Физкультура Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование устойчивого интереса сельских школьников к занятием волейболом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ВОЛЕЙБОЛОМ 6
1.1 Состояние и формирование у школьников интереса к физическому воспитанию и спорту 6
1.2 Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников 14
1.3 Факторы, влияющие на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Материалы и методы исследования 23
2.3 Разработка программы по выработке устойчивого интереса сельских школьников к занятиям волейболом 28
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 34
3.1 Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента по выявлению исходного уровня интереса сельских школьников к занятиям волейболом 34
3.2 Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента по выявлению исходного уровня интереса сельских школьников к занятиям волейболом 44
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

  

Введение:

 

Актуальность темы. Развитие физической культуры обусловлен объективной необходимостью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности человека. Именно поэтому в Законе РФ «О физической культуре и спорте» указано, что физическая культура — составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования личности. Безусловно, занятия физическими упражнениями является главной и практически единственной возможностью, способной предотвратить физической деградации украинского общества и сохранить здоровье населения.
Одним из эффективных средств улучшения здоровья и физической подготовленности детей является выполнение физических упражнений [Виндюк А.В., Круцевич Т.Ю., Шиян Б.Н.]. По результатам исследований в области медико-биологических и педагогических наук физические упражнения — мощные средства, способные обеспечить не только общий, но и целенаправленное развитие функций и систем организма человека. Нужно отметить, что наряду с этим одной из актуальных проблем учебного процесса является формирование положительных мотивов к физическому воспитанию и спорту.
В психолого-педагогической литературе [Сембрат С.В., Фролова Н.А.] много внимания обращено на исследование мотивации. Ученые основном сосредоточили свое внимание на мотивации поведения и деятельности, мотивации учебной деятельности, мотивации и потребности в труде. Следует отметить, что каждый автор предлагает свое видение сущности мотивации и свой подход к теоретическому анализу мотивационной сферы, в значительной мере затрудняет восприятие материала и его анализ. Поэтому на сегодняшний день не выработано единого подхода к структуре мотивационной сферы, а, следовательно, и к способам формирования мотивов в той или иной деятельности.
Многие ученые изучают мотивацию в области физического воспитания и спорта. Эти работы в основном посвящены спортивной деятельности или спортивно-массовой деятельности и меньше физическому воспитанию. В научных трудах, посвященных исследованию мотивации физического воспитания, авторы сосредоточили внимание на некоторых аспектах педагогического процесса в отдельных классах.
Лишь в последнее время проведен ряд исследований, в которых отмечены особенности мотивации учащихся к физкультурным занятиям. Следует указать, что труды ограничиваются изучением только мотивационной сферы школьников. В них дают дельные рекомендации относительно того, какие мотивы к занятиям физическими упражнениями следует формировать у учащихся, но не указываются способы их формирования. Все это указывает на актуальность и свидетельствует о необходимости в проведении исследований в этом направлении.
Объект исследования. Формирование интереса к занятиям волейболом.
Предмет исследования. Школьники сельской местности.
Цель исследования: Разработать, внедрить и апробировать программу по выработке устойчивого интереса сельских школьников к занятиям волейболом.
Задачи исследования:
1) проанализировать современнее состояние и уровень формирование у школьников интереса к физическому воспитанию и спорту;
2) изучить мотивацию, как фактор побуждающий к занятиям физической культурой и спортом школьников;
3) провести анализ факторов, влияющих на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом;
4) Составить алгоритм проведения педагогического эксперимента;
5) Разработать, внедрить и апробировать программу по выработке устойчивого интереса сельских школьников к занятиям волейболом;
6) Апробировать эффективность разработанной программы в рамках формирующего и констатирующего этапов педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработка и внедрение программы для выработки устойчивого интереса сельских школьников к занятиям волейболом, позволит привлечь детей к спортивному образу жизни и повысить посещаемость внеурочных, секционных занятий по волейболу.
Степень изученности темы. Вопросы причин и методов повышения мотивации детей различного школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом, волейболом в том числе, посвящены исследования таких авторов как:
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе данных о современном состоянии, мотивации и факторов, влияющих на уровень заинтересованности детей различного школьного возраста в занятиях физической культурой и спортом.
Практическое значение полученных результатов заключаются в том, что материалы дипломной работы могут использоваться в учебно-воспитательной работе учителей физической культуры, а также в теоретических курсах по дисциплинам теория и методика физического воспитания, возрастная анатомия и физиология, диагностика и мониторинг состояния здоровья, теория и методика преподавания волейбола для школьников, проживающих в сельской местности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование уровня заинтересованности занятиями волейболом школьников 7-9 классов; методы математической статистики.
Структура ВКР: дипломная работа содержит 62 страницы компьютерного текста, иллюстрирована 17 рисунками и 10 таблицами, основана на 50 литературных и информационных источниках, дополнена 2 приложениями.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С учетом конкретных причин проявления сельскими школьниками интереса к секционным занятиям спортом, тренер и учитель должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.
Задачей сельского учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленной по времени цели. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.
Мотивация — один из важнейших компонентов в процессе организации учебной деятельности. Основой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, в т.ч. волейболом, является поддержание интереса и целеустремленности у школьников к занятиям волейболом как на уроках, так и в формате пришкольных секций.
Подростки, проживающие в сельской местности, в процессе принятия решения о начале занятий в пришкольной секции по волейболу руководствуются различными мотивами, среди которых наиболее важными являются:
• повышение уровня физической подготовленности — 88,37 и 62,50% опрошенных (для юношей и девушек),
• улучшения состояния здоровья — 88,37 и 69,64%,
• развитие физических качеств — 86,05 и 62,50%,
• получение удовольствия от двигательной активности 74,42 и 46,43%,
• формирование гармоничного телосложения — 67,44 и 35,71%.
Был выявлен достаточно высокий уровень спортивной мотивации у опрошенных нами подростков, уже занимающихся в пришкольных спортивных секциях, о чем свидетельствует желание участвовать в соревнованиях — 67,44 и 55,36% (для юношей и девушек), достичь высоких результатов в спорте 62,79 и 60,71%, стать чемпионом области 60,47 и 33,93%, России — 62,79 и 57,14%, чемпионом мира, Олимпийских игр — 60,4 и 58,93 %, научиться воспитывать волевые качества — 65,12 и 60,71%, что является необходимым условием самоутверждения и достижения поставленной цели.
Итак, на этапе предварительной базовой подготовки у подростков возникает устойчивый интерес к избранному виду спорта, что характерно для учеников спортивной школы. Целью занятий становится не только получение удовольствия от процесса, но и достижения высоких результатов. У подростков 13-14 лет мотивы систематически заниматься спортом обусловлены становлением характера и утверждением себя в обществе. У них отмечено преобладание двух основных мотивов занятий спортом: это стремление улучшить свои физические возможности и достичь высоких спортивных результатов.
Сельские школьники, ранее не занимавшиеся спортом, волейболом в частности, как было показано по результатам анкетирования, проявляли отрицательный настрой, негативное мнение, пессимизм и практически тотальное отсутствие интереса к посещению пришкольной спортивной секции данного направления.
Для наглядной демонстрации эффективности занятий волейболом, с точки зрения совершенствования физической формы и физических способностей, было проведено сравнительное тестирование уровня развития силы, выносливости, гибкости, скорости и координации в группах учащихся 7-9 классов сельских школ Льговского района, ранее занимавшихся и не занимавшихся спортивной деятельностью, что должно было выполнить в дальнейшем функции повышения мотивации, убеждения, зарождения интереса и стремления к занятиям волейболом у школьников Колонтайской СОШ.
По результатам педагогического тестирования, проведенного по окончанию педагогического эксперимента, всем без исключения школьникам, входившим в состав экспериментальной группы, удалось повысить уровень развития физических способностей, но с различной интенсивностью и диапазоном динами прироста:
— у юношей с более высокими качественными показателями удалось развить скоростные способности – 16,9-20,8% против 8,5-11,3% у девушек, а также силу мышц-сгибателей пальцев правой руки – 10,7-12,1% против 2,8-7,5% у девушек.
— у девушек под влиянием систематических тренировок более качественно развивалась гибкость, нежели у юношей – 11,7-13,8% против 6,4-10,0% у юношей.
Единственной способностью, которую удалось значительно усовершенствовалось, как у девушек, так и у юношей, в наибольшей степени, в сравнении с прочими, стала сила мышц верхнего плечевого пояса: за 16 недель занятий волейболом данный показатель вырос у девушек 7-9 классов на 53,8%, 41,2% и 15,3%, соответственно; у юношей – на 50,0%, 38,9% и 13,3% в аналогичном соотношении. В это же время качественный прирост всех прочих физических способностей не превышал порогов: у юношей – в 20,8%, а у девушек – в 13,8%.
Результаты сравнительного анализа результатов анкетирования учеников Колонтайской СОШ, проведенного на различных этапах педагогического эксперимента, было доказано, что предложенная программа занятий обучающе-просветительского характера, позволяет сформировать устойчивый интерес к пришкольным секционным занятиям по волейболу у 73,8% учащихся. При этом, особую эффективность имеют наглядные, разъяснительные методы обучения учеников 7-9 классов, такие как: беседа, постановка и визуализация индивидуальной цели, наглядный пример-стимул и конкретизация мотивационных факторов.
В итоге, при помощи педагогического эксперимента, исследовательская гипотеза была доказана в полной мере: разработка и внедрение программы для выработки устойчивого интереса сельских школьников к занятиям волейболом, позволяет привлечь детей к спортивному образу жизни и повысить посещаемость внеурочных, секционных занятий по волейболу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ВОЛЕЙБОЛОМ
1.1 Состояние и формирование у школьников интереса к физическому воспитанию и спорту
Активность школьников на уроках физической культуры зависит, прежде всего, от их интереса к выполнению физических упражнений. По данным психологов [Виготский Л. С.], интерес имеет три компонента:
1) знания, которыми обладает лицо в отрасли, которая ее интересует;
2) практическая деятельность человека в этой области;
3) эмоциональное удовлетворение, которое испытывает человек от деятельности.
Начальную стадию интереса к определенным упражнениям может вызвать любой отдельный компонент. Но развить, сделать его устойчивым, осознанным можно только на основе всех трех перечисленных факторов.
Педагогические наблюдения показали, что на уроках физической культуры относительно хорошо представлен один компонент физического воспитания — практическая деятельность. Знаниям и эмоциональному удовлетворению предоставляется гораздо меньше внимания. В этих условиях процесс воспитания значительно снижается. Надежда на то, что знания и эмоциональное удовлетворение возникнут у учащихся без помощи учителя, обычно не оправдываются.
Результаты исследования, проведенного [Васкан И.] свидетельствуют, что уровень интереса к физической культуре с увеличением возраста учащихся снижается. В среднем и старшем школьном возрасте у школьников наблюдается равнодушное отношение к физической культуре (в среднем школьном возрасте таких мальчиков — 2%, девушек — 5%, в старшем — соответственно, 22% и 43%). У детей старшего школьного возраста сформировано даже негативное отношение к физическим упражнениям (4% юношей и 7% девушек).
Среди причин снижения интереса к физической культуре нужно выделить следующие: недостаточная профессиональная подготовка учителей физической культуры, недостаточная общественная и профессиональная активность педагогов и всего педагогического коллектива, недостаточное внимание к развитию познавательного интереса к физическим упражнениям во внеурочное время, недостатки в содержании и методике уроков физической культуры, низкий уровень материально-технической базы школ. Однако практически все школьники хотели бы заниматься в спортивных секциях (табл. 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы