Религиоведение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «здоровье», здоровый образ жизни 6
1.2. Анализ программ по проблеме исследования 10
1.3. Особенности формирования ЗОЖ у старших дошкольников средствами подвижных игр 15
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 23
2.2. Формирующий этап эксперимента . Использование подвижных игр в комплексе здоровьесберегающих мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников 32
2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента по использованию подвижных игр , направленных на формирование сознателтного 41
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития. Это вызывает необходимость формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников [3, 5, 9, 43].
Одним из важных направлений решения этой проблемы является организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в реализации отношения дошкольников к здоровому образу жизни. Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствуют решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей [10].
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведет к положительным результатам.
Система дошкольного образования играет важную роль в решении проблем сохранения здоровья детей и формировании жизненных и социальных мотиваций здорового образа жизни; время их пребывания в дошкольной образовательной организации совпадает с периодом интенсивного роста и развития, когда организм ребенка чувствителен к воздействию условий окружающей среды. Поэтому важно, как можно раньше сформировать понятие здорового образа жизни и воспитать потребность в его соблюдении. Решение проблемы личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Изучению вопросов формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников занимались А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, В.Д. Давыдов, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнов. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой, которые показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Вместе с тем, до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников, что требует дальнейшего рассмотрения.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования – подвижные игры в комплексе мероприятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности и экспериментальным путем определить эффективность комплекса подвижных игр в формировани сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить особенности сформированности здорового образа жизни у старших дошкольников.
3. Разработать комплекс подвижных игр в комплексе мероприятий здоровьесберегающей направленности у старших дошкольников и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза: предполагается, что разработанный комплекс подвижных игр будет способствовать формированию у старших дошкольников сознательного отношения к здоровому образу жизни, способствовать формированию осанки у детей, улучшению их физического и функционального состояния, укреплению здоровья.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована педагогами в контексте создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. 
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования сознательного отношения к ЗОЖ у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами физкультурной деятельности.
2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной группы имели низкую осведомленность относительно здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом, что послужило основой для разработки методики занятий с использованием подвижных игру старших дошкольников в составе комплексной модели психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников.
3. Для укрепления здоровья детей была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного в ДОУ, которая включает ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов для сохранения и стимулирования здоровья детей: психопрофилактического, диагностического и оздоровительного, которые должны привести к достижению поставленных целей. Для успешной реализации педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста необходимо также повышать педагогическую компетенцию родителей, постепенно расширяя их участие в оздоровительном процессе. В рамках оздоровительного компонента была разработана и реализована программа оздоровительной физической культуры для детей, включающая выполнение подвижных игр, обладающих оздоровительным воздействием.
Для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также достижения оптимального уровня физической подготовленности и освоения основных двигательных навыков, в программу по физическому воспитанию в дошкольном возрасте были включены подвижные игры с использованием мяча, обруча, прыжков через скакалку, стилизованные виды передвижений и их сочетания, которая подтвердила свою эффективность и значимость.
Результаты формирующего эксперимента показали, что у детей значительно повысился интерес к занятиям физической культурой и спортом, что подтверждает эффективность разработанной методики занятий с использованием подвижных игр. Повторные результаты по методике А.Н. Лутошкина показали, что у детей превалирующим был оранжевый и красный цвета, что свидетельствует о повышении интереса к занятиям физической культурой.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности методики физического воспитания старших дошкольников, разработанной на основе применения подвижных игр и целесообразность ее внедрения для развития интереса и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «здоровье», здоровый образ жизни

Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Здоровые дети являются залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [37, с. 25].
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [9, с. 112].
По его убеждению соматический компонент здоровья дает оперативную информацию о функциональном состоянии органов и систем организма, в основе которого лежит индивидуальная биологическая программа, которая опосредуется базовыми потребностями разных этапах онтогенеза.
Физический компонент здоровья дает информацию об уровне роста и развития органов, в основу которого положены морфофункциональные резервы, обеспечивающие процесс адаптации.
Психический компонент здоровья отражает состояние психики, что обуславливает состояние душевного комфорта и адекватной поведенческой реакции. Нравственный компонент здоровья представляет собой комплекс характеристик мотивационной сферы, в основе которого лежит система ценностей, установок человека в обществе.
Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов; показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.
Осложнение социально-экономической ситуации и кризисные явления в обществе стали причиной снижения активности молодежи, замедления ее физического и психического развития, отклонений в социальном поведении. В результате этого, проблема сохранения здоровья личности становится особенно актуальной, что подтверждает официальная статистика и результаты эпидемиологических исследований, согласно которым состояние здоровья населения страны значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. Вышеизложенное актуализирует проблему сохранения и укрепления здоровья подростков, определение стратегии развития образования, с позиций формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [14].
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности. Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, 8, 18].
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.
Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни [17, 18].
Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний. Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном – сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [43].
Выполнение представленных составляющих ЗОЖ для различных возрастных категорий имеет практический смысл, поскольку не требует дополнительных материальных затрат и времени.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы