Методика преподавания истории Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у школьников ценностного отношения к природе на уроках истории в 5-6 классах: методический аспект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ В
ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.. 7

1.1.      Понимание
Природы как ценности в научной литературе. 7

1.2.      Условия
формирования ценностного отношения к Природе на уроках истории  16

Глава 2.
Практика формирования ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6
классах. 27

2.1. Школьная практика
формирования у школьников ценностного. 27

отношения к Природе в 5-6 классах
на уроках истории. 27

2.2. Методические рекомендации по
формированию ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6 классах. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ. 63

 

 

  

Введение:

 

 

Актуальность. На сегодняшний день активное нарастание
глобального экологического кризиса обуславливает усиление аксиологического
значения экологического образования на этапе получения школьного образования.
Такой акцент на образовании включает в себя понимание социального опыта,
который должен быть передан каждому школьнику. И особенно этот социальный опыт
оказывал воздействие на Природу. Усвоение этого опыта может быть актуально для
того, чтобы формировать к ней в настоящее время столь важное ценностное
отношение.

Кроме того, в
настоящее время все более высокие требования к экологической культуре обучающихся
вступают в противоречие с имеющимся в реальной педагогической действительности
результатом. В частности, свой посильный вклад в формирование экологической
культуры обучающихся средней школы вносят сами учителя, о чем может
свидетельствовать школьная практика формирования ценностного отношения к
Природе в 5-6 классах на основании практического и методического
педагогического опыта.

Данное
обстоятельство обуславливает потребность педагогов-практиков в овладении
методикой и методологией организации учебного процесса. Однако следует в том
числе обратить внимание на достаточно весомый ряд существующих противоречий:

— между
образовательными потребностями общества в экологически культурных выпускниках
школы и уровнем их реальной экологической ориентации;

— между
имеющимся мировоззренческим потенциалом экологического образования и его
содержательной неопределенностью в конкретном педагогическом процессе в
условиях такой дисциплины как история;

— между
потребностями учителей истории в инновационных методиках и технологиях
преподавания, и уровнем их разработанности и адаптированности природоориентированного
материала к школьным программам.

В частности,
примечательно, что рамки школьной программы зачастую не позволяют должным
образом реализовать на практике мировоззренческий потенциал формирования
ценности к Природе. И эта проблема решается на субъективном уровне, в
соответствии со стандартами ФГОС и ИКС.

Соответственно,
проблема данного исследования
основывается непосредственно на том, в чем заключаются особенности методики
преподавания школьного курса истории в 5 и 6 классах при формировании
ценностного отношения к Природе?

Объект исследования: природа как ценность в
структуре экологического образования.

Предмет исследования: формирование отношения к
Природе как к ценности.

Цель
исследования: дать методические рекомендации по формированию ценностного
отношения к Природе у обучающихся 5 и 6 классов на уроках истории.

Исходя из
представленной цели необходимо сформулировать исследовательские задачи:

— рассмотреть понимание Природы как ценности в научной
литературе;

— представить условия формирования ценностного отношения
к природе на уроках истории;

— проанализировать школьную практику формирования у школьников
ценностного отношения к Природе в 5-6 классах на уроках истории;

— даны методические рекомендации по формированию
ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6 классах.

Методы исследования:                 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В данном исследовании были решены следующие задачи
исследования:

— рассмотрено понимание Природы как ценности в научной
литературе;

— представлены условия формирования ценностного отношения
к природе на уроках истории;

— проанализирована школьная практика формирования у
школьников ценностного отношения к Природе в 5-6 классах на уроках истории;

— дать методические рекомендации по формированию
ценностного отношения к Природе на уроках истории в 5-6 классах.

В
ходе решения первой задачи было выяснено, что
анализ философской,
педагогической и психологической литературы дает возможность сделать некоторые
выводы, которые являются важными для построения педагогической теории понимания
Природы как ценности:

— необходимо
рассматривать не саму ценность, а общее ценностное отношение;

— понятие
«ценностное отношение» подразумевает не только актуальную, проявляющуюся в
деятельности личностную позицию, но и потенциальную. При этом важно, что
ценности представляют собой личностное образование, которое формируется на
основе выработанных ценностных отношений;

— ценность
является результатом реализации идеала, который дает возможность представить
завершенную логическую структуру: идеал (Природа)- ценность (Природа)-направленность
личности (Природа).

Понимание
Природы как ценности – это необходимая черта не только каждого человека, но и,
в частности, школьника, поскольку это позволяет формировать гармоничную и
эстетически ориентированную личность.

В процессе
решения второй задачи мы смогли определить, что формирование ценностного
отношения к Природе на уроках истории – часть необходимого процесса осознания
личностью себя самого, что очень важно для идентификации себя в Природе, для
развития гуманного отношения к ней. В современной культуре всё более отчетливо
определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается
новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя.
Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как
социоприродное явление.

При этом
подразумевается не только единство социального и биологического в самом
человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как
компонентов системы экологического воспитания.

При решении
третьей задачи было выяснено, что все авторы, которые помогают обучающимся
освоить любовь и уважение к Природе как к ценности на уроках истории, работают,
прежде всего. В рамках единого ИКС, в котором в 5 и 6 классах изучается история
Древнего мира и
история России с
древнейших времён до начала XVI века. Именно через компонент близости человека
к Природе, из ее обширного и яркого включения во все жизненные процессы
человека происходит формирование ценностного отношения к Природе.

Особенно
это актуально для современного человека, который воспитывается в эпоху
технологического процесса и редко встречается с Природой. Формировать
ценностное отношение к природе на уроках истории означает формировать
гармоничную личность обучающегося, его осознанность к потреблению и труду, к
процессам воспроизводства.

В процессе решения четвертой задачи стало ясно, что
на основании
сформированных технологических карт и описаний урочных разработок по истории
напрашивается вывод о том, что методические особенности формирования
ценностного отношения к природе просматриваются, прежде
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ В
ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

 

1.1.        
Понимание Природы как ценности в научной литературе

 

Обратимся к
анализу природы «ценности» и «ценностного отношения»: в философии ценности
рассматриваются как явления сознания, проявляющиеся в субъективном отношении
человека к оцениваемым объектам. В психологии к проблеме ценностной Природы
человека обращались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.И. Донцов, Д.
Колесов, В.Н. Мясищев и другие исследователи. Научные исследования
свидетельствуют о том, что ценности являются ориентиром деятельности и
поведения человека по направлению формирования ценностного отношения к Природе.
Становится при этом ясным то, что социально-позитивному, ценностному поведению подростка
предшествует процесс формирования и развития у него отношения к ценностям, которые
фиксируются как результат образовательного процесса.

У любого
человека существует естественная потребность в ценностях, которые ориентируют
его поступки и чувства. В соответствии с этим представляется возможным рассматривать
две категории ценностей:

— официально
признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;


действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

По мнению С.М.
Ершовой вторая группа представляется непосредственными мотивами поведения
личности. При этом расхождение между осознаваемыми и неэффективными ценностями,
с одной стороны, и неосознаваемыми и действенными, – с другой, опустошает
личность, которая начинает испытывать чувство вины. В соответствии с этим
необходимо взращивать ценности, при наличии которых личность может отказаться от
социальной маски и обнажить свои подлинные потребности, реализация которых
будет способствовать его развитию [
33, с.56].

А. Маслоу пришел
к такому выводу, что любая личность стремится к реализации своих «бытийных»
ценностей, и эти ценности можно трактовать как жизненно важные потребности, или,
иначе, как «высшие ценности», которые имеют место быть непосредственно в
человеческой природе. А. Маслоу, в частности, выделяет две группы ценностей:

а) б-ценности
(ценности бытия), то есть высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям
(истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность,
уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок,
простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

б) д-ценности
(дефициентные ценности), то есть низшие ценности, поскольку, они ориентированы
на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или
фрустрирована [
34, с. 122].

Классификация
ценностей, которая была предложена В. Франклом, обуславливается идентификацией
смысла жизни, в соответствии с чем она делится на три фундаментальные группы:

— ценности
творчества – это наиболее естественные и важные, однако не необходимые. Базовым
путем их реализации является непосредственно труд, смысл которого заключается в
том, что именно человек привносит в свою работу как личность;

— ценности
переживания. Основными ценностным потенциалом обладает любовь. Любовь, как
полагает исследователь, является единственным способом понять другого человека;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы