Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией с использованием сюжетно-ролевых игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА
1. РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОМОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.. 7

1.1. Представление
о социально-бытовых навыках в педагогическом знании
  7

1.2.
Особенности развития социально-бытовых навыков у детей с сенсомоторной алалией. 15

1.3.
Сюжетно-ролевые игры, как средство формирования социально-бытовых навыков у
детей с сенсомоторной алалией. 19

Выводы
по главе 1. 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ И
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СЕНСОМОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ   27

2.1
Описание выборки и методов исследования. 27

2.2
Диагностика сформированности социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с сенсомоторной алалией. 35

2.3
Анализ результатов исследования и выявление особенности социально-бытовых
навыков у детей старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией. 45

2.4.
Практические рекомендации для участников педагогического процесса по
использованию сюжетно-ролевых игр в процессе формирования социально-бытовых
навыков у детей старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией. 51

Выводы
по главе 2. 66

Заключение. 68

Список использованной литературы.. 70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….78  

Введение:

 

 

 

Актуальность
исследования
. Запросы современного общества определяет перед каждым
ребенком актуальную задачу, которая заключается в формировании
самостоятельности и основополагающих жизненных навыков и компетенций. Так, в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во
время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или
сообщества, в котором ему предстоит жить. Основными целевыми ориентирами в
области социального развития, являются: во-первых, становление
самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий;
во-вторых, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

У детей с сенсомоторной алалией первично повреждены локальные
зоны головного мозга, что влияет на нарушение понимания и воспроизведения речи,
а также страдает общая моторика, моторика рук, затрудняя при этом
самообслуживание и ручной труд. Нарушенным оказывается и кинестетический
анализ, что затрудняет контроль над движениями и трудности опознания предметов,
а это, в свою очередь, затрудняет формирование понимания лексических категорий
и тематических групп слов.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является
игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании
социального поведения ребенка, в игре ребёнок начинает жить по правилам,
перенимает конкретные поведенческие нормы, бытовые навыки, которые потом
переносит в жизнь.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность
ребенка старшего дошкольного возраста, а, следовательно, она имеет огромный
потенциал для развития необходимых новообразований дошкольного возраста и
сообразна природе ребёнка на данном возрастном этапе (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

В результате анализа научных данных, нами было выявлено
противоречие между: возможностью формировать основные социально-бытовые навыки
у детей с сенсомоторной алалией путем достижения максимального сходства в
сюжетно-ролевой игре между имитационными (социально-бытовыми) действиями детей
с сенсомоторной алалией, манипулирующих в игре символическим материалом, и
реальными действиями людей в жизненном контексте с одной стороны, и, в то же
время, отсутствием разработанных и научно-обоснованных комплексов игр и их
содержания, для формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с сенсомоторной алалией с другой.

В этой связи, в исследовании предполагается теоретически
подтвердить, что в процессе сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста с сенсомоторной алалией, существует вероятность получения значимого
деятельностного опыта, а, следовательно, приобретения детьми необходимых
навыков самообслуживания, бытовых навыков и социально-приемлемых форм поведения
сначала в игровой форме, а затем осуществить их перенос в различные ситуации
жизнедеятельности.

Объект исследования:
процесс формирования социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного
возраста с сенсомоторной алалией.

Предмет исследования:
процесс формирования социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного
возраста с сенсомоторной алалией социально-бытовых навыков с использованием
сюжетно-ролевых игр.

Цель и задачи
исследования

Цель:
теоретическое обоснование и разработка содержания процесса формирования социально-бытовых
навыков у детей старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией с
использованием сюжетно-ролевых игр.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Теоретически обосновать использование сюжетно-ролевых игр
и их содержание в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей
старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией.

2. Выявить и описать состояние сформированности и
особенности социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с
сенсомоторной алалией посредством эмпирического исследования.

3. Разработать научно обоснованные практические рекомендации
для участников педагогического процесса по использованию сюжетно-ролевых игр в
процессе формирования социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного
возраста с сенсомоторной алалией.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы и методики:

1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных
экспериментальных данных;

2) эмпирические методы: наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка
использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Развитие социально-бытовых навыков является неотъемлемой
частью воспитания и развития ребенка в целом. В педагогической практике
встречаются случаи, когда родители не занимаются этом вопросом в силу разных обстоятельств.
Задача педагога дошкольного учебного учреждения исправить эту ситуацию и
научить детей главным социально-бытовым навыкам. Ведь от этого зависит и
развитие речи, памяти, внимания, мышления. Вовремя развитые социально-бытовые
навыки влияют на успех ребенка в будущем в разных сферах жизни.

Для успешного овладения и самостоятельного использования
ребенком с сенсомоторной алалией социально-бытовых навыков необходимо выбрать
программу, которая будет соответствовать, в первую очередь, форме алалии, возрасту
ребенка и его индивидуальным особенностям. Также родителям необходимо создать в
процессе занятий благоприятную атмосферу, установить удобный распорядок дня,
ритм занятий, а также пространственную организацию жизни ребенка.

Сюжетно-ролевые игры являются доступным, полезным и
эффективным методом формирования социально-бытовых навыков детей дошкольного
возраста с сенсомоторной алалией. Сюжетно-ролевая игра не требует специальных
условий или материала, а требует только знания воспитателя правил самой игры.
При этом важно учитывать, что сюжетно-ролевые игры должны отвечать поставленным
дидактическим задачам. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические
принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Эмпирическое исследования проводилось на базе Центра дополнительного
образования и коррекции «Логоритм» с детьми старшего дошкольного возраста с
сенсомоторной алалией. В исследовании принимали участие 10 человек возрастом
6-7 лет. Для выявления сформированности социально-бытовых навыков у детей
старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией мы использовали следующие
методики: наблюдение за детьми во время проведения эмпирического исследования,
изучение знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, изучение развития
двигательной сферы (мелкой моторики), изучение сформированности навыков
самообслуживания. Каждая из этих методик позволит оценить нам критерии оценки
диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков старших
дошкольников с сенсомоторной алалией.

В ходе исследования нами было выявлено, что часть детей
может назвать свои части, но при этом они затрудняются определить левую и
правую руку и т.д. Более половины детей путают названия ближайших окружающих
предметов. Что касается развития мелкой моторики, то стоит отметить, что
большей части детей слабо развиты двигательные навыки. Большинству детей нужна
помощь в виде вербального сопровождения действий. Навыки самообслуживания у
старших дошкольников с сенсомоторной алалией оказались самыми несформированными.
Многие дети не умеют самостоятельно одеваться. Наблюдение подтвердило
результаты исследования.

Таким образом, проанализировав результаты исследования мы
может выделить следующие особенности сформированности социально-бытовых навыков
у старших дошкольников с сенсомоторной алалией. Учитывая данные особенности
формирования социально-бытовых навыков старших дошкольников с сенсомоторной
алалией, мы разработали серию сюжетно-ролевых игр, а также практические
рекомендации по их использованию в процессе формирования социально-бытовых
навыков у детей старшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
СЕНСОМОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

 

1.1. Представление
о социально-бытовых навыках в педагогическом знании

 

Ведущим понятием нашего исследования является
«социально-бытовые навыки». По мнению Г.С. Абрамова [2], важно уделять
значительное внимание социально-бытовым навыкам, в частности самообслуживанию. Дошкольный
возраст – это ли не самый важный период для формирования операциональных
возможностей ребенка в самых разнообразных социально-бытовых ситуациях. Особого
внимания требует работа по формированию социально-бытовых навыков в группе детей
старшего дошкольного возраста. Экспериментальные исследования ученых (Б.Б. Айсмонтас
[4], Е.Б. Аркин [7], Л.И. Болотина [15], Р.С. Буре [17], Л.С. Выготский
[30], Е.М. Гаспарова [32]) доказывают то, что основы социально-бытовой
компетенции закладываются в шесть-семь лет.

Так, можем сделать вывод, что именно старший дошкольный
возраст является сенситивным периодом для формирования системы
социально-бытовых операций: ориентирующих, инструментальных и
организационно-регулятивных.

Социально-бытовые навыки – это, прежде всего стремление и
способность к самостоятельности. Сдерживая инициативу ребенка, взрослый способен
привести к проблемам в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть
терпеливыми и понимающими [40].

Взрослые полагают, что дети еще успеют наработаться, всецело
их обслуживают, а потом недоумевают – почему их ребенок за собой не убирает
игрушки. По этой причине, не нужно делать за ребенка то, с чем он вполне
справится сам. Содержание труда в дошкольном возрасте расширяется и развивается
умение доводить начатое дело до конца. Главное дозволить детям больше
самостоятельности в том числе в самообслуживании. В процессе формирования
социально-бытовых навыков у детей развиваются трудолюбие, аккуратность,
бережное отношение к вещам, культура поведения [46].

Обучение трудовой деятельности ребенка играет значимую роль
в формировании социально-бытовых навыков. А именно, каждый ребенок, где би он
ни находился – дома, в дошкольном учреждении, на улице – постоянно сталкивается
с трудом взрослых. Он наблюдает за ним и пользуется его результатами [23].
Трудолюбие и способность к труду закладывается с самого раннего детства, от
природы эти качества не даются. Воспитывая ребенка в семье, родители не уделяют
должного значения воспитанию самостоятельности у детей, считают их слишком
маленькими, пытаются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания
самостоятельности в развитии ребенка, все же демонстрируют нетерпение и делают
за ребенка то, с чем он может справиться сам [47].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы