Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование специальных координационных способностей у баскетболистов на начальном этапе подготовки в дополнительном образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 4
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ 4
1.1. Общая характеристика координационных способностей 4
1.2. Развитие координационных способностей у баскетболистов 4
1.3. Этап начальной подготовки в баскетболе 4
1.4. Средства и методы развития координационных способностей на занятиях баскетболом 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4
2.1. База, организация и методы исследования 4
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 4
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
3.1. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование специальных координационных способностей баскетболистов на начальном этапе подготовки 4
3.2. Результаты педагогического эксперимента 4
Выводы по третьей главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕН4
Введение:
Здоровый образ жизни вновь на пике популярности у россиян. Максимальное оздоровительное влияние физических упражнений – такой запрос идет от общества. Система образования должна реагировать на запросы общества, так как, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ) [35], является исполнителем образовательных услуг. Заказчиком данного запроса являются дети, их родители, а так же законные представители.
Наиболее гибко и оперативно обеспечить запросы общества способно именно дополнительное образование. Среди тематического разнообразия, огромного арсенала форм, методов и способов, предлагаемых дополнительным образованием, наибольший оздоровительный эффект физических упражнений дают спортивные игры. Одна из них – баскетбол, который является достаточно популярной игрой.
Как спортивная игра современный баскетбол характеризуется повышением активных действий игрока вне зависимости от позиции в нападении или защите. Игровая деятельность отличается высокой плотностью, сокращением времени на выполнение технических приемов и тактического взаимодействия. Такие характеристики требуют от баскетболиста отличной физической подготовки.
Острую актуальность темы дипломного проекта определяет не только потребность общества в оздоровлении и престижность здорового образа жизни. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, предпочитают компьютерные и мобильные игры, различные гаджеты даже не спорту, а движению вообще. Зачастую в их действиях заметен недостаток координации, что особенно видно на уроках физкультуры и занятиях в кружках, секциях и детских объединениях физкультурно-спортивной направленности.
Координация движений лежит в основе любой физической деятельности человека. Новое движение (технический элемент в спорте) строится на старых координационных связях, уже освоенных двигательных элементах. Чем прочнее фундамент из старых координационных связей, тем легче построить новые. Чем раньше начнется создание фундамента, тем обширнее и качественнее будет новый запас.
Для баскетбола координация движений чрезвычайно важна. Если на начальном этапе подготовки заниматься развитием координационных способностей, то только в этом случае можно рассчитывать на достижение высокого уровня мастерства в технике и тактике, а также победы в соревнованиях [2].
Исследователи проблемы единодушны в том, что развитие координационных способностей приведет к повышению результативности, стабильности и экономичности выполнения двигательных действий [3].
Таким образом, задача педагога состоит в разработке комплекса определенных упражнений для развития у обучающихся координации движения. Причем в дополнительном образовании эта задача осложняется разным уровнем физической подготовленности. Часто в секцию приходят разные дети: ребенок, не имеющий понятия об игре в баскетбол, и «болеющий» баскетболом учащийся. Нередко педагогу приходится повторять школьную программу с обучающимися. Необязательно обучающийся на этапе начальной подготовки окажется 10-11-летним ребенком. Поэтому необходим индивидуальный подход для развития координации движения.
Объект исследования — тренировочный процесс баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования — развитие специальных координационных способностей спортсменов, занимающихся баскетболом на этапе начальной подготовки.
Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений для совершенствования специальных координационных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития координационных способностей баскетболистов.
2. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие (совершенствование) координационных способностей баскетболистов на начальном этапе подготовки.
3. Оценить опытно-экспериментальным путем эффективность использования разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза заключается в предположении, что начальный этап подготовки способствует развитию специальных координационных способностей юных баскетболистов.
Теоретико-методологическая основа исследования — основные положения теории спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов), организация и методика проведения процесса физической подготовки баскетболистов (А.А. Аруцев, А.М. Власов, А.Я. Гомельский, Р.А. Корнеев, А.Б. Саблин, Е.Е. Яворская).
Методами исследования выступили анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Заключение:
По результатам проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы:
Анализ научно-методической литературы по указанной проблеме позволил сделать вывод о том, что:
— спортивные игры, а в частности баскетбол, являются эффективным средством развития физических качеств человека.
— баскетбол характеризуется как сложно-координационная спортивная игра, которая требует от игроков большого количество перемещений, зачастую связанных с физическим контактом во время противостояния с соперником. Также осуществляется постоянная смена игровых действий в неожиданно возникающих ситуациях. Все перечисленные характеристики требуют от баскетболистов высокого уровня развития координационных способностей.
— детей, занимающихся баскетболом необходимо обучать физической, технической, тактической, морально-волевой, т.е. психологической, а также теоретической подготовке. При этом все виды имеют тесную взаимосвязь.
— важнейшей задачей в процессе обучения баскетболу является формирование двигательных навыков.
2) Выбор организации, методов исследования и описание этапов реализации исследования, направленного на развитие координационных способностей у баскетболистов в дополнительном образовании осуществлялся в соответствии с целью и задачами исследования.
3) Педагогический эксперимент представлял собой изучение закономерностей развития специальных координационных способностей.
4) По итогам констатирующего педагогического эксперимента установлено, что показатели координационных способностей, физической подготовленности и работоспособности в экспериментальной и контрольной группах не имеют существенных различий. Это говорит об однородности подгрупп баскетболистов, принимавших участие в констатирующем педагогическом эксперименте. В то же время вышеуказанные исходные показатели свидетельствуют о низком и среднем уровне развития тестируемых способностей у баскетболистов 10-12 лет.
5) На основании полученных результатов у данной выборки баскетболистов были определены «ведущие» специальные координационные способности:
а) способность к быстроте простой и сложной двигательной реакции, способность к дифференцированию временных параметров движений, способность к перестроению движений рук, способность к перестроению движений рук и ног;
б) способность к дифференциации пространственных и силовых параметров движений, способность к динамическому равновесию в прыжках и перемещениях.
6) Изменения показателей физической подготовленности внутри экспериментальной и контрольной подгрупп от начала к концу педагогического эксперимента указывают на то, что в экспериментальной подгруппе произошли достоверно значимые улучшения по четырем из восьми показателей, что указывает на эффективность проведенных занятий.
7) Разработанный экспериментальный комплекс средств для развития специальных координационных способностей у баскетболистов показал эффективность и может быть использован в тренировочном процессе баскетболистов на начальном этапе подготовки.
Можно подытожить, что цель и задачи работы достигнуты: было обосновано теоретически и разработано содержание комплекса упражнений, направленных на совершенствование специальных координационных способностей баскетболистов на этапах начальной подготовки, а также опытно-экспериментальным путем была проверена эффективность использования данного комплекса упражнений.
Фрагмент текста работы:
Координационные способности — это функциональные возможности определенных органов и структур организма, при взаимодействии которых отдельные элементы движения согласуются и становятся единым смысловым двигательным действием. Пространственная ориентировка, статическое и динамическое равновесие, точность воспроизведения движения по таким параметрам, как: пространственный, силовой, временной – все эти способности относят к группе координационных [4].
Двигательно-координационными способностями обеспечивается не просто решение двигательной задачи, но наиболее совершенное. Оно отличается быстротой, точностью, целесообразностью, экономностью и находчивостью. Отметим, что в баскетболе двигательная задача бывает достаточно сложной и возникает неожиданно [5].
Современной научно-методической литературой дается большое количество определений понятия «координационные способности». Попробуем обобщить предлагаемые определения. Но начнем с того, что до введения в научно-методическую сферу понятия «координационные способности» использовалось другое – «ловкость». Или же оба понятия употреблялись как равнозначные.
Но и на понятие «ловкость» единого взгляда не было. Разными авторами предлагались разные толкования. Мы предприняли попытку вычленить общее в этих толкованиях. Получилось, что ловкость – это, во-первых, умение точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; во-вторых, способность формировать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в условиях быстрого изменения ситуации; в-третьих, способность к формированию навыков по требованию нервной системы.
Постепенно недостаточно полное определение «ловкость» заменили более полными «координация движений» и «координационные способности». Хотя и здесь единства в мнениях нет, но каждым автором отмечается та или иная особенность сложного, многогранного понятия «координация движений» и «координационные способности».
Так, Н.А. Бернштейн координацию движений называл преобразованием избыточных степеней свободы органов движений человека в управляемые системы. Действительно, органы движений обладают неограниченной свободой. И лишь подчиненные единой цели при выполнении двигательной задачи они становятся системой, действующей согласованно. Системой, которая подчиняется управлению, координированию.
Способность «целесообразно, экономно и находчиво решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи» В.Н. Платонов определял как общую координацию движений. Такое же определение А.К. Луковцева давала двигательно-координационным способностям. Ей вторят Ю.Ф. Курамшин и В.П. Попов. Они считают, что на основе только целостной оценки двигательно-координационных возможностей человека можно делать вывод об их проявлении при преодолении координационных трудностей в ходе решения двигательных задач.
Совершенно справедливо утверждение о том, что общая координация движений — это двигательная способность, которая развивается самими движениями. Чем богаче арсенал двигательных навыков человека, тем прочнее двигательный опыт и мощнее база для новых форм [6]. Об этом мы уже говорили выше. При этом, по мнению Л.В. Копысовой, именно координационные способности определяют, сможет ли человек найти оптимальный вариант управления и регулирования своих действий.
Таким образом, общие виды координационных способностей обладают определенными характеристиками:
— умением управлять произвольными движениями;
— способностью сочетать и согласовывать движения тела в пространстве и во времени;
— экономичностью и находчивостью при решении сложных и неожиданно возникающих двигательных задач;
— пропорциональной зависимостью освоения новых форм двигательной деятельности от уже сформированного запаса;
— готовностью к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий;
— способностью быстро, точно, целесообразно решать новые двигательные задачи.