Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирование правового сознания у дошкольников 6-7 лет»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Содержание понятия «правовое сознание» 6
1.2. Психологические особенности детей подготовительной группы 10
1.3. Особенности формирования правового сознания у дошкольников 6-7 лет 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 27
2.1. Диагностика особенностей правового сознания у дошкольников 6-7 лет. 27
2.2. Программа формирования и развития правового сознания в подготовительной группе 31
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Реформирование образовательной системы в России, предпринятое в рамках последних десятилетий, обусловили переориентацию процесса образования на гуманистические принципы, учет общечеловеческих ценностей, осознание значимости индивидуальных особенностей каждого человека. Помимо этого, приоритетным направлением общегосударственного значения выступает построение общества с высоким уровнем гражданственности, правовой сознательности и инициативности. В связи со сказанным, очевидна актуальность обращения к проблематике формирования правового сознания у детей, начиная еще с дошкольного возраста.
Ребенок, начиная уже со старшего дошкольного возраста, демонстрирует устойчивый интерес к различным мировоззренческим вопросам, аспектам этики и морали, что позволяет говорить о стихийном формировании зачатков правосознания. Однако учеными (Н.Г. Капустиной, С.А. Козловой, С.В. Федотовой и мн.др.) убедительно доказано, что формирование правового сознания у детей будет происходить более результативно в случае управления этим процессом: организации специальной деятельности в дошкольных образовательных организациях, при надлежащем участии родителей и общественности.
Вышеописанные тенденции определяют следующее противоречие:
— с одной стороны, существует потребность в формировании активных граждан с развитым правовым сознанием, а также осознание того, что эту деятельность необходимо начинать еще в дошкольном детстве;
— с другой стороны, ощущается острая нехватка специальных научно-методических разработок, содержащих экспериментальные данные и практические советы по формированию и развитию правового самосознания у дошкольников.
В связи с этим, в рамках выпускной квалификационной работы планируется рассмотрение проблемы формирования правового сознания у дошкольников подготовительной группы.
Объект исследования: правовое сознание в дошкольном детстве.
Предмет исследования: особенности формирования правового сознания у дошкольников подготовительной группы.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность программы формирования и развития правового сознания в подготовительной группе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формированию и развитию правового сознания у дошкольников 6-7 лет будет способствовать разработка и внедрение специальной программы, содержащей цикл тематических занятий.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «правовое сознание».
2. Охарактеризовать психологические особенности детей подготовительной группы.
3. Описать особенности формирования правового сознания у дошкольников 6-7 лет.
4. Провести диагностику особенностей правового сознания у дошкольников 6-7 лет.
5. Составить и апробировать программу формирования и развития правового сознания в подготовительной группе.
6. Выполнить анализ результатов формирующего эксперимента.
Методологической основой исследования выступили труды следующих ученых: Л.И. Божович, И.Е. Валитовой, Т.И. Васюхиной, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.Н. Гринченко, Н.И. Гуткиной, Т.В. Есиковой, О.Л. Осинкиной, В.М. Сапогова, Э. Сусловой, С.В. Федотовой, А.Ф. Хабировой и др.

Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— беседы с детьми;
— анкетирование;
— эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» станицы Каневской Краснодарского края.
Выборка испытуемых: в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 10 дошкольников подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет (5 мальчиков и 5 девочек). Все дети развиты в соответствии с возрастными нормами, не имеют хронических заболеваний.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной и апробированной в рамках опытно-экспериментального исследования программы формирования и развития правового сознания в подготовительной группе в воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство выступает периодом формирования основ личности во всех отношениях. В связи с этим, в воспитательной работе с дошкольниками важно уделять внимание формированию их правовых знаний, основ правовой культуры, гражданского правосознания.
Выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме формирования правового сознания у дошкольников подготовительной группы. Поставленная во введении цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Выполненное опытно-экспериментальное исследование позволило доказать гипотезу исследования о том, что формированию и развитию правового сознания у дошкольников 6-7 лет будет способствовать разработка и внедрение специальной программы, содержащей цикл тематических занятий.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы мы можем сформулировать следующие рекомендации по формированию правового сознания у детей 6-7 лет:
1. Развитию правосознания в дошкольном детстве будет способствовать обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, поэтому полезно изготовить разнообразные панно, уголки вопросов и ответов, книжные стенды и пр.
2. Помимо усвоения детьми правил и норм поведения в обществе, важно создавать условия для практического применения полученных знаний: организовывать тематические сюжетно-ролевые игры, поощрять соблюдение норм в игровой и продуктивной деятельности, пресекать попытки детей нарушать ранее подтвержденные договоренности.
3. Несмотря на то, что существует определенная нехватка научно-методической литературы по правовому воспитанию дошкольников, воспитателем не рекомендуется в работе использовать соответствующие материалы для младших школьников, поскольку возрастные возможности и социальные условия развития детей разных возрастов разнятся.
4. Важно стремиться к максимальному разнообразию в использовании средств и методов формирования правового сознания у дошкольников. Этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение иллюстраций, поисковая деятельность, проблемный метод, проектный метод – вот неполный перечень средств и методов работы, который позволит сделать воспитательный процесс более эффективным и интересным.
5. В обязательном порядке к работе по формированию правосознания дошкольников необходимо привлекать семьи воспитанников. Именно семейная атмосфера и правовая активность родителей является той основой, на которой реально развить правовую культуру ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «правовое сознание»

Правовое сознание является предметом изучения многих наук. Природу, сущность сознания рассматривают философы, юристы, социологи, политологи, психологи, педагоги и культурологи. В рамках различных научных дисциплин правосознание анализируется соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Каждая из научных дисциплин разрабатывает свой круг проблем правосознания, использует соответствующие теории, приемы и средства, методы анализа и объяснения. Однако и по сей день отсутствует достаточно четкое определение понятия «правовое сознание», нет единого мнения по вопросам его структуры, функционального анализа, высказываются разные мнения относительно объекта и субъекта правосознания, его критериев. Это объясняется тем, что правосознание представляет собой сложный не только психологический, но и социально-политический, юридический, нравственный феномен, кроме того, правосознание постоянно развивается, обогащаются его содержание и формы, отражая изменения общества и трансформации личности [4, c. 166 – 177].
Правосознание, как одна из форм общественного сознания, в своем развитии подчиняется общим закономерностям развития сознания. В дореволюционный период (до 1917 г.) в исследование философских и психологических проблем сознания существенный вклад внесли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Г.И. Челпанов, Г.Г. Шпет и др.
Начиная с 20-х гг. XX в. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский изучают природу сознания, его функции и связь сознания с языком. Но уже с 30-х гг. из-за политической ситуации в стране изучение сознания ограничилось такими относительно нейтральными нишами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Возврат к проблематике сознания в полном объеме произошел во второй половине 50-х гг., прежде всего благодаря трудам С.Л. Рубинштейна, а затем и А.Н. Леонтьева. Для выделения сознания в качестве предмета психологического исследования в равной степени используются культурно-исторический и деятельностный подходы. Фундаментальные положения по вопросам сознания нашли отражение в трудах философов: Л.П. Буевой, Б.А. Грушина, Э.В. Ильенкова, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова, A.К. Уледова и др.; психологов: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, B.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой и др. [41, с. 89].
В отечественной философии и психологии сознание понимается как высший специфически человеческий уровень психического отражения действительности, результат общественно­исторических условий формирования человека. Подчиняясь общим закономерностям развития сознания, правосознание в то же время имеет свою специфику.
В отечественной науке роль правосознания в жизни общества стала активно обсуждаться лишь во второй половине XIX в., когда проходила кодификация российского законодательства.
В конце XIX – начале XX в. в России началось интенсивное проведение экспериментальных исследований в юридической психологии, что значительно обогатило понимание природы правового сознания.
На рубеже 30-х гг. XX в. установление тоталитарного режима в нашей стране помешало исследованию правового сознания. Интерес к изучению этой проблемы значительно возрастает с середины XX в., во время хрущевской оттепели, когда углубились исследования проблем законности и правопорядка, стали проводиться систематические обследования правосознания различных групп российского общества.
В дальнейшем правосознание стало изучаться более углубленно, подробно рассматриваются его структура, функции, детерминация развития. При анализе правосознания большое внимание уделяется социально-психологическим факторам, которые оказывают самое непосредственное влияние на уровень и состояние законности и правопорядка [2, с. 66].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы