Социально культурная анимация Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование творческой активности подростков средствами социально культурной анимации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования творческой активности подростков 7
1.1. Теоретико-методологические проблемы формирования творческой активности подростков 7
1.2. Содержание и сущность социально-культурной анимации 15
1.3. Социально культурная анимация как фактор развития творческой активности подростков 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию развития творческой активности подростков средствами социально культурной анимации 30
2.1. Проект формирования творческой активности подростков средствами социально культурной анимации 30
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности подростков средствами социально культурной анимации 38
2.3. Рекомендации по формированию творческой активности подростков средствами социально культурной анимации 44
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 54

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного мира формирование творческой активности подростков приобретает особую значимость. Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня творческой активности населения. Особую тревогу вызывает состояние общей активности подрастающего поколения. Что характерно для значительной части школьников в целом и подростков в частности. Причинами этого являются как возрастные особенности подростков (стремление к независимости и самостоятельности и т.п.). Особое значение творческая активность приобретает в подростковом возрасте, так как оно обусловлено тем, что изменение социальной позиции обучающегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни, подталкивают его к постоянному самовыражению и, как следствие, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем. Кроме этого, вопрос развития творческой активности подростков во внеурочной деятельности остается недостаточно изученным и поэтому является актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Основы изучения проблемы развития творческой активности подростков изложены в исследованиях В. П. Бездухова, И. В. Клюевой, Н. Б. Крыловой, В. Н. Липского, Н. Г. Тагильцевой и др.
Проблемы развития личности подростков в культурно-досуговой деятельности отражены в трудах отечественных ученых и организаторов социально-культурной деятельности: Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, В. В. Туева, В. Е. Триодина и др.
Отдельные аспекты культурно-досуговой деятельности рассмотрены в трудах Т. Г. Браже, С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской и др.
Теоретико-методологическая база культурно-досуговой деятельности представлена в работах таких ученых, как М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, И. М. Болотников, Д. М. Генкин, А. Ф. Воловик, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова, Г. А. Евтеева, А. Д. Жарков, В. М. Рябков, Г.В. Ганьшина, Е. Ю. Стрельцова, Ю. А. Стрельцов и др.
Философские аспекты активности представлены исследованиями ученых: М. С. Каган, П. Ф. Кравчук, В. Ф. Овчинников и др.; психологический аспект активности личности раскрыт в изысканиях Д. Б. Богоявленской, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлевой и др.; социальный аспект активности освещен A. C. Капто, Т. С. Лапиной и др. В педагогике вопросом творческой активности занимались В. И. Андреев, В. Ю. Лешер, А. Н. Ломов, В. А. Сластенин и др.
Однако остаются малоизученными возможности культурно-досуговой деятельности в процессе воспитания и обучения творческой активности подростков, недостаточно отражены методы и формы взаимодействия педагогов и подростков в культурно-досуговой деятельности в аспекте развития их творческой активности.
На основании анализа состояния проблемы в психолого-педагогической литературе и изучения положительного опыта культурно-досуговой деятельности в вузе культуры были выявлены следующие противоречия: в рамках темы:
– на социально-педагогическом уровне: между требованиями современного общества к развитию творческой активности подростков, как творческого человека, осмысленно и рефлексивно взаимодействующего в социально-культурной среде и недостаточным вниманием к постановке и решению этих задач в процессе культурно-досуговой деятельности;
– на научно-теоретическом уровне: между необходимостью научного обоснования развития творческой активности подростков в культурно-досуговой деятельности и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса;
– на методико-технологическом уровне: между объективно существующими возможностями культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности подростков и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данного процесса.
Исходя из анализа современной научной литературы, собственного научного поиска и обобщенного практического опыта была определена проблема исследования, какова роль социально-культурной анимации в творческой активности подростков?
Объект исследования: развитие творческой активности подростков.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности подростков методами социально-культурной анимации
Цель исследования: изучить и обосновать роль социально-культурной анимации в формировании творческой активности подростков.
