Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как фактор художественно-эстетического развития старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 8
1.2. Образовательный потенциал системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития дошкольников 15
1.3. Организационно-педагогические условия формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников 29
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Анализ состояния проблемы исследования в современной образовательной практике 42
2.2. Формирование системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников 57
2.3. Анализ результатов исследования 66
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Введение:
Актуальность темы исследования
Согласно ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие является одной из пяти основных образовательных областей, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей ребенка-дошкольника.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного.
Влияние искусства и художественной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка рассматривалось в многочисленных работах известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.Г. Арчажникова, Н. Брауншвиг, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Дж. Гибсон, Д.Н. Джол, Д. Дьюи, А.В. Запорожец, И.Я. Лернер, М.С. Лейтес, Б.Т.Лихачёв, Т.С.Комарова, Лампрехт, У. Лоуэенфильд, А.А. Люблинская, Н.П. Б.М.Теплов, К. Риччи, Д. Сёлли, С.Т. Шацкий, П.Я. Якобсон и др.). Ученые едины во мнении о том, что период дошкольного детства является сензитивным для начала приобщения детей к искусству и художественной деятельности: интенсивно формируются образность восприятия и мышления, произвольность внимания, памяти, эмоционально-волевая регуляция поведения и т.д. Одновременно и художественная деятельность рассматривается как действенное средство психического развития ребенка, его познавательных, эмоциональных, волевых процессов, свойств и качеств личности.
Одним из эффективных средств художественно-эстетического развития дошкольников считаем формирование системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами – учреждениями искусства, культуры и дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, расположенными на территории города, района. Следует отметить, что образовательный потенциал городской художественно-культурной среды не используется в полной мере педагогами дошкольных учреждений, как правило, дети знакомятся с деятельностью организаций культуры и искусства в школьные годы. В дошкольном возрасте художественно-эстетическое развитие детей происходит в основном внутренними ресурсами дошкольных учреждений, что ограничивает формирование социокультурного художественного опыта детей.
Большой вклад в разработку проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами сделали Т.И. Андреева, Е.П. Арнаутова, Г.В. Атаманчук, Ю.В. Атемаскин, Е.М. Волкова, Н.С. Мишина, в которых формулируются основные положения привлечения различных представителей социальных групп в образовательный процесс с целью повышения эффективности данного взаимодействия.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью вопроса организационно-педагогических условий формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами, способствующих успешности художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске организационно-педагогических условий формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами, способствующих эффективности художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и эмпирически проверить организационно-педагогические условия формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Объект исследования: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как фактор эффективности художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формированию системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития дошкольников будут способствовать следующие организационно-педагогические условия:
− использование образовательного потенциала городской художественно-культурной среды для обогащения социокультурного художественного опыта детей;
− выбор потенциальных партнеров – учреждений искусства, культуры, дополнительного образования детей, расположенных на территории города, района;
− определение стратегических линий сотрудничества с социальными партнерами на основе принципов добровольности, равноправия сторон, уважений интересов друг друга, обязательности исполнения договоренностей;
− создание условий для разнообразной художественно-эстетической активности дошкольников;
− привлечение родителей воспитанников как наиболее значимых социальных партнеров в процесс художественно-эстетического развития детей.
Задачи исследования
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть образовательный потенциал системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
3. Выявить и провести экспериментальную проверку организационно-педагогических условий формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников.
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретические основы исследования составляют:
− деятельностный подход в образовании (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Э.Г. Юдин и др.);
− теоретические концепции организации социального партнерства в сфере образования (Т.И. Андреева, Е.П.Арнаутова, Г.В.Атаманчук, Ю.В. Атемаскин, Е.М. Волкова, Н.С. Мишина и др.);
− ведущие положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности человека, о закономерностях развития способностей личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.П. Волков, А.В. Запорожец, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, В. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);
− теоретические концепции художественно-эстетического развития дошкольников (Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, И.А. Дзержинская, М.Б. Зацепина Т.С. Комарова, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова и др.).
Для достижения цели и решения поставленных задач были применены следующие общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ научных психолого-педагогических и методических источников, нормативно-правовых документов по проблеме исследования, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математические методы обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций по проблеме формирования системы взаимодействия с социальными партнерами.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2083».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Объем бакалаврской работы представлен 86 страницами печатного текста компьютерного набора, 59 наименованиями списка используемых источников, 6 таблицами, 3 рисунками.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: выявлены, теоретически обоснованы и эмпирически проверены организационно-педагогические условия формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыт образовательный потенциал системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
3. Выявлены и проведена экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников.
4. Проведен анализ результатов исследования.
В результате решения перечисленных задач был сделан ряд выводов:
1. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие художественного вкуса, изобразительного умения и пр. Поэтому особо актуальным в данном возрастном периоде является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
2. Сотрудничество детского сада с социальными партнерами − это залог гармонического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Система взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами предоставляет широкие возможности для художественно-эстетического воспитания старших дошкольников. Формирование системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами должно строиться с учетом содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», представленного во ФГОС дошкольного образования.
3. В результате проведенного исследования среди детей экспериментальной группы показал, что высокий уровень художественно-эстетического развития свойственен 13 детям (48%). Средний уровень – 8 дошкольникам (30%), низкий – у 6 дошкольникам (22%). В контрольной группе высоким уровнем обладают 11 дошкольников (41%), средним – 9 дошкольников (33%), низким уровнем – 7 дошкольников (26%).
4. Реализация системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников позволила повысить уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. В контрольной группе уровень остался прежним.
5. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что: формированию системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами в процессе художественно-эстетического развития дошкольников будут способствовать следующие организационно-педагогические условия:
— использование образовательного потенциала городской художественно-культурной среды для обогащения социокультурного художественного опыта детей;
— выбор потенциальных партнеров – учреждений искусства, культуры, дополнительного образования детей, расположенных на территории города, района;
— определение стратегических линий сотрудничества с социальными партнерами на основе принципов добровольности, равноправия сторон, уважений интересов друг друга, обязательности исполнения договоренностей;
— создание условий для разнообразной художественно-эстетической активности дошкольников;
— привлечение родителей воспитанников как наиболее значимых социальных партнеров в процесс художественно-эстетического развития детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Одной из важнейших составляющих духовно-культурного развития личности человека является его художественно-эстетическое воспитание.
Эстетическая жизнь ребенка характеризуется своим универсализмом, в корне отличаясь в этом плане от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы форме оно не находилось, привлекает и захватывает ребенка. Эта универсальность эстетических интересов должна находить свое полное выражение в универсальности художественно-эстетической активности детей. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не ограничивается эстетическим восприятием, он непременно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему художественными средствами. Именно в этом аспекте чрезвычайно полезной и эффективной художественно-эстетической деятельностью является художественно-творческая деятельность, которая является полихудожественной, по своей сути, и наиболее интересной и естественной для ребенка.
Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [55].
Формирование художественно-эстетической культуры, творческих способностей личности, воспитание эстетических вкусов, чувств, потребностей приобретает особую значимость именно в дошкольном возрасте, так как знания, умения и навыки, полученные в раннем детстве, значительным образом влияют на дальнейшее развитие ребенка. Особое внимание акцентируется на необходимости организации целенаправленного ознакомления детей с различными видами искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры [39].
Повышение качества эстетического воспитания дошкольников в современных условиях ДОО в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысления историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего использования его отдельных положений в дошкольных учебных заведениях. Различным аспектам проблемы эстетического воспитания детей посвящено историко-педагогические труды З. Борисовой, Т. Грищенко, И. Зарудного, А. Калениченко, О. Котиковой, О. Овчарук, О. Федоровой и др. Вклад выдающихся отечественных педагогов прошлого в решение отдельных проблем эстетического воспитания подрастающего поколения раскрыто в работах Н. Демьянко, О. Джус, Л. Ивановой, С. Морозовой, Ш. Рзаева, Н. Роман, В. Сергеевой, А. Соколовой, Е. Федотова, И. Фрайта и других.
Проблеме совершенствования содержания эстетического воспитания детей и молодежи в современных учебных заведениях, поиска его новых нетрадиционных форм, методов и приемов посвящены научные исследования и методические разработки Л. Артемовой, Е. Белкиной, С. Колесникова, Н. Лысенко, Л. Масол, Т. Науменко, Г. Сухоруковой, Л. Фесюковой и др.
Вопросы образования дошкольных работников в истории отечественной педагогики, а также эстетической подготовки будущих воспитателей отражено в исследованиях М. Евтуха, И. Лариной, К. Лысяка, С. Мельничука, В. Поповой, Т. Слободянюк и других.
Однако историографический обзор научных работ позволяет сделать вывод о том, что сегодня в педагогической науке недостаточно полно проанализирована проблема художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов искусства и природы в исторической ретроспективе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в процессе эстетического воспитания.
Рассмотрим сущность понятия эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. Эстетическое воспитание не ограничивается только учебным процессом. Это значительно более масштабное понятие, которое распространяется на все сферы жизни человека. Подтверждением этому являются взгляды выдающегося педагога А.С. Макаренко, который не ограничивал эстетическое воспитание только художественным воспитанием, а считал, что эстетическое чувство должно ежедневно присутствовать в жизни, отношениях между людьми, отношении к собственным поступкам, родной природе. То есть определенная эстетика должна присутствовать во всех сторонах жизни человека, создавать определенную гармонию и равновесие ее окружения, а это все является частью ее гармоничного развития. Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает соблюдение единства и взаимодействия пяти частей воспитания. Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. И, конечно, на особенное место заслуживает именно эстетическое воспитание.
«Красота, ‒ писал Сухомлинский, ‒ мощное средство воспитания чувствительности души. Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, чего без понимания и чувства прекрасного, без восторга и вдохновения никогда не увидишь. Красота – это яркий свет, освещающая мир. При этом свете тебе открывается истина, добро, озаренный этим светом, ты становишься преданным и непримиримым. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она исправляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота – это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря ему так или иначе относишься к себе» [48, с. 314].
Эстетическое воспитание предполагает художественно-эстетическую образованность и выработку умений создавать прекрасное в повседневной жизни. Этого поможет достичь учебно-воспитательный процесс, занимающий в жизни дошкольника наибольшее количество его времени и создает условия для развития ребенка.
Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей художественно-эстетического воспитания. Существенно расширили диапазон теории и практики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста исследования психологов. В активе В.Н. Шацкой, находим следующую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в жизни, в труде, в явлениях искусства» [57, с. 58]. Красота неразрывно связана с душой человека, его трудом, поведением, речью, внешностью. Творческая душа человечества, в том числе и русского народа, создала настоящие шедевры воспитания у ребенка чувства прекрасного: от маминой колыбельной песни к сложным видам искусства, которыми может овладеть человек в течение жизни, если их основа заложена в дошкольном детстве.
Существует множество определений понятия эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить сущность и составляющие указанного понятия. Во-первых, эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту искусства и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, − развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [57, с. 89]. Эстетическое воспитание способствует возможности художественного развития каждого ребенка. Оно формирует самостоятельную художественную деятельность, возникает по инициативе детей, соответствует их интересам и потребностям и требует особого отношения взрослого, косвенного педагогического руководства для сохранения интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Итак, художественно-эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, что способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.
Одной из центральных задач воспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество – первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающей среды, свое отношение к ней. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и представления, интересы и способности. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников является одним из средств развития индивидуальных потенциальных возможностей каждого ребенка, формирование творческих способностей. От того, насколько благоприятными являются условия для проявления детьми наклонностей к тому или иному виду художественной деятельности, зависит возможность своевременного выявления и развития детских способностей, формирование элементов творчества [29].
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом, художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры; развитие способности к художественно-эстетическому творчеству; развитие эстетических качеств, выраженных эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психологическими категориями эстетического воспитания [26].
Образование в контексте культуры (во взаимосвязи с культурой как явление и феномен культуры) предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию своего содержания, овладение гуманистическими технологиями образования и воспитания, создание в дошкольных образовательных организациях благоприятной креативно-развивающей среды для развития личности, способной к творческой самореализации [49, с. 12]. У ребенка природой заложена склонность это все воспринять. Каждый ребенок – прирожденный художник именно поэтому. Что несет в себе органическую человеческую природу, которая развивается на первом этапе и является незамутненным. В ребенке заложены все основные черты эстетических способностей: непосредственность, эмоциональность, выразительность, открытость миру, кокетство, игра. Непосредственное проявление в ребенке его внутренней жизни есть полнота эстетического самовыражения [53].
В детстве эстетическая способность сосуществует с эстетической потребностью, а специальное формирование эстетической потребности, духовная нужда в эстетических переживаниях неотделимы от формирования способности к эстетической деятельности. Такая «эстетическая встреча» способностей с потребностями создает предпосылку для развития творчества и художественно-эстетического воспитания ребенка.
У детей рано формируется собственная «картина мира». Она не является совершенной, но является целостной. Эту целостность надо сохранить. Путь к этому мы видим в развитии художественно-образного ассоциативного мышления и умение видеть окружающую жизнь глазами художника. Необходимо развивать умение видеть реальную жизнь. «Елка, березка, небо и земля могут быть разного цвета и разной формы, это означает, что не следует давать схему, которую ребенок будет повторять всю жизнь. Путь радости, творческого мышления, который задано, не порождает способности видеть, а наоборот – приводит к отупению зрения, мышления и так далее. Это наибольшая опасность. Надо отходить от схем, которые навязываются взрослыми и в цвете, и в форме, в умении радостно, как художник, воспринимать окружающий мир. Этому учить не просто. Необходимо сначала учить воспитателей» [34, с. 35]. Многое зависит от грамотного, на научной основе подобранного содержания изобразительной деятельности для развивающего общения с ребенком.
Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учебном заведении организуют в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям его развития в различных сферах жизнедеятельности. Развивающий характер среды обеспечивают педагогически оправданным использованием ее возможностей и систематическим, целенаправленным обогащением. Среда обогащается благодаря не только количественному накоплению, но из-за улучшения качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости к изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенностью и тому подобное. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющих, умели самостоятельно действовать в нем, соблюдая нормы и правила пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием [8; 38].
Очень важна работа с родителями, ведь если в семье не обращается внимание на прекрасное, не ценится искусство, то и ребенок будет лишен возможности художественно-эстетического воспитания во всех смыслах этого выражения. Родители являются первооткрывателями детской души, первыми людьми, которые вкладывают в ребенка знания об окружающем мире и то, как они это делают влияет на дальнейшее развитие малыша. Важно все и даже оформление помещения, в котором растет ребенок [54].
По нашему мнению, необходимо обращать внимание на красоту как можно раньше и не только воспитатели должны заботиться об этом. Известно, что ребенок не будет воспринимать всерьез то, чего не видит дома, так как родители являются для нее главными авторитетами. Сотрудничество детского сада с социальными партнерами станет залогом того, что ребенок будет развиваться в гармонии, у него будут формироваться устойчивые эстетические взгляды и в дальнейшем художественно-эстетический вкус. Это очень хрупкая и ответственная работа, которой должно предоставляться особое значение, потому что мы воспитываем будущее поколение, будущее культуры нашей нации.