Математика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Точные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 7
1.1. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Специфика вычислительной деятельности на уроках математики в начальной школе 13
1.3. Анализ опыта формирования самоконтроля младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию самоконтроля младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 30
2.1. Изучение уровней сформированности самоконтроля у младших школьников (констатирующий этап) 30
2.2. Содержание работы по формированию самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности (формирующий этап) 36
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования (контрольный этап) 45
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 58

  

Введение:

 

В Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, им определены результаты, которыми должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Стандартом предопределены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по математике.
Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение учиться.
Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения.
В общеобразовательной школе, в том числе начальной, одним из основных предметов является математика, так как она обеспечивает развитие логического мышления, практические навыки, полученные при ее изучении, необходимые для профессиональной и трудовой подготовки школьников.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью овладения первоклассниками младших классов навыков контроля в образовательном процессе, поскольку такие навыки способствуют переходу первоклассника младших классов в полноценного субъекта учебной деятельности. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы. Как форма проверки знаний, контроль должен быть выработан педагогом у каждого обучающегося, у последнего должен возникнуть интерес к постоянной проверке своей работы.
Имея определенную структуру: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов отдельности. Поскольку контроль является составляющей учебной деятельности, то и роль его действий значима: он способствует полноценному формированию успешной учебной деятельности. В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 указано на существенность проверки достижений младших школьников как составляющих процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Анализ состояния практики обучения математике в начальной школе показывает, что действие контроля относится преимущественно к компетенции учителей. Новая образовательная парадигма – личностно-ориентированная, определила приоритетные задачи в области российского образования, переход на личностно-ориентированные технологии обучения. Одним из актуальных при этом является вопрос о формировании у учителя умений контроля как важнейшей составляющей в общем контексте формирования личности.
Степень научной разработанности темы исследования. Как отмечается в работах некоторых ученых (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) играющая роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся, функция контроля очень важна. Она способствует корректировке личных интеллектуальных умений, дает возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.И. Пидкастый, Н.Ф. Талызина и др.).
Современные исследования (Г.А. Балл, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, О.Б. Епишева, Г.С. Ковалева и др.) позволяют говорить о том, что типичным недостатком в работе педагога служит запоздание оценочных суждений учащихся об уровне их знаний и умений, которая, напротив, должна заменяться оценкой продвижения учащихся в познании.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблем контроля знаний непрерывно изучается учеными и педагогами – практиками, что позволяет сформировать и обобщить именно эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по проблеме позволяет определить самоконтроль как одну из высших форм саморегуляции. Исследователями охарактеризована суть самоконтроля в ходе учения, его цель, функции, виды, объекты, направления и структура. Определяем самоконтроль как структурный компонент учения, что составляет систему практических и умственных действий, которые осуществляет школьник с целью проверки правильности употребления определенного способа действия (состава, полноты и последовательности соответствующих операций). Высокая результативность формирования навыка самоконтроля у обучающихся достигается в результате применения таких способов обучения, как технология развития критического мышления, сингапурская методика обучения, беседа, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение и составление взаимообратных задач, решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий. По этой причине обучению самоконтролю важно занять должное место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным.
На основании изученной литературы, мы сделали вывод о том, что формирование навыков самоконтроля у младших школьников очень важно в современной школе и что целесообразно начинать данную работу уже с первого класса. Однако требования, выдвигаемые относительно неё очень тяжело соблюдать при работе с младшим школьным возрастом: у них ещё не сформированы эти умения.
Формирование вычислительных навыков у младших школьников рассматривается как сложный процесс, который включает в себя не только обучение детей правильному и рациональному выбору вычислительных операций, но и сокращению времени, которое направлено на совершение математических операций с целью достижения поставленной цели. В процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников важно учитывать специфику развития умений считать как устно, так и письменно. Отсюда, появилась необходимость в использовании различных приёмов, способствующих полноценной реализации процесса по формированию вычислительных навыков у детей. Самоконтроль должен стать органической частью всего процесса изучения вычислительных действий, начиная с ознакомления учащихся с содержанием вычислительных приемов и заканчивая сформированными вычислительными умениями и навыками.
Для решения возникшей проблемы нами был разработан комплекс заданий, который был апробирован на базе МБУ «Школа № 88» в 1 «Д» классе. Контрольной группой являлся 1 «Г» класс. На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на следующих уровнях сформированности навыков самоконтроля: на низком уровне 41% учащихся, на среднем — 44%, на высоком 15%. Учащиеся контрольной группы обладали: низким уровнем 32%, средним — 50% и высоким 18% учащихся.
Разработанный комплекс состоял из заданий на вычислительную. В содержание комплекса вошли задания на развитие произвольности, внимания, самоконтроля, самодисциплины и навыков самоконтроля.
Методики, проводимые на контрольном этапе эксперимента, показали, что в экспериментальной группе 15% учащихся остались на низком уровне сформированности навыков самоконтроля, 37% учащихся обладают средним уровнем сформированности навыков самоконтроля и 48% учащихся обладают высоким уровнем сформированности навыков самоконтроля.
Разработанный нами комплекс позволяет активно развивать навыки самоконтроля у учащихся уже в начальной школе. Поскольку большинство заданий проходят в игровой форме, то каждый учащийся оказывается вовлечённым в игровой процесс, который не просто учитывает возрастные особенности ребёнка, но и формирует у него навыков самоконтроля, которое необходимо современному школьнику.

 

Фрагмент текста работы:

 

В педагогических исследованиях последних лет основы организации учебного процесса рассматриваются с позиций единства деятельности учителя (преподавание) и деятельности первоклассника (учения). Обязательным компонентом учения является самоконтроль, то есть необходимо сочетать в учебном процессе контроль учителя с самоконтролем обучающихся.
Учеными (Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Н.И. Кувшиновым) проведен ряд исследований, в которых отражены различные взгляды на сущность понятия «самоконтроль» в обучении и предложены подходы к решению задач формирования данного компонента учения у школьников.
В частности, П.Я. Гальперин представил психологические основы теории и практики самоконтроля [9]. Осницким А.К. предоставлена общая характеристика самоконтроля как составляющей умения учиться. Описаны самоконтроль как фактор развития позиции субъекта учения в школьника. В целом, проблема самоконтроля в обучении представлена широким кругом вопросов. Однако, важность внедрения компетентностного образования в общеобразовательных учебных заведениях актуализирует исследования и дальнейшее комплексное изучение сути самоконтроля в дидактическом аспекте и целостный процесс его формирования у школьников [40].
Самоконтроль — достаточно сложное, многоаспектное явление, которое стало объектом специальных исследований в физиологии, психологии и педагогике. Исследование физиологических аспектов самоконтроля свидетельствуют о том, что в ходе филогенеза в человеке выработался физиологический механизм осуществления самоконтроля (П. Анохин, В. Бехтерев, Н. Бехтерева, А. Леонтьев, А. Лурия, И. Павлов, И. Сеченов). Важно отметить, что, рассматривая самоконтроль как психолого-педагогическое явление, ученые используют несколько терминов для его характеристики в процессе учения, а именно: «самоконтроль», «учебный контроль», «самопроверка», «индивидуальный контроль», «контроль внимание», «контроль за собственными действиями».
В современных научных исследованиях общепринятым является термин «самоконтроль». Первые определения понятия «самоконтроль» появились в научной литературе в 50-е годы ХХ века (Н.Ф. Бундак, Б.П. Есипов, С.Ф. Иванов, С.М. Ривес, К.Д. Ушинский и др.) и были связаны с описанием трудовых процессов. В шестидесятые годы ХХ столетия появились определения самоконтроля (П.М. Ердниев, А.К. Маркова, Н.А. Омельченко и др.), которые выходили за пределы сферы трудового обучения школьников [1].
Позже появился ряд научных работ, в которых уточнялись разные стороны этого педагогического явления. В частности, В.А. Якунин подчеркнул, что «самоконтроль — это мера ответственности каждого за выполненные им … действия, поступки, поведение, от которых зависит образ действий других участников учебного процесса и состояние педагогической системы в целом» [56]. С.Д. Максименко рассматривает самоконтроль как осознаваемую регуляцию своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, нормам, правилам, образцам [30].
А.Я. Савченко характеризует самоконтроль в обучении как «проверку субъектом собственных действий путем сопоставления, анализа, коррекции» [37].
Анализ приведенных выше и других определений самоконтроля позволяет выделить общее и отличное в подходах к его трактовке. Все авторы отмечают сознательный характер самоконтроля, объектом контроля является собственная деятельность человека, поведение, психическое состояние. Исследователи указывают на обязательную связь самоконтроля с ранее определенными человеком целями своей деятельности. Обязательным компонентом самоконтроля, по их мнению, является сравнение (соотнесение) реальных действий с усвоенными общепринятыми нормами (образцами). Многие авторы определяют самоконтроль через саморегуляцию, фактически отождествляя эти понятия. Другая группа ученых рассматривает самоконтроль как одну из функций саморегуляции [14].
В связи с этим возникает необходимость рассмотреть подробнее существенные характеристики понятий «саморегуляция» и «самоконтроль», а также выделить похоже и отличное в их определениях. Общая последовательность формирования у человека саморегуляции в учебном процессе (на социальном уровне) такова: сначала взрослый регулирует извне поведение ребенка, заполняет его неспособность к саморегуляции [6].
На каждом возрастном этапе происходит постепенное изменение соотношений внешней и внутренней регуляции. Значительное количество педагогов выделяют самоконтроль как средство (компонент, условие, функцию) саморегуляции, обозначая тем самым иерархию этих понятий (Л. Арета, В. Гринева, А. Захарова, Г. Никифоров, А. Осницкий).
Е.Д. Божович характеризует самоконтроль как одну из высших форм саморегуляции, выделяет его в качестве одного из показателей регуляторной позиции школьника как субъекта обучения [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что осуществление саморегуляции невозможно без включения механизмов самоконтроля и, в свою очередь, самоконтроль, в частности в учебной деятельности, функционирует в кольце саморегуляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы