Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность представления о здоровом образе жизни у младших школьников 8
1.2. Основные направления формирования представления о здоровом образе жизни во внеурочной деятельности 16
1.3. Анализ внеурочных программ для начальной школы по формированию здорового образа жизни у учащихся 28
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на занятиях кружка «Мы за здоровый образ жизни» 40
2.1. Исследование уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников 40
2.2. Организация занятий кружка «Мы за здоровый образ жизни» 50
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение № 1 73
Приложение № 2 79
Приложение № 4 83
Введение:
Здоровье является «основным фактором работоспособности человеческого организма» [4, c.98]. Необходимо понимать, что здоровье – это не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Понятие здоровья включает в себя полное социальное, физическое и психическое благополучие.
На состояние здоровья человека оказывают влияние многие факторы. Среди них особо стоит отметить факторы окружающей среды, постоянные адаптационные изменения, связанные с необходимостью приспосабливаться к социально-биологическим условиям, а также образ жизни человека. Однако наиболее важным условием сохранения здоровья является каждодневное соблюдение санитарно-гигиенических норм. Эти нормы необходимо прививать человеку с детства, для этого «в детских учреждениях установлен педагогический и медицинский контроль» [37].
Главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Помимо деятельности во время уроков, большое значение в формировании представлений обучаемых о здоровом образе жизни имеет внеурочная деятельность.
Как сказано в «Нормативно-правовой основе образовательной программы начального общего образования»: «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами» [38]. В связи с этим очень важным фактором для всестороннего развития ребенка является не только работа на уроке, но и самостоятельная деятельность.
Согласно принципу Новых Федеральных Государственных стандартов, в современном образовании «важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе» [38].
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом второго поколения целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, развитие здоровой творческой личности.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из важнейших задач начального образования является необходимость сохранить здоровье детей в период обучения в школе; научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения.
Объект исследования – процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность представления о здоровом образе жизни у младших школьников
2. Определить основные направления формирования представления о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать внеурочные программы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
4. Исследовать представления детей о здоровом образе жизни
5. Разработать план работы кружка «Мы за здоровый образ жизни» и апробировать комплекс занятий кружка. Провести опытно-экспериментальную работу по оценке уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Гипотеза: представления младших школьников о здоровом образе жизни будут формироваться более успешно, если параллельно с занятиями на уроках Окружающего мира ученики будут посещать внеурочный кружок по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ программ внеурочной деятельности, педагогический эксперимент, анкетирование, метод неоконченных предложений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: кружок внеурочной деятельности «Мы за здоровый образ жизни» в общеобразовательной школе № 5 Нижнего Новгорода
Заключение:
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, помогающая ему обеспечивать хорошее здоровье.
В структуре здорового образа жизни выделяют следующие направления:
● Формирование системных знаний, представлений у детей по основным направлениям здорового образа жизни
● Практическая реализация системы знаний в привычках и поведении
● Формирование осознанного, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников включает в себя следующие пункты:
● Охрана и укрепление здоровья
● Формирование представлений о здоровом образе жизни
● Воспитание привычки к здоровому образу жизни
● Организация разносторонней деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей
● Реализация комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий
Согласно Федеральным Государственным Стандартам общего образования второго поколения, образовательный процесс принято понимать не только как усвоение определенной системы знаний, навыков и умений, которые составляют инструментальную основу компетенции учащегося, но, прежде всего, как «процесс развития личности, формирования системы духовно-нравственных, семейных, социальных ценностей» [31, с.12].
Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы. В соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов основного общего образования, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще-интеллектуальное, общекультурное, социальное. [31, с. 54-76]
Помимо того, что внеурочная деятельность – это составная часть образовательного процесса, она, также является одной из форм организации свободного времени учащихся, а значит, она должна быть содержательной, увлекательной, познавательной и разнообразной. Если система внеурочной деятельности будет организована правильно, то у каждого ученика будут максимально развиваться познавательные и творческие способности, повышаться мотивация к продолжению деятельности.
Как известно, воспитание – процесс непрерывный, однако наиболее продуктивно осуществлять это воспитание в свободное от уроков время. Во внеурочной деятельности легче создать такие условия, в которых более свободно развиваются индивидуальные способности ребенка, проще происходит его адаптация в окружающем мире, создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений.
Основной целью педагогов внеурочных кружков здорового образа жизни у детей является формирование представлений о своем здоровье как о ценности в жизни человека. Педагоги учат ребенка делать правильный выбор в любой ситуации, следовать полезному образу жизни для здоровья, отказываться от вредных привычек. Очень важно научить ребенка быть ответственным за свое здоровье, знать, как его сберегать и укреплять.
Эти задачи можно решить только с помощью целостного комплекса мероприятий по сохранению физического, психического и эмоционального здоровья, который необходимо проводить в младшей школе. Для этого необходимо правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, обязательно привлекать к участию в мероприятиях родителей и учителей основных школьных предметов. Все это воспитывает полезные привычки, приучает относиться к своему здоровью как к ценности и богатству, воспитывает навыки здорового образа жизни.
База исследования: кружок внеурочной деятельности «Мы за здоровый образ жизни» в общеобразовательной школе № 5 Нижнего Новгорода
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Сущность представления о здоровом образе жизни у младших школьников
По мнению психологов, младший школьный возраст — один из самых важных периодов в формировании личности человека. Признано, что 40 % заболеваний взрослого закладываются именно в этот период. В связи с этим воспитание младших школьников должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
«Сохранение и управление здоровьем своим и своих детей является главной задачей каждого человека» [25, c. 37]. Процесс управления здоровьем можно разделить на несколько этапов:
1.Сбор и анализ информации о состоянии здоровья ребенка
2.Формирование программы управления действиями
3.Реализация этих действий в определенной последовательности
4.Анализ адекватности и эффективности программ управления
Огромное значение для сохранения здоровья человека имеет его образ жизни. Существует даже такое всем известное определение «Здоровый образ жизни» [27, c. 70]. В современном обществе это определение заполучило очень большое количество приверженцев и последователей. Что же такое здоровый образ жизни, и каковы его составляющие?
Существует довольно много определений понятия «здоровый образ жизни». Как написано в книге К. Байер и др. с одноименным названием: «Здоровый образ жизни — это комплекс действий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья, обеспечивающих оптимальные условия функционирования здорового организма и включают оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание и режим жизни, отсутствие вредных привычек» [11, c. 29].
В принципе, здоровый образ жизни можно свести к нескольким основным пунктам:
1. Здоровое питание
2. Высокая физическая активность
3. Распорядок дня
4. Режим труда и отдыха
5. Здоровый сон
Хотелось бы также отметить, что для здорового образа жизни необходимо чувство психологического и социального комфорта человека, его уверенность в завтрашнем дне, чувства гармонии с окружающим миром, природой и людьми.
Каждый человек в любой период своей жизни может прийти к формированию здорового образа жизни, т.е. к внедрению в свою повседневность новых полезных для здоровья привычек и отказ от привычек вредных. «Для формирования здорового образа жизни необходимо осознанно подойти к процессу своей каждодневной жизни, проанализировать ее с точки зрения безопасности, полезности и грамотно, последовательно добиваться превращения обычных форм укрепления здоровья в привычку» [11, c.65]. Нужно, чтобы формирование здорового образа жизни стало осознанной необходимостью человека.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как:
Научные знания
Медико-профилактические меры
Рациональный режим дня, труда и отдыха
Двигательная активность
Правильно организованное питание
Отсутствие вредных привычек
Особенно важным для младших школьников является соблюдение режима дня. Ребенок оказывается в новых социальных условиях, к которым необходимо адаптироваться. Он испытывает физические и психические нагрузки, связанные с процессом обучения, к которым организм также должен привыкнуть. У ребенка происходит ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых. Все это требует повышенной активности всех физиологических систем, притом, что детская нервная система еще далеко не зрелая с довольно низким пределом истощаемости.
Именно поэтому правильно спланированный режим дня с разумным чередованием трудовой деятельности и отдыха очень важен, т.к. он способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами. Нарушение режима дня может привести к серьезным отклонениям в детском здоровье, прежде всего, к неврозам.
К основным компонентам режима дня можно отнести:
Сон
Пребывание на свежем воздухе
Учебная деятельность
Отдых
Прием пищи
Личная гигиена
Главным в распорядке этих компонентов должно быть их разумное сочетание, с учетом возрастных изменений. При этом, необходимо учитывать, что всякая деятельность должна быть построена так, чтобы быть посильной для ребенка и не превышать возможности его работоспособности, а отдых ребенок должен получать такой, который сможет обеспечить полное функциональное восстановление организма.
В младшем школьном возрасте особенно ярко выражена двигательная активность ребенка. Он в этот период овладевает всеми доступными движениями, постоянно испытывает свои двигательные возможности, приобретая все большую власть над собственным телом.
Двигательные умения и навыки играют важную роль в образовательном процессе, т.к. в их основе лежит творческое начало.
Доказано, что в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Ребенок становится более внимательным, наблюдательным, дисциплинированным, у него вырабатывается характер и укрепляется воля. Очень важную роль в формировании представлений о ЗОЖ играет правильная организация питания младшего школьника. Она опирается на пять основных принципов:
Регулярность
Разнообразие
Адекватность
Безопасность
Удовольствие
Одним из важнейших компонентов формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников является сознательный отказ от вредных привычек в будущем, таких как курение, алкоголь, наркотики, а также неконтролируемое увлечение компьютером. Признавая тот факт, что компьютер — неотъемлемая часть нашей жизни, необходимо отметить опасность, которая может грозить ребенку в бесконтрольном пользовании компьютером. Переносясь в виртуальный мир, дети, зачастую, начинают отвергать мир реальный, который требует от них каких-то реальных изменений и работы над собой. В этой связи возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на младших школьников в процессе организации их учебной и игровой деятельности на компьютере.
Здоровье ребенка можно определить, как «состояние жизнедеятельности, которое соответствует биологическому возрасту, гармоничному единству физического и нервно-психического развития, достаточной социальной адаптации и сопротивляемости болезням и неблагоприятным воздействиям окружающей среды» [5, c. 78]. Здоровый ребенок может заболеть, но переносит болезнь легко и болеет редко. Он активен, подвижен, жизнерадостен, доброжелателен. Положительные эмоции у здорового ребенка преобладают над отрицательными. Неприятности переносятся стойко и не имеют последствий. Здоровый ребенок гармонично развит физически, ловок, силен, закален, не имеет лишнего веса.
«Ребенок, являясь членом общества, подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды» [11, c. 93], многие из которых могут рассматриваться как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. Можно определить три группы факторов, которые играют определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей:
1. Генетика
2. Образ жизни
3. Окружающая среда
Необходимо также заметить, что «социальные факторы и факторы среды действуют на здоровье детей не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими факторами, особенно с наследственностью» [15, c. 64]. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, которая их окружает, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.
По последним данным ВОЗ факторы, влияющие на состояние здоровья детей, в процентном измерении делятся примерно так:
«40 % — социальные факторы и образ жизни
30 % — факторы неблагоприятной окружающей среды, причем 10 % приходится на природно-климатические условия
20 % — биологические факторы
10 % — медицинское обслуживание» [33, c.195]
Специалисты статистики утверждают, что приведенные данные являются очень усредненные, т.к. не учитывают «развития детей в онтогенезе» [6, 29], особенности формирования патологий в отдельные периоды их жизни, а также распространенности факторов риска.
Также необходимо заметить, что роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.
Хочется уделить особое внимание так называемым «факторам риска» и подробнее рассмотреть их влияние на состояние здоровья детей в разные периоды жизни.
Первой группой факторов риска являются «медико-биологические факторы риска периода беременности и родов» [6, c. 27]:
• возраст родителей на момент рождения ребенка
• хронические заболевания у родителей
• острые заболевания у матери во время беременности
• прием матерью различных препаратов, имеющих опасность негативного влияния на жизнь и развития плода в течение беременности
• стрессы и психотравмы во время беременности
• осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов
Вторая группа «фактора риска раннего детства» [13, c. 18]:
• масса тела при рождении
• характер вскармливания
• отклонения в состоянии здоровья ребенка первого года жизни
Третья группа факторов риска, характеризует «условия и образ жизни ребенка» [26, c. 6]:
• жилищные условия
• доход семьи
• уровень образования родителей (в первую очередь, матери)
• курение родителей, употребление в семье алкоголя или наркотических веществ
• состав семьи
• психологический климат в семье
• наличие у обоих родителей единого мнения по вопросам воспитания ребенка и сохранения его здоровья
• отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий
«В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения» [8, c. 30].
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду и продолжаться в школе. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, проходящая совместно с педагогом, являющимся на занятиях партнером ребенка.
«Целью оздоровительной работы является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих» [19, c. 71]. Можно примерно сформулировать условия, необходимые для сохранения здоровья младших школьников:
• соблюдение режима дня
• соблюдение режима прогулок и двигательной активности
• режим закаливания
• режим питания
• благополучие в семье с соблюдением условий жизни ребенка
• полноценный сон
• соблюдение санитарно-гигиенических правил
В современных школах педагоги используют «различные здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие детям безопасные условия пребывания и обучения. Эти технологии учитывают возрастные, половые, индивидуальные особенности и гигиенические требования. Также здоровьезберегающие технологии призваны решать задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Использование этих современных технологий в образовательном процессе защищает и сохраняет здоровье детей» [20, c. 98]. В начальной школе используют следующие технологии:
• утренняя разминка
• занятия физической культурой в зале и на открытом воздухе
• прогулки
• подвижные игры
• перерывы в занятиях на физкультурные минутки
• перерывы в занятиях на отдых
• гимнастика для глаз, пальцев, дыхания
• дыхательная гимнастика
• психогимнастика
• закаливание
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья младших школьников, как:
• разумная физическая нагрузка
• чередование физической и умственной нагрузок
• учет возрастных особенностей при планировании занятий
• комбинирование разных видов деятельности на зянятиях
«Основы здоровья закладываются в семье» [26, c. 13], значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
1.2. Основные направления формирования представления о здоровом образе жизни во внеурочной деятельности
Представления о здоровом образе жизни у младших школьников формируются и в семье и в школе. Под общим контролем должны быть такие виды деятельности, как:
Учебная нагрузка
Режим дня
Питание
Двигательная активность
Закаливание
Нервные нагрузки
Психологический климат дома и в школе
Общение с родителями и учителями
Досуг
Неправильная организация труда младшего школьника может принести вред здоровью, поэтому надо сразу формировать представления о ЗОЖ. Такие представления формируются на уроках и во внеурочной деятельности.
В этом процессе предпочтение лучше отдать простым методам и приемам, таким как:
«Уроки здоровья»
Практические занятия
Беседы
Чтение
Рисование
Наблюдение за природой
Игры
Проектная деятельность
Одним из важнейших приемов формирования знаний о здоровом образе жизни можно назвать практические занятия, например, игры. Игра — эффективнейший вид деятельности, который позволяет сохранять продуктивную способность ребенка наиболее длительное время.
Одной из главных задач современной образовательной системы является задача сохранения и укрепления здоровья детей в стенах школы. Перед педагогическим составом стоит задача не просто обеспечить безопасность жизнедеятельности и здоровья учеников, но и способствовать формированию у них осознанного бережного отношению к своему здоровью, а также приобретению детьми навыков здорового образа жизни.
Как пишет исследователь: «Главными задачами по укреплению здоровья детей в школьном учебном заведении являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни» [35, c.100].
Необходимо отметить, что наиболее эффективным формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников будет в том случае, если оно является необходимым условием жизни ребенка как в общеобразовательном учреждении, так и в семье.
Исходя из этого, можно утверждать, что формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является одной из основных целей как учебной деятельности, так и внеурочной работы по формированию представлений о ценности здорового образа жизни.
В этом направлении основными задачами внеурочной деятельности являются:
● Создание условий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья в образовательном процессе.
● Формирование в коллективе благоприятного морально-психологического климата.
● Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
● Поддержание высокого уровня двигательной активности обучающихся.
● Достижение понимания в педагогическом, родительском и ученическом коллективах в формировании представлений о здоровом образе жизни.
Система внеурочной работы начальной школы выстроена согласно требованиям ФГОС НОО второго поколения в соответствии с основными направлениями:
1. Гражданско-патриотическое
2. Общекультурное
3. Художественно-эстетическое
4. Спортивно-оздоровительное
Каждое из этих направлений призвано формировать у обучающихся представления о культуре здорового образа жизни. Общей целью всех этих направлений является формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Благодаря тому, что внеурочная деятельность предполагает использование здоровьесберегающих технологий, удается формировать представления о здоровом образе жизни по следующим направлениям:
● Обеспечение высокого охвата обучающихся начальной школы регулярными занятиями физической культурой и спортом.
● Увеличение объема двигательной активности детей.
● Формирование у детей устойчивого интереса и осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, которые обучаемые получают в процессе внеурочной деятельности.
● Обеспечение формирования и роста физической и гигиенической культуры учеников.
● Повышение мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к формированию представлений о здоровом образе жизни.
● Активизация родительской помощи, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Многие известные психологи называют младший школьный период «совершенно особым периодом развития ребенка» [1, c. 76]. Именно в это время возникает «внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, развивается воображение, формируются основные пространственные навыки, ребенок стремится общаться, пытается моделировать настоящую жизнь» [19, c. 49].
Период до десяти лет является временем формирования базы здоровья ребёнка. Он интенсивно растет, развивается, закладываются основы осанки, движений, формируются навыки и привычки, приобретаются фундаментальные физические качества, складывается характер.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных» [34, c. 163].
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
К сожалению, в современном мире приходится наблюдать год от года тенденцию «ухудшения состояния здоровья всего подрастающего поколения и детей в частности» [42]. Отмечено, что выраженные негативные сдвиги в состоянии детского здоровья происходят буквально на всех этапах развития ребенка, включая период внутриутробного развития.
Данные Министерства здравоохранения и социального развития России весьма неутешительные: «общая заболеваемость детей в возрасте от нуля до четырнадцати лет увеличилась за последние семь лет на 27,6 процентов» [44]. Примерно такие же показатели первичной заболеваемости детей. Заметно увеличилось количество и частота заболеваний крови и кровотворных органов, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы и кровообращения. Причем эти показатели выросли во всех возрастных группах.
Приходится признать, что ухудшение здоровья детей отмечено не только данными официальной статистики, но и результатами специальных углубленных исследований в различных научных областях. Для выявления отклонений в состоянии здоровья разных детских контингентов используются данные профилактических медицинских осмотров, которые выборочно проходят в детских районных поликлиниках. Также используются данные научных институтов и кафедр медицинского профиля, в том числе НИИ гигиены и охраны здоровья РАМН [45].
Стоит отметить очень большую пользу таких профилактических мероприятий, т.к. они позволяют «выявить функциональные нарушения, и даже хронические заболевания в начальной стадии, не дожидаясь обострения» [13, c. 198]. Это дает возможность в дальнейшем обследовать ребенка, уточняя его диагноз, и в дальнейшем проводить соответствующую оздоровительную и профилактическую работу.
Одной из глобальных проблем состояния детского здоровья является избыток информации. Телевидение, Интернет, компьютер – все это «постоянно раздражает центр радости в коре головного мозга, что приводит к снижению интеллектуального уровня детей дошкольного возраста» [29, c. 35]. Ученые, сами занимающиеся развитием новых технологий, покупают своим детям, не достигшим 12-ти летнего возраста только кнопочные телефоны. Это связано с «отсутствием у ребенка самоконтроля, что без должных ограничений приводит к компьютерной зависимости» [21, c.17]. Также подобные увлечения отрицательно сказываются на костно-мышечной системе, нарушениях осанки, деформациях грудной клетки.
Хочется отметить, что особенно важно сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, требует совместных усилий врачей, учителей при самом активном участии родителей.
«Главными задачами по укреплению здоровья детей в школьном учреждении являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни» [35, c. 100].
Вопрос о воспитании культуры здоровья в младшем школьном возрасте стоит достаточно остро и является весьма актуальным, потому что «младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья» [1, c. 49].
Все крупнейшие детские психологи уверены, что путь, развития, который малыш проходит до исполнения десяти лет, никогда не будет повторен, а значит, ничего уже нельзя исправить. До десяти лет у ребенка очень интенсивно развиваются все органы, закладываются все основные функциональные системы организма, формируется личность. В связи с этим, очень важно именно в этот период сформировать у ребенка базу основных знаний и умений здорового образа жизни, приучить к занятиям спортом и правильному режиму питания.
С самых ранних лет у ребенка необходимо воспитывать гигиенические навыки. Рассмотрим понятие «навык». В словаре психиатрических терминов навык характеризуется как «действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [22, c. 58]. Основными гигиеническими навыками, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка младшего школьного возраста, являются:
• поддержание чистоты кожи и волос
• соблюдение гигиены полости рта
• утренняя зарядка
• поддержание чистоты и аккуратности одежды
• соблюдение порядка в комнате, в шкафу с одеждой и коробках или ящиках с игрушками
Формирование этих простых гигиенических навыков глубоко укореняется в сознании ребенка и вскоре воспринимается как естественная необходимость. Ребенок уже никогда не сядет за стол, не вымыв руки, и не бросит свою одежду куда попало, не ляжет спать и не выйдет утром из дома, не почистив зубы. Соблюдение этих гигиенических условий может избавить ребенка в дальнейшем от многих проблем и станет его лучшей защитой от большого количества заболеваний.
Благодаря раннему воздействию с социальной средой, ребенок интенсивно становится самостоятельным, при этом большую роль играет «рациональная педагогика» [28, c. 205].
«Овладение навыками гигиены очень важно в дальнейшем развитии сенсорного воспитания, речи, мелкой моторики и координации, а также, оно позволяет более эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах» [10, c. 104].
Данную проблему рассматривали такие ученые как П. П. Болонский, Л. С. Выготский, Г. И. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин и мн.др.
В школьном учреждении в состав педагогического состава обязательно входит врач, который постоянно информирует своих коллег о новой литературе по вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни. Совместно с учителем врач организует методический уголок в школе, где сосредотачиваются следующие методические материалы:
• методические пособия по гигиене и профилактике здорового образа жизни
• перечень вопросов в различных разделах программы воспитания
• наглядные пособия для детей, подобранные по теме гигиены и охраны здоровья
Очень важно не только упражнять детей, но и проверять их работу, поощрять и хвалить. Необходимо также приучать детей с самого раннего возраста к тому, чтобы дети работали не только для удовлетворения личных потребностей, но и учились помогать друг другу.
Игровые методы повышают у детей интерес к самостоятельности, делают приятными и легкими такие процессы, как одевание или умывание. Как писал В.А. Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [32, c. 178]. Ребенок увлекается в игре.
В целях ознакомления детей с требованиями по формированию представлений о здоровом образе жизни используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение сказок. Большое значение имеет окружающая среда: все должно быть удобно, чисто, аккуратно. Нужно помнить о том, что необходимо проявлять терпение и не делать за ребенка всю работу, а направить его, добиться от него самостоятельности.
Преподаватель – всегда для ребенка авторитет. Этот факт налагает большую ответственность и требует от педагога высокого уровня воспитания, прежде всего, самого себя. Ребенок должен видеть хороший пример, но этот пример должен быть досягаем, и его должно хотеться достичь.
Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решать только в учебное время, не привлекая участие семьи ребенка, которая играет решающую роль в формировании его личности. При поступлении ребенка в учебное заведение врач или медицинская сестра совместно с учителем класса, в который зачислен ребенок, должны провести инструктаж с родителями. Инструктаж включает в себя:
• правила по уходу за ребенком
• меры предупреждения у ребенка инфекционных заболеваний
• гигиенические основы детского питания
• основы закаливания
• соблюдение дома режима дня, установленного в учебном заведении
• закрепление в семье гигиенических навыков, прививаемых в школе
Для родителей помимо инструктажа и бесед вешаются специальные доски вопросов и ответов, делаются стенгазеты и санитарные листки. Особенно важны индивидуальные санитарно-просветительные беседы с родителями, потому что они касаются конкретного ребенка с его особенностями, учитывая которые, учителя или медицинская сестра дают родителям рекомендации.
В нашем государстве постановлением Главного государственного врача утверждаются определенные Санитарно-гигиенические Правила и Нормы, так называемые СанПиНы. Это «государственные подзаконные нормативные правовые акты с описаниями и требованиями безопасных и безвредных для человека факторов среды обитания и их оптимальных и безопасных количественных параметров с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности» [22, c.116]. СанПиНы направлены на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и различных эпидемий. «Санитарно-эпидемиологические Правила и Нормы обязательны к выполнению для граждан государства, всех государственных органов, юридических и должностных лиц, независимо от их подчиненности и права собственности» [30, c. 25].
СанПиНам не должны противоречить принимаемые строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные правила, фито-санитарные правила и другие нормативные правовые подзаконные акты. За нарушения Санитарно-эпидемиологических Правил и Норм предусмотрены административная и уголовная ответственности.
СанПиНы действуют на всей территории страны и вступают в силу после официальной публикации. Контроль соблюдения Санитарно-эпидемиологических Правил и Норм осуществляется государственной санитарно-эпидемиологической службой России, а также на юридических и должностных лиц в ходе осуществления внутреннего производственного контроля. Классификация и нумерация санитарных правил (норм) в России (по состоянию на 2018 г.) производится согласно «Руководству Р 1.1.002-96 «Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования» [46] (утверждены 14.05.1996 г. Госкомсанэпиднадзором России).
Санитарно-эпидемиологические Правила и Нормативы содержат определенные требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских образовательных учреждений, утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Требования СанПиНов распространяются и на организацию режима дня и учебных занятий в учебных заведениях. Большое внимание уделяется «правильной организации физической и спортивной деятельности, игр, а также самостоятельной деятельности детей. В том числе формированию представлений о здоровом образе жизни» [9, c. 26]. Требования Санитарно-эпидемиологических Правил и Норм обращают внимания на то, что «занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий» [16, c. 43]. Те занятия, которые требуют повышенной познавательной активности следует проводить в первую половину дня и рекомендуется сочетать их с занятиями физкультурой, ритмикой или музыкой.
Особое внимание в требованиях СанПиНов уделяется организации работы с компьютерами. Занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить для детей от семи лет не чаще одного раза в день по тридцать минут не чаще трех раз в неделю. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить «гигиенически рациональную организацию рабочего места» [21, c. 7]: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Требования СанПиНов к организации физического воспитания младших школьников направлены на «улучшения состояния здоровья и физического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств» [9, c. 27]. Физическое воспитание и закаливающие мероприятия должны учитывать состояние здоровья детей, возрастно-половые возможности и климатические условия.
Организованные формы двигательной деятельности должны включать: «утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п. Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок» [9, c. 29].
За организацией физического воспитания младших школьников установлен педагогический и медицинский контроль. Он включает в себя:
• наблюдения за состоянием здоровья и физического развития детей в динамике
• наблюдения за организацией двигательного режима
• контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, спортивного оборудования и спортивной одежда детей
• формирование гигиенических навыков по вопросам физического воспитания младших школьников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой
• профилактика травматизма
«Принимая ребенка в школьное учреждение, врач обязан провести профилактический осмотр в соответствии с действующими нормативными документами, собрать у родителей дополнительные сведения об особенностях развития каждого принятого ребенка и дать свою оценку состоянию физического и психического развития с занесением в индивидуальную медицинскую карту» [12, c. 72].
Также необходимо наблюдения врача за ребенком периода «адаптации – способности организма приспосабливаться к условиям окружающей среды» [22, c. 7] с рекомендациями по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.
Один раз в неделю медицинская сестра или врач осматривают детей на педикулез с занесением результатов осмотра в специальный журнал. В случае