Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование системы образования в России в период реформ Петра Первого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVII – НАЧАЛЕ XVIII ВВ. И ЕГО ОЦЕНКИ В ИСТОРИОГРАФИИ………………………………………..6
1.1 Образование в России в конце XVII –
начале XVIII века…………6
1.2 Обзор источников и дореволюционной
историографии………….13
1.3 Обзор советской историографии……………………………………18
1.4 Обзор современной историографии………………………………..21
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО…………………………………………… 26
2.1 Стратегия и особенности
образовательной реформы Петра I ……26
2.2 Последствия образовательных реформ Петра I……………….
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 78
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 82
Введение:
Актуальность темы.
Период правления Петра I занимает особое место в истории России. Страна
совершила модернизационный рывок во всех сферах жизнедеятельности общества.
Особую роль в этих процессах сыграла система образования, которую сформировал
Петр Великий.
При этом, в XVIII век страна вступила в
состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса, вызванного неудачным началом
войны со Швецией и угрозой нападения со стороны Османской империи.
Внутри страны царь Петр I столкнулся с
необходимостью проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в
стране, дать новые импульсы социально-экономического развития, позволить
справиться с ухудшающейся внутри — и
внешнеполитической ситуацией.
В системе реформ образованию придавалось
большое значение, поскольку Петр I осознавал необходимость воспитания
отечественных высококвалифицированных кадров в любой сфере деятельности. Для
главы государства имело большое значение то, насколько эффективна выстраиваемая
им система, и в результате то, что было заложено в первой четверти XVIII века,
использовалось еще на протяжении длительного времени, став наследием Петра I
для Российской империи.
Реформирование происходило на фоне
продолжающейся войны со Швецией. Столетие спустя после так называемого
«Смутного времени» Россия стояла перед угрозой иностранного завоевания. Тем не
менее, реформы образования Петра I продолжались, постепенно содействуя
превращению страны в одно из наиболее передовых государств своего времени.
Объектом исследования выступает
система образования в России в период правления Петра I.
Заключение:
Анализ историографии по образовательной
реформе Петра Великого показал, что эта тема освещалась, начиная с
современников первого российского императора. В то же время, следует отметить,
что изучение образовательной реформы проводилось обычно в рамках общего анализа
петровских реформ.
Следует отметить, что наблюдается
недостаток специальных исследований образовательных реформ и формирования
единой системы в этой сфере. Кроме того, изучение показало, что в освещении
образовательных реформ наблюдаются недостатки в разработке отдельных ее
аспектов.
Условно можно выделить отдельно дореволюционные
историографические работы. В них присутствует изначально восторженное отношение
к Петру Великому, а затем, со второй половины XVIII века, все более сдержанное
и в XIX веке даже критическое, где одним из наиболее важных недостатков было
названо стремление заимствования и подражания Западу, в то время как Россия
имеет свой особый путь развития.
В советской историографии имеется
характерный односторонний анализ с позиций марксистко-ленинской идеологии, на
основе того мнения, которое высказал о реформе В.И. Ленин. Так, отмечалось
прогрессивное направление реформ Петра I, подчеркивалась необходимость жестких
мер при их реализации.
Для современной историографии характерно существенное
разнообразие оценок деятельности Петра Великого, от позитивно-прогрессивных до
жестко критических взглядов.
Образование в России к началу правления
Петра I находилось в плачевном состоянии. Системы еще не существовало, и какое
подобие общего образования существовало только в школах при монастырях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЕГО ОЦЕНКИ В ИСТОРИОГРАФИИ
1.1Образование
в России в конце XVII — начале XVIII века
К началу царствования Петра I система
государственной власти и управления основывалась на самодержавии, отчасти сдерживаемой Боярской Думой. Самодержавие объединяло в
себе духовную и светскую власть, которые, хотя и существовали автономно, однако
всеми своими средствами обеспечивали правление «царя-батюшки» и доминирующую
роль православия. Благодаря этому царь мог осуществить самые радикальные, и,
казалось бы, для своего времени и российских условий, немыслимые реформы.
Вместе с тем, в сфере образования церковь обладала
фактической монополией. При том, что обучение было ограничено рамками духовных
приоритетов, церковь сама по себе все еще обладала определенной автономией,
хотя и не столь явной, как в середине XVII века, в
период противостояния царя Александра Михайловича и патриарха Никона. Поэтому
реформирование образования было напрямую связано с положением церкви.
К началу XVIII века Россия оставалась по
тем временем все еще достаточно отсталой страной. К тому времени, когда Петр
Великий стал царем, Россия уже была самой большой страной в мире,
простирающейся от Балтийского моря до Тихого океана. Большая часть территорий
была присоединена к России в XVII веке, кульминацией этого
процесса стало первое русское поселение на Тихом океане в середине XVII века, включение земель Левобережной Украины в состав Московского
царства на правах автономии и покорение сибирских народов.