Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Вопросы формирования УУД и их классификация 5
2. Анализ структуры текстовых задач 16
3. Виды и методы решения текстовых задач 27
4. Методика обучения решению текстовых задач 31
5. Формирование УУД при решении текстовых задач 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..69
Введение:
Актуальность исследования. Главной целью современной школы является развитие личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение озвученных задач становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Данные качества могут получить интенсивное развитие в школьном возрасте – сензитивном периоде. Известным отечественным ученым Л.С. Выготским было введено понятие «сенситивные периоды развития ребенка» – это поворотные моменты в детском развитии, принимающие иногда характер кризиса, когда развитие приобретает стремительный, иногда катастрофический характер. В это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия [9, 83].
Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС), основная образовательная программа общего образования (далее – ООП) реализуется образовательным учреждением (далее – ОУ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм урочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД. Содержание деятельности учащихся в урочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП.
На уроках математики текстовые задачи могут служить средством формирования УУД.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и обосновать педагогические условия формирования универсальных учебных действий при решении текстовых задач по математике.
Объект исследования: формирование УУД.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие формирование УУД при решении текстовых задач по математике.
Гипотеза исследования: Решение текстовых задач по математике способствует развитию УУД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть вопросы формирования УУД и их классификация;
2) проанализировать структуры текстовых задач;
3) изучить виды и методы решения текстовых задач;
4) исследовать методику обучения решению текстовых задач;
5) изучить формирование УУД при решении текстовых задач.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, овладение универсальными учебными действиями приводит к формированию способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса обучения. Важным моментом является то, что необходимо формировать УУД планомерно и целенаправленно, имея заранее заданные свойства, среди которых осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в разных предметных областях знаний.
Анализируя структуру текстовых задач, мы пришли к выводу, что текстовая задача содержит в себе словесное описание количественных характеристик какого либо-явления или предмета. Кроме того, они, как правило, имеют несколько элементарных условий, которые необходимо расписать устно или письменно, для успешного решения.
Существует несколько видов текстовых задач, каждый из которых может решаться различными методами. Основные из них: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический, комбинированный и метод проб и ошибок. Но стоит помнить, что, какая бы ни была задача, и какой бы метод не был выбран – существует единый способ ее решения, по которому и определяется правильность решения текстовой задачи.
Методическая наука не дает однозначных рекомендаций по обучению решению текстовых задач. Учителю важно помнить, что решение текстовых задач – прежде всего средство овладения фундаментальными математическими понятиями и математическими методами познания. В то же время в процессе решения задач формируются и совершенствуются важнейшие компоненты когнитивной сферы личности: умение выдвигать гипотезы и предсказать результат; делать выводы из имеющихся фактов и наблюдений; критически осмысливать результаты своих действий; использовать знания в новых ситуациях; понимать специальные тексты в процессе осуществления последовательных переводов исходного сообщения на язык знаков-икон, знаков-индексов (речь визуальной семантики), язык математических символов.
При решении текстовых задач у учеников формируются универсальные учебные действия благодаря сквозным линиям, которые способствуют общему развитию ребенка и связывают обучение математики с другими учебными дисциплинами.
Фрагмент текста работы:
1. Вопросы формирования УУД и их классификация
В настоящее время складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в совершенствовании современного образовательного пространства, а также определения целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования универсальных учебных действии (далее – УУД), которые в свою очередь являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Одной из основных функций образования является подготовка ребенка к жизнедеятельности в обществе. Хорошо известно, что образование — механизм не просто транспортации знаний, но и включение человека в определенную культурную (обычно письменную) традицию, дает начало любой национальной культуре. Наша школа с ее склонностью к мировоззренческим и гуманитарным аспектам образования – институт прежде всего культуры, решает задачи подготовки человека не только к профессиональной, но и к социальной жизни [2, 83]. Это способствует приобретению ею навыков и знаний такой жизни, позволяет быть не только специалистом, но и гражданином общества.
Сегодня образование рассматривается как особый вид деятельности, так как именно деятельность является основой, по которой человек познает окружающий мир, осваивает его и развивает себя в этом мире. Именно поэтому задачей образования является создание условий для получения учащимися знаний, приобретения умений и опыта такой деятельности в обобщенной форме.
Поскольку изменения видов деятельности сейчас является нормой, то соответствующие навыки должны носить универсальный характер. Для этого следует отдавать предпочтение обобщению знаний, что и является одним из способов их универсализации. Значительную роль в этом процессе играет формирование универсальных учебных действий. Они рассматриваются как сквозные, надпредметные и метапредметные образования, интегрируют как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и другие умения.
Согласно ФГОС, УУД рассматриваются как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность ученика, состоящая из знаний, умений, опыта, ценностей и отношение, могут целостно реализоваться на практике [1].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями следует представлять, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а также умений и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных предметных областях.
Формирование универсальных учебных действий является базовым положением для развития личности в системе образования и выступает как основа образовательного и воспитательного процесса. Вместе с этим, знания, умения и навыки необходимо рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Другими словами, они формируются и сохраняются во взаимосвязи с активными действиями самих учащихся. При этом качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [4, 14-17].