Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструирование из готовых форм
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм 7
1.1. Понятие опыта моделирования в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Конструирование из готовых форм как средство формирования опыта моделирования у детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию у старших дошкольников опыта моделирования на занятиях конструированием из готовых форм 34
2.1. Анализ уровня сформированности опыта моделирования у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента 34
2.2. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента по формированию опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм 38
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 61
Введение:
-
Актуальность исследования определяется целенаправленным освещением проблемы формирования способностей к моделированию у детей дошкольного возраста в процессе обучения конструированию из готовых форм, а также связано с современными приоритетами государственной политики в области образования, образовательного и культурного пространства; с необходимостью обусловленных опытом преобразований в педагогическом процессе для дальнейшего повышения качества образовательной работы.
Исследование основывается на психолого-педагогических достижениях таких ученых, как Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский т. п.. Метод наглядного моделирования был глубоко изучен психологами в области дошкольной методики и рекомендован для использования в практике обучения дошкольников еще в 80-е годы ХХ века, когда специалистами под научным руководством Л.А.Венгера, исследовались проблемы диагностики развития и познавательных способностей детей, находились скрытые резервы становления личности ребенка. Психологические исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера позволяют утверждать, что еще в дошкольном возрасте формируется общая познавательная способность ребенка – способность к опосредствованию, одним из видов которого является способность к наглядному моделированию. Под наглядным моделированием психологи понимают совокупность действий по построению, преобразованию и использованию системы, которая воспринимается наглядно (схемы, абстракции, модели). В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом.
Поиски резервов познавательных способностей ребенка привели к определению средств, которые помогают ему понять сущность действительности. Задача состоит в том, чтобы своеобразно «материализовать» существенные признаки и отношения, спроектировать их в плоскость моделей, которые можно видеть, осязать, с которыми можно действовать. Такой подход позволяет детям на уровне наглядно-образного мышления усваивать более сложные знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, находящиеся в основе предметов и явлений, которые нас окружают, выстраивать целостную картину мира. Таким образом, этот метод предлагается применять тогда, когда нужно показать детям внутренние, порой скрытые от непосредственного восприятия свойства, качества, содержание и отношения различных объектов в реальном мире. Моделирование как комплексное средство, стимулирует детей к самоанализу, самооценке, саморазвитию, учитывается роль эмоциональных переживаний, общения, аргументации в процессе моделирования. У старших дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, поэтому для поддержания их познавательной активности на уроках уместно использовать разнообразную наглядность. Однако для эффективного обучения недостаточно только пассивного просмотра иллюстраций. Ученики должны действовать: определять и моделировать существенные признаки определенного объекта или явления; устанавливать связи и взаимоотношения между объектами.
Моделирование широко применяется в жизни и деятельности человека, но как метод обучения рассматривается сравнительно недавно. Значительное внимание моделированию оказывал Л. Н. Фридман в своей работе «Наглядность и моделирование в обучении». Практическую ценность его доводили педагоги-новаторы. Психологическое обоснование проблема моделирования нашла в трудах А. Н. Леонтьева, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, а также в исследованиях психологов – разработчиков образовательной системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Все они едины в том, что у детей через специально организованную учебную деятельность, частью которой является действие моделирования, можно сформировать теоретическое мышление, столь необходимое для успешной учебы и достижения успеха во взрослой жизни. Значение моделирования в обучении описывают современные ученые как А. Я. Савченко, Т. И. Чернецкая, И. П. Подласый и другие.
Проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать формированию опыта моделирования у старших дошкольников в процессе конструированию из готовых форм.
Цель исследования – выявить эффективные методы и приемы формирования опыта моделирования у старших дошкольников в процессе конструирования из готовых частей.
Объект исследования – процесс обучения дошкольников конструированию из готовых форм.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм.
Гипотеза исследования: формирование опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм будет эффективным, если:
– создать благоприятный психологический климат для формирования опыта моделирования у дошкольников на занятиях конструктивно-модельной деятельностью;
– разработать и внедрить комплекс занимательных заданий с использованием конструирования из готовых частей;
– использовать методы проблемного обучения, направленные на формирование творческого мышления дошкольников, в условиях взаимосвязи конструктивной и изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования опыта моделирования у детей дошкольного возраста.
2. Выявить возможности использования конструирования из готовых форм в формировании опыта моделирования у старших дошкольников.
Заключение:
-
Параллельно с развитием понимания происходит начальное формирование замысла, который определяет механизм поиска решения, его направление, движение мысли, моделирует весь процесс решения задачи. Замысел, гипотеза – это мыслительный план действий или деятельности: идеи, намерения, смыслы, которые заложены в будущем продукте.
Замысел в зависимости от сложности, новизны задачи, знаний и опыта может быть более или менее вместительным и конкретным по содержанию, формироваться у субъекта более или менее быстро, быть не очень четким или хорошо осознанным, т.п. Поиск решения определяется мотивацией личности, возможностями использования субъектом предыдущего опыта, знаний (когнитивного компонента), способностью переноса их в новые условия, наличием умений решать новые задачи, привлечения тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств решения.
Процесс формирования гипотезы представляет собой отбор в соответствии с задачей нужных знаний, их расчленение (анализ) и новое сочетание (синтез), что позволяет перейти к рассмотрению явления в новой системе фактов, в их новом обобщении.
Замысел решения конструкторской задачи – это конкретное представление о структуре и функции конечной конструкции, о возможных путях ее построения. Деятельность конструктора при формировании замысла направлена на то, чтобы довести комплекс разнообразных представлений, образов, понятий до четкого зрительного образа, отражающего воображаемую конструкцию, с осознанием ее функционирования.
Развитие исходного образа-понятия до образа-решения, образа- идеи, который составляет основу гипотезы решения конструкторской задачи, происходит с помощью специальных мыслительных приемов аналогии, переноса, сочетания, расчленения, видоизменения по контрасту т.д. Эти субъективно превосходящие мыслительные тенденции определяют процесс составления плана принятия решения, процесс преобразования первичного, нечеткого понятия решения именно в решение, и являются предпосылкой формирования стратегий, охватывающих всю структуру процесса решения – от зарождения первичного понятия решения до наполнения его понятийным содержанием.
Творческий замысел дошкольников рождается в процессе их специфической мыслительной деятельности. Составляющими процесса умственного развития детей дошкольного возраста является перцептивная и исследовательская активность. Язык, включаясь в интеллектуальное действие, выполняет планирующую функцию, предоставляет процессам мышления дошкольников устремленности и направленности. От неупорядоченных, пробных действий дети переходят к попыткам поискового характера, от внешних актов – к внутренним действиям с объектами, выполняемых в уме.
Источниками формы и содержания проектов конструирования детей является представление о мире, эмоциональный опыт, требования взрослого, спонтанное созревание перцептивных и изобразительных форм, усвоение техники и способов конструкторской деятельности. Конструкторский замысел детей может создаваться в ходе конструирования, в котором отображается собственно преобразующая деятельность мышления и воображения дошкольника, обусловленные его познавательными интересами.
Задачи по сооружению объемных объектов:
построй конструкцию из баночек из-под йогурта;
построй башню, учитывая цвет элементов;
сложи лист бумаги по схеме, чтобы получилась ширма;
сделай из прищепок башню;
выложи двухъярусный узор из крышек разного цвета и размера.
В процессе конструирования очень важно создать игровую ситуацию, заинтересовать детей, объяснив им необходимость выполнить задание.
Все занятия по разным видам конструирования должны быть эмоционально насыщенными за счет обогащения их художественными текстами, обыгрывание различных ситуаций.
В процессе конструирования следует использовать метод проблемного общения с детьми. Педагог должен поддерживать активный диалог, используя открытые вопросы, требующие ответа в произвольной форме и не содержат в себе намека на правильный ответ, и наводящие вопросы: «Как ты думаешь, если…», «Если сделать вот так, что будет?» «Как нужно перевернуть (поставить) эту деталь, чтобы получить такую фигуру, как на рисунке?», «Что нужно доделать?», «Что изменилось?» и тому подобное. Получив ответ, педагог просит ребенка обосновать его.
Следует постепенно увеличивать уровень самостоятельности детей в процессе конструирования:
воспроизведение объекта, повторяя за воспитателем весь процесс конструирования;
воспроизведение объекта, повторяя процесс построения по памяти, но есть возможность обратиться за помощью к воспитателю (количество вопросов можно ограничить заранее);
самостоятельное воспроизведение уже готового объекта (задания типа «сделай такой же»);
выполнение творческих заданий — задания предлагаются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных условий, скажем, «построй высокий дом» или «построй гараж для этой машины».
Продолжительность занятия по конструированию, прежде всего, зависит от настроения ребенка и степени его «погружения» в процесс. Если время вышло, а ребенок с увлечением продолжает самостоятельно создавать новые объекты, не следует прерывать ее творческую деятельность.
Конструирование на определенном этапе может перейти в другой вид
Фрагмент текста работы:
-
Глава 1. Теоретические основы формирования опыта моделирования
у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм1.1. Понятие опыта моделирования
в психолого-педагогических исследованияхМоделирование является важным методом научного познания и средством активизации познавательной деятельности детей, с давних времен сопровождает процесс обучения. Хотя, как метод обучения он начал осознаваться недавно.
По словарю С.И. Ожегова, модель – это схема какого-либо физического объекта или явления (Ожегов, 1997). Модель создает язык общения, который, опредмечивая, материализуя содержание объекта исследования, позволяет выявить его существенные признаки. То есть модель является цепью, которая связывает чувственное и рациональное познание.
Моделирование тесно связано с такими категориями как абстракция, аналогия, гипотеза. Дети думают, по словам К. Д. Ушинского, формами, звуками, красками, чувствами.
Проблема использования моделирования в обучении разрабатывалась в исследованиях Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, и др. По мнению ученых, моделирование – это метод познания свойств предметов через модели (Давыдов, 1972). Это процесс создания моделей и действия с ними, которые позволяют исследовать отдельные свойства, стороны предмета, которые нас интересуют. Особенность моделирования по сравнению с наглядностью заключается в том, что предмет изучается не напрямую, а путем исследования другого объекта, аналогичного первому. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Она не охватывает объект, который изучается полностью, а выражает только некоторые стороны, которые интересуют исследователя. «Моделирование – это замена действия с привычными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, и их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами» [Венгер, 1986, с.124].
Пространственные модели рассматриваются В. В. Давыдовым как обобщение, которое возникает в деятельности ребенка при планировании и контроле. Овладение действиями пространственного моделирования может быть понято как одно из направлений развития символической (Ж. Пиаже) или знаковой (Л.С. Выготский) функции сознания. Данные научных исследований показывают преимущество моделирования над традиционной наглядностью в процессе перехода ребенка от чувственной формы знания к понятийному мышлению, от конкретного представления к понятию (Давыдов, 1972).
В. А. Сухомлинский отмечал: «Изобразительную наглядность я рассматриваю не только как средство конкретизации представлений и понятий, но и как средство выхода из мира представлений в мир абстрактной мысли» [Сухомлинский, 1968, c.34].
Согласно идеям Л. С. Выготского, обучение, хотя и выполняет активную конструктивную роль в процессе детского развития, само по себе вовсе не является источником этого развития. Связующим звеном между обучением и развитием есть собственная преобразовательная деятельность ребенка. Стратегической целью развивающего обучения (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. «Быть субъектом, значит быть хозяином собственной деятельности, собственной жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, учить себя» [Выготский, 1984, с. 60]. Достижение стратегической цели предполагает соблюдение принципов, среди которых:
– принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами проявляют в процессе решения учебных задач;
– принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным образовательным действием которой является моделирование.
Моделирование напрямую связано с предметными действиями. Оно является средством анализа и решения задачи, возникшей в процессе предметных преобразований. Истинность самого решения (нового способа, зафиксированного в модели) также проверяется с помощью предметных действий в ходе решения отдельных задач (здесь модель – опора рефлексии). Таким образом, модель выполняет в образовательной деятельности планирующую и контролирующую функции.
Моделирование – важный принцип развивающего обучения – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральной учебной действием которой является моделирование, поскольку именно через модель выявляются общие способы решения класса различных задач. Моделирование побуждает к активной деятельности, а главное, к рефлексии.
Г. А. Цукерман в своей работе «Виды общения в обучении» отмечает, что «основная психологическая функция учебных моделей – перестройка непосредственно предметных и речевых действий в действия рефлексивные. Разговаривать умеют все старшие дошкольники, некоторые умеют читать и писать, но никто из них не знает, как они это делают, на чем основаны их практические действия» [Цукерман, 1993. с.185].
Более 2400 лет назад Конфуций отмечал:
— то, что я слышу, я забываю;
— то, что я вижу, я помню;
— то, что я делаю, я понимаю.
Это мнение поддержал и Сенека: «Обучая других, мы учимся сами». Именно модель дает возможность детям учиться самим и учить других.
Определяют главные функции моделей – описательную, конструктивную и эвристическую. Описательная функция модели заключается в том, что в исследуемом объекте выделяются и обобщаются