Дошкольная педагогика и психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Глава 1 Теоретические аспекты проблематики формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 7
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Современные методические подходы к организации формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 34
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 представлений о правилах поведения в природе 46
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А 62
Приложение Б 63

 

  

Введение:

 

Правила поведения в природной среде – это специально сформированная система действий, благодаря которым индивид контактирует с окружающим миром наиболее безопасно, с сохранением и развитием своей и других живых существ жизни, обеспечением удовлетворения жизненно важных интересов и достижением значимых целей. Незнание и непонимание подстерегающих дошкольника опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, отсутствие самостоятельного опыта общения с животными, нахождения в природе, а также недостаточно эффективные меры по формированию такого опыта в рамках образовательного процесса обуславливают актуальность нашего исследования.
В исследованиях М.В. Антроповой, Т.Л. Богиной, Т.М. Бондаренко, С.А Ганата, О.А. Кулановского, Т.В. Кучера, В.М. Мельникова, С.В. Петериной, Л.Т. Ямпольского процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического образования. Воспитанию бережного и ценностного отношения к природе посвящены работы Е.Н. Лазаренко, Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверева, М.Ю. Картушиной, Т.А. Куликовой, В.Н. Черняковой, Г.П. Юрко и других ученых.
Нужно помнить, что для ребенка дошкольного возраста наиболее важным является процесс познания, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения представлений и закрепления умений и навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Одним из средств формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе является использование экознаков. Экознаки – материал, помогающий педагогу сделать работу по экологическому образованию дошкольников доступной и наглядной. В ходе организации работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе экознаки можно использовать для проведения бесед с детьми, они могут стационарно находиться в экологическом уголке группового помещения, могут использоваться для проведения различных эстафет во время праздников и развлечений для детей.
Использование экознаков в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе рассматривают М.К. Ибраимова, С. Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, П.Г. Саморукова и другие.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе и недостаточным использованием экознаков в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.
Предмет исследования: экознаки как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.

Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков будет эффективен, если:
– осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
– экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
– организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 представлений о правилах поведения в природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
– качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
– теоретические положения, раскрывающие роль природы в формировании личности ребёнка (О.А. Воронкевич, Л.И. Егоренков, С.Д. Дерябо);
– теоретические положения, раскрывающие содержание представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева);
– теоретические положения об использовании экознаков в работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста (М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, П.Г. Саморукова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования экознаков в формировании у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе; в определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 766». В исследовании приняли участие 15 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 2 приложения. Текст работы иллюстрирован 6 таблицами, 14 рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бережное отношение к природе – одно из составных личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Формирование экологической культуры происходит в процессе экологического образования. Экологическая образованность согласуется с такими гражданскими и нравственными качествами как: умение следовать принципам бережливости и экономии природных запасов и богатств, соблюдение моральных и правовых норм по отношению к природе.
При выявлении сущностных характеристик и структурных правил поведения детей дошкольного возраста в природе, мы выявили, что правила поведения ребенка в природе – это сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях в природе (в лесу, во время грозы, при ориентировании на местности, в турпоходе, безопасное обращение с грибами и ягодами, безопасность при купании, безопасность на замерзших водоемах и прочие).
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что среди детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень сформированности правил поведения в природе.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков будет эффективен, если:
– осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
– экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
– организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
С целью формирования у детей 5-6 лет представлений правилах поведения в природе посредством экознаков, на первом этапе мы осуществили отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным. Для формирования когнитивного критерия представлений о правилах поведения в природе были отобраны экознаки с изображением «не загрязнять природу». Для формирование эмоционально-мотивационного критерия представлений о правилах поведения в природе были выбраны экознаки из изображениями правил поведения в природе. Для формирования деятельностного критерия представлений о правилах поведения в природе были подобраны экознаки с природоохранным направлением действия. Данные экологические знаки используются в работе с детьми при обсуждении ситуаций, требующих природоохранных действий, правил поведения людей в природе (какие действия людей направлены на уничтожение природы, последствия от этих действий для растений, животных, самих людей).
На втором этапе нашей экспериментальной работы мы обогатили экознаками уголок безопасности в группе.
На третьем этапе нашей экспериментальной работы мы организовали совместную деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Анализ результатов диагностики показал, что в группе высокий уровень возрос на 20% и составил 40%, низкий уровень уменьшился на 17% и составил 20%. Количество детей со средним уровнем составило 40%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объёме, цель достигнута, гипотеза нашла своё практическое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты проблематики формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков

1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе в психолого-педагогических исследованиях

Для изучения рассматриваемой проблемы обратимся к исследованиям Н.Н. Вересова, О.С. Горшковой, Т.Н. Зерщиковой, Л.А. Куприяновой, Н.Н. Моисеева, Т.А. Ярошевич, В.А. Ясвина., в которых в контексте других педагогических проблем раскрываются, и вопросы формирования у дошкольников правил поведения в природе.
В работах ученых исследуются различные аспекты ознакомления дошкольников с природой как фактора накоплений у ребёнка представлений о природе. Авторами установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование у детей системы природоведческих знаний на уровне представлений, в основе которых лежит связь живого организма со средой. Усвоение этих знаний формирует у дошкольников повышенный интерес к природе, положительное к ней отношение [4].
В работе Л.В. Куприяновой показано, что чувство деятельной любви к природе и соответствующее ему поведение развивается постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно целенаправленной деятельности, имеющей общественно-полезную значимость [16]. В дошкольном возрасте у детей уже может быть сформировано более или менее устойчивое поведение, характеризующееся бережным и заботливым отношением к природе, которое в дальнейшем переходит при благоприятных условиях в привычку.
По мнению автора, чувство деятельной любви к природе у детей может развиваться при наличии следующих условий: опора на положительные эмоции, вызываемые красотой природы и близостью её детям; развитие эстетических чувств, направленных на охрану природы и труд по её преобразованию; обогащение детей представлениями о природе, а также при использовании разнообразных методов и приемов образования. Л. В. Куприянова выделяет следующие показатели в определении уровня сфоомированности у детей старшего дошкольного возраста умений соблюдать правила поведения в природе:
– понимание необходимости бережного и заботливого отношения к животным и растениям, основанное на их нравственно-эстетическом и практическом значении для существования других животных и растений;
– соблюдение правил бережного обращения не только с животными, но и с объектами, имеющими отношение к их жизни; в) проявление активной заботы об объектах окружающей природной среды;
– проявление активной заботы об объектах окружающей природной среды [16].
Сущностные характеристики сформированных у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах поведения в природе и, как следствие, безопасного поведения детей в природе содержат следующее пункты:
– взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления),
– охрана природы,
– съедобные и несъедобные грибы,
– лекарственные и ядовитые растения,
– контакты с насекомыми, животными [12].
Так же можно выделить содержательные компоненты поведения детей дошкольного возраста в природе в соответствии с определенными правилами:
– в природе всё взаимосвязано,
– загрязнение окружающей среды,
– бережное отношение к живой природе,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы