Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование регулятивного умения самоконтроля при организации домашней работы по окружающему миру у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников регулятивного умения самоконтроля при выполнении домашней работы 7
1.1 Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий в учебной деятельности младших школьников 7
1.2 Сущность понятия и виды самоконтроля 18
1.3 Особенности организации домашней работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников по предмету «Окружающий мир» 33
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы 39
2.1 Определение исходного уровня развития самоконтроля у младших школьников 39
2.2 Формирование самоконтроля у детей младшего школьного возраста при выполнении домашней работы посредством памяток и индивидуальных карт самоконтроля 53
2.3 Анализ эффективности проведённой экспериментальной работы 58
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Введение:
Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке). В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Исследования П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, Н.Ф. Талызиной, показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте.
При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.
Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин при выполнении домашней самостоятельной работы разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю (из доклада Крыловой Н.Б. на научно-практической конференции по теме «Самооценка и самоконтроль у младших школьников» Социальная сеть работников образования nsportal.ru ) Отсюда возникают противоречия:
— между возрастающим значением самоконтроля в учебной деятельности и недостаточной изученностью этого вопроса в рамках введения новых ФГОС начального общего образования;
— между осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и недостаточным использованием педагогами дидактического потенциала домашней работы при формировании его компонентов.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как организовать домашнюю работу по предмету «Окружающий мир» направленную на формирование самоконтроля у младших школьников?
Всё вышесказанное послужило основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:
«Формирование регулятивного умения самоконтроля при организации домашней работы по «Окружающему миру» у младших школьников».
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность применения памяток и индивидуальных карт при выполнении домашней работы по «Окружающему миру» для формирования самоконтроля у младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс формирование регулятивного умения самоконтроля у младших школьников.
Предмет исследования: домашняя работа по предмету «Окружающий мир» как средство формирования регулятивного умения самоконтроля у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что выполнение домашней работы будет эффективно влиять на формирование самоконтроля у младших школьников при соблюдении следующих условий:
-если при выполнении домашней работы обучающиеся будут работать с системой памяток по окружающему миру;
-если систематически использовать индивидуальные карты самоконтроля при самопроверке, взаимопроверке и проверке домашней работы.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования регулятивного умения самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.
2. Подобрать диагностические методики, позволяющие определить уровень развития регулятивного умения самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить первоначальный уровень развития самоконтроля у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
4. Составить памятки и индивидуальные карты самоконтроля по «Окружающему миру» для выполнения домашней работы и применить их на формирующем этапе экспериментальной работы.
4. Проанализировать полученные эмпирические данные и на основе сравнительного анализа исходных и итоговых результатов эксперимента сделать выводы об эффективности решения составленных нами памяток и индивидуальных карт самоконтроля.
Методологической основой исследования стала теория личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, В.А. Беликов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), теория развития личности (Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Кулько, С.Н. Лысенкова, И.П. Подласый, Л.Ю. Сироткин, A.M. Фридман, Д.Б. Эльконин, и др.), философские и психолого- педагогические аспекты развития самоконтроля в учебной работе и воспитании (Б.Г. Ананьев, Е.П. Бочарова, Т.И.Гавакова, Л.Б. Ительсон, В.В. Краевский, А.С. Лында, М.П. Маланюк, Г.С. Никифоров, Ю.О. Овакимян, Ю.В. Сурков и др.); теория педагогических технологий (В.Г. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Г.И. Саранцев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические- анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, классификация; эмпирические- эксперимент, беседа, диагностическая методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая); методы обработки данных-дифференциация материала по группам (критериям, заданиям), количественный и качественный анализ данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» Копейского городского округа. Количество испытуемых -29 человек. Возраст испытуемых — 8-10 лет (обучающиеся 3 класса).
Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий (ноябрь 2018 г.); формирующий (февраль 2019г.- март 2019 г.); контрольный (март 2019 г.).
Заключение:
Самоконтроль один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Становление самоконтроля заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение, без помощи педагога, т.е. самостоятельно. Согласно федерального образовательного стандарта начального общего образования формирование учебного самоконтроля является одним из планируемых метапредментных результатов обучения по основной образовательной программе начального общего образования, а именно у учащихся должно быть сформирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развитие самоконтроля имеет большое значение при выполнении самостоятельной учебной работы, как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Исследования П.Я.Гальперина, С.Л. Кабыльницкой , Н.Ф.Талызиной , показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте. При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников, а также результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, показали, что для формирования самоконтроля при выполнении домашней работы требуется специальная методическая работа. Для формирования самоконтроля мы подобрали и апробировали систему памяток по выполнению домашнего задания по различным предметам, спроектировали индивидуальные карты самоконтроля и использовали их при самопроверке, взаимопроверке и проверке домашней работы.
Опытно — экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения, выводы.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента были проведены четыре методики, которые направлены на выявление уровня сформированности регулятивных УУД. На формирующем этапе был составлены домашние задания по «Окружающему миру».
В результате анализа на контрольном этапе эксперимента было выявлено, что правильно организованные домашние задание по «Окружающему миру» способствует динамике развития регулятивных УУД: в экспериментальной группе средний уровень повысился на 40 %, низкий уровень понизился на 36 %, а высокий уровень повысился на 38, 5 %.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников регулятивного умения самоконтроля при выполнении домашней работы
1.1 Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий в учебной деятельности младших школьников
В настоящее время в современном обществе происходят перемены, которые требуют скорейшего совершенствования образовательного процесса и определения новых образовательных целей, которые учитывают социальные, государственные, личностные интересы и потребности человека. Всестороннее и полноценное развитие личности в новой системе образования происходит, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Данные действия выступают основой воспитательного и образовательного процесса [5, с. 224].
Умение учиться, формирование способностей личности к саморазвитию и самосовершенствованию, через пути сознательного и активного присвоения нового социального общества – это и есть понятие «универсальные учебные действия» [9].
Так же термин УУД определяется, как совокупность способов действий учащегося, связанных с навыками учебной работы, которые обеспечивают способность личности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
По мнению А.В. Федотовой УУД – это систематизированные действия, которые открывают возможность широкой ориентации учащихся как в различных областях, так и в построении непосредственно учебной деятельности, включая целевую направленность учащихся, ценностно – смысловых характеристик [40].
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяют четыре блока: личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный.