Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «речевые умения и навыки младших школьников» 7
1.2. Особенности организации проектной деятельности младших школьников……………………………………………………………………….12
1.3. Педагогические условия формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 20
Выводы по 1 главе 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 32
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 32
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 49
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Приложение 4 75

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе развития образования особое значение имеют вопросы формирования речевых навыков и умений младших школьников. Процесс формирования которых, предполагает не только развивать способность грамматически правильно и последовательно строить предложения, но и обладать всем богатством языка, всеми его выразительными возможностями.
С введением в школу ФГОС НОО одной из ведущих целей образования в начальной школе является овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речи, культуры речевого общения и письменной речи — важнейшая задача обучения в начальной школе [33].
Опираясь на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным процессом. Вот почему на данный момент существует необходимость в реализации тех методов, которые способны в большей степени формировать у детей навыки речи и навыки детей младшего школьного возраста.
Одним из современных и эффективных методов формирования речевых умений и навыков у младших школьников является проектный метод. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования, необходимо организовать развитие у младших школьников опыта проектной деятельности. В практике современной российской массовой школы формирование опыта реализации проектной деятельности школьников происходит либо тогда, когда проекты выполняются в рамках специальных внеклассных мероприятий, либо на уроках в рамках разработки конкретной темы.
Тема работы объединяет два серьезных и актуальных вопроса: во-первых, в нем рассматриваются речевые умения и навыки младших школьников, а во-вторых, в нем рассматривается проектная деятельность как перспективное и востребованное сегодня средство формирования речевых навыков.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием методов развития речи младших школьников занимались Н.И. Жинкин, В.В. Кожинов. Развитию речи школьников посвящены исследования таких методистов, как: А.А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и другие.
Сущность и содержание проектной деятельности раскрывают в своих трудах такие ученые, как Дж.Дьюи, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е.Петров, М.Г.Лапердина, М.М.Морозова, И.И.Петрова, и другие.
Использование метода проектов в обучении русскому языку рассматривается в трудах Л.М. Вахрушевой, Ю.А. Соколовой, И.П. Дубровской, Г.В. Цветковой, А.Г. Нарушевич и др.
Несмотря на достаточно большое количество научных исследований в области проектной деятельности, особенности применения проектов в системе работы по формированию речевых умений и навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности недостаточно изучены.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования речевых умений и навыков младших школьников и отсутствием необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию в конкретной предметной области, в частности, на уроках русского языка и литературного чтения.
Объект исследования – речевые умения и навыки младших школьников.
Предмет исследования – процесс формирования речевых умений и навыков младших школьников в проектной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать методы и приемы формирования речевых умений и навыков младших школьников в проектной деятельности.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что систематическое использование проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать эффективному формирования речевых умений и навыков младших школьников.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты использования проектной деятельности в процессе формирования речевых умений и навыков младших школьников.
2. Определить особенности использования проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Выявить эффективность использования проектной деятельности в формировании речевых умений и навыков младших школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования нами применялся комплекс теоретических и практических методов:
— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический методы,
— практические: обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, диагностика,
— методы качественной и количественной обработки данных.
Базой исследования выступила гимназия № 221 г. Воронежа. В исследовании приняли участие ученики 3 класса.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения. Список использованных источников представлен 70 источниками.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, по окончании работы, можно сделать следующие выводы:
Итак, под речевыми умениями понимается способность ученика правильно использовать речевые средства для эффективного взаимодействия между участниками общения.
Одним из средств в формировании речевых умений является проектная деятельность, под которой понимается совокупность современных педагогических приемов, ориентированных на получение конечного продукта учащимися в результате самостоятельной деятельности, а так же ее планирования, организации и контроля.
Как средство формирования речевых умений, проектная деятельность стимулирует учеников решать проблемы, решение которых требует определенных знаний, развивает критическое мышление; формирует навыки работы с информацией (ученики выбирают нужную информацию, анализируют ее, систематизируют), помогает решать познавательные и творческие задачи в сотрудничестве, где дети выполняют различные роли.
Так как базой практики стала Гимназия, г. Воронежа, то среди педагогов этой гимназии было проведено анкетирование с целью выяснить, как понимают деятельность проекта педагоги, практики, как они видят возможности его применения, как они реализуют и с какими трудностями они сталкиваются. Специфика проектов на уроках русского языка заключается в том, что обычно в качестве готового продукта выступают устные и письменные тексты, и успех проекта зависит от того, насколько хорошо развиты у школьников навыки текстовой деятельности. Подготовку учеников к созданию проектов по русскому языку обеспечивает деятельностный характер задач учебника. Сравнивая тексты, языковые модели, делая лингвистический анализ, обобщения, выводы, ученик приобретает опыт познания, что немаловажно в проектной деятельности.
В процессе анкетирования учителей, было выявлено, что они отмечают широкие возможности технологии проектов для развития, образования и воспитания детей, однако большинство педагогов редко применяют ее на практике, что не способствует эффективному развитию исследовательских умений и творческих способностей обучающихся.
В поисках выхода из проблемы была начата работа по реализации метода проекта на уроках русского языка.
Основная цель исследования — выявить влияние проектной деятельности на формирование речевых умений и навыков младших школьников.
Были разработаны и апробированы проекты на русском языке, которые были апробированы на уроках и во внеурочной деятельности. Все проекты, которые были разработаны и направлены на формирование речевых умений и навыков.
Констатирующий эксперимент показал слабую подготовку школьников к проектной деятельности. Недостаточно развиты самостоятельность, мотивация и творческий потенциал обучаемых. Контрольный этап показал, что целенаправленная и систематическая работа по созданию проектов эффективно формирует исследовательские умения учащихся. Результаты итогового эксперимента школьников в процентном соотношении стали выше.
У школьников стали сформированы такие речевые умения и навыки, как умение работать с различными источниками информации; правильно разрабатывать методологию исследования; четко и ясно выражать свои мысли; конструктивно подходить к решению проблемы; планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; использовать возможности ИКТ для представления результатов исследований.
Итак, были решены все поставленные задачи и доказана гипотеза исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности
1.1. Сущностная характеристика понятия «речевые умения и навыки младших школьников»
В целом, «речь» является междисциплинарным понятием: ее интерпретация встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе.
В лингвистической литературе речь идентична языку, который выступает в качестве «средства общения» [2, с. 86].
В психолингвистике и психологии речь — это мыслительный процесс, направленный на формирование и восприятие [13].
В методологической литературе речь является объектом обучения, поэтому методисты говорят о таком понятии, как «развитие речи» как образовательно-образовательный процесс.
Речь — это вид человеческой деятельности, то есть реализация идей, основанных на лингвистических средствах (слова, фразы, предложения). Слова имеют много функций: общение, общение, эмоциональное выражение, влияние на окружающих, это один из важнейших показателей культурного уровня человека, его умственных операций [18, с. 31].
В младшем школьном возрасте каждый ребенок сталкивается с задачей изучения последовательных и аргументированных высказываний. Из речи ребенка можно судить, насколько хорошо он мыслит логически, способен ли он осознанно понимать то, что он знает и видит, и способен ли он ясно и правильно выразить это в своей речи.
Развитие речи ребенка должно стать неотъемлемой частью процесса формирования личности ребенка и, в частности, его способности к обучению [2].
В психологическом словаре «умение» определяется как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не достигнувший уровня навыка, автоматизированности [34]. Следовательно, знание – необходимое условие формирования умения.
Ученые считают, что умение – это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Это понятие расширяется и уточняется. Ученые доказывают, что умение формируется на основе знаний [6, 15, 17, 22, 24], навыков [6, 17, 20, 22], в новых и обычных условиях [8, 17, 22, 24]. Владение определенными умениями свидетельствует о сознательном, творческом мышление, поскольку лишь навык предполагает автоматизацию действия и осуществляется при постоянных, неизменных условиях [15, 17].
Н. Д. Левитов, исследуя сущность и классификацию умений, разделяет всё их разнообразие на первичные и вторичные. Первичные умения предшествуют формированию навыка, вторичные – включают сформированные навыки. Различие между ними состоит в сложности действий, обеспечиваемых умениями [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы