Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика психологического климата в детском коллективе 8
1.2. Особенности взаимоотношений младших школьников 14
1.3 Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности…………………….29
Вывод по первой главе……………………………………………………………43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………. 45
2.1.Диагностика взаимоотношений обучающихся в 3 классе……………………45
2.2 Анализ групповой деятельности, направленной на формирование положительных взаимоотношений обучащихся в 3 классе………………………54
2.3.Интерпретация результатов исследования……………………………………62
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение А 75
Приложение Б 77
Приложение В 79
Приложение Г 80
Приложение Д 83
Приложение Е 85
Приложение Ж 94
Приложение З 96

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование положительных взаимоотношений младших школьников является актуальной проблемой во все времена. Это можно объяснить рядом причин. Так, к примеру, в нашей жизни появился компьютер, Интернет, где легко можно найти разную информацию. Это приводит к тому, что наибольшую часть времени дети проводят в общении с техникой, а не в общении со своими сверстниками. Поэтому постепенно исчезают навыки межличностного взаимодействия, изменяется восприятие другой личности в ценностном и эмоциональном отношении.
Следующей причиной можно назвать то, что социально-экономические изменения, которые произошли в последние годы, привели к тому, что в обществе появилось некое деление людей по материальному достатку. Бывают случаи, когда положение ребенка в школьном коллективе, отношение к нему со стороны одноклассников иногда определяется материальным достатком его семьи (наличие дорогого мобильного телефона, планшета, компьютера и т.д.). И оттого, насколько ребенку уютно и комфортно в коллективе, напрямую зависит его развитие и обучение.
Вопросы взаимоотношений детского коллектива, характерные особенности и межличностные отношения в коллективе, влияние коллектива на формирование личности отдельных детей. Особенно важным периодом в становлении личности каждого ребенка являются именно годы обучения в школе. Благодаря общению, а также той или иной общей деятельности, в детском коллективе происходит интенсивное развитие личности, создаются определенные условия для непосредственной подготовки учащихся к активному участию в социальной жизни.
Одним из наиболее важных периодов в плане формирования положительных взаимоотношений является начальная школа. В школе ребенок впервые встречается со своими будущими одноклассниками, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся. Именно в начальной школе формируется представление о его новом социальном статусе на основе собственных достижений в учебе.
Особенностям формирования положительных взаимоотношений посвящены работы исследователей в области психолого-педагогической науки. В последние десятилетия эти исследования были нацелены на поиск наиболее результативных форм организации, методов формирования и сплочения воспитательных коллективов (Л.И. Новикова, Т.Е. Конникова), на разработку методов и принципов стимулирования коллективной деятельности (Л. И. Уманский, О.А. Лепнёва), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (Р.С. Немов), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Н.П. Фетискин).
Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его в качестве своеобразной модели общества, которая отражает не столько форму его организации, сколько те отношения, что ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, что в нем принята.
Групповая деятельность – это обязательный элемент воспитания. Она особенно влияет на личность. В группе детей одного возраста происходит наиболее интенсивная социализация ребенка. Находясь в группе детей другого возраста, а также взаимодействуя с другими детьми, происходит столкновение интересов своего «Я» с интересами каждого «другого», кто участвует в общем деле. В групповой деятельности ребенок – не просто участник какой-либо совместной работы – является участником жизни каждого, кто в ней участвует.
Формирование положительных взаимоотношений младших школьников может происходить разными способами. В нашей работе формирование положительных взаимоотношений детей будет рассматриваться средствами групповой деятельности.

Отмечается явное противоречие между важностью формирования положительных взаимоотношений в коллективе младших школьников для их обучения и воспитания и недостаточным использованием возможностей групповой деятельности для решения этой проблемы в образовательной организации.
Проблема исследования: каковы возможности групповой деятельности для формирования положительных взаимоотношений в коллективе младших школьников?
Объектом исследования является процесс формирования положительных взаимоотношений младших школьников.
Предметом исследования выступает формирование положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать программу по формированию положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений младших школьников в групповой деятельности будет происходить при соблюдении следующих условий:
– мотивация деятельности с позиции ценностей жизни и человека;
– развитие умений группового взаимодействия;
– рефлексия по поводу совместных взаимоотношений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать сущность психологического климата в детском коллективе как социально-педагогического феномена.
2. Изучить особенности взаимоотношений младших школьников.
3. Выделить педагогические условия формирования положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности.

4. Выявить уровень сформированности взаимоотношений обучающихся 3 класса.
5. Повысить уровень взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности.
6. Проанализировать эффективность проведенной работы.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент, диагностические методики (методика на определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора, методика «Какой у нас коллектив?» и анкетирование).
База исследования: МБОУ СОШ №28 г. Химки, 3 класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы, которые представлены в данной работе, могут быть использованы учителями начальных классов при формировании положительных взаимоотношений обучающихся.
Во введении раскрыта актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования. Глава 1 «Теоретический анализ проблемы формирования положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности» включает анализ научно-педагогической литературы по нашей проблеме, раскрывает понятия психологический климат, коллектив и особенности взаимоотношений младших школьников, а также рассматриваются методы и пути формирования положительных взаимоотношений средствами групповой деятельности.
Во второй главе («Опытно-экспериментальная работа по формированию положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности») раскрываются методы работы по формированию положительных взаимоотношений младших школьников, разработаны групповые занятия для учащихся начальной школы, а также обобщены результаты опытно-экспериментальной работы. В заключении обобщаются результаты исследования и излагаются основные выводы нашего исследования.
Список литературы содержит 49 наименований литературы по рассматриваемым вопросам.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ литературы и проведенный нами эксперимент позволили сделать следующие выводы:
1) Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач.
2) Психологический климат – это неотъемлемая характеристика детского коллектива и может определяться в качестве феномена, который представляет собой динамическое поле отношений, где развивается групповая деятельность и определяющее самочувствие личности, а также меру проявления личностного «Я». Благоприятный психологический климат является следствием, результатом сплочения коллектива. Он проявляется и создается в процессе общения, межличностных отношений и является следствием, результатом сплочения коллектива, в котором между всеми его участниками установлены доброжелательные взаимоотношения. При неблагоприятном климате взаимоотношения детей ухудшаются.
3) После тщательного изучения теоретических основ проблемы сплочения и формирования положительных взаимоотношений в коллективе, нами была проведена диагностика среди третьеклассников, которая показала, что коллектив учеников недостаточно сформирован, степень сплочения низкая, многим детям сложно общаться друг с другом, а некоторым даже не хотелось посещать школу: в экспериментальной группе у 4 детей показатели сплоченности выражены в низкой степени (20%), у 10 человек – в степени ниже среднего (50%) и у 6 – в низкой (30%). Показателей высокой степени и выше среднего в данной группе выявлено не было. Также в контрольной группе 4 детей отметили, что их коллектив сплоченный и в экспериментальной группе 6 детей отметили, что коллектив довольно дружный (30%), 4 детей считают, что в коллективе не бывает ссор (20%), 8 ответили, что иногда ссоры все-таки случаются (40%), и 2 ребенка ответили, что их коллектив недружный (10%). В экспериментальной группе у 4 – высокий уровень школьной мотивации (20%), хорошая мотивация также у 4 детей (20%), 6 положительно относятся к посещению школы (30%), у 2 детей низкий уровень школьной мотивации (20%) – они посещают школу без желания и даже друзья-одноклассники не могут на это повлиять, и у 2 детей было выявлено негативное отношение к школе (10%) – у них нет друзей в классе, они полностью дезадаптированы.
4) Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с использованием активных форм и методов по формированию положительных взаимоотношений в коллективе младших школьников посредством групповой деятельности. Наш эксперимент дал хорошие результаты.
На формирующем этапе исследования нами были проведены групповые занятия в самых разнообразных организационных формах: классный час, тренинг, игровое занятие, отдельные игры на сплочение коллектива, формирование умения действовать сообща, совершенствование навыков межличностной коммуникации. При наблюдении за учащимися в процессе групповых занятий мы заметили явные положительные изменения в коллективе учащихся третьего класса. Дети стали более сплоченными, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь, их заинтересовала работа в группе.
5) Повторная диагностика показала, что после проведения опытно-экспериментальной работы у детей экспериментальной группы не только вырос уровень положительных взаимоотношений детей, стала выше степень сплоченности коллектива, повысился уровень школьной мотивации, детям стало легче и интереснее общаться друг с другом: в экспериментальной группе у 4 детей уровень сплоченности коллектива выражен в высокой степени (20%), у 8 – в степени выше среднего (40%) и у 8 – в средней степени (40%).
Показателей степени ниже среднего и низкого в данной группе выявлено не было. Также в экспериментальной группе у 12 был выявлен высокий уровень школьной мотивации (60%), хорошая мотивация у 8 детей (40%). Никто из детей не отметил, что их класс недружный.
Целью данной работы было теоретически обосновать и реализовать программу по формированию положительных взаимоотношений младших школьников средствами групповой деятельности
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика психологического климата в детском коллективе

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives, то есть собирательный. Это понятие обозначает социальную группу, объединенную на основе общественно-значимых целей, совместной деятельности, а также общественных ориентациях. Коллектив – это сложное явление, в нем переплетаются мысли, чувства, интересы, увлечения и стремления самых разных людей. По мнению Л.С. Выготского, коллектив выступает в качестве фактора развития ребенка [12, с. 70].
По А.С. Макаренко коллектив является социальным живым организмом. Организмом, потому что он имеет органы. У органов же есть полномочия, взаимная ответственность, зависимость, соотношение частей [36].
Л.И. Уманским в основу характеристики группы в качестве коллектива был положен ряд следующих критериев:
— содержание нравственной направленности группы (где рассматривается единство мотивов, целей членов группы и т.д.);
— групповая подготовленность какой-либо сферы деятельности;
— организационное единство;
— психологическое единство (эмоциональное, волевое, интеллектуальное) [47, с. 28].
Психологический климат коллектива, по нашему мнению, проявляется и создается по ходу взаимодействия, на фоне которого реализуются групповые потребности, появляются и решаются различные конфликты.
Психологический климат – это обязательная характеристика любого детского коллектива. Она может определяться в качестве феномена, что представляет собой изменчивые отношения, в которых развивается групповая деятельность, а также определяется самочувствие личности и меру проявления личностного «Я».
Устойчивый психологический климат создается из более мелких составляющих – временного эмоционального состояния или психологической атмосферы класса, которые вызваны подготовкой или проведением конкретных дел. Преобладающими эмоциями, что испытывает ребенок при хорошем психологическом климате, являются:
— мобильность;
— доброжелательность;
— защищённость;
— креативность;
— инициативность;
— оптимизм;
— свобода «я»;
— работоспособность.
При неблагоприятном климате:
— агрессивность;
— пессимизм;
— незащищенность;
— леность;
— пассивность;
— зажатость.
Благоприятный психологический климат, по нашему мнению, помогает лучшему взаимоотношению детей и полноценному развитию личности ребенка, поэтому создание хорошего психологического климата в классе – это важный компонент для формирования коллектива.
Неблагоприятный психологический климат ухудшает развитие детского коллектива, а также личности в нём, потому что связан с отрицательными эмоциями. Поддержание и формирование психологического климата схоже со способами управления и формирования детским коллективом и наоборот.
Рассмотрим определение психологического климата. Это эмоционально-психологическое состояние коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются деловые и личные отношения всех индивидов коллектива, которые определяются их ценностными ориентациями, интересами и моральными нормами [3, с.26].
В научной литературе встречаются разнообразные термины, которые описывают те же самые явления, что и психологический климат:
— «социально-психологический климат»,
— «психологический настрой»,
— «морально-психологический климат»,
— «психологическая атмосфера»,
— «социально-психологическая обстановка» и многие другие.
Но большинство исследователей думает, что, прежде всего, необходимо иметь единство взглядов на смысл какого-либо явления, а не пытаться спорить о его названии. Это приходится наиболее разумным.
Но большинство исследователей считают, что, прежде всего, необходимо иметь единство взглядов на смысл явления, а не пытаться спорить о его названии. Это наиболее разумно.
Психологическая среда всех детских групп имеет свое специфическое направление. Огромный вклад в теорию детского коллектива сделал А.С. Макаренко. Известно, что учитель не использовал термин «психологический климат»; он использовал такие понятия, как «тон», «стиль». Хороший тон команды, он считал только основным тоном. В качестве основных признаков благоприятного климата (или нормального психологического климата, согласно современной терминологии) А.С. Макаренко предложил:
1) Проявление уверенности, внутреннего покоя, готовности к действию, постоянной энергии. Наличие самооценки у абсолютно каждого члена команды, гордость за свою команду.
2) Дружественное единство членов команды. Во внутренних отношениях можно критиковать лишь отдельных учеников, наказывать, но вне таких особых форм влияния, надо отдавать должное каждому ученику, не приносить ему ни горя, защищать его перед посторонними, не позорить его.
3) Безопасность абсолютно всех членов команды. Ни один ученик не должен чувствовать себя беспомощным или одиноким.
4) Полезная и разумная деятельность всех членов команды.
5) Способность быть сдержанным в словах, движениях.
Согласно Н.П. Аникеевой, благополучия ребенка в школе определяется прежде всего отношениями в его первом коллективе. Поэтому основной акцент необходимо сделать на анализе способностей учителя в регулировании отношений ребенка в детской команде [3, с.71]. Вся суть психологического климата заключается в том, что отношения, сложившиеся в коллективе, приобретают эмоционально-психологический оттенок, который определяется ценностными ориентациями, интересами и нравственными нормами членов команды. Степень активности каждого, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько эта личность переживает эмоциональное благополучие в конкретном коллективе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы