Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Проблема формирования
пространственного мышления в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности формирования
пространственного мышления младших школьников
2.1. Диагностика уровня развития
пространственного мышления младших школьников
2.2. Организация работы по
формированию пространственного мышления на уроках математики
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
темы исследования. Пространственные представления являются
необходимой составляющей деятельности человека, его адаптации в окружающем
мире. Живя в трехмерном пространстве, мы окружены предметами разных форм и
размеров; мы часто оцениваем расстояния, рассматриваем взаимное расположение
тех или иных объектов и их частей. Это одна из причин, по которой
пространственные представления во многом определяют уровень развития интеллекта
в целом, являясь составляющей познавательной деятельности человека,
гарантирующей восприятие окружающего мира и представления о нем.
Младший школьный возраст является тем
«сензитивным периодом», когда создаются необходимые предпосылки для развития
способностей к пространственной ориентировке. В соответствии со стандартом
начального образования, развитие пространственного мышления и пространственных
представлений ребенка в значительной мере формируются на уроках математики при
изучении геометрического материала.
Проблеме развития пространственных
представлений младших школьников посвящены работы В.В. Давыдова, М.А. Габовой,
Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, А.В. Белошистой, Л.В. Занкова,
Н.Б. Истоминой, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.А. Панчищиной, Н.С.
Подходовой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, И.Ф. Шарыгина и др.
Пространственные представления — это образы памяти или образы воображения, т.е.
пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение
составляющих частей, расположение их на плоскости или пространстве.
Пространственные представления являются основой для формирования
пространственных образов, отношений, а затем и оперирования пространственными образами,
составляющими структуру пространственного мышления. В работах названных
исследователей обоснованы важность своевременного развития пространственных
представлений младших школьников; необходимость их геометрического образования,
как основы для развития пространственных представлений; идея фузионизма о
совместности изучения элементов плоскости и пространства; неэффективность
организации изучения геометрического содержания в практике школы.
Таким образом, необходим поиск
средств, способствующих совершенствованию существующей системы изучения
элементов геометрии в начальных классах, основной целью которого является
развитие пространственных представлений младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретического изучения
проблемы исследования разработать методические рекомендации по формированию
пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения
геометрического материала на уроках математики.
Объект исследования: процесс пространственные
представления младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования
пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
— рассмотреть проблему
формирования пространственного мышления в психолого-педагогической литературе;
— показать особенности
формирования пространственного мышления младших школьников;
— организовать и провести
опытно-экспериментальную работу по формированию пространственного мышления
младших школьников;
— проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы.
В работе
использовались следующие методы
исследования:
— теоретический анализ
педагогической, психологической и методической литературы (обобщение,
систематизация, сравнение);
Заключение:
Пространственное мышление играет важную роль в жизни
современного человека. Динамично развивающийся мир требует от людей высокой
мобильности, социальной активности, умения работать с большим количеством информации.
Каждый день мы сталкиваемся с задачами пространственного характера как в
повседневной жизни (построение маршрута из точки А в точку Б), так и в
профессиональной сфере (создание схем, графиков, моделей и пр.).
Пространственное мышление начинает формироваться с ранних лет
жизни ребенка и постоянно развивается. Особое внимание развитию этого вида
мышления следует уделять в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда
наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы: восприятие, память,
мышление, речь, воображение.
Огромную роль для детей младшего школьного возраста в
умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В математике
заложены огромные возможности для развития пространственного мышления детей
младшего школьного возраста.
В современных условиях
трансформации мирового образовательного пространства тема образовательных
технологий и непосредственно внедрение инновационного образования занимает
ведущее место в педагогическом дискурсе последних лет. Главным недостатком
традиционного образования считается то, что акцент, как правило, ставят на
запоминание знаний и их проверку. Но ученик, который был подготовлен таким
образом, может растеряться в любой новой ситуации.
Математическое образование – один из важнейших факторов
развития и формирования личности, который во многом опирается на эмпирический
опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения.
В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием
необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт
и развивая математическую интуицию, пространственное воображение и мышление,
логическое мышление.
В настоящее время общепризнана необходимость более широкого
включения геометрических знаний в систему математического образования,
подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии. Именно
поэтому в начальной школе геометрический материал служит в качестве опорной базы для
освоения основных математических понятий и пространственных представлений, а в
дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, станут необходимым
фундаментом обучения в средней общеобразовательной школе.
Известно, что эффективное обучение находится в прямой
зависимости от уровня активности детей в образовательном процессе. В настоящее
время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для
активизации и развития у младшего школьника познавательного интереса к
содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием
занимательного материала для математического развития учащихся. И среди них
особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Овладение знаниями и умениями – трудоемкий процесс.
Это сложно осуществить при отсутствии интереса к предмету. Интерес к предмету,
к процессу обучения является необходимым условием эффективности усвоения и
запоминания изучаемого.
Формирование познавательного интереса невозможно само
по себе. Интерес возникает в процессе деятельности. Поэтому необходимо
понимать, какая деятельность обучающихся наиболее влияет на формирование
познавательного интереса, а также, что способствует формированию
пространственных представлений.
Интерес
к математике у обучающихся в начальной школе неустойчив, находится на уровне
любознательности. Он легко вспыхивает и легко угасает. В связи с этим, мы
считаем, что используя при формировании пространственных представлений активных
форм обучения можно оказать положительное влияние на развитие познавательного
интереса школьников, их познавательную деятельность, что будет способствовать
повышению эффективности и качества обучения.
Исследовательская
работа была проведена с детьми 4В класса Средней общеобразовательной школы № № 28 г. Ульяновска.
Соответствующая
система дидактических игр и занимательных задач с элементами геометрии
разрабатывалась с целью проверки ее эффективности для формирования
пространственных представлений учащихся.
Результаты
эксперимента свидетельствуют о том, что предложенная нами система упражнений
является весомым средством повышения общего уровня сформированности
пространственных представлений. Практическая реализация предложенной системы
заданий позволила повысить не только сформированность пространственных
представлений, но и общий уровень знаний учащихся по математике; обеспечить
условия для развития у учащихся интереса к математике и активизировать
познавательную деятельность младших школьников.
Как показало данное исследование, на уроках математики
нужно включать задания на формирование пространственных представлений. Они
вызывают интерес школьников, развивают сообразительность, а также полезны тем,
что они часто встречаются на математических олимпиадах. К сожалению, не во всех
школах их включают в программу.
Анализируя результаты использования дидактических игр и
заданий на формирование пространственных представлений, нами были сделаны
некоторые выводы, суть которых сводится к следующему.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема формирования пространственного мышления в
психолого-педагогической литературе
Формирование пространственного
мышления как наиболее сложного вида образного
мышления выступает необходимым условием интеллектуального развития и учебной
успешности школьников. В многочисленных исследованиях доказана взаимосвязь
успешности в изучении математических дисциплин и пространственного мышления
(Г.Д. Глейзер, В.А. Далингер, Х.-М.Х. Кадаяс, И.Я. Каплунович, С.Б. Малых, И.С.
Якиманская и др.). В зарубежных публикациях пространственное мышление
признается базовой когнитивной способностью, позволяющей ученикам осваивать
программы STEM-образования
(science,
technology,
engineering
and mathematics)[1].
В современных
исследованиях постулируется, что наиболее благоприятным, сенситивным периодом
для развития пространственного мышления является младший школьный и
подростковый возраст[2]. Ведь в возрасте 7-12 лет
преобладающим видом мышления обучающихся выступает мышление наглядно-образное,
генетически родственное мышлению конструктивно-пространственному и
образно-пространственному. Поэтому именно на этапе начального и среднего общего
образования целесообразно уделять особое внимание развитию пространственного
мышления обучающихся.
И.С.
Якиманской было установлено, что основной оперативной единицей
пространственного мышления являются пространственные образы
(представления),
в которых отражаются не все свойства и признаки предметного мира, а лишь пространственные отношения[3]. Это могут быть такие
характеристики объектов как их форма, величина, взаимоположение составляющих
элементов, расположение их на плоскости и в пространстве относительно любой
заданной точки отсчета и пр.
С чего
начинается развитие пространственного мышления ребенка и как оно формируется?
Все дети познают мир через окружающие их предметы. Ребенок учится распознавать
объект среди множества других, определять его форму, размеры, удаленность,
положение относительно горизонта. Накопив определенный опыт оперирования
трехмерными пространственными образами, ребенок становится способен выполнять
умственные действия с объектами на плоскости, в двухмерном пространстве:
переводить объемный образ в его проекцию (изображение на плоскости) и наоборот.
Е.В.
Знаменская выделяет три этапа формирования пространственных представлений у
ребенка:
1 этап — переход от манипулирования
реальными объектами к созданию пространственных образов.
2 этап — понимание взаимосвязи между
абстрактной геометрической формой объекта и его двумерным графическим
изображением. На этом этапе ребенок учится читать и строить чертежи, создавать
карты, схемы и простые модели.
3 этап — переход от двумерного изображения объекта к его трехмерному
изображению в рамках геометрического пространства[4].
Следующие
изменения в развитии пространственного мышления детей касаются мыслимых точек
отсчета в пространстве. Еще в начале ХХ в. Ж. Пиаже в своих экспериментах
показал, что эгоцентризм в плане восприятия пространства свойственен мышлению
ребенка вплоть до семи лет[5]. Однако современные
исследования доказывают, дети способны менять точку отсчета уже в пятилетнем
возрасте, переставая принимать положение своего тела относительно других
предметов как постоянное[6].
Во
многом процесс формирования пространственного мышления зависит от физического и
психического состояния ребенка, его личного опыта оперирования
пространственными образами, школьной программы и даже социального окружения.
Американские ученые выяснили, что становление пространственного мышления
ребенка связано с социально-экономическим статусом семьи (англ. Socio—economic status (SES)), в которой он воспитывается[7]. Данные исследования
показывают, что дети из семей с низким уровнем SES справляются с заданиями, требующими
применения пространственных навыков, хуже тех детей, которые растут в семьях с
высоким уровнем SES. Такая зависимость объясняется рядом факторов.
Во-первых,
дети из семей с низким уровнем SES имеют меньше опыта оперирования пространственными
образами. Зачастую у ребенка очень мало игрушек, способствующих развитию
пространственных способностей (пазлы, конструкторы, кубики и др.) из-за
финансовых трудностей в семье.
Во-вторых,
дети из семей с низким уровнем SES слышат меньше слов, описывающих пространственные
характеристики объектов. Большую часть времени родители проводят на работе, и
на развивающие игры с детьми у них практически не остается ни сил, ни времени.
Даже если ребенок и играет самостоятельно, он не произносит при этом никаких
фраз, а выполняет действия молча. Исследования в области изучения
пространственного мышления детей доказывают, максимального эффекта развивающие
игры достигают в том случае, когда взрослый и ребенок играют вместе, причем
первый комментирует как свои действия, так и действия ребенка[8]. Во время совместной игры
дети постепенно сами овладевают словами, которые обозначают пространственные
характеристики объектов и отношения между ними, что способствует развитию
пространственных навыков.
В
настоящее время неразрешенным остается вопрос о роли гендерных различий в
развитии пространственного мышления. Среди ученых нет единого мнения о том,
влияет ли пол ребенка на скорость и качество развития его пространственных
навыков или нет. Так по данным ряда исследований наблюдается отсутствие
гендерных различий в развитии пространственного мышления детей дошкольного и
младшего школьного возраста: мальчики и девочки одинаково справляются с
заданиями, требующими применения пространственных навыков[9]. Считается, что первые
различия в мышлении начинают проявляться в среднем и старшем школьном возрасте,
достигая максимума по мере взросления. Однако другие исследования показывают,
что уже в дошкольном возрасте мальчики справляются с пространственными
заданиями лучше девочек[10]. По мнению ученых,
пространственное мышление мальчиков развивается быстрее потому, что они
проводят больше времени за играми, способствующими развитию пространственных
умений: конструкторы Lego, собирание пазлов, видеоигры.
[1] Buckley J., Seery N. & Canty D. Investigating the use of spatial
reasoning strategies in geometric problem solving // International Journal of
Technology and Design Education. 2018. URL: https://doi.org/10.1007/s10798-018-9446-3.
[2] Асланян И.В.
Методика контроля развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов
средней школы при изучении геометрического материала с позиций фузионизма:
автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2006. 22 с.; Белошистая А.В.
Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I-IV
классов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 16-22; Коногорская С.А.
Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью
обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1 (15). С. 142-152.
[3] Якиманская И.С.
Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
[4] Знаменская Е.В.
Формирование пространственных представлений у младших школьников при изучении
геометрического материала: дис. … канд. пед. наук. М. 1995. — 201 с.
[5] Пиаже Ж. Речь и
мышление ребенка. М.: РИМИС, 2008. — 436 с.
[6] Newcombe, N.S., & Huttenlocher, J. (1992). Children’s early ability
to solve perspective-taking problems. Developmental
Psychology. — 28(4). — P. 635-643.
[7] Saxe, G.B., Guberman, S.R., Gearhart, M., Gelman, R., Massey, C.M.,
& Rogoff, B. (1987). Social processes in early number development. Monographs of the Society for Research in Child
Development. — 52(2). — P. 153-159; Verdine,
B.N., Golinkoff, R.M., Hirsh-Pasek, K. & Newcombe N.S. (2017). Links
between spatial and mathematical skills across the preschool years. Monographs of the Society for Research in Child
Development. — 82(1). — P. 7-125.
[8] Levine, S.C., Ratliff, K.R., Huttenlocher, J., & Cannon, J. (2012).
Early puzzle play: A predictor of preschoolers’ spatial transformation skill. Developmental
Psychology. — 48(2). — P. 530-542.
[9] Коногорская С.А.
Гендерно-возрастные особенности развития пространственного мышления учащихся //
Сборники конференций НИЦ. Социосфера. — 2013. — № 29. — С. 62-68.
[10] Levine, S.C., Huttenlocher, J., Taylor, A., & Langrock, A. (1999).
Early sex differences in spatial skill. Developmental
Psychology. — 35(4). — P. 940-949.