Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты формирования у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения
1.1 Сущность и структура умения целеполагания………………………… 14
1.2 Формирование умения целеполагания у младших школьников……… 23
1.3 Возможности проблемного обучения по формированию умения целеполагания у младших школьников……………………………………….. 31
2 Практические пути формирования у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения
2.1 Диагностика сформированности умения целеполагания у младших школьников (констатирующий этап)………………………………………….. 45
2.2 Технология формирования умений целеполагания в рамках проблемного обучения (описание формирующего эксперимента)…………………………. 57
2.3 Анализ результатов исследования (контрольный этап эксперимента)… 65
Заключение………………………………………………………………………. 68
Список использованных источников…………………………………………… 72
Приложения………………………………………………………………………

  

Введение:

 

Актуальность темы. Изменения, которые происходят в современном российском обществе требуют переосмысления целей и задач учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, поскольку основным ориентиром становится не просто получение общих знаний из различных отраслей науки, а умение ставить цели, находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, применять их на практике. То есть современная система образования направлена на развитие креативности, мобильности, эрудированности подрастающего поколения.
В настоящее время, в рамках ФГОС на первое место выходит личность ребёнка как активного творца, деятеля, исследователя. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями — уметь ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Основой развития данных умений у школьников становится учебная деятельность, главной целью которой является обеспечение условий для превращения детей в субъектов, заинтересованных в изменениях и способных к ним. Учитывая это, особую значимость приобретает проблемное обучение как эффективный метод организации учебного процесса, который направлен на обеспечение активного отношения младших школьников к овладению знаниями, развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления. Наиболее высокий учебно-воспитательный эффект дает использование проблемного обучения при изучении нового материала: при этом основной учебный материал, как правило, усваивается учениками на уроке.
Необходимо отметить, что в процессе формирования личности младшего школьника как субъекта учебной деятельности особое место занимает развитие способностей принимать и самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их достижения и реализации. При этом, решающая роль в организации учебного процесса принадлежит деятельности учителя по переводу целей образования в конкретные учебные цели урока, постановке понятных и принятых школьниками учебных задач, которые впоследствии станут их собственными целями, достижение которых будет личностно значимым. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Таким образом, в условиях проблемного образования, целеполагание выступает важнейшим компонентом учебной деятельности, который непосредственно влияет как на формирование у школьников умения учиться, так и на развитие их самостоятельности. В личностно − ориентированном проблемном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. При этом необходимым является внедрение в образовательный процесс различных инновационных технологий и методов работы, среди которых проблемному обучению отводится одна из ведущих ролей.
Исследованию вопросов, посвященных использованию в процессе организации образовательного процесса в начальной школе проблемного обучения посвящены работы известных педагогов, психологов и дидактов: И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Л. В. Занкова, С. В. Рубинштейна, В. Г. Крысько, О. Б. Богомолов, Л. И. Ягодко, З. М. Сарбашевой, М. М. Скаткина и др. Особую роль в развитии концепции проблемного обучения сыграли М. И. Махмутов и его последователи, которыми была теоретически обоснована и экспериментально проверена дидактическая система проблемного обучения, большинство положений которой в наше время приобрели еще большую актуальность.
В трудах Д. А. Кретовой, Г. Я. Ковалевой, М. А. Чошанова и др. современных исследователей обоснована сущность проблемного обучения как организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основой которой является создание, формулировка и решения познавательных противоречий (проблемных ситуаций).
Проблеме формирования у младших школьников умения целеполагания посвящены труды: А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, Ш. А. Амонашвили, А. А. Балла, В. Г. Дорохина, Е. Е. Кравцовой, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, В. Н. Романовой, Д. Б. Эльконина и др. Изучение целеполагания в детской психологии, в том числе онтогенез целеполагания, представлен в работах: О. В. Запорожца, Я. С. Неверович, Л. С. Славиной, Л. Г. Лысюк.
К сожалению, в отечественной педагогике изучение проблемы формирования у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения не заняло надлежащего места. Теоретический анализ литературных источников свидетельствует о том, что на сегодня практически отсутствуют исследования, посвященные проблеме развития умений целеполагания младших школьников в условиях проблемного образования, что определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является процесс развития умения целеполагания у младших школьников.
Предмет исследования — формирование у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения
Гипотеза исследования: Процесс развития умения целеполагания у младших школьников будет более эффективным при условии внедрения в практику учебно-воспитательного процесса технологий проблемного обучения, способствующих развитию организационных умений.
Цель исследования заключается в обосновании, определении и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий применения технологии проблемного обучения, как эффективного средства развития умения целеполагания у детей младшего школьного возраста.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
− рассмотреть сущность и структуру умения целеполагания;
− охарактеризовать процесс формирования умения целеполагания у младших школьников;
− раскрыть возможности проблемного обучения по формированию умений целеполагания у младших школьников;
− предложить практические пути формирования у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения.
Экспериментальная база исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся третьих классов МОУ «Лицей № 26» г. о. Саранск в количестве 32 человек, в том числе: 16 человек (экспериментальная группа) − 3-а класс, 16 человек (контрольная группа) − 3 — б класс.
Методологической и теоретической основой исследования являются принципы отечественной психолого-педагогической науки по организации проблемного обучения.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов научного исследования, в частности:
− теоретические: изучение, анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы относительно особенностей и путей организации работы по формированию у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения, научно-методических основ использования технологии проблемного обучения в процессе развития умения целеполагания у учащихся начальных классов;
− эмпирические: обобщение практического педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседы, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) с целью получения фактических данных относительно развития умения целеполагания у учащихся младших классов посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии проблемного обучения;
− статистические: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в том, что в результате исследования были углублены сведения относительно особенностей развития навыков целеполагания у детей младшего школьного возраста в условиях организации проблемного обучения.
Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования педагогами и психологами разработанной технологии формирования умений целеполагания в рамках проблемного обучения.
Результаты исследования могут быть полезными также в процессе организации подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также могут быть использованы для дальнейших исследований по данной проблематике.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате проведенного исследования мы получили возможность для формулировки выводов:
Целеполагание – это центральный момент в проектировании любой деятельности, в том числе и педагогической.
В результате анализа научной литературы было определено, что целеполагание в обучении − это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, имеющее разноуровневый характер, которое включает в себя: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата.
Основные приемы и умения целеполагания формируют учебные мотивы и потребности действия младших школьников, а также способствуют достижению умения учиться, что предполагает полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной деятельности.
В условиях развития системы образования, современная школа сегодня требует от педагогов творческого подхода к работе с учащимися. Видимо поэтому технологии проблемного обучения занимают все более значимое место в педагогической практике.
Использование проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эта технология позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но достигать высокого уровня развития умений целеполагания школьников, вырабатывания способностей к самообучению, самообразованию.
Результаты диагностики младших школьников на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о том, что большинство младших школьников в контрольной и экспериментальной группах имеют приблизительно одинаковый уровень развития навыков целеполагания − средний.
Для оптимизации развития целеполагания младших школьников нами была разработана и внедрена программа по совершенствованию навыков целеполагания детей посредством использования в организации учебного процесса проблемных технологий обучения.
Результаты контрольного тестирования свидетельствуют о том, что в результате реализации программы в экспериментальной группе произошли серьезные позитивные изменения в уровне целеполагания, тогда как в контрольной группе эти показатели остались практически прежними.
Результаты проведенного анализа на контрольном этапе исследования свидетельствуют о том, что количество исследуемых младших школьников в экспериментальной группе с высоким уровнем развития целеполагания выросло на 12,5% и составляет в конце эксперимента 5 человек, а число детей с низким уровнем уменьшилось на 12,5% и составляет в конце эксперимента 1 человека. Это можно объяснить введением в учебно-воспитательный процесс экспериментальной группы инновационных форм и методов работы, а именно технологии проблемного обучения, способствующей развитию навыков целеполагания.
В результате контрольной диагностики, после внедрения в экспериментальной группе детей программы развития навыков целеполагания посредством метода проблемных ситуаций было выявлено значительное повышение уровня целеполагания. При этом, у детей в контрольной группе положительных изменений выявлено не было.
Доказано, что использование проблемных ситуаций является одним из первых средств повышения качества учебной деятельности младших школьников, повышения уровня формирования навыков целеполагания. Мы увидели, что с помощью созданной проблемной ситуации, младшие школьники из экспериментальной подгруппы, сумели правильно поставить цели и определить задачи урока и самостоятельно дошли до правильного результата, а постановка проблемы дает возможность развития целеполагания, учит анализировать и повышать эффективность образовательной деятельности.
Таким образом, уроки, проведенные с применением проблемных ситуаций, будут способствовать не только основательному закреплению знаний учащихся, а также построению умений постановки целей. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учениками учебного материала. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты формирования у младших школьников умения целеполагания в условиях проблемного обучения
1.1 Сущность и структура умения целеполагания

Одним из главных системообразующих компонентов педагогической деятельности является цель, определяющая характер и содержание этой деятельности. Педагогические цели ученые рассматривают как «…изменения, которые предсказывает педагог в развитии личности ученика в процессе обучения и воспитания» [10, c. 88]. Деятельность, лишенная цели, является непродуктивной, а потому бессмысленной.
По определению, данному Н. К. Сергеевым, В. П. Сергиенко, «…деятельность каждого человека начинается с определения цели, под которой понимается предвосхищении результата, на достижение которого направлены действия» [36, c. 52]. По мнению исследователей, являясь непосредственным мотивом поставленная цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.
Цель – осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
В федеральных государственных образовательных стандартах при определении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в качестве первого умения выделено умение самостоятельно определять учащимися цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Как подчеркивается О. А. Бобылевой, «… в педагогической деятельности цель начинается из определения требований, которые предъявляются учебной программой и построения стратегии целеполагания, что требует от педагога умения выражать цели в деятельности ученика, соотносить их с конкретными условиями и средствами обучения и воспитания» [4, c. 26]. При этом, поскольку воспитательный процесс является взаимодействием воспитателя и ученика, цели должны быть осознанно определены не только тем, кто воспитывает, но и тем, кого воспитывают.
Современные исследования свидетельствуют о том, что в реальном педагогическом процессе «…цель является определяющим фактором, тем стержнем, вокруг которого педагог объединяет все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Субъектом профессионального развития может стать только такой человек, который способен сознательно действовать согласно поставленной цели и четко сформулированной задачи на каждом этапе профессиональной деятельности» [28, c. 97]. Поэтому в рамках педагогических исследований целеполагание рассматривается как ключевой момент деятельности педагога.
Философский словарь определяет понятие целеполагания как «…процесс формирования цели на основе учета особенностей исполнителей деятельности, в ходе которого предполагается достижение определенных результатов» [40, c. 659].
Необходимо обратить внимание на то, что если цель является осознанной задачей, то целеполагание – это формула решения данной задачи, процесс определения целей, путей их достижения, осуществляемый через средства, через деятельность человека. Осознание цели увеличивает вероятность достижения, усиливает мотивацию и активность учащегося. Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к деятельности.
Целеполагание – это, во-первых, принятие и удержание целей, поставленных другим человеком перед субъектом, и, во-вторых, самостоятельное определение целей. Личность, которая сама ставит перед собой цели, стоит на более высокой ступени развития, чем та, которая принимает цели, навязанные ей другими людьми.
Целеполагание – это центральный момент в проектировании любой деятельности, в том числе и педагогической. По определению данному А. К. Марковой: «…педагогическое целеполагание – это умение педагога производить сплав из целей общества и своих личных и затем предлагать их для принятия и обсуждения учениками» [26, c. 98].
Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме «…умение реализовывать целеполагание, предвидеть результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению основных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности» [7, c. 74].
Необходимо отметить, что целеполагание в педагогике выступает в качестве условия для эффективного формирования умений целеполагания у детей. Под педагогическим целеполаганием Г. В. Бороздиной понимается: «…способность педагога уметь ставить цели, которые руководят учебной деятельностью учащихся» [5, c. 133].
В педагогике понятие целеполагания подразумевается, как «… процесс преобразования главных социальных целей образования, которые определяет социальный заказ, в конкретные цели (образования, воспитания, развития) содержания образования, учебного предмета, учебной темы, урока; совместной целевой деятельности педагога и учащихся как субъектов учебного процесса» [9, c. 94].
Целеполагание − это процесс формирования цели, ее развертывания во времени и в данном информационном пространстве на основе учета особенностей исполнителей деятельности, в ходе которой предполагается достижение поставленной цели. В рамках педагогических исследований целеполагание определяется как процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату.
По мнению В. В. Воронова, Н. В. Кузьминой, этап целеполагания может быть охарактеризован как процесс, в котором педагогом трансформируются поставленные перед системой образования государственные цели, в педагогические, а именно: «…посредством выбора средств их реализации превращает ученика из объекта воспитания в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития» [9, c. 87]. Таким образом, основные педагогические цели образования могут быть охарактеризованы как ожидаемые педагогом и реально достижимые результаты профессиональной деятельности, проявляющихся в личностных новообразованиях учащихся (изменении системы ценностей учеников, развитии способностей, эффективном освоении знаний и навыков), обеспечивающих формирование познавательной базы для самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что в научной литературе выделяются два вида целеполагания:
− педагогическое целеполагание предполагает выработку целей воспитания и обучения, а также путей их достижения и является основой проектировочной деятельности учителя, без которой невозможно построение
учебно-воспитательного процесса;
− целеполагание предусматривает обучение детей знаниям и умению самостоятельного определения цели.
По определению М. В. Кузиной: «…целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учащимися и педагогом основных целей и задач обучения на определенных его этапах» [23]. Как отмечает исследовательница «…данный этап занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания».
Отметим, что целеполагание является необходимым в процессе формирования образовательных действий школьников. При этом, процесс целеполагания тесным образом связан с внешним социальным заказом, современными федеральными государственными образовательными стандартами, спецификой внутренних условий образовательной системы, а также: уровнем развития и образовательными мотивами школьников, особенностями программного материала и изучаемых тем, имеющимися в педагогическом багаже учителя средствами обучения и его педагогическими воззрениями.
Определение целей (целеполагание) и их реализация (целереализация) являются основой конструирования деятельности учителя. При этом, целеполагание является наиболее значимой частью в процессе конструирования урока. Так, планируя урок, учитель должен идти от цели, а не от содержания. При этом, предметные цели не должны прикрывать главные задачи образования, к которым относятся воспитание и развитие личности учащихся.
Целеполагание представляет собой соответствующую логико-конструктивную операцию, которая может осуществляться по следующему алгоритму:
− анализ обстоятельств, соответствующих нормативных документов (стандартов образования, программ по предметам);
− определение на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
− выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов сил и возможностей участников деятельности;
− выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых по объему затрат сил и средств даст наибольший эффект;
− формулировка цели.
Характеризуя основные этапы целеполагания, В. М. Лещинский, С. В. Кульневич выделяют [25, c. 214]:
− диагностику воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
− моделирование педагогом воспитательных целей и задач;
− организацию коллективного целеполагания;
− уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
При этом, целеполагание является непрерывным процессом, в котором «…нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся осно¬вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса» [31, c. 271]. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.
Структура педагогического целеполагания включает следующие компоненты: целеобразование (обоснование цели образовательно-воспитательного процесса, субъективное принятие мысленного образа будущей деятельности), проектирование (превращение стратегической цели в систему подцелей и задач в процессе целереализации), организация (выбор адекватных цели и задачам способов решения и педагогического воздействия на субъектов целеполагания), диагностика (анализ причинно−следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами деятельности на этапе целереализации).
Л. Д. Столяренко, Н. А. Серова выделяют в процессе целеполагания, следующие три составляющие: формирование цели: актуализация потребностей, оценка условий, возможностей, выбор объектов, на которые будут направлены действия; целеобразование: постановка осознанной цели, выбор средств ее достижения; целереализация: оценка и коррекция результатов, возможностей их достижения [38, c. 71].
На уровне учебного процесса целеполаганием для учителя и учащихся является разработка стратегии (формирования целей) и тактики (целереализация) достижения глобальной цели образования. Без формирования цели невозможно конструировать систему учебных целей и использовать ее для организации учебной деятельности школьников.
Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Именно от определения целей больше всего зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
Реализация учебной цели осуществляется соответственно на разных уровнях усвоения. Например, для когнитивных целей определены следующие уровни усвоения: «знания (дословное воспроизведение материала), понимание (преобразование, интерпретация материала), применение (использование знаний в новых ситуациях), анализ (разделение материала на составные части), синтез (сочетание до нового целого), оценка (способность определять ценность определенной информации» [13, c. 84].
В рамках современных педагогических исследований выделяются следующие уровни развития педагогического целеполагания: интуитивный (действия целеполагания выполняются интуитивно, путем проб и ошибок), репродуктивный, в процессе осуществления которого действия педагога несут стереотипный и формальный характер, не выходят за пределы установленных и регламентированных инструкций и правил, самостоятельно не подвергаются анализу. При продуктивном уровне развития целеполагания действия педагога носят осознанный характер, появляется оценка отдельных действий на основе проведенного анализа. Наиболее развитым является творческий уровень развития педагогического целеполагания, в процессе которого все действия осознаются педагогом на уровне теоретического мышления, самостоятельно и осознанно реализовываются как в стандартных, так и возникающих новых ситуациях [18, c. 76].
Процесс целеполагания может стать успешным только в том случае, когда осуществ¬ляется при учете следующих требований:
− диагностичность − выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы,
− реальность − выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями,
− преемственность, которая означает: осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и др.); выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности,
− идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности,
− направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
При этом, целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей, а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.
Развитость целеполагания у школьника значительно зависит от системы обучающих влияний, направленных на поддержку волевых усилий ребенка, возникновения и реализации собственных замыслов, учета особенностей каждого этапа становления целеполагания.
Существенно влияет на развитие целеполагания направленность педагогов на использование определенных методов и приемов обучения и воспитания детей, которые создают основу для развития исполнительных, репродуктивных тенденций в поведении ребенка или самостоятельных и планомерных действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы