Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у школьников ценностного отношения к природе на уроках истории в 5-6 классах: методический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понимание
Природы как ценности в научной литературе
1.2. Условия
формирования ценностного отношения к Природе на уроках истории
Глава 2.
Практика формирования ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6
классах
2.1. Школьная практика
формирования у школьников ценностного
отношения к Природе в 5-6 классах
на уроках истории
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день активное нарастание
глобального экологического кризиса обуславливает усиление аксиологического
значения экологического образования на этапе получения школьного образования.
Такой акцент на образовании включает в себя понимание социального опыта,
который должен быть передан каждому школьнику. И особенно этот социальный опыт
оказывал воздействие на Природу. Усвоение этого опыта может быть актуально для
того, чтобы формировать к ней в настоящее время столь важное ценностное
отношение.
Кроме того, в
настоящее время все более высокие требования к экологической культуре обучающихся
вступают в противоречие с имеющимся в реальной педагогической действительности
результатом. В частности, свой посильный вклад в формирование экологической
культуры обучающихся средней школы вносят сами учителя, о чем может
свидетельствовать школьная практика формирования ценностного отношения к
Природе в 5-6 классах на основании практического и методического
педагогического опыта.
Данное
обстоятельство обуславливает потребность педагогов-практиков в овладении
методикой и методологией организации учебного процесса. Однако следует в том
числе обратить внимание на достаточно весомый ряд существующих противоречий:
— между
образовательными потребностями общества в экологически культурных выпускниках
школы и уровнем их реальной экологической ориентации;
— между
имеющимся мировоззренческим потенциалом экологического образования и его
содержательной неопределенностью в конкретном педагогическом процессе в
условиях такой дисциплины как история;
— между
потребностями учителей истории в инновационных методиках и технологиях
преподавания, и уровнем их разработанности и адаптированности природоориентированного
материала к школьным программам.
В частности,
примечательно, что рамки школьной программы зачастую не позволяют должным
образом реализовать на практике мировоззренческий потенциал формирования
ценности к Природе. И эта проблема решается на субъективном уровне, в
соответствии со стандартами ФГОС и ИКС.
Соответственно,
проблема данного исследования
основывается непосредственно на том, в чем заключаются особенности методики
преподавания школьного курса истории в 5 и 6 классах при формировании
ценностного отношения к Природе?
Объект исследования: природа как ценность в
структуре экологического образования.
Предмет исследования: формирование отношения к
Природе как к ценности.
Цель
исследования: дать методические рекомендации по формированию ценностного
отношения к Природе у обучающихся 5 и 6 классов на уроках истории.
Исходя из
представленной цели необходимо сформулировать исследовательские задачи:
— рассмотреть понимание Природы как ценности в научной
литературе;
— представить условия формирования ценностного отношения
к природе на уроках истории;
— проанализировать школьную практику формирования у школьников
ценностного отношения к Природе в 5-6 классах на уроках истории;
— даны методические рекомендации по формированию
ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6 классах.
Методы исследования:
Заключение:
В данном исследовании были решены следующие задачи
исследования:
— рассмотрено понимание Природы как ценности в научной
литературе;
— представлены условия формирования ценностного отношения
к природе на уроках истории;
— проанализирована школьная практика формирования у
школьников ценностного отношения к Природе в 5-6 классах на уроках истории;
— дать методические рекомендации по формированию
ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6 классах.
В
ходе решения первой задачи было выяснено, что анализ философской,
педагогической и психологической литературы дает возможность сделать некоторые
выводы, которые являются важными для построения педагогической теории понимания
Природы как ценности:
— необходимо
рассматривать не саму ценность, а общее ценностное отношение;
— понятие
«ценностное отношение» подразумевает не только актуальную, проявляющуюся в
деятельности личностную позицию, но и потенциальную. При этом важно, что
ценности представляют собой личностное образование, которое формируется на
основе выработанных ценностных отношений;
— ценность
является результатом реализации идеала, который дает возможность представить
завершенную логическую структуру: идеал (Природа)- ценность (Природа)-направленность
личности (Природа).
Понимание
Природы как ценности – это необходимая черта не только каждого человека, но и,
в частности, школьника, поскольку это позволяет формировать гармоничную и
эстетически ориентированную личность.
В процессе
решения второй задачи мы смогли определить, что формирование ценностного
отношения к Природе на уроках истории – часть необходимого процесса осознания
личностью себя самого, что очень важно для идентификации себя в Природе, для
развития гуманного отношения к ней. В современной культуре всё более отчетливо
определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается
новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя.
Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как
социоприродное явление.
При этом
подразумевается не только единство социального и биологического в самом
человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как
компонентов системы экологического воспитания.
При решении
третьей задачи было выяснено, что все авторы, которые помогают обучающимся
освоить любовь и уважение к Природе как к ценности на уроках истории, работают,
прежде всего. В рамках единого ИКС, в котором в 5 и 6 классах изучается история
Древнего мира и история России с
древнейших времён до начала XVI века. Именно через компонент близости человека
к Природе, из ее обширного и яркого включения во все жизненные процессы
человека происходит формирование ценностного отношения к Природе.
Особенно
это актуально для современного человека, который воспитывается в эпоху
технологического процесса и редко встречается с Природой. Формировать
ценностное отношение к природе на уроках истории означает формировать
гармоничную личность обучающегося, его осознанность к потреблению и труду, к
процессам воспроизводства.
В процессе решения четвертой задачи стало ясно, что
на основании
сформированных технологических карт и описаний урочных разработок по истории
напрашивается вывод о том, что методические особенности формирования
ценностного отношения к природе просматриваются, прежде
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ В
ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
1.1.
Понимание Природы как ценности в научной литературе
Обратимся к
анализу природы «ценности» и «ценностного отношения»: в философии ценности
рассматриваются как явления сознания, проявляющиеся в субъективном отношении
человека к оцениваемым объектам. В психологии к проблеме ценностной Природы
человека обращались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.И. Донцов, Д.
Колесов, В.Н. Мясищев и другие исследователи. Научные исследования
свидетельствуют о том, что ценности являются ориентиром деятельности и
поведения человека по направлению формирования ценностного отношения к Природе.
Становится при этом ясным то, что социально-позитивному, ценностному поведению подростка
предшествует процесс формирования и развития у него отношения к ценностям, которые
фиксируются как результат образовательного процесса.
У любого
человека существует естественная потребность в ценностях, которые ориентируют
его поступки и чувства. В соответствии с этим представляется возможным рассматривать
две категории ценностей:
— официально
признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;
—
действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).
По мнению С.М.
Ершовой вторая группа представляется непосредственными мотивами поведения
личности. При этом расхождение между осознаваемыми и неэффективными ценностями,
с одной стороны, и неосознаваемыми и действенными, – с другой, опустошает
личность, которая начинает испытывать чувство вины. В соответствии с этим
необходимо взращивать ценности, при наличии которых личность может отказаться от
социальной маски и обнажить свои подлинные потребности, реализация которых
будет способствовать его развитию [33, с.56].
А. Маслоу пришел
к такому выводу, что любая личность стремится к реализации своих «бытийных»
ценностей, и эти ценности можно трактовать как жизненно важные потребности, или,
иначе, как «высшие ценности», которые имеют место быть непосредственно в
человеческой природе. А. Маслоу, в частности, выделяет две группы ценностей:
а) б-ценности
(ценности бытия), то есть высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям
(истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность,
уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок,
простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) д-ценности
(дефициентные ценности), то есть низшие ценности, поскольку, они ориентированы
на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или
фрустрирована [34, с. 122].
Классификация
ценностей, которая была предложена В. Франклом, обуславливается идентификацией
смысла жизни, в соответствии с чем она делится на три фундаментальные группы:
— ценности
творчества – это наиболее естественные и важные, однако не необходимые. Базовым
путем их реализации является непосредственно труд, смысл которого заключается в
том, что именно человек привносит в свою работу как личность;
— ценности
переживания. Основными ценностным потенциалом обладает любовь. Любовь, как
полагает исследователь, является единственным способом понять другого человека;