Задачи исследования:
1.Исследовать теоретические аспекты развития творческой активности подростков средствами социально-культурной анимации
2. Определить сущность и содержание социально-культурной анимации
3. Рассмотреть специфику социально-культурной анимации как фактор развития творческой активности подростков
4. Разработать проект развития творческой активности подростков средствами социально культурной анимации
5. Апробировать разработанный проект на практике и оценить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности подростков средствами социально культурной анимации.
6. Разработать рекомендации по формированию творческой активности подростков средствами социально культурной анимации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческой активности подростков средствами социально-культурной анимации будет эффективным, если:
 обоснованы теоретические аспекты развития творческой активности подростков средствами социально культурной анимации;
 определен фактор развития творческой активности;
 разработан и апробирован проект по развитию творческой активности подростков средствами социально культурной анимации.
Методы исследования: анализ научных трудов по проблеме исследования; беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Структура работы: введение, основная часть (две главы), заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теории и практики по проблеме развития творческой активности обучающихся средствами социально-культурной анимации, позволил сделать некоторые выводы:
 творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую;
 движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов творческой деятельности. Одним из средств развития творческой активности является конкурсная деятельность — процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат деятельности;
 социально-культурная анимация формирует положительную мотивацию обучающихся к творчеству, познанию; организует полезный и интересный досуг детей и подростков; развивает творческую активность, расширяет сферу общения и отношения детей и подростков; поддерживает индивидуальность, уникальность, особенность ребенка, создает ситуации успеха.
На основе результатов диагностики уровня творческой активности обучающихся, теории и практики был разработан проект по повышению уровня творческой активности обучающихся посредством социально-культурной анимации. Целью проекта являлось повышение уровня творческой активности обучающихся средствами в условиях дополнительного образования.
Проект включал в себя разнообразные формы и методы работы с каждым из участников эксперимента и предусматривала тесное сотрудничество с педагогом — психологом, педагогами творческих объединений.
Реализация проекта оказалась весьма эффективной. Обучающиеся стали активно включаться в творческую деятельность, нестандартно подходить к творческим заданиям, поручениям. Наблюдалось проявление активности и заинтересованности на занятиях, также весьма заметно использование воображения, фантазии, гибкости мышления.
Результаты вторичной диагностики подтвердили эффективность разработанного нами проекта, способствующего развитию творческой активности подростков средствами конкурсной деятельности: низкий уровень творческой активности обучающихся снизился на 17%, средний уровень активности сократился на 16%, а высокий уровень творческой активности повысился на 33%.
На основе данного исследования были разработаны рекомендации по формированию творческой активности подростков средствами социально-культурной анимации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования творческой активности подростков
1.1. Теоретико-методологические проблемы формирования творческой активности подростков

Творчество рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как способ создания нового, уникального, нестандартного, имеющего субъективную и объективную новизну. В аспекте образовательной деятельности особое значение приобретает субъективная новизна творчества, для которой характерна деятельность школьника, заново создающего образовательные продукты в ситуации творческой деятельности.
Согласно требованиям новых образовательных стандартов творчество (креативность) является обязательным условием продуктивной образовательной деятельности обучающихся.
Для нашего исследования значимой является позиция ученых, определяющих педагогическое взаимодействие как важнейший фактор продуктивного творческого развития подростков, возрастные, индивидуально-психологические особенности которых наиболее сензитивны для решения данной проблемы. В этом аспекте современный подросток является именно тем субъектом, который открыт для всего нового, живет и действует в постоянно меняющемся информационном пространстве, предъявляет качественно новые требования к содержанию образования, к креативным способам получения навыков и компетенций, социально значимых для его будущей профессиональной ориентации.
Теоретический анализ работ исследователей данной проблемы приводит к выводу, что творчество является важнейшим средством развития личности, в структуре которой реализуются и преобразуются ее основные компоненты: мотивы и потребности, базовые инструментальные ценности, направленность личности, ее способности и возможности. Изначально данная человеку природой творческая способность к конструктивному изменению себя и окружающего мира позволяет учителю создавать адекватные методы, формы, средства, педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Развитие творческой деятельности и активности подростков наиболее продуктивно происходит в процессе педагогического взаимодействия; при этом необходимо уточнить следующие дефиниции: творческая деятельность, активность, творческая активность, педагогическое взаимодействие.
Выделим определение, данное Г.С. Альтшулером [2], согласно которому творчество определяется постановкой авторских задач, оценкой ситуации, выбором различных способов выполнения действий, возможностью не соблюдать заданную последовательность, способностью видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание.
Для настоящей работы актуальным представляется мнение исследователя [11], который рассматривает активность подростка как многоаспектное явление, включающее следующие компоненты: творческий, эмоциональный, волевой, личностный, интегративно взаимодействующие в определенном контексте, так как:
– во-первых, собственная творческая активность личности детерминирована ее внутренним состоянием. Подросток в этом процессе выступает как творец собственной деятельности, определяющий ее цель, пути и способы достижения;
– во-вторых, творческая активность ученика стимулируется взрослым. Подросток настолько глубоко усваивает содержание, данное взрослым, что оно, взаимодействуя с его прошлым опытом, превращается в его личное достояние, существенно изменив свою форму.
Период подросткового возраста наиболее сензитивен для развития творческой активности. Внеситуативная активность, творческое воображение и мышление, рефлексивные действия являются резервами ее развития.
В настоящем исследовании большое значение имеет трактовка сущности творческой активности как функциональное проявление личности в деятельности, предполагающее наличие совокупности свойств, которые отражают процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, а с другой стороны, как характеристика включенности в творческую деятельность [1, 3 ,6].
Таким образом, творческая активность подростка рассматривается как интегральное свойство личности, которое характеризуется высоким уровнем активности, отношения к деятельности и включенности в творческий процесс.
В контексте новых требований ФГОС в этом качестве она включает в себя комплекс личностных образований, таких как самостоятельность, настойчивость, мотивационные новообразования, а также наличие общеучебных умений и знаний, универсальных учебных действий (УУД), способствующих успешному достижению целей творческой деятельности. Данное определение принимается в качестве рабочего и указывает на создание таких механизмов, которые представляют условия для развития активности подростка.
Современному обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди. Развитие экономики требует пересмотра подходов в образовании молодого поколения [3].
Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным институтом, через который осуществляется воплощение новых базовых ценностей и целей развития российского общества [6].
Реализуя учебную программу, каждый педагог должен найти нужные формы и методы в преподавании предмета с целью развития у подростков творческого мышления. В ФГОС отмечено, что школа должна научить ребенка добывать знания. Отсюда посылка непрерывного образования — образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Действительно, сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь: знания, полученные в школе, изнашиваются раньше, чем школьный ранец.
Следовательно, появилось большое количество проблем в воспитании и обучении подростка в новом пространстве — времени его существования. Новая педагогика отказывается от традиционного предоставления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Главное сегодня — сформировать универсальные учебные действия, которые дадут им возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться. Труднее всего сформировать УУД в подростковом возрасте. Этот возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этот период он полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. В этом возрасте иначе расставляются приоритеты: семья, школа и сверстники приобретают другие значения. У подростков идет снижение творческой активности.
Учеными был выявлен ряд факторов, тормозящих развитие воображения, мышления, творчества. К ним относятся: ориентация на успех, мнение сверстника, фиксация на стереотипах половой роли, незрелость оценки подростков самого себя, представление о творческих проявлениях как отклонениях от нормы. Он не принимает на веру все, что говорит учитель, отрицательно относится к готовым знаниям, к простым, легким вопросам. Подростков нельзя заставить, их можно только заинтересовать. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Это мертвый груз, так как пассивное восприятие и усвоение не может быть опорой прочных знаний. Иное дело — знания, полученные во время творческого задания, когда интересно, поучительно, когда дети ощущают себя нужными коллективу и уверенными в том, что «мы можем все!» [6].
Каждый учитель должен не «упустить» этот момент, а еще более заинтересовать подростка. Этому способствует развитие творческого мышления — необходимый компонент успешной социальной адаптации, более полной самореализации и личностного становления учащихся. Факторами, способствующими развитию творческого мышления, являются: ориентация подростка на творческие решения; снятие преград в отношении проявлений инициативы; поощрение к выполнению различных творческих заданий дома и в школе; у подростков растет интерес к собственной личности, самопознанию [9].
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для автора, но и для других.
Использование творческих заданий на уроках развивает коммуникативную функцию, а общение со сверстниками — ведущий вид деятельности подростков. Учитель должен организовать работу таким образом, чтобы учащиеся включались в совместную деятельность, направленную на достижение учебных задач. Привлекать их к оценочной деятельности, так как в подростковом возрасте мнение сверстников очень важно. Обеспечить исследовательскую деятельность для развития творческого мышления. Класс состоит из учеников с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. Педагогу нужно использовать прием положительного подкрепления и вселять в ученика веру в будущие успехи. Обязательно нужно создать ситуацию успеха для каждого школьника. На уроках давать творческие задания, с которыми может справиться даже «двоечник». Несомненно, что у него затем возникнет желание изучать данный предмет. Используя на уроках новые методы и приемы активизации творческого мышления, мы направляем учеников на развитие мотивов к обучению. Творческий процесс начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия. Противоречия характерны для уроков, когда к существующей сумме знаний добавляется информация, на первый взгляд, не совместимая с ней. В результате возникает проблемная ситуация, удивление, желание преодолеть трудности, найти истину.
Способности ребенка развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он добирается до «планки» своих возможностей и постепенно поднимает эту «планку» все выше и выше. Работа по формированию творческого мышления возможна в системе продуктивного обучения, на основе ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи педагога. Формирование творческого мышления немыслимо без учителя, с его разработанным планом урока (технологической картой), в которой просматриваются все этапы урока, прописана деятельность учителя и ученика [5].
Рассмотрим приемы, которые можно использовать с обучающимися подросткового возраста для актуализации внимания через формирование у школьников творческого мышления.
Приемы активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей:
1.Прием «Удивляй». Сообщение интересных фактов по теме урока.
2. Прием «Согласен — Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
3. Прием «Нестандартный вход в урок» Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, учитель говорит: «Горы Саяны — средние по высоте, совсем не молодые, но почему же здесь происходят землетрясения силой 3-5 баллов?»
4. Прием «Интеллектуальная разминка» Что такое? Кто такой? Найди лишнее.
Методы развития познавательной деятельности:
1. Метод «Машина времени». Ученикам нужно представить, что у них появилась машина времени. Теперь мы можем отправиться в путешествие в далекое и ближайшее будущее. Менять там ничего нельзя, можно только наблюдать. Особенно этот прием помогает активизировать внимание обучающихся при изучении темы: «Геохронологическая таблица». Тема очень сложная для восприятия, но, если использовать данный прием, усваивается очень хорошо.
2. Метод «Открытости задач» Упражнение, которое дает учитель, предусматривает несколько вариантов решения. При этом задания максимально приближены к жизненным ситуациям, когда надо выдвинуть как можно больше нестандартных решений и, оценив их трудоемкость, выбрать самое оптимальное [2].
3. Прием «Словесное рисование» Этот прием является начальным в развитии творческого мышления. Словесное рисование развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речью, влияет на развитие подростков в целом, содействует глубокому восприятию изучаемого предмета. Пример. Учитель дает задание нарисовать словесную картину по впечатлениям от музыкальной фантазии «Времена года» Петра Ильича Чайковского. При изучении темы «Погода» можно дать задание нарисовать словесную иллюстрацию к художественному произведению Айвазовского «Девятый вал».
Развитию творческого мышления способствуют уроки-путешествия. Не только на уроках географии можно использовать данный прием. Учителя литературы могут предложить отправиться в гости к Городничему, пройтись по улицам города, в котором развиваются события комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Воображение начинается с умения видеть мир своими глазами: дописать не дописанное, увидеть то, о чем автор сказал намеком [4].
Если учителя на уроках будут использовать данные методы и приемы, то у обучающихся даже в подростковом возрасте не пропадет желание учиться. Данные задания рассчитаны не только на «сильных», но и на «слабых» учеников. А это создает для них ситуацию успеха. Им на уроках будет комфортно. Использование исследовательского метода обучения на уроках географии и во внеклассной деятельности.
При введении ФГОС ООО для активизации творческого мышления введен в школьную программу исследовательский метод обучения. При выполнении исследовательской работы, обучающиеся должны научиться соблюдать этапы ее написания. Выбор темы, актуальность темы, формирование цели и задач работы, практическое значение. Учащиеся выдвигают гипотезу, постановку проблем. Формулируют и объясняют решение и делают проверку решения.
Таким образом, творческое мышление сегодня становится необходимым условием успешной социальной адаптации подростка, более полной самореализации и личностного становления, что дает возможность реализовать ФГОС.
В философских и психологических концепциях закономерности развития личности обучающихся рассматриваются как поступательное количественно-качественное изменение деятельности, сознания, психических процессов, характеризующих особенности творческой активности как ведущей характеристики подростка [8].
В педагогике сущность развития личности рассматривается как качественное изменение деятельности, в которой она выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также позиции самого учащегося, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.
Педагогическое взаимодействие в российской педагогической науке трактуется как развивающий процесс, происходящий между взрослыми и детьми в ходе учебно-воспитательной работы во времени, в конкретных институтах социума [12]. Процессы непрерывного образования и развития творческого потенциала личности находятся во взаимодействии [10, 12]. Логично предположить, что педагогическая деятельность может способствовать развитию творческой активности учащихся только тогда, когда она обеспечивает и организует педагогический процесс в выбранном направлении, поддерживает взаимосвязь творческой деятельности с такими видами деятельности, как коммуникативная, проективная, игровая.
Согласно современному ФГОС, целесообразность включения взаимодействия в творчество обусловлено самой сущностью творческого процесса и понимается как целенаправленный процесс педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит овладение подростками новыми знаниями и умениями, универсальными учебными действиями, способами самостоятельного творческого поведения.
Процесс передачи и усвоения знаний, приобретения опыта творческой деятельности, универсальных учебных действий зависит от атмосферы сотрудничества и взаимопонимания участников этого процесса.
На каждом этапе развития творческой активности подростков происходит последовательная смена форм совместной деятельности:
личностная включенность педагога и учеников в диалог (обсуждение темы) с целью эмоционального заражения, установки на творческое восприятие темы, что обеспечивает активность, непосредственность восприятия, педагогический контроль над освоением навыков, – на первом этапе;
совместная деятельность, направленная на развитие собственных форм творческой активности обучающихся, на освоение опыта работы на плоскости, в объеме и в пространстве, – на втором этапе;
обогащение опыта оригинальными технологиями, приемами, обеспечивающими управление собственной творческой активностью учащихся, – на третьем этапе.
Другими словами, смена форм совместной деятельности происходит от педагогического контроля и подражательного действия, характерных для первого этапа, к совместной деятельности, характерной для второго этапа, и к самопобуждаемой самостоятельной деятельности, характерной для третьего этапа.
Итак, возможности образовательного процесса в развитии творческой активности подростка определяются в поэтапном приобретении, применении, преобразовании и сохранении умений и знаний, универсальных учебных действий, в обогащении индивидуального опыта учащихся (когнитивный, эмоциональный, социальный опыт); в становлении субъектности подростка в результате смены форм взаимодействия учителя и учащихся (от подражания к самоорганизуемому действию) при творческом использовании геометрических средств (объем, форма и т. д.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы