Методика обучения русскому языку Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у младших школьников текстовых умений в процессе изучения имени существительного

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Текст как лингвистическое понятие 1
1.2 Работа с текстом и формирование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка 1
1.3 Анализ УМК 1
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Констатирующий этап 1
2.2 Формирующий этап 1
2.3 Контрольный этап 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
ПРИЛОЖЕНИЯ 1

  

Введение:

 

Текст является той структурой, той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную стройную систему. Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественной ситуации, приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции.
Текст является основной единицей языка высшего уровня и результатом когнитивно-речевой деятельности, что и обусловливает повышенное внимание к его исследованию в зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике. Так, с функционально-стилистического аспекта текст рассматривался Н. С. Валгиной, В. В. Виноградовым, А. Н. Кожиным и др.; со стороны его структурно-смысловой организации Г. А. Золотовой, И. И. Ковтуновой, Ю. М. Лотманом, Е. А. Реферовской, З. Я. Тураевой и др.; область основных категорий и характеристик исследовали И. Р. Гальперин, Ю. А. Сорокин и др.; функционирования языковых средств и способов выражения текстового смысла отображены в работах М. И. Гореликова, Д. М. Магометова, Н. М. Шанского и др.
Различные подходы к обучению тексту школьников рассматриваются в исследованиях отечественных языковедов по методике преподавания русского языка и литературы. Так, создание высказывание на основе знакомства с понятиями лингвистики текста отображены в работах В. И. Капиноса, Т. А. Ладыженской, Л. М. Лосева, Р. Б. Сабаткоева, Л. А. Кучиева и др.
Проблемы функционально-стилистической направленности обучения тексту были исследованы Л. И. Величко, Т. И. Чижова, Г. Я. Солганик и др. Использование текста-образца в процессе создания собственных высказываний описаны в трудах Е. С. Антоновой, А. Е. Васильевой, А. Д. Дейкина, Е. П. Суворовой и др.
Вопросы изучения частей речи на текстовом материале в процессе изучения русского языка были проанализированы и раскрыты Ф. И. Буслаевым, Н. А. Мете, К. Д. Ушинским и др. В частности, авторами было установлено, что изучение частей речи наиболее эффективно тогда, когда изучение частей речи основывается на примерах, взятых из художественной литературы (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский и др.).
Актуальность формирования текстовых навыков определена в ст. II. п. 11.9 ФГОС, где указано на то, что результатом обучения младших школьников является «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [ФГОС. Начальная школа.].
Несмотря на обширные исследования и практические разработки, отраженные в научно-педагогической литературе по проблеме использования текста на уроках русского языка, вопросы формирования текстовых умений младших школьников недостаточно раскрыты, что и определило тему нашего исследования «Формирование у младших школьников текстовых умений в процессе изучения имени существительного».
Цель исследования: теоретически обосновать и в процессе опытного обучения доказать, что формирования текстовых умений происходит в процессе работы с именем существительным.
Объект исследования: формирование текстовых умений.
Предмет исследования: формирование у младших школьников текстовых умений в процессе изучения имени существительного.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что работа над формированием текстовых умений младших школьников в процессе изучения имени существительного будет эффективной при соблюдении следующих условий:
— введение в содержание обучения адаптированного к условиям начальной школы теоретического минимума о тексте;
— построение методической системы обучения на основе функционального подхода.
Цель, предмет и гипотеза определили следующие основные задачи исследования:
— изучить степень разработанности проблемы в трудах ученых: лингвистов, педагогов, методистов;
— проанализировать программы и учебники по исследуемой теме;
— выявить у учащихся начальных классов исходный уровень владения навыком работать с текстом;
— в процессе опытного обучения доказать, что работа над формированием текстовых умений у младших школьников в условиях изучения имени существительного будет эффективной.
Для решения поставленных задач и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: проблемный анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; транспозиционные навыки; анализ программ и учебников в раках исследуемой темы;
2) эмпирические: наблюдение за учебным процессом; констатирующий, обучающий и контрольный этапы;
3) статистический: обработка и обобщение результатов опытного обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа объемом ??? страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (всего ??? наименований), проиллюстрирована.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изучение степени разработанности проблемы формирования текстовых умений в трудах ученых лингвистов, педагогов, методистов показал, что основная задача, которая стоит перед языковедами, изучающими особенности текста, заключается в том, чтобы найти и систематизировать категории текста со специфическими для него смысловыми единицами, а также описать условия изучения и осознания текста личностью.
Наиболее общими дефинициями трактовки понятия «текст» обозначены: речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляет индивид в определенной ситуации, является текстом. Ц. Тодоровым выделено три вида текста – вербальный, синтаксический и семантический. Н. Енквист сводит к трем основным параметрам: тема, фокус и связь. А. В. Бондарко выделяет позиционный параметр, темпоральный, мотив и др. О. Л. Каменская определяет как универсальное средство, которое может использоваться как в системах массовой коммуникации так и в межличностных.
Семантическое ядро понятия текст определяется, как ткань, строение, связь, указывая на специфику взаимодействия структурных и смысловых элементов анализируемой единицы; объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц и т.д. Следовательно, текст является результатом процесса речи и характеризуется своей завершенностью.
В современной школе выдвигаются требования поисков научно-педагогических подходов к организации обучения русскому языку, как метазадачи формирования всесторонне развитой личности школьника: накопление и освоение системы знаний, развития интеллектуально-творческих способностей, формирования общеобразовательных умений, интегрированного способа мышления, необходимого для современной личности.
Было выяснено, что учитель должен приложить все усилия на то, чтобы между учащимися и текстовым материалом, который они читают, состоялся диалог, а учитель является связующим звеном между текстом и учеником. Тем не менее, как показывает практика, умения осуществлять логически-осмысленные связи на текстовой основе у младших школьников невысокие. В связи с чем были поведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытного обучения.
Основной научно-методической базой формирования текстовых умений учащихся четвертых классов было взято за основу положения М. С. Соловейчик. Результаты исследования показали, что внедрение цикла уроков по русскому языку с использованием специализированных упражнений и видов работы в процессе изучения имени существительного по УМК Н. А. Канакиной, показал эффективные результаты, которые отображаются в увеличении высокого показателя уровня сформированности текстовых умений учащихся четвертых классов.
Данные опытного обучения после формирующего этапа показали, что сформированность текстовых умений в процессе формирующего обучения повысился с 23% до 50%, достаточный уровень снизил свои показатели с 32% до 27%. Но они не считаются отрицательными, так как средний уровень также улучшился (с 27% до 18%), достаточный уровень снизил свои показатели за счет учащихся, которые показали высшие показатели уровня сформированности текстовых умений. Кроме того, низкий уровень в начале констатирующего этапа был намного выше, чем после формирующего этапа опытного обучения, результаты которого показали об эффективности внедренных специализированных приемов и методов работы учащихся с текстом в процессе изучения имени существительного.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Текст как лингвистическое понятие
В современной лингвистической науке все больше внимания уделяется исследованиям такого феномена, как «текст». Наибольший интерес исследователей вызывает природа текста, как речевого образования и его категории. Вследствие этого в современном научном пространстве образовалась новая отрасль языкознания – лингвистика текста, что спровоцировало целый ряд исследований и систематизацию словарной терминологии, которая присуща данной области лингвистики [Колесниченко А. В. Практическая журналистика; Валгина Н. С. Теория текста]. Основная задача, которая стоит перед языковедами, изучающими особенности текста, заключается в том, чтобы найти и систематизировать категории текста со специфическими для него смысловыми единицами, а также описать условия коммуникации текста во взаимодействии с личностью. Это связано с тем, что в тексте нашли свое отражение общие закономерности формирования речи, раскрытие которых является основной и конечной целью науки о языке.
В теорию лингвистики текста весомый вклад сделали представители Пражского лингвистического кружка, основателем которого был русский языковед Н. С. Трубецкой (1890-1938 гг.). Исследования Й. Вахека, Б. Гавранека, Гаузенблаза, Едличка, В. Матезиуса, и др. вызвали интерес исследований анализа структуры текста, что впоследствии сформировало различные подходы к проблеме [Пражский лингвистический кружок].
Как объект исследования текст по-разному понимается и по-разному определяется языковедами. Наиболее общими являются следующие дефиниции: речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляет индивид в определенной ситуации, является текстом (устным или письменным), которые раскрыты Э. Косерну, А. Мартине [Новое в лингвистике / Э Косерну]. А. Греймас решает проблему текста с позиций порождающей семантики. Для него текст (дискурс) – это единство, которое расщепляется на высказывания и не является результатом их сцепления (concatinatio) [Греймас А.-Ж. Структурная семантика]. П. Гиро, рассматривая текст со стороны стиля, считает, что текст – это структура, замкнутое организованное целое, в рамках которого знаки образуют систему отношений, определяющих стилистические эффекты этих знаков [Новое в зарубежной лингвистике. Лингвостилистика].
Многогранность понятия «текст» позволяет лингвистам выделить в нем то, что является основным, раскрывает онтологические и функциональные особенности этого лингвистического явления.
И. Р. Гальперин указывал на то, что текст является заведомо организованным результатом речевого процесса; текст – это «настолько сложное и разностороннее явление, появилась необходимость учесть и его размытость и неопределенность в процессе определения тех или иных системных, онтологических и функциональных особенностей текста» [И. Р. Гальперин, С. 3]. Ученый указывает, что в тексте в результате речевого процесса выделяются такие основные черты, параметры, признаки, на основе которых возможно выстроить идеальную модель этого объекта лингвистического исследования. Одним из определяющих признаков текста является его закономерность.
Кроме того, И. Р. Гальперин утверждает, что устная речь имеет только звуковую реализацию, которая рассчитана на слуховое восприятие. Слуховое восприятие, в свою очередь, характеризуется линейностью, движением, процессом. Прерывистость (дискретность) устной речи наблюдается только в зафиксированном виде. Тем не менее, фиксация речи не является текстом в том понимании, которое представлено в определении. Текст – это не спонтанная речь; безусловно, текст имплицитно рассчитан на слуховое восприятие, но это не только движение или процесс, текст обладает еще и признаком стабильности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы