Преподаватель "Экономика и управление" Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей средствами практико-ориентированных знаний.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей средствами практико-ориентированных заданий 7
1.1. Сущность, структура и содержание практико-ориентированных заданий 7
1.2. Организационно-педагогические условия применения средств практико-ориентированных заданий для формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей 15
1.3. Педагогическая модель проектирования и применения средств практико-ориентированных заданий для формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей по дисцеплине «Менеджмент» 34
Глава 2 Исследование особенностей применения средств практико-ориентированных заданий для формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей 52
2.1. Методы исследования применения практико-ориентированных заданий для формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей с помощью учебного занятия 52
2.2. Уровень сформированности управленческих умений у студентов колледжей по дисцеплине «Менеджмент» (результаты констатирующего эксперимента) 56
2.3. Результаты реализации педагогических условий применения средств практико-ориентированных заданий для формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей (результаты формирующего эксперимента) 64
Выводы 96
Заключение 97
Библиографический список 99

 

  

Введение:

 

Актуальность. Развитие профессионального образования в государстве должно обеспечить качество профессиональной подготовки, что делает актуальной ориентацию учебных заведений на способность их выпускников к практической реализации приобретенных компетенций.
Практико-ориентированное обучение является предметом научных исследований многих отечественных и зарубежных ученых, однако его методологические, теоретические и технологические аспекты мало изучены, структурированы и обоснованы, а само оно до сих пор остается недостаточно исследованным.
Анализ применения категории «практико-ориентированный подход в профессиональном обучении» в профессиональной литературе, позволяет констатировать: ученые рассматривают его как средство ориентации учебного процесса на конечный продукт профессионального обучения — конкретизированные виды действий, усвоенные студентами в виде опыта в время работы с учебной информацией. Это позволяет в процессе профессиональной подготовки моделировать предметное содержание профессиональной деятельности и обеспечивать условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
Основным средством реализации практико-ориентированного подхода является практико-ориентированные задачи, а непременным условием их применения — разработка корректных условий этих задач. Внедрение практико-ориентированного подхода требует создания преподавателями среды, в которой студенты имеют возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, сделать его осознанной потребностью в саморазвития, собственной профессиональной и социальной адаптации. Стремление найти разумный баланс между академической и прагматичной составляющими профессиональной подготовки реализуется в привлечении студентов к созданию практико-ориентированных проектов, которые являются результатом индивидуальной или коллективной деятельности по четко определенным правилам.
Студентов ставят в реальные рабочие условия, в которых они получают соответствующие практические и социальные навыки, необходимые для успешной работы.
Важно применять практико-ориентированный подход, начиная с первого курса: ведь именно в начале обучения закладываются основы профессии. Поэтому планирование и проведение первых практических занятий уже необходимо начинать исходя из перспективы получения профессии. Традиционный подход подготовки лишь опосредованно ориентирован на общеобразовательное учебное заведение, непосредственный контакт происходит достаточно кратковременно в пределах различных видов педагогических практик.
Таким образом, возникает необходимость выяснить перспективы модернизации современного образования, одним из аспектов которой может стать внедрение практико-ориентированного подхода к подготовке будущих юристов по специальности «Право и организация социального обеспечения».
Все это обусловливает проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности юристов.
Для решения задач, определяемых ФГОС, созданы научные предпосылки. Профессиональное образование обсуждалось в исследованиях С.Я. Батышева, Е. Л. Белкина, А.А. Вербицкого, Т. П. Демидовой, В. П. Корнейчука, А. С. Ларикова, Т. С. Паниной, Н. М. Халимовой. Вопросы становления и развития СПО обозначены в исследованиях П.Ф. Анисимова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Г.С. Гершунского, И.Л. Кожемяко, М.Н. Скаткина, Д.В. Чернилевского. Различные аспекты профессионализма в контексте компетентностного подхода рассматривались В.А. Адольфом, А.С. Белкиным, В.А. Болотовым, А.А. Деркачём, И.А. Зимней, Е.А. Климовым, В.В. Сериковым, А.В. Хуторским. Умения, в том числе профессиональные, изучены Ю.К. Бабанским, С.Я. Батышевым, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернером, Н.Н. Хридиной. Педагогическое проектирование изучаемых объектов с последующим их моделированием рассмотрено в работах Е.В. Бережновой, М.П. Горчаковой-Сибирской, Г.Б. Голуб, В.И. Загвязинского, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, А.М. Новикова.
Однако, системный анализ научных источников по данной проблеме свидетельствует, что проведенные исследования не исчерпывают полноты объема актуальности и практической значимости проблем подготовки будущего юриста к профессиональной деятельности во время обучения. Это связано с необходимостью решения ряда противоречий, которые имеют место в подготовке будущих специалистов и касается вопросов повышения качества юристов нового поколения.
Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у юристов.
Предмет исследования: влияние практико-ориентированной образовательной среды на формирование профессиональных компетенций у юристов.
Цель исследования – исследовать влияние практико-ориентированной образовательной среды на формирование профессиональных компетенций у юристов.
Задачи:
1. Изучить сущность, структуру и содержание практико-ориентированной образовательной среды.
2. Сделать обоснование педагогических условий применения практико-ориентированной образовательной среды для формирования профессиональных компетенций у юристов.
3. Разработать педагогическую модель применения практико-ориентированной образовательной среды для формирования профессиональных компетенций у юристов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило прийти к общим выводам.
Установлено, что в базовой компетентностью будущих юристов в колледжах понимается личностно-профессиональный феномен, интегрирующий в себе ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты и обеспечивает успешность подготовки к осуществлению дальнейшей познавательной деятельности при изучении специальных дисциплин и выполнению общепрофессиональных задач в будущей профессиональной деятельности.
Определено, что структура базовых компетенций, которые формируются во время изучения дисциплин общеобразовательного цикла, является системной и включает взаимосвязанные компоненты: ценностно-мотивационный (интерес обучением; осознание значимости фундаментальной общеобразовательной подготовки; мотивация к саморазвитию, самообразованию, профессиональному совершенствованию в течение жизни); когнитивный (совокупность фундаментальных знаний по общетехническим дисциплинам, информационно-коммуникационных технологий) операционно-деятельностный (комплекс умений и навыков по учебно-поисковой, самостоятельной познавательной деятельности; юридических измерений с применением современных приборов, планирование деятельности по задачам, эффективное выполнение профессиональных задач) рефлексивный (способность к самооценке, самоанализу результатов деятельности; осознание собственных ошибок, умение их исправить).
Установлено, что эффективность решения общепрофессиональных задач зависит от уровня сформированности базовых компетенций будущих юристов во время профессиональной подготовки в колледжах в процессе изучения дисциплин общеобразовательного цикла, определяют на основе критериев и их показателей.
Определены критерии сформированности базовых компетенций будущих юристов в колледжах: мотивационный (осознание ценности базовых предметных знаний, в области информационно-коммуникационных технологий; организации самостоятельной познавательной деятельности как условия дальнейшего профессионального развития; мотивация к изучению учебных дисциплин) интеллектуально-познавательный (качество приобретенных фундаментальных знаний, знаний информационно-коммуникационных технологий, организации самостоятельной познавательной деятельности, их гибкость и прочность) операционный (наличие необходимых практических навыков, способностей, качеств для успешного осуществления учебной-поисковой и самостоятельной познавательной деятельности); рефлексивный (способность к объективной оценке результатов своей деятельности, готовность к решению общепрофессиональных задач) и соответствующие уровни: высокий, средний, низкий.
Формирование базовых компетенций будущих юристов в колледжах приобретает эффективности благодаря реализации организационно педагогических условий: 1) обновление содержания дисциплин общеобразовательного цикла на основе компетентного, личностно-деятельностного, интегративного подходов; 2) активизация творческих способностей и развития критического мышления будущих специалистов;
3) индивидуализация обучения, формирование познавательной активности будущих специалистов путем разработки и использования ресурсов электронной информационно-образовательной среды.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования управленческих умений в профессиональной деятельности студентов колледжей средствами практико-ориентированных заданий
1.1. Сущность, структура и содержание практико-ориентированных заданий

Сегодня в образовании большое значение приобретает практическая составляющая процесса обучения, ценностью которой является не просто получение фундаментальных знаний, а способность обучающегося применить полученные знания на практике, работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования.
Современные требования, которые предъявляет общество к выпускнику учебного заведения, как отмечается в работе Ю. Ветрова и Н. Клушина, состоят в том, что он должен уметь:
— самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
— работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
— критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
— быть коммуникабельным в различных социальных группах, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям [14].
На основе анализа трудов российских ученых занимавшихся изучением практико-ориентированные технологии в обучении студентов, можно утверждать, что существуют, (по крайней мере, три) разные подходы к пониманию, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями обучающихся и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения [98, с.77]
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина) [14].
Другой подход (авторы Т.А. Дмитриенко [26], П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально — ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин [11].
Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение обучающихся в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом [26]
Итак, под практико-ориентированным подходом к обучению понимается такое обучение, которое ориентировано на получение обучающимися основных практических знаний, умений и навыков, необходимых для практической профессиональной деятельности [18].
Обратимся теперь к анализу понятия практико-ориентированного обучения. Сфера массового высшего образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Основной мотив таких требований — молодой специалист должен быть подготовлен в Колледже таким образом, чтобы он мог без особых проблем и проволочек включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения. В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики — практико-ориентированное обучение, по поводу которого, как отмечает И.П. Подласый, пока что нет определенности как со стороны общетеоретической базы, так и со стороны форм и технологий обучения [5]. Пока только ряд утверждений, по мнению А.Л.Андреева, не вызывает споров — такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций [4].
В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.
Таким образом, под практико-ориентированным образованием понимается учебная деятельность, которая организована, по мнению Н.А. Белоусовой, таким образом, что студенты получают необходимый объем практических навыков, которые необходимы для практической деятельности в дальнейшем [9].
Мы проанализировали содержание практико-ориентированного образования, а теперь проанализируем содержание практической подготовки. В реализации практико-ориентированного подхода большую роль играет также содержание образования. Здесь нужно говорить о практико-ориентированном учебном процессе. Как любой учебный процесс практико-ориентированный опирается на формы, методы и технологии обучения.
Практическая подготовка обучающихся является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретения ими профессиональных навыков и умений. Цель практики — овладение студентами современными методами, формами, средствами будущей профессиональной

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы