Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин 7
1.1. Понятие и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности изучение величин на уроках математики в начальной школе 12
1.3. Наглядность, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики при изучении величин 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин 30
2.1. Констатирующий этап 30
2.2. Формирующий этап 37
2.3. Контрольный этап 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Библиографический список 59
Введение:
Введение
Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования теперь становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС). Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий начинается именно на первых ступенях обучения в школе, а для этого у младших школьников необходимо развивать отдельные общеучебные умения. Внедрение универсальных учебных действий в системе образования отвечает запросам общества, которые сформировались в процессе перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу.На первый план выходит умение работать с информацией, способность к самообразованию. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. 5 Существует социальный заказ на выпускников начальной школы с определенным уровнем сформированности, в частности, познавательных универсальных учебных действий, что прописано в ФГОС НОО.
Основой для разработки нового стандарта послужили исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. На необходимость формирования и развития у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и методику их формирования изучали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Подходы к изучению формирования универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Необходимость формирования УУД имеет достаточное научное обоснование, но недостаточно проработанной остается область формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно. Исходя из этого, появляются новые способы и методы в обучении. Такие методы, которые способствовали активному развитию мыслей у учащихся, развивали самостоятельность в поиске знаний на уроках. Именно благодаря внедрению в образовательный процесс средств наглядности можно осуществить диалог с обучающимися, активизировать и повышать их мыслительную и познавательную деятельность. Многие педагоги посвящали исследования вопросам применения средств наглядности в образовательном процессе. Они неоднократно отмечали, что именно применение таких средств на уроках помогает интенсифицировать (сделать более интенсивным), сформировать заинтересованность учеников, повышать их умственную деятельность. Итак, необходимо правильно выбрать и грамотно применить наглядные средства в ходе изучения материала.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности при изучении величин.
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте посредствам наглядности.
Это обусловило выбор темы исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин».
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования является особенности формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин.
Цель исследования – подобрать задания по математике с элементами наглядности, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при изучении величин и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
2. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики при изучении величин.
3. Разработать задания по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
4. Доказать эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики при изучении величин посредствам наглядности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что применение разработанного комплекса заданий будет эффективно способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Методологическую основу исследования составляют идеи:
– исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.);
— подход о развитии универсальных учебных действий в начальной школе (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Карабанова и др.);
— подход о развитии логических универсальных учебных действий в начальной школе (Е. В. Веселовская, Т.А. Егорова, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.).
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);
— эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
Практическая значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Заключение:
Актуальность исследования заключается в том, что переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует внесения больших перемен во всю систему начального образования. Такой её компонент как формирование универсальных логических действий у младших школьников также требует своего совершенствования. В связи с введением в современное образование Федерального государственного образовательного стандарта кардинально меняются требования к качеству и результатам обучения. Целью образования становится познавательное, личностное и общекультурное развитие, которое обеспечивает такую основную компетенцию как умение учиться. Основной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
После проведённого анализа психолого-педагогической литературы мы выделили показатели формирования познавательных УУД. Одной из сложных противоречивых проблем современной педагогической науки является проблема эффективного формирования познавательных УУД. Данная проблема отражает потребность социума, которая выражена в образовательном заказе, ученики должны быть способны к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте эффективно формируются все УУД, особенно включая познавательные, так как у ребёнка развиваются все познавательные и психические процессы, педагог должен также помнить об возрастных особенностях младших школьников. В ходе теоретического и экспериментального исследования в бакалаврской работе были решены все поставленные задачи.
В основу исследования положена классификация универсальных учебных действий А. Г. Асмолова, предложенная разработчиками ФГОС НОО второго поколения.
Одним из эффективных способов формирования познавательных УУД является включение в работу специальной системы заданий посредствам наглядности, повышающих познавательный интерес младших школьников на уроках математики, обладающее значительным воспитательным потенциалом, создающее зону ближайшего развития для всех учащихся.
Для формирования логических действий на уроках математики разработан комплекс заданий посредствам наглядности. Проводимые задания вызывали интерес у детей — они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату, решить задачу. В процессе деятельности у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают логическое мышление.
Сравнительный анализ результатов эксперимента свидетельствует о положительной динамике формирования логических действий в классе. Количество учащихся с высоким уровнем сформированности логических действий по разным методикам повысился от 20 % до 36 %, средний уровень или не изменился, или повысился на 4 %, низкий уровень уменьшился на 36% — 16 %.
Таким образом, в результате проведения опытно-экспериментальной работы гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников путём использования элементов наглядности на уроках математики при изучении величин
1.1. Понятие и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, далее ФГОС НОО, который принят и действует в настоящее время, зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в которые входит освоение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения [6].
Каждому учителю на своем предмете необходимо обеспечить всем обучающимся их самостоятельную деятельность, построенную таким образом, что она приведет их к овладению необходимых универсальным учебным действиям, другими словами, в школе должны быть созданы условия для полноценного формирования и развития личности всех обучающихся.
Из ФГОС НОО следует, что к личностным результатам обучения относиться самоопределение учащихся, их смыслоопределение; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.
Метапредметные результаты, включающие в себя универсальные учебные действия и межпредметные понятия, самостоятельное планирование учебной деятельности.
В стандарте прописано, что одной из задач современного образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) и познавательных универсальных учебных действий далее ПУУД.
Универсальные учебные действия – это умение самосовершенствоваться по средствам усвоения новых видов деятельности. Выделяют четыре вида универсальных учебных действий такие, как личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные [11].
К личностным УУД относиться личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества [25].
К регулятивным УУД относится: целепологание, планирование целей, прогнозирование, коррекция целей и задач, их оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают организацию своей учебной деятельности учащимися [11].
Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя обеспечение социальной компетентности. Учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Строить продуктивные взаимодействия и сотрудничать с группами сверстников и группами взрослых.
К познавательным УУД относятся: общеучебные и логические универсальные действия, постановка и решение проблем [36].