Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Литературное чтение

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения
в начальной школе 6
1.1. Особенности оценки предметных результатов обучения 6
1.2. Возрастные особенности формирования умения оценивания предметных результатов у обучающихся начальной школы 15
1.3. Формы, методы и приёмы формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения
в начальной школе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа, направленная на формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы 29
2.1. Диагностика уровня сформированности у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения 29
2.2. Педагогическая модель формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы 36
2.3. Диагностика уровня сформированности у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения 47
Заключение 53
Список литературы 55

 

  

Введение:

 

Происшедшие преобразования современного мира, задают новые ориентиры-требования к профессиональной деятельности начального образования, в частности – формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания до сих пор формировалась в рамках предметно- ориентированного подхода в образовании и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно- познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов предметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как у учащихся умения оценивания предметных результатов.
По мнению А.Б. Воронцова у учащихся умения оценивания предметных результатов является основой учебной самостоятельности школьника [3]. Под контрольно- оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].
Умения оценивания предметных результатов начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Общие подходы к процессу формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов представлены в работах Воронцова А.Б. [3, 5], Енжевской М.В. [13], Проничевой Е.В. [37].
Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, преобразования в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях позволили выявить ряд противоречий:
— между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекс знаний и умений обучающихся;
— между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениванию предметных результатов у обучающихся на практике;
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как обеспечить со стороны всех участников образовательного процесса формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов и какие условия необходимо создать в образовательной организации для его формирования. Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему данной выпускной квалификационной работы: «Формирование у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы».
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – особенности формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе.
Цель исследования: рассмотреть средства формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе.
Задачи исследования:
1) На основе анализа научной литературы вывить сущность основных понятий исследования;
2) Выявить возрастные особенности формирования умения оценивания предметных результатов у учащихся начальной школы;
3) Систематизировать формы, методы и приемы формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе;
4) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; опытная работа (эксперимент); обработка полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования: В работе использованы труды видных педагогов. В качестве основных можно назвать таких ученых как: Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина А.Б. Воронцов И.А.Деменева, О.А. Красных М.В. Енжевская Е.Г. Кузьмина Е.А. Мартьянов Е. И.Матвеева, О. Б.Панкова, И. Е. Патрикеева З.Ю. Нестерова Г.А. Огирь, А.Т. Фатуллаева, Н.В. Хлыстова, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы состоит в систематизации средств формирования к у учащихся умения оценивания предметных результатов на се и в выявлении приемов формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В широком смысле оценка понимается как сравнение с эталоном изучаемого объекта, его категоризация. В узком смысле оценка отражает значимость объекта для субъекта, соотнесение объекта с целями, потребностями и интересами субъекта. В педагогическом же плане речь, в основном ведется об оценке знаний.
В педагогической литературе «отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах.
Таким образом, все задачи исследования были решены. Были выявлены приемы формирования умения оценивания предметных результатов у младших школьников и проведена опытно-экспериментальная работа по формирования умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения.
Исследование актуально, его актуальность подтверждена, так как именно начальной школе предстоит заложить и развить в ребенке такие качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность, умение адекватно оценивать себя и свою работу, свои знания.
Исследование обладает большими перспективами, потому что умение оценивания предметных результатов у младших школьников формируется во время всего обучения в начальном звене, а мы рассмотрели лишь малую часть методик и приемов, которые были использованы нами на уроках литературного чтения, позволяющих формировать у младших школьников самоконтроль и самооценку.
Цель исследования: рассмотреть средства формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в 4 классе, полностью достигнута.
В ходе решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была выявлена сущность основных понятий исследования.
В ходе решения второй задачи исследования была выявлена сущность оценивания предметных результатов у младших школьников.
В ходе решения третьей задачи выявлены приемы формирования умения оценивания предметных результатов у младших школьников.
В ходе решения четвертой задачи исследования проведена опытно- экспериментальная работа по формированию умения оценивания предметных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.
Важным в формировании умения оценивания предметных результатов является и то, что на разных её ступенях можно столкнуться со специфическими трудностями, что подталкивает нас к необходимости использования разнообразных психолого-педагогических методов, приемов и средств для правильного формирования самостоятельности. Ни в коем случае нельзя делать выводы только по одной диагностической методике, необходимо использовать как можно больше методов и приемов для того, чтобы получить полное представление об исследуемой личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе

1.1. Особенности оценки предметных результатов обучения
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход к обучению, который предполагает:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного, а также поликонфессионального состава российского общества;
 ориентацию на результаты образования;
 признание ведущей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
 учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, а также путей их достижения;
 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
 разнообразие организационных форм и учет особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
 гарантированность достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [24].
ФГОС НОО определена необходимость достижения обучающимися начальной школы трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных. Причем, сформулированных не как перечень знаний, умений и навыков, а как разновидность вырабатываемых способов деятельности.
Изменение подходов к определению результатов начального общего образования потребовало изменения содержания и форм организации образовательного процесса. Педагогу в современных условиях необходимо научиться планировать свою деятельность, а также строить урок и внеурочное занятие в соответствии с ФГОС НОО, так чтобы осмысленно формировать запланированные результаты обучения. Одним из важнейших результатов обучения в начальной школе является умение младшего школьника учиться самостоятельно. А для этого ему необходимо овладеть так называемыми универсальными учебными действиями (УУД).
Итак, УУД – универсальные учебные действия, позволяющие обеспечивать способность субъектов к саморазвитию и самосовершенствованию, благодаря сознательному и активному присвоению новейшего социального опыта в процессе обучения [14]. УУД как обобщенные действия позволяют широко ориентировать обучающихся, как в разнообразных предметных областях, так и в структуре самой учебной деятельности, предполагая понимание ими ее целевых направленностей и ценностно-смысловых характеристик. Следовательно, «научиться учиться» можно только полновесно усвоив все составляющие учебной деятельности. К таковым Ю.К. Бабанский относит:
 познавательные и учебные мотивы;
 учебные цели;
 учебные задачи;
 учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действия – это умение субъекта самостоятельно развиваться и совершенствоваться путем присвоения новейшего общественного опыта. Совокупность учебных действий обучающегося, обеспечивает его общественную осведомленность, терпимость, способность самостоятельно усваивать знания и умения, в том числе организацию данного процесса [9].
Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объёме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:
1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
2. Использование критериальной системы оценивания.
3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
— как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
— субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
— интегральную оценку, в том числе — портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
— самоанализ и самооценку обучающихся;
— оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения [15].
Современная система оценивания строится на следующих принципах:
— оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
— оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
— оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
— оценивать можно только то, чему учат.
— критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы