Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование языковой компетентности младших школьников при работе над предложением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие языковой компетентности младших школьников 5
1.2 Компоненты языковой компетентности при знакомстве младших школьников с предложением 8
ГЛАВА II. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
2.1 Анализ УМК в свете решения проблемы исследования 13
2.2 Способы формирования языковых компетенции младших школьников 17
2.3 Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

  

Введение:

 

Цель начального обучения русскому языку – развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как его изучение в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимосвязь всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения, в связном тексте. [5, с 32]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку – это сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. [5,с 4]
Решение проблемы обучения русскому языку младших школьников, проблемы их речевого развития связано с именами виднейших ученых-лингвистов таких, как А.А. Шахматов, В.В. Бабаева, Л.Ю. Максимов, В.В. Виноградов, Л.Л. Касаткина, Д.Э. Розенталь, Г.Н. Акимовой с именами методистов, внесшими значительный вклад в развитие методики обучения русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, Г.А Фомичевой, А.В. Дудникова, М.С. Соловейчик.
Развитие синтаксического строя речи, запоминание правил русского языка, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение — все это имеет большое значение в формировании умения выделять из текста предложения с однородными членами у младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей начальных классов позволили выделить следующее противоречие между необходимостью формирования умения выделять предложения с однородными членами у четвероклассников с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания их сформированности в массовой общеобразовательной школе — с другой.
Цель – сформировать языковую компетентность младших школьников при работе над предложением в рамках требований ФГОС (в срете требований к результатам основания образовательных программ)
Объект – процесс формирования языковой компетентности
Предмет – условие (способность) формирование языковой компетентности
Гипотеза: формирование языковой компетентности младших школьников будет эффективным, если:
— реализуются различные виды и задания учебной работы;
— процесс организации, выполнения и проверки заданий организуются систематически;
— способы проверки благоприятствуют усвоению младшими школьниками языковых закономерностей и правил.
Задачи:
1) изучить теоретико-методическую литературу по проблеме исследования;
2) обосновать теоретическую и практическую значимость формирования языковой компетентности младших школьников;
3) провести опытную работу, направленную на формирование языковой компетентности младших школьников в процессе изучения склонения имени существительного;
4) проанализировать результаты работы по формированию языковой компетентности младших школьников.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической и методической литературы;
2) педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся;
3) анализ продуктов деятельности ребят.
Новизна исследования состоит в том, что в процессе обучения младших школьников русскому языку на основе требований программы общеобразовательной школы решались задачи дипломного исследования по формированию языковой компетентности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов начальных классов образовательных учреждений
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи;
1. Языковая компетентность определена как система знаний, умений и навыков младших школьников, имеющая практический самостоятельный опыт работы; описаны классификации понятия языковой компетентности.
2. Описаны требования к языковой компетентности младших школьников.
3. Выявлены наиболее эффективные способы проверки учебного задания за¬дания как условие формирования языковой компетентности.
4. Проведено опытное обучение, направленное на формирование язы¬ковой компетентности через организацию учебной работы младших школьников по русскому языку;
Таким образом, гипотеза о том, что формирование языковой компе¬тентности младших школьников будет эффективным на основе выполнения учебной работы при условии реализации различных видов и заданий, систематического выполнения и проверки учебных заданий; способов проверки, благоприятствующих усвоению младшими школьниками языковых закономерностей и правил, подтвердилась.
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическое значение: опытным путём доказана необходимость регулярной проверки учебного задания. Перспектива продолжения выявления эффективности организации и проверки учебной работы связано с тем, что недостаточно исследованным аспектом формирования языковой компетентности является работа над ошибками, допущенными в ходе выполнения учебного задания.
Ключевыми признаками предложения считаются предикативность (отношение содержания к реальности), модальность (отношение рассказчика к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
Тема «Предложение» является сквозной, она изучается в течение всех четырёх лет начальной школы, регулярно углубляются знания о его признаках. От простейших представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, дети переходят к изучению главных и второстепенных членов предложения, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами. Методика работы над предложением в младших классах учитывает реализацию в практике обучения 2 взаимозависимых направлений: понимание компонентов и структуры предложений; отбор, применение лексики в определённом типе предложения.
Основное направление работы в третьем классе по теме «Предложение»: на определение видов предложения и интонации; главные и второстепенные члены предложения; вводится понятие однородные члены предложения; продолжается работа со схемами; отработка пунктуационных умений.
Основным средством обучения третьеклассников по теме «Предложение» является учебник. Дополнительные средства обучения: дидактический материал, рабочая тетрадь, контрольно-оценочные материалы, демонстрационные карточки, раздаточный материал, презентации, видеоролики и др.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить исходный уровень сформированности представлений о предложении у обучающихся третьего класса.
С целью реализации констатирующего эксперимента нами были выделены критерии и показатели сформированности понятия о предложении на основе исследований М.П. Целиковой. Разработан тест-опрос, включающий 13 заданий по теме «Предложение». Задания в диагностической работе различаются по содержанию, сложности и типу.
Исследование осуществлено в МБОУ СОШ № 6 г. Радужный. В экспериментальной работе принимали участие учащиеся 3 «Б» класса – 25 человек.
Анализ результатов проведенной нами диагностики выявил, что в третьем классе преобладает низкий уровень языковой компетентности при работе над предложением . Также были выделены трудности, с которыми столкнулись младшие школьники, выявлены направления дальнейшей работы: определение предложения по цели высказывания и интонации, умение самостоятельно составлять предложения по заданным характеристикам, подбирать предложения к предложенным схемам, правильно находить в предложении главные члены и выполнять разбор предложения по членам, расставлять знаки препинания.
Основываясь на теоретическом анализе литературы, что в начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в 3 классе мало. Мы разработали проект формирования представления о предложении у обучающихся третьего класса на основе систематической работы с применением дидактического сборника заданий на уроках русского языка с использованием учебника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие языковой компетентности младших школьников

Компетентностный подход в системе мирового и, в частности, российского образования появился в конце ХХ века.
Русский язык в системе российского образования имеет особую общественную значимость как учебный предмет, выступает стабилизирующим фактором повышения языковой культуры общества, формирования толерантной языковой личности. По мнению известного лингвометодиста Е.А. Быстровой, «русский язык должен формировать коммуникативную культуру современной личности. Это является важнейшим фактором не только сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации национальных отношений, формирования терпимости, толерантности личности ХХI века».
Школьный курс русского языка в соответствии с действующим стандартом образования обеспечивает необходимое для активной деятельности владение русским языком общение на нем во всех сферах: бытовой, социокультурной, официально-деловой, а также формирование языковой способности и приобщение к культуре народа изучаемого языка. Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения, консолидации и единения народов РФ. Также русский язык – средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания.
Потребности общества определяют цель современной школы — сфор- мированность человека, способного к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.
Способность к самостоятельному самообучению рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева, Е.Д. Божович, Л.C. Выготского, Т.А. Ладыженской, И.А. Зимней, В.М. Полонского, Е.Н. Пузанковой, В.В. Соколовой и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы