Социальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование патриотических ценностей младших школьников во внеурочной деятельности школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Патриотизм как качество личности и особенности его проявления в младшем школьном возрасте 6
1.2. Место и роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников 13
1.3. Методические основы патриотического воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1598 И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 30
2.1. Школа №1598 как социокультурная среда патриотического воспитания младших школьников 30
2.2. Опыт патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности школы №1598 38
2.3. Пути совершенствования опыта школы №1598 по патриотическому воспитанию с младшими школьниками во внеурочной деятельности 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

  

Введение:

 

Актуальность. Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения педагогических условий его становления и формирования.
Развитие идеи патриотизма получило в трудах педагогов и мыслителей времен царской России (В.Г. Белинский, А.Н. Добролюбов, А. И. Герцен, М.В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, А.И. Чернышевский и др.), советского государства (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Работы этих авторов характеризуются идеями народности в воспитании, подготовки молодого поколения к общественно-полезной деятельности на благо Родины. На современном этапе формированием патриотических ценностей подрастающего поколения на основе социально-педагогического подхода занимаются А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, А.А. Квитковская, С.Н.Фомина.
В настоящее время все больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. Любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Не случайно сегодня в искусстве, в театре, кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням. В период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон патриотизма является одной из актуальных задач отечественной науки.
Сегодня патриотизм рассматривается в качестве одного из основных ориентиров в воспитании. В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.) определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания.
Необходимо постоянно обновлять формы и методы организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических качеств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Однако, несмотря на потенциал внеурочной деятельности в развитии младшего школьника, в частности в патриотическом воспитании, её возможности используются не в полной мере, отчасти это объясняется тем, что недостаточно разработано содержание внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.
Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в начальных классах на основе организации внеурочной деятельности для его развития.
Из противоречия вытекает проблема исследования: в выявлении форм и методов патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования – формирование патриотических ценностей младших школьников.
Предмет исследования – внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников общеобразовательной школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование чувства патриотизма – это целенаправленный процесс, который направлен на формирование у детей младшего школьного возраста знаний о своей родине, развитии эмоционально-ценностного отношения к своему родному краю, а также к истории и культуре малой родины, семейным традициям и всему лучшему, что было накоплено предшествующими поколениями. Результатом данного процессе является сформированность патриотических ценностей личности. В процессе анализа сущности формирования патриотических ценностей были выявлены основы содержания данного процесса для детей младшего школьного возраста, прежде всего это проявляется через воспитание любви и уважения к семье, своему родному краю, к природе родного края, истории своей Родины, а также к культурному наследию и традициям. В процессе изучения понятия «патриотизм» была выявлена структура формирования патриотических ценностей, которая состоит из трех компонентов (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) на основе которых были выделены критерии, которые проявляются на трех уровнях (низком, среднем и высоком). Формирования патриотических ценностей у младших школьников основано на психолого-педагогических характеристиках детей данного возраста, а именно: проявление познавательного интереса к окружающим явлениям; дети младшего школьного возраста проявляют способности к усвоению большого объема знаний окружающем их мире; дети младшего школьного возраста проявляют единство в эмоциональных и познавательных процессов; формирование патриотических ценностей проходит в процессе эмоциональных переживаний в творческой (игровой) деятельности; накормленные знания об окружающем мире отражаются у младших школьников через их самостоятельную деятельность.
Особое значение в формирование патриотических ценностей у младших школьников имеет внеурочная деятельность. Целью внеурочной деятельность в процессе патриотического воспитания является расширения о родном народе и России, формирование правильного поведения в определенных ситуациях, формирование патриотических ценностей у младших школьников. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в патриотическом воспитании; создаёт дополнительные условия, сопровождение, поддержку на этапах патриотического воспитания учащихся.
Для эффективности процесса формирования когнитивного компонента патриотических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности учитель может использовать исследовательский метод и следующие приемы: дискуссия, рассказ, беседа, работа с книгой. В процессе формирования эмоционального компонента патриотического воспитания учитель может использовать следующие формы и приемы: показ картин, карт; демонстрация кинофильмов; праздник. В процессе формирования деятельностного компонента во внеурочной деятельности учитель может использовать следующие формы и приемы: конкурсы, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций; экскурсии, деятельность по охране природы, общественно-полезная деятельность.
Анализ деятельности педагогического состава школы №1598, г. Москва показал, что спланированная педагогами работа в образовательной организации, помогает решать многие задачи по всем направлениям патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста. Но не уделяют должного внимания гражданско-патриотическому направлению. Учителя школы считают, что патриотическое воспитание – это воспитание уважения не только к традициям своего народа, страны, но и школе, где ребенок учится.
На базе школы №1598 было проведено исследование сформирванности патриотических чувств и качеств у школьников по методике Т.М. Масловой. В исследовании приняли участие 30 учащихся 2-го класса. В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся (53%) имеют средний уровень знаний начального блока по истории «малой родины» и осведомленность патриотизмом. Также было выявлено, что среди учащихся 2-го класса большинство учащихся (33%) имеют средний уровень патриотических чувств и эмоций относительно к «малой Родине», при чем 40% учащихся продемонстрировали ниже среднего и низкий уровень проявления чувств и эмоций относительно к «малой Родине». Кроме этого, 44% учащихся 2-го класса продемонстрировали средний уровень овладения практическими навыками по применению знаний об Отчизне, т.е. патриотические качества личности проявляются лишь под контролем педагога; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своему дому, школе; средне выраженное желание заботиться о других людях. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
На основе полученных данных были разработаны пути совершенствования опыта школы №1598 по патриотическому воспитанию с младшими школьниками во внеурочной деятельности:
1. Создание «ситуации успеха» и творческого развития каждого обучающегося, создание условия для социально значимой деятельности и проявления активности во внеурочной деятельности, что, собственно, и способствует формированию чувства патриотизма у младших школьников.
2. Организация во внеурочной деятельности мероприятий духовно-нравственного направления, что предполагает то, что ученики начнут осознавать высшие ценности, социально значимых процессов и явлений реальной жизни и руководствоваться ими в качестве основополагающих в практической деятельности.
3. Организация во внеурочной деятельности мероприятий гражданско-патриотического направления, что создаст условия для формирования позиции «Я – гражданин». Данное направления можно реализовывать с помощь различных конкурсов и викторин.
4. Организация во внеурочной деятельности мероприятий историко- краеведческое направление, что представляется в основном посещением различных музеев.
5. Организация во внеурочной деятельности мероприятий героико-патриотического направления, что ориентировано на воспитании любви к Родине, уважении защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа.
6. Организация во внеурочной деятельности мероприятий военно-спортивного направления, что оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Патриотизм как качество личности и особенности его проявления в младшем школьном возрасте
Понятие «патриотизм» выражается в чувствах гордости, преданности, защите и любви своей Родине, его культуре, в соблюдении традиций, поддержания быта, в чувстве нравственного долга, в знание истории страны, а так же в признании самоценности других сообществ, в осознании их права на существование без конфликтов.
Патриотизм – это то чувство, которое необходимо человеку, оно включает в себя инстинкт самосохранения государства. Патриотизм выполняет функцию объединения и сохранения государства в целом. Объединение может быть территориальным, культурным, государственно-политическим, экономическим, это духовная сила, позволяющая привести в действие поддержание единства народа. Это может быть объединение культур других государств, исторические традиции и преемственность, национальные религии, целостность и неприкосновенность территории. Исходя из этого, следует, что упадок патриотизма является первым признаком кризиса общества, а его искусственное разрушение — одним из способов уничтожения народа. Патриотизм — многомерное явление, представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющихся на разных уровнях функционирования социальной системы.
Для личности патриотизм может рассматриваться как неотъемлемая часть в раскрытии ценностей, норм поведения, убеждений и критериев оценки социальных событий. В личном воспитании патриотизм несет с собой любовь и преданность Родине, самоотверженность, активную гражданскую позицию, самопожертвование, гордость своей культурой, уважение к другим народам.
Понятие патриотизма в разных справочниках неоднозначно, каждый источник дает различные варианты толкования термина.
Рассмотрим пять категорий, по которым можно рассматривать патриотизм и в качестве которых его расшифровывают разные источники: Патриотизм как любовь: к Родине; государственный патриотизм; патриотизм как общественный принцип; патриотизм как политический принцип; патриотизм как моральная позиция; Патриотизм как любовь понимается просто-любовь к Отечеству, к Родине, благородная любовь, любовь к культуре, любовь к народу. Все это объединено в одно понятие — любовь. Можно ли патриотизм рассматривать как любовь?
Согласно словарю Ожегова, можно обобщить, что патриот – это человек, преданный своему Отечеству, глубоко привязанный чувством любви к Родине.
П. Бергаунд утверждал, что патриотизм – это «голос музы Голос Родины». И какой-то смысл пронизан словом А. Грибоедова: «и дым отечества нам сладок и приятен»; народная мудрость запечатлена в высказывании Ю. Коласа: «нет ничего прекраснее и обширнее Родины. Человек без родины-нищий человек».
По мнению C.С. Яковлевой патриотизм – это чувства, которые человек испытывает к своей Родине, которое проявляется в осознанном отношении к своему патриотическому долгу и стремлении его реализовать. С данного определения можно сделать выводы, что в основе патриотизма находится гражданская позиция человека.
А.И. Ушлаковой в процессе своих исследований пришла к выводу, прежде всего патриотизм – это поступки и деятельность человека. «Деятельностная сторона патриотизма считается определяющей, поскольку она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для дела и поступки на благо Отечества», – пишет А.И. Ушлакова. В данном определении подчеркивается идея о том, что патриотизм – «это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, которая отражает устойчивое положительное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо…».
Патриотизм, по мнению В.В. Титовой, представляет собой «систему отношений личности («я-отношений») к истории государства, ее героическому прошлому и настоящему; к национальной культуре, традициям и обычаям русского народа; к государству и гражданскому долгу перед ним, народом; к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми; к стране на карте мира, ее природе, «малой» Родине – месту собственного рождения и жительства и др.».
С.Н. Башмакова считает, что патриотизм – это одна из составляющих, как общественного, так и индивидуального образа жизни личности. Как утверждает С.Н. Башмакова, патриотизм – это приобретенная устойчивая характеристика личности, которая проявляется в виде сознания человека, его нравственных идеалов и ценностей, а также в процессе реального поведения и поступков.
Т.М. Маслова, утверждает, что патриотизм проявляется в гуманистической нравственности, которая проявляется как «доброта, внимание, отзывчивость, милосердие, терпимость, честность, совестливость, трудолюбие, справедливость, достоинство, уважение и любовь к своим родителям, роду».
Философская составляющая патриотизма раскрывается и в работе ученого Ивановой С. Ю. Автор делает акцент на следующих аспектах:
• онтологическом;
• гносеологическом;
• аксиологическом, праксеологическом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы