Педагогика и педагогические технологии Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2 Роль семьи в воспитании детей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Содержание и формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня сформированности сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников 27
2.2 Программа формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников 44
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………64

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Семья как социальный институт играет большую роль в воспитании и развитии ребенка как личности. Картина мира, отношение к самому себе и к окружающим закладывается в семье, так как ребенок перенимает взаимоотношения родителей между собой, отношения родителей к обществу. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], именно родители являются первыми воспитателями ребенка и несут ответственность за его гармоничное развитие. Но семья не может воспитывать ребенка в изоляции от других воспитательных институтов.
Вторым по важности социально значимым институтом после семьи для ребенка выступает школа. В школе ребенок получает знания, необходимые ему для дальнейшей полноценной жизни в обществе, он учится взаимодействовать в коллективе, получает навыки общения. Осваивает новые социальные роли, приобщается к труду, привыкает к дисциплине.
Анализ проблемы взаимодействия школы и семьи позволяет отметить, что сотрудничество между учителями и родителями выступает обязательным условием для полноценного воспитания школьника, обеспечивает наиболее комфортные условия для его социализации. Вместе с тем, в процессе сотрудничества нельзя не выделить ряд существующих проблем: со стороны родителей – низкая инициатива, стремление переложить ответственность за ребенка с себя на педагогических работников, со стороны педагогов – формализм в работе с родителями, недостаточная подготовленность к оказанию квалифицированной консультации, использование только традиционных форм методической работы. В поисках условий эффективной организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и будет заключаться разрешение вышеуказанных проблем.
Объект исследования: сотрудничество образовательного учреждения и семьи воспитанника. Предмет исследования: формирование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить результативность программы формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Гипотеза исследования: программа формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников будет способствовать преодолению проблем адаптации детей к обучению в школе при соблюдении следующих условий:
— при выявлении сложностей адаптации у детей и степени осведомленности их родителей по этой проблеме;
— при организации консультации и просвещения родителей, посвященных рассмотрению основных трудностей, возникающих в период адаптации детей к школьному обучению.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Привести психолого-педагогические особенности младших школьников и определить роль семьи в их воспитании.
2. Охарактеризовать содержание и формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
3. Выполнить диагностику уровня сформированности сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
4. Предложить и апробировать программу формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников с последующим обсуждением полученных данных.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: МОУ «Оредежская СОШ» начальная школа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и проверить результативность программы формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были приведены психолого-педагогические особенности младших школьников и определена роль семьи в их воспитании;
— были охарактеризованы содержание и формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников;
— была выполнена диагностика уровня сформированности сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников;
— была предложена и апробирована программа формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников с последующим обсуждением полученных данных.
По итогам выполнения работы были получены следующие основные выводы:
Жизнь современной семьи, особенности ее существования детерминированы различными сферами жизни общества и условиями его функционирования. Социально-экономические, культурные преобразования в обществе в рамках рыночной экономики, урбанизация, миграционные процессы обусловили новую расстановку акцентов в сфере семейной политики, основными направлениями которой является возрождение и укрепление семьи как социального института, ее моральных устоев, духовных и нравственных семейных ценностей и приоритетов.

Одним из важнейших приоритетных направлений развития современного демократического общества является воспитание интеллектуальной, гармонично развитой, духовно-нравственной личности, формирование и становление которой возможно, прежде всего, в семье – важнейшем социальном институте.
Сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников – обязательное условие успешного образовательного и воспитательного процесса. Согласно действующей нормативно-правовой документации родители несут ответственность за образование своих детей, а педагогический коллектив школы реализует социальный заказ, исходящий именно со стороны родителей, на обеспечение условий для образования и воспитания учащихся. В связи с этим, невозможно себе представить грамотно организованный образовательный процесс, в котором нет места сотрудничеству между семьями воспитанников и педагогическим коллективом.
Опытно-экспериментальное исследование формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников было организовано на базе начальной школы МОУ «Оредежская СОШ».
Учитывая, что тема очень широка, в практической части работы мы сузили ее до формирования сотрудничества учителей и родителей в процессе адаптации младших школьников к обучению.
В качестве выборки испытуемых выступили 50 детей. Всех участвующих детей мы разделили на две равных группы: 25 детей вошли в экспериментальную группу, 25 – в контрольную группу. Также в исследовании приняли участие 25 родителей (по одному от каждого ребенка, входящего в экспериментальную группу).
Отличный уровень развития мотивации на констатирующем этапе эксперимента был обнаружен только у 8% испытуемых как экспериментальной, так и контрольной группы. Средний уровень школьной мотивации наблюдается у 36% респондентов экспериментальной группы и 32% респондентов контрольной группы. Удовлетворительный уровень школьной мотивации наблюдается у 28% респондентов экспериментальной группы и 24% респондентов контрольной группы. Низкая школьная мотивация была диагностирована у 20% респондентов, как экспериментальной, так и контрольной группы. По 12% испытуемых второклассников продемонстрировали негативную адаптацию, т.е. абсолютно дезадаптированы. Комфортное самочувствие на занятиях на констатирующем этапе исследования наблюдается у 40% респондентов экспериментальной группы и 44% респондентов контрольной группы. Нормальное самочувствие наблюдается у 36% респондентов экспериментальной группы и 40% респондентов контрольной группы. Некомфортное состояние наблюдается у 24% респондентов экспериментальной группы и 16% респондентов контрольной группы. Психологический климат экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе исследования большинство ребят считают благоприятным, но уровень сплоченности недостаточно высок и в каждом группе есть дети изолированные и даже отверженные своими сверстниками.
После внедрения программы формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников, на контрольном этапе эксперимента высокий уровень мотивации к учению продемонстрировали 60% детей из экспериментальной группы вместо 40% на констатирующем этапе. Уровень школьной тревожности у детей из экспериментальной группы, диагностированный на контрольном этапе, оказался снижен по всем показателям и, что особенно важно, по критическим: страх ситуации проверки знания и страх не соответствовать желаниям окружающих (с 72% и 60% до 40% и 20% соответственно). На контрольном этапе эксперимента о комфортном самочувствии на занятиях сообщили 72% респондентов из экспериментальной группы против 40% на констатирующем этапе. По итогам контрольного определения оценки социально-психологического климата экспериментальной группы не оказалось ни одного ребенка, оценившего климат как абсолютно не удовлетворительный, подавляющее большинство же детей (80%) оценило его как «в целом благоприятный» и «весьма благоприятный».
Итак, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что программа формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников будет способствовать преодолению проблем адаптации детей к обучению в школе при соблюдении следующих условий:
— при выявлении сложностей адаптации у детей и степени осведомленности их родителей по этой проблеме;
— при организации консультации и просвещения родителей, посвященных рассмотрению основных трудностей, возникающих в период адаптации детей к школьному обучению.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как практическую, так и теоретическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методических материалов по проблеме формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Эта программа может быть рекомендована для внедрения в педагогический процесс начальной школы с целью оптимизации процесса сотрудничества педагогов и родителей по проблеме преодоления дезадаптации первоклассников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников

Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного детства в основной мере обусловлен социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения образовательной организации начального школьного образования.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [16] отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются: социальная ситуация развития; ведущий вид деятельности; новообразования [49].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготского [16], А.Н. Леонтьева [29], Д.Б. Эльконина [49] переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьничеству от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться готовность (психологическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
— утрата дошкольником непосредственности, что свойственна этому периоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производимых им действий;
— для дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость либо чрезмерная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрослых» либо наоборот их коверкание;
— формирование феномена «горькой конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие [41].
Согласно точке зрения Л.И. Божовича [7], развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системного новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Л.С. Выготского [16] высказывал точку зрения, что кризис 7 лет содержит в себе следующие основные фазы:
— докризисная фаза, в рамках которой дошкольник в процессе ведущей деятельности ограничивается игрой, а также позицией ребенка в общественных отношениях, игра еще не исчерпала своего потенциала и дает ребенку возможность для развития;
— посткритическая фаза, в рамках которой ребенок поэтапно овладевает компонентами учебной деятельности, у него развивается понимание того факта, что возможности расширились и начинают отвечать требованиям школы, формируется учебный интерес, а также познавательная мотивация. Данные изменения приводят к снижению негативных поведенческих симптомов, вплоть до их исчезновения [16].
В возрасте младшего школьника ситуацию социального развития отличается тем, что дети по-прежнему сохраняют такие детские качества, как наивность, легкомыслие и отношение к взрослому снизу вверх. Однако, младшие школьники лишаются в своем поведении детской непосредственности, у них возникает иная логика мышления. Дети в этом возрасте входят за границы семьи, у них увеличивается круг знакомств, они становятся субъектами общества, у них появляются значимые для общества обязанности, выполнение которых вызывает ту или иную общественную оценку. У ребенка в этом возрасте трансформируются ценности, интересы и весь жизненный уклад. У младшего школьника изменение образа жизни: к нему предъявляются новые требования, у него формируются «роль ученика», т.е. новая социальная роль, развивается совершенно новый вид деятельности, которая контролируется обществом, так как значима для него, и обязательно, – учебная. Дети в младшем школьном возрасте становится обладателем не только умений и знаний, но конкретного статуса в социуме. У них трансформируется восприятие своего места в системе общественных отношений. В этом возрасте особу роль играет тип отношений с взрослыми: происходит разделение социальной системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель», последняя для младшего школьника становится отношением «ребенок – общество», обуславливающей отношения с другими детьми и родителями. Для младшего школьника, учитель – это тот взрослый, чья социальная роль взаимосвязана с предъявлением каждому ребенку требований, который обязательны, равны и важны для всех, а также с определением оценки качества проделанной учебно работы. Учитель, для ребенка, – это носитель социальных образов [19, c. 91-94].
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью выступает учебная – деятельность, которая напрямую ориентирована на овладение умениями и знаниями, которые были выработаны человечеством.
На этапе поступления в школу у детей еще не сформирована учебная деятельность, ее еще необходимо развить в виде учебных умений, наиболее значимо умение учится самостоятельно. Наибольшую сложность вызывает тот факт, что мотив, с которым дети приходят в первый класс, как правило, не имеет связи с содержанием осуществляемой в школе деятельности (познавательная мотивация).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы