание,
надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления
алкоголем);

2) активное участие в
формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития
личности;

3) гигиеническое рациональное
поведение с учетом требований окружающей среды;

4) сознательное участие в
организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению
работоспособности;

5) разумное отношение к
мероприятиям по охране здоровья при заболевании.

Здоровьесохраняющее сопровождение учебно-воспитательного процесса в
образовательных учреждениях должно предусматривать реализацию следующих задач
[37]:

— организацию личностно ориентированного обучения с учетом
индивидуальных возможностей ребенка;

— диагностику индивидуального здоровья с учетом
анатомо-физиологических и психологических особенностей ученика;

— реализацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных
мероприятий по сохранению здоровья;

— выбор оптимальных учебных программ, учитывающих возраст, пол,
социальную и экологическую среду;

— формирование индивидуальных потребностей личности и профориентации
на основе знаний о собственных возможностях и особенности физического,
психического, социального и духовного здоровье;

— оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей,
воспитателей и педагогов.

Сложность и многогранность теории здоровьесберегающей педагогики
активизирует процесс широкого использования в учебно-воспитательном процессе
здоровьесберегающих технологий, динамика продуцирования которых постоянно
растет.

Таким образом, здоровье представляет собой сложную и одновременно
динамичную категорию, включающую такие составляющие, как духовное, психическое,
физическое и социальное здоровье. Эти составляющие взаимодействуют друг с
другом, интегрируются, и создают здоровье как целостность и как ценность.

Следует отметить, что термин «здоровьесбережение», а также
синонимичные категории «сохранение здоровья», «охрана здоровья», «укрепление
здоровья» достаточно часто используются в научных трудах. Вместе с тем термин
«здоровьесбережение» на сегодняшний день не имеет однозначного определения. Это
обусловлено, по крайней мере, двумя основными причинами.

Во-первых, до недавнего времени понятие здоровьесбережения было
определенным образом монополизировано медицинской отраслью. Во-вторых,
здоровьесбережение личности как приоритетная педагогическая задача, как
непосредственный результат образовательной деятельности обсуждается в
педагогике недостаточно глубоко.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы