Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование связной речи в процессе обучения описательным рассказам По игрушке детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников 6
1.2. Характеристика связной речи у детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Средства и методы формирования связной речи дошкольников 15
Выводы по главе 1 19
2. Методика формирования связной речи у детей 5 года жизни 20
2.1 Характеристика описательной речи детей 5 года жизни по результатам констатирующего эксперимента 20
2.2 Методика экспериментального обучения детей описанию игрушек 35
2.3 Анализ полученных результатов 38
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список литературы 50
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
При этом в последнее время многие дошкольные учреждения переходят к применению нетрадиционных методов работы с детьми среднего дошкольного возраста. Среди таких методов, которые позволяют достигать эффективных результатов в развитии описательной речи, можно назвать наглядное моделирование как составление описательных рассказов по игрушкам, представляющее собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания словесной информации.
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста обуславливает выбор темы исследования: «Формирование связной речи в процессе обучения описательным рассказам по игрушке детей среднего дошкольного возраста».
Степень изученности темы. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Вопросы формирования связной речи, в частности составление описательных рассказов, изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др.
Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в среднем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым связную речь.
В процессе проведения экспериментальной работы в дошкольном учреждении были выявлены некоторые противоречия, среди которых следующие:
1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Использование в качестве наглядных моделей игрушку представляет собой эффективное средство развития описательных рассказов у дошкольников, однако ее недостаточно используют для этой цели в ДОУ.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования игрушек как средства развития у дошкольников среднего возраста возможности составлять описательные рассказы.
Целью исследования является определение возможностей обучения описательным рассказам по игрушке детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом выступает метод составления описательных рассказов по игрушке как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование игрушек при развитии связной речи и составления описательных рассказов детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении принципа системности и доступности в ходе коррекционной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить психолого-педагогические особенности формирования связной речи дошкольников среднего возраста.
2. Охарактеризовать особенности связной речи у средних дошкольников.
3. Изучить средства и методы развития связной речи.
4. Организовать исследование и изучить уровень описательной речи детей 5 года жизни по результатам констатирующего эксперимента.
5. Составить методику экспериментального обучения детей описанию игрушек.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологические основы исследования:
— Учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выготского;
— Учение Р.Е. Левиной о системном строении речи;
— Современные научные достижения в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и т.д.)
— Основные традиционные подходы формирования связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и др.)
— Основные положения методики наглядного моделирования (Л.В. Моисеева, С.А. Лебедева и др.)
Методы исследования:
— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
— эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности уровень сформированности связной речи дошкольников;
— математический метод: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость представляется в том, что в ходе исследования были проанализированы и обобщены имеющиеся материалы и публикации по теме развития описательной стороны речи, которые могут использоваться в процессе подготовки занятий по развитию речи воспитателями и студентами педагогических специальностей при изучении данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы с наглядными моделями в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста, в работе дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 10» города Бирска.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер.
Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия.
Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности.
После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря которому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов [Ерастов, 2013].
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [Аджи, 2006].
Такой исследователь как А.А. Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого он отмечал, что речевая деятельность необходима дл создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности [Леонтьев, 2009].
По мнению Д.Б. Эльконина, формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что так же как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается [Эльконин, 2010].
Такие исследователи как Л.С. Выготский и А.Р. Лурия напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится одной из общественно важных задач [Выготский, 2016; Лурия, 2010].
Психологи говорят о том, что связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи [Развитие речи, 2012].
Сформированность связной речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, конкретной, диалогической, монологической речи и связности высказываний [Гальперин, 2017].
Ситуативная речи представляет собой социально-направленную речь, которая необходима для построения общения с другим человеком. Конкретная речь опирается на необходимость соблюдения адекватности общения. Формирование диалогической речи напрямую зависит от развития навыка общения дошкольников с окружающими людьми. Диалогическая речь необходима для полноценного построения диалога, а ее формирование связано с процессом социализации дошкольников [Леонтьев, 2009].
Наряду с диалогической речью происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую очередь, применяя простые предложения, а в процессе развития речи – сложные, которые представляют собой повествовательные высказывания, посредством которых дети выражают собственные мысли. Притом важная роль для формирования такого умения заключается в достаточном уровне развития монологической речи [Гризик, 2018].
Что касается монологической речи, то в онтогенезе ее развитие протекает одной из последний. В процессе формирования и развития монологической речи дети обучаются самостоятельному изложению своих мыслей, выражению своего мнения, независимо от вопросов извне.
Одним из исследователей развития детской речи является К.Д. Ушинский. В обучении дошкольников родному языку автор определял три цели:
1. Развитие дара слова, который заключается в умении выражать собственные мысли. Для этого необходима наглядность обучения и опора на конкретные образы, которые воспринимаются ребенком.
2. Обучение ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Для этого следует использовать художественные произведения, по мнению автора.
3. Практическое усвоение грамматики, которое предшествует изучению ее как науки [Ушинский, 1986].
При этом автор отмечал, что все эти цели должны осуществляться одновременно. Отметим, что К.Д. Ушинский внес значительный вклад в методику развития связной речи дошкольников, использование которой можно встретить и в современной практике дошкольных учреждений [там же].
Е.Н. Водовозова, будучи ученицей К.Д. Ушинского, рассматривала развитие речи и мышления во взаимосвязи с накоплением чувственного опыта. В своих трудах автор отмечала программу развития у дошкольников образной речи при помощи фольклора [Развитие речи, 2012].
Большое значение для содержания и методов работы по развитию речи дошкольников имеет деятельность Е.И. Тихеевой. Автор рассматривала развитие образной речи во взаимодействии с развитием личности ребенка. Она указывала, что систематическое обучение образной речи лежит в основе всей системы воспитания в дошкольном учреждении [Тихеева, 2012].
Многие исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [Ананьев, 2011].
Такой исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что связная речь в широком понимании представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного языка единое целое. Тем самым автор говорит о том, что любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной речи [Ерастов, 2013].
Среди исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.
По мнению Ф.А. Сохина в связной речи определяются все достижения дошкольников в овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития ребенка. Однако связная речи является наиболее сложной формой речевой деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического развернутого изложения [Сохин, 2012].
Обучение связной речи представляет собой важную цель и средством практического овладения навыками родного языка. В связи с этим освоение различных сторон речи выступает как необходимое условие по развитию связной речи, тогда как связная речи оказывает влияние на обучение ребенка применять самостоятельно отдельные слова и синтаксические конструкции. Отмечается, что при нормальном онтогенезе развитие связной речи сопровождается развитием мышления, деятельности и общения [Хрестоматия по теории, 2004].
Говоря об этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года жизни посредством эмоционального общения детей с взрослыми происходит закладывание основ будущей связной речи. Основываясь на понимании, в первую очередь примитивном, начинает протекать развитие активной речи ребенка [Филичева, 2010].
Далее, на втором году жизни у ребенка проявляются первые осмысленные слова, которые впоследствии выполняют функцию обозначения предметов. Постепенно формируется в речи детей первые предложения [Зимняя, 2017].
На третьем году жизни происходит развитие понимания речи быстрым темпом, формируется собственная активная речь ребенка, растет его словарный запас и усложняется структура предложений. С этого момента времени ребенок начинает использовать диалогическую форму речи [Ёлкина, 2006].
В период дошкольного детства протекает отделение речи от непосредственного практического опыта. При этом главная особенность этого процесса заключается в появлении планирующей функции речи, которая получает форму контекстной, монологической речи. Ребенок усваивает различные типы связных высказываний, среди которых выделяется описание и повествование, что касается рассуждения, то оно частично в дошкольном возрасте, опирается при этом на наглядный материал, а впоследствии без него. Далее происходит усложнение синтаксической структуры рассказов, растет количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [Гвоздев, 2013].
Независимо от формы речи, основным коммуникативным условием является связность. Поэтому с целью овладения коммуникативными навыками важна организация специального развития у дошкольников составления связных высказываний.