Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Воспитатель

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование нравственных ценностей ребёнка на примере рисования РАСТЕНИЙ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредствам рисования растений 6
1.1. Психолого-педагогические подходы проблеме формирования нравственных ценностей у ребенка 6
1.2. Особенности формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста 13
1.3. Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе рисования растений 20
Выводы к 1 главе 27
Глава 2. Особенности формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе рисования растений 30
2.1. Диагностический инструментарий исследования сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Методические рекомендации по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам рисования растений 44
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 60

 

 

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования. Формирование нравственных ценностей — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Так же, во ФГОС ДО, решается задача формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных ценностей [1].
Для формирования активной личности гражданина — патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Одним из средств, направленное на формирование нравственных ценностей детей, занимает изобразительная деятельности, в том числе и рисование. Доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям детей позволяют нам говорить об эффективности использования в формирование нравственных ценностей дошкольников этого вида деятельности. Приобщение детей к рисованию растений дает им возможность на практике познать культурно-исторический опыт, воспитывают в них нравственные чувства, переживания, развивают художественно-эмоциональное мировоззрение ребенка, формируют эстетический вкус, развития творческих способностей и бережного отношения к природе.
Вопросам формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посвящено множество исследований в педагогике, философии и психологии. Философы прошлого такие как H.A. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, уделяли большое внимание вопросам переживаний, чувств, взаимопонимания ребенка. В.Г. Нечаева, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Т.И. Пониманская, С.А. Козлова уделяли внимание развитию нравственной сферы личности ребенка.
О потенциале рисования по формированию нравственных ценностей у детей занимались и занимаются многие ученые и педагоги такие как М.Б. Глотова, Б.П. Юсовым, Л.Н. Столович, Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова, Б.М. Неменский, И.А. Лыкова и др.
Несмотря на то, что данная проблема теоретически хорошо проработана, в большинстве детских дошкольных учреждениях на практике отсутствует систематизированная работа по формированию нравственных ценностей дошкольников посредствам рисования растений.
Цель исследования: теоретические обосновать, разработать и провести комплекс занятий по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам рисования растений.
Объектом исследования является процесс формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является рисование растений как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации, поставленной нами цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятие «нравственные ценности»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить воспитательный потенциал рисования растений в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить уровень сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам рисования растений.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
-теоретические методы исследования: изучение и анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологически анализ литературы по проблеме по исследуемой проблеме;
-эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-работы и идеи философской и педагогической мысли о развитии нравственной личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Лихачев, В.С. Соловьев, Н.В Микляева, Г.М. Фридман, Е.Н. Бородина);
-работы о воспитательном потенциале рисования (М.Б. Глотова, Б.П. Юсов, И.А. Лыкова, Б.М. Неменский, Л.Н. Столярович, Л.В. Школяр и др.)
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные входе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость рисования растений, которые также могут использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №16, в котором приняли участие 22 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственных поступках (действиях). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «нравственное воспитание», которое мы рассматривали в работе, как целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное воспитание выступает как механизм формирования нравственных ценностей. Механизм формирования нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, нравственные чувства, и устойчивое нравственное поведение, соответствующие требованиям современного образа жизни. Следовательно, нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоционально-положительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия). Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Нравственно-экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Изобразительная деятельность, а именно рисование является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Рисование растений дает возможность задействовать не только когнитивную сферу ребенка, но и чувства, эмоции, дает «погрузиться» в рисовании растений нравственной направленности. В процессе рисовании у старших дошкольников формируются нравственные ценностей, происходит становление нравственных чувств и поведения.
Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.
Экспериментальное изучение нравственных ценностей у детей 5-6 лет показало преимущественно низкий и средний уровень сформированности нравственных ценностей. На основании полученных данных были выявлены особенности формирования нравственных ценностей детей 5-6 лет.
В ходе формирующего эксперимента был создан проект посредствам рисования растений, способствующий формированию нравственных ценностей детей:
–разработан комплекс мероприятий по формированию нравственных ценностей у детей 5-6 лет посредствам рисования растений;
–включены родители в совместную деятельность с ДОУ;
–использованы произведения художественной литературы с целью обогащения и активизации нравственных понятий у детей 5-6 лет: доброта, вежливость, отзывчивость и заботливость.
Таким образом, благодаря реализации разработанного проекта нам удалось:
–способствовать формированию ценностей детей о нравственных ценностях;
–содействовать развитию эмоционального отношения к нравственным ценностям;
–способствовать проявлению детьми нравственных норм в повседневной деятельности;
–помочь детям практически освоить нравственные ценностей в повседневной деятельности;
–содействовать формированию устойчивости проявления нравственных форм поведения.

 

  

Актуальность исследования. Формирование нравственных ценностей — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Так же, во ФГОС ДО, решается задача формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных ценностей [1].
Для формирования активной личности гражданина — патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Одним из средств, направленное на формирование нравственных ценностей детей, занимает изобразительная деятельности, в том числе и рисование. Доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям детей позволяют нам говорить об эффективности использования в формирование нравственных ценностей дошкольников этого вида деятельности. Приобщение детей к рисованию растений дает им возможность на практике познать культурно-исторический опыт, воспитывают в них нравственные чувства, переживания, развивают художественно-эмоциональное мировоззрение ребенка, формируют эстетический вкус, развития творческих способностей и бережного отношения к природе.
Вопросам формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посвящено множество исследований в педагогике, философии и психологии. Философы прошлого такие как H.A. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, уделяли большое внимание вопросам переживаний, чувств, взаимопонимания ребенка. В.Г. Нечаева, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Т.И. Пониманская, С.А. Козлова уделяли внимание развитию нравственной сферы личности ребенка.
О потенциале рисования по формированию нравственных ценностей у детей занимались и занимаются многие ученые и педагоги такие как М.Б. Глотова, Б.П. Юсовым, Л.Н. Столович, Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова, Б.М. Неменский, И.А. Лыкова и др.
Несмотря на то, что данная проблема теоретически хорошо проработана, в большинстве детских дошкольных учреждениях на практике отсутствует систематизированная работа по формированию нравственных ценностей дошкольников посредствам рисования растений.
Цель исследования: теоретические обосновать, разработать и провести комплекс занятий по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам рисования растений.
Объектом исследования является процесс формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является рисование растений как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации, поставленной нами цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятие «нравственные ценности»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить воспитательный потенциал рисования растений в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить уровень сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам рисования растений.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
-теоретические методы исследования: изучение и анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологически анализ литературы по проблеме по исследуемой проблеме;
-эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-работы и идеи философской и педагогической мысли о развитии нравственной личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Лихачев, В.С. Соловьев, Н.В Микляева, Г.М. Фридман, Е.Н. Бородина);
-работы о воспитательном потенциале рисования (М.Б. Глотова, Б.П. Юсов, И.А. Лыкова, Б.М. Неменский, Л.Н. Столярович, Л.В. Школяр и др.)
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные входе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость рисования растений, которые также могут использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №16, в котором приняли участие 22 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Фрагмент текста работы:

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредствам рисования растений

1.1. Психолого-педагогические подходы проблеме формирования нравственных ценностей у ребенка

Важность нравственного воспитания и формирования нравственных ценностей указывается и в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку фундаментом гуманизма в обществе, являются нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей. Задачи нравственного воспитания изложены в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (далее РФ): Закон РФ «Об образовании», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС ДО, и др.
Методологической основой реализации ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»[15] (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия учреждений общего образования с другими субъектами, такими как семья, учреждения дополнительного образования, общественные организации, религиозные объединения, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации. Данное взаимодействие осуществляется с целью обеспечения условий для духовного и нравственного воспитания детей.
Концепция определяет [15]:
– характер современного национального воспитательного идеала;
– цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; – систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
– основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Согласно Концепции, «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [15].
Основой нравственного воспитания является формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Такие педагоги, как Л.Р. Болотина, И.З. Гликман, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, Н.И. Болдырев, В.Т. Чепиков дают определение сущности понятия «нравственные ценности», рассмотрим эти определения с помощью таблицы представленной в работе Е.В. Чекиной [46] (табл. 1).
Таблица 1
Определение сущности понятия «нравственные ценности» разных авторов
Автор Определение сущности понятия
Л.Р. Болотина нравственные отношения человека под влиянием общественной жизни и воспитания возникают, развиваются и становятся устойчивыми свойствами личности, которые проявляются в разнообразных связях человека с окружающей действительностью
И.З. Гликман в основе качества личности всегда лежит некоторое отношение человека – к другому, к обществу, собственности, науке, процессу познания, к другим реальностям окружающего мира. Это отношение закрепляется в области сознания (убеждение), и подсознания (привычное поведение и устойчивое эмоционально-волевое отношение). Но для того, чтобы оно сложилось и закрепилось, отношение должно достаточно длительное время функционировать, определяя своеобразный характер связи данного человека и его окружения. И только тогда оно закрепится как качество личности
И.Ф. Харламов единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллективной и индивидуальной деятельности
Б.Т. Лихачев качества личности, – указывал он, – представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений
Н.И. Болдырев он указал, что «моральные качества представляют собой как бы сплав, органическое единство сознания, чувств и поведения
В.Т. Чепиков нравственные качества личности, выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру
Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует о том, что многие авторы, как Л.Р. Болотина, И.З. Гликман, Б.Т. Лихачев определяют сущность понятия «нравственные ценности», как закрепившихся в поведении и деятельности детей отношений, но не раскрывают их содержание и структуру, нравственные отношения рассматриваются как связи, которые личность устанавливает избирательно. Эти авторы считают «отношение» стержневым качеством личности. В данных определениях не все ясно и до конца определено, но можно вполне согласиться в том, что нравственные отношения в реальной действительности проявляются в поведении, рассмотрим более подробно некоторые понятия.
У И.Ф. Харламова понятие «ценности» определяется, как «единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у детей в процессе коллективной и индивидуальной деятельности» [44, c. 268]. По мнению И.Ф. Харламова, ценности различают: на нравственные (принципиальность, настойчивость, честность, правдивость, патриотизм, трудолюбие и т.д.); интеллектуальные (гибкость ума, особая сообразительность, хорошая память и т.д.); эстетические (особая эмоциональная восприимчивость того или иного вида искусства и т.д.); физические (сила, ловкость, выносливость и т.д.). Эти ценности устойчивые психологические свойства личности, характеризуют постоянство ее поведения в любых изменяющихся условиях.
В.Т. Чепиков раскрыл сущность понятия «нравственные ценности» и определяет его, как научное понятие. По определению В.Т. Чепикова «нравственные ценности – есть динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную, и поведенческо-волевую сферы личности; содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности» [47, c. 55]. Так нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми.
Б.Т. Лихачев придерживался мнения, что нравственные ценности и качества личности, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения» [21, c. 267]. Любые нравственные ценности личности выступает, как неразрывное (взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которые выражаются в его структурной и содержательной характеристиках. «Если о нравственности ученика, как правило, судят по ее внешним проявлениям, то их предпосылкой выступают внутренние (психологические) образования моральной сферы его личности» [21, c. 56].
Для формирования нравственных ценностей важно, чтобы оно проходило осознано. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственных ценностей, о их необходимости и о преимуществах овладения ими. Разрабатывая концепцию формирования нравственных ценностей, как психологических образований личности, Л.И. Божович отмечала, «что по своей психологической природе они соединяют в себе специфический для данного качества мотив и специфические для него формы и методы поведения» [5, c. 271]. При этом она подчеркивала, что «костяком» ценностей личности выступают прочно сформировавшиеся у нее привычки, поэтому качества личности необходимо целенаправленно воспитывать у ребенка.
Как отмечает Ю.К. Бабанский [2] у ребенка должно появиться желание овладеть нравственными ценностями, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения нравственных ценностей. Нравственные ценности не являются врожденными, они усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой ребенок находится.
Нравственные ценности формируются в результате нравственного воспитания. Показателем нравственной воспитанности является, характер отношения к людям, к природе и к самому к себе, выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных ценностей и качеств, таких как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, трудолюбие и т.д. Рассмотрим эти ценности с помощью таблицы 2 в словарных определениях разных авторов.
Таблица 2
Словарные определения разных авторов понятий нравственных ценностей
Ценности Показатели Авторы
Доброта -все положительное, полезное, хорошее; -отзывчивость и душевное расположение к людям;
-стремление делать добро другим С.И. Ожегова
Отзывчивый
(добрый) -делающий добро другим, отзывчивый;
-несущий благо, добро, благополучие; нравственный С.И. Ожегова

Трудолюбие -склонность, любовь к труду;
-усердие в труде Т.В. Ефремовой
Честность -честность убеждений, честность характера; -честное отношение к чему-нибудь, честное поведение Д.Н. Ушакова
Ответственность -полное сознание своей ответственности за исполнение поручения;
-необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т.п.; обязанность отвечать за их возможные последствия; -серьезность, важность чего-либо; понимать всю ответственность задания С.А. Кузнецов
В.И. Петрова выделяет показатели, позволяющие давать разноаспектную оценку индивидуальных особенностей нравственного сознания и поведения. Критерии нравственной воспитанности представляют собой признаки, которые служат основой для определения уровня сформированной структуры нравственного сознания, для установления особенностей влияния структурных компонентов нравственного сознания на мотивацию и деятельность, для выявления отношений суждений и поступков к нравственным ценностям, нравственным правилам и принципам [31].
По мнению А.С. Метелягина [25] критерии ориентированности ребенка на нравственные ценности – это такие отличительные признаки, на основании которых производится оценка меры их сформированности. По его мнению, критерии с ориентированности ребенка на нравственные ценности в процессе воспитания должны соответствовать следующим компонентам: степень усвоения нравственных понятий; отношение к нравственным ценностям; психологическая готовность к нравственному поступку. А.С. Метелягин выделяет следующие критерии и показатели:
Поведенческий критерий (нравственное поведение) – полнота этических знаний их актуальность, умение их использовать в различных жизненных ситуациях, способность применять их для анализа своего поведения и поведения других людей.
Мировоззренческий критерий и установки (нравственное убеждения) оценочные суждения, выражающие отношения к нравственным ценностям; сочувствие к людям как двигательная пружина нравственности; сила, устойчивость, глубина нравственных переживаний как основа мотивации для нравственных действий.
Ценностно-мотивационный (нравственные отношения) – степень осознанности установок на альтруистические устремления; активность в противостоянии злу в собственном сознании, дифференцирующаяся по мировоззренческим позициям личности.
Интеллектуально-когнитивный (сумма этических знаний) – различные формы поведения; внутренние побуждения, заставляющие личность вести себя так или иначе; степень устойчивости нравственного поведения.
Уровень нравственной воспитанности О.С. Богданова рассматривает, как уровень развития нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств. По мнению О.С. Богдановой [4] эти уровни могут не совпадать, между ними существуют сложные взаимосвязи, составляющие структуру личности. Поэтому показателем нравственного развития, будет не только уровень нравственного развития каждой стороны личности, но и соотношение развития разных сторон, например, сознания и поведения, поведения и чувств.
Е.Н. Бородина [6] в качестве критериев и показателей выделяет:
Образно-содержательный – наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственные ценности в художественных образах классического искусства и народного творчества.
Эмоционально-мотивационный – эмоциональная отзывчивость на художественные образы – носители нравственно-патриотических ценностей (сопереживание героям произведений, выражение к ним своего отношения в деятельности стремление подрожать им); сформированность интереса к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой.
Действенно-практический – способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственно-патриотической проблематикой.
Таким образом на основании изученной литературы И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Б.Т. Лихачева, О.С. Богданова, В.Т. Чепиков, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанского, Н.В. Микляевой и др., сделаем следующие выводы:
1.Нравственные ценности – это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам (по Г.А. Урунтаевой).
2.Воспитание нравственных ценностей – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него нравственных качеств (по Н.В. Микляевой).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